Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Елена Ивановна Крылова
(город Пятигорск)
Елена Ивановна Крылова-Лукьянова (творческий псевдоним Елена Крылова) - ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда, инвалид 2-й группы, член организации «Дети войны», Почётный житель микрорайона «Ромашка» города Пятигорска, детский поэт, член Союза российских писателей с 1998 года.
Елена родилась 20 мая 1930 года в городе Краснодаре. С младых лет была знакома с театральной жизнью, поскольку её дед, Семён Власов - весёлый, неунывающий, эрудированный человек, очень любил театр и до революции сам содержал в Ростове и Новочеркасске антрепризу. Мать была драматической актрисой, отец - инженер. Пути родителей разошлись, и Лене вместе матерью довелось немало колесить по разным городам. Она знала многие сценические площадки, побывала на Севере, Урале, Белоруссии, Украине. В жизни пришлось быть и журналистом, и учителем, и актрисой.
15 октября 1999 года в 800 выпуске «Встречи с песней» прозвучало письмо Елены Крыловой с воспоминаниями о первых днях Великой Отечественной войны:
«...поводом моего письма послужили события в Югославии. Казалось бы, пережив такую войну, как Вторая мировая, человечество, а вернее, его сильная половина, правящая миром, то есть мужчины, должны бы поумнеть... Так нет же, всё повторяется опять... С начала войны, нашей Отечественной, прошло 58 лет, а я помню первый день так, как будто это было вчера. Мы с мамой жили в Барановичах, на границе с Польшей. И первые бомбы посыпались на нас в первый же день войны. Я схватила куклу, мама почему-то сорвала со стенки ковёр и мы помчались на вокзал, где сели в теплушку - деревянный вагон и всю дорогу до Москвы нас бомбили, стреляли по вагонам из пулемётов, было страшно, в особенности, когда от ужаса кричали женщины и дети, а поезд мчался и мчался под свист снарядов и бомб... До сих пор не пойму, как мы сумели остаться в живых. Эвакуировались в город Чебоксары, где мама стала работать в Академическом драмтеатре, в русской труппе, она была актрисой, а вскоре и я в свои 11 лет стала зарабатывать себе на хлеб, играя роли мальчиков и девочек. И вот такая зарисовка: у рояля за кулисами собрались актёры, идёт спектакль по пьесе Виктора Гусева “Слава”, все поют:
“Жили два друга в нашем полку...”
И я подпеваю:
“Пой песню, пой...”
Подпеваю своим тонким голоском, а в антракте делаю уроки или читаю своего любимого Диккенса. Очень прошу вспомнить эту песню, но только в исполнении Леонида Утёсова».
Из воспоминаний Елены Ивановны Крыловой о годах детства: «Подселили нас в частный дом, где уже жили беженцы (так нас называли) из Ленинграда. Наша комната была похоже на кладовку с подслеповатым маленьким окном. В неё едва втиснули кровать, маленький стол и “буржуйку” - железную печурку для отопления. Воды не было, “удобства” в огороде.
И начались мои трудовые будни вместе с мамой. В театр оформили меня, как актрису (на роли мальчиков и девочек), выдали хлебную карточку. Я была занята все три года в 5 спектаклях. Счастлива была я только в театре. Утром - школа, днём - репетиции, вечером спектакль. Уроки делала в антрактах. Домой приходили поздно - и в кровать.
Вместе с театром, наряду со всеми, зимой меня отправляли в лес на заготовку дров. Я и другие актёры распиливали деревья на дрова. Морозы стояли сильные, руки примерзали к пиле.
Летом от школы учеников посылали собирать лекарственные растения для раненых и на прополку огородов в колхоз. Сядешь на корточки и смотришь - где же конец твоей делянки? А она уходила за горизонт. И вот так под палящим солнцем рвёшь сорняки. Каникул у меня не было ни летом, ни зимой. Летом ещё были гастроли театра по городам Чувашии.
А дома меня ждал другой трудовой фронт. Мама мне досталась не доброй и поэтому нелюбимой мною. Я её за глаза звала “мамашей”, потому что нужна ей была как служанка. Зимой я мыла пол снегом, предварительно поскоблив его ножом от грязи. Чтобы добыть воды, ходила за 2 квартала к подружке за ведром, потом наполняла его водой из колонки на улице и тащила в гору домой. Там разливала воду по бутылкам. Потом возвращала ведро владелице. Денег на хозяйственные нужды у мамаши никогда не находилось.
Хозяйка квартиры тоже добротой не отличалась. Целый день по дому раздавался её крик в сторону квартирантов, которых она ненавидела. Она запрещала нам все, что можно: посещать тёплый туалет, который у неё был, жечь свет после 23 часов, готовить пищу и т.д. На всю жизнь я запомнила её крылатую фразу, обращенную к кому-либо из нас: “Чтоб тебе рожу-то растворожило!”
Чтобы заготовить “дрова” на зиму для буржуйки, я спускалась по длинной лестнице, ведущей к Волге, набрать мокрых щепок, выброшенных на берег. Набив мешок, я кидала его за спину и вот так поднималась по этой длинной и крутой лестнице вверх. Там я сушила щепки на солнце и “дрова” были готовы.
Всё время хотелось есть - дома, в театре и в школе. Дома лучшим лакомством считались кружки картошки, испеченные на “буржуйке”. В школе на уроках мы жевали вар или свечку, иногда жареный горох, иногда жмых, если кто-то угощал. Я считалась дистрофиком, питалась в столовой по “красной карточке” (бумажные красные талоны). Но и этого не хватало, потому что давали только одно блюдо - кашу из чечевицы. Мне тогда казалось, что вкуснее ничего нет на свете.
Был у нас один ученик - сын председателя Горкома - жадина страшная. Он приносил в школу “чирик” (маленькую бутылочку) молока, показывал нам и дразнился: “У меня есть, а я не дам!” За это мы его частенько поколачивали. Так прошли 4, 5, 6 классы.
Для моей мамаши прожить и проработать в одном городе 3 года - это было слишком много. Она нигде долго не задерживалась. Ей даже давали характеристику: “Талантливая актриса с дурным характером”... Помню до войны, в Ельце, за один год мы поменяли 6 или 7 квартир! Вечные скандалы, даже драки с соседями, хозяйками, в магазине, на базаре. Мне доставалось больше всех. А сколько школ мне пришлось поменять, переезжая из города в город! Потом однажды мне врач сказал: “Тебе, ребёнок, лучше жить отдельно от твоей матери. Она шизофреник”. А я это понимала давно. Так за всю жизнь, вольно или невольно, я побывала в 80 городах. Много видела людей, характеров.
Потом мне это пригодилось в творческой деятельности и в самодеятельности, которой отдала 10 лет. Играла в “Народном театре” Сталинграда, стала лауреатом фестиваля по художественному слову в 1957 году в Ленинграде.
Несмотря ни на что, училась я хорошо - на 4 и 5. А главное много читала. В основном классику (классический - значит образцовый), дореволюционную русскую, зарубежную, советских писателей. Особенно любила юмор: произведения А. Чехова, Ч. Диккенса, К. Джерома, М. Зощенко, Ильфа и Петрова. Заберёшься на крышу сарая и хохочешь над похождениями мистера Пиквика Ч. Диккенса. Юмор помогал мне жить.
А отец в это время работал инженером по 17 часов на Магнитогорском металлургическом комбинате. Спали все на ледяном полу, не уходя с завода. У него была другая семья (родители разошлись когда мне было 3 года). “Всё для фронта, все для Победы!” - под таким лозунгом трудился весь народ.
В 1944 году мы вернулись в Барановичи. Вместо квартиры увидели разбитый бомбой дом. Пепелище.
Детство кончилось. Начиналось отрочество, такое же голодное и неустроенное, как и детство».
Школу Елена закончила в Краснодарском крае и, мечтая стать актрисой, попыталась поступить во МХАТ, но... стала студенткой отделения детской книги (факультета «Детские библиотеки») Ленинградского библиотечного института имени Надежды Крупской. Обучение в вузе длилось 7 лет. С отличием Елена Ивановна окончила институт, затем и аспирантуру, по распределению стала работать заведующей библиотекой в разрушенном войной Сталинграде, позже - в Свердловске, Сортавале, Симферополе.
27 октября 2001 года в 858 выпуске передачи Елена Ивановна поделилась впечатлениями студенческих лет о встрече в Ленинграде с искромётным искусством Аркадия Исааковича Райкина:
«...среди студентов Ленинградского института культуры, где я училась в начале 1950-х годов, было много поклонников театра Аркадия Райкина. Будучи бедными студентами, живущими в общежитии, мы, тем не менее, всегда находили средства, чтобы купить билет на очередную премьеру театра Аркадия Исааковича. Но поскольку это был самый дешёвый билет, то приходилось терпеливо стоять, оперевшись о колонну, весь спектакль. Вот раздвигается занавес, и стремительной походкой вылетает молодой Аркадий Райкин. Молодой, но уже с седой прядкой волос, которая так его украшала. И начинаются метаморфозы и трансформации, один образ сменяется другим: дураки, бюрократы - сколько было растрачено нервов для борьбы с ними! Зал хохочет, восторженно рукоплещет, и хочется верить, что правда и справедливость восторжествуют... Спасибо актёру - за радость, за смех, за надежду. Передайте, пожалуйста, “Песню пожарного” в исполнении Райкина - “Ты ласточка моя”».
В начале 1960-х Елена Ивановна по состоянию здоровья переехала в Кисловодск, где жили родные отца. Работала журналистом в газете «Кавказская здравница», сотрудничала с редакцией ставропольского радио: стихи Елены Крыловой неоднократно звучали в передаче «Пионерский огонёк». А в 1966 году, после смерти отца Елена Ивановна обосновалась в Пятигорске, трудилась в библиотеках города, руководила кружком юных корреспондентов Дворца пионеров и школьников.
Первая книга стихов Елены Ивановны Крыловой «Кто лучше, Бобка или Трезор» увидела свет в 1972 году в Ставропольском книжном издательстве. Затем в московском издательстве «Интер-Весы» с 1993 по 1996 годы были выпущены ещё четыре книги. Всего было издано 19 поэтических сборников для детей, среди которых «Кот Базилио из Бразилии», «Кто как смеётся?», «Мистер Смит», «Играем с папой», «Страна Смехохотания», «Весёлая чепуха», «Карнавал», «Девчонки и мальчишки», «Смешок-хохотунчик», «Про корову и козу», «Про кошек, мышек и собак», «Шиворот-навыворот», «Мадам Кураж и мсье Фураж», «Если был бы я директор», «Кот Обормот».
Произведения Елены Крыловой публиковались и в коллективных поэтических сборниках. Подборки стихотворений выходили в российских журналах, альманахах, антологиях, в их числе - «Литературное Ставрополье», «На рубеже», «Литературный Кисловодск», «Жаворонки степей», «Молодой ленинец», «Телекурьер», «Голос Кавказа», «Паровозъ», «Истоки», «Аргамак», в книге «Белая акация». На стихи Елены Ивановны ставропольскими композиторами созданы песни для детей, да и сама поэтесса писала музыку к стихам. Одна из песен на стихи Елены Крыловой «У синих гор», сочинённая композитором Георгием Арустамяном (она известна также под названием «Гимн Пятигорску»), в 1980 году получила Диплом на конкурсе песен к 200-летию города.
27 апреля 2002 года в 872 выпуске «Встречи с песней» Елена Крылова поведала радиослушателям об оперетте, своём любимом музыкальном жанре:
«...мне хочется сказать несколько слов в защиту одного из моих любимых жанров - оперетты. Почему-то на радио её мелодии звучат крайне редко, а на телевидении вообще не звучат. Оперетту изъяли неизвестно за что, и растёт поколение, не знакомое с прекрасными мелодиями Кальмана, Легара, Штрауса и многих других композиторов». - «Ну, растет поколение, не знакомое вообще почти ни с чем из культуры прошлых лет», - В.Т., «Когда-то в детстве в послевоенном разбитом Киеве, на вокзале, я впервые услышала изумительную мелодию - то была ария из оперетты Легара “Страна улыбок”, там были такие слова:
“Звёзды твоих очей
Горят светлей
Зарниц ночей...”
Она меня поразила своей красотой, и с тех пор я стала болельщицей этого жанра, хотя люблю и симфоническую музыку, и оперу. Помню, в отвоёванном у фашистов городе Барановичи, куда мы снова вернулись, у нас не было радио, и я бежала за два квартала, чтобы послушать у громкоговорителя на площади своих любимых певцов оперетты - Лебедеву и Качалова, Новикову и Гедройц. В трудные моменты жизни, а их было немало, оперетта помогала своим юмором, жизнерадостностью музыки - спасибо ей за это». Виктор Татарский: «Елена Ивановна, как только “Встреча...” получает осмысленное письмо в связи с опереттой, оно включается в программу - никаких противопоказаний. Арию из оперетты Легара “Страна улыбок”, о которой вы пишите, поёт Владимир Бунчиков».
В 2005 году к 75-летию Елены Ивановны Крыловой юные актёры и вокалисты театра-студии «Музыкальная сказка» гимназии №4 Пятигорска подготовили праздничный концерт «Страна Смехохотания», целиком состоящий из произведений поэтессы, а телевидение
В публикации «Хранительницы Лукоморья» (газета «Ставропольская правда», 12 апреля 2002 года) поэт Семён Ефимович Ванетик пишет: «Сильными сторонами творчества Елены Крыловой являются не столько отдельные строчки, сколько темы и идеи, которые она воплощает с большим или меньшим литературным успехом, но всегда изобретательно и метко с точки зрения именно детской психологии, детских интересов. <...> Из числа её воспитанников десять человек стали профессиональными журналистами.
Сегодня так сложилось, что автор, если он не знаменит, должен сам заниматься продажей своих книг. Как правило, это делается для того, чтобы вернуть деньги, затраченные на издание, и накопить по возможности сумму, необходимую для выпуска следующей книги. О доходах речи нет. Книги распространяются во время выступлений в школах, детских садах, библиотеках. Вот некоторые цифры. <...> Е. Крылова за 28 лет устроила более 400 выступлений. Подвижнический труд, особенно если учесть, что в последние годы он осуществляется немолодыми и не очень здоровыми женщинами. Да, восторги юных слушателей и читателей согревают их сердца. Но и внимания со стороны общественности, а также административных органов они заслуживают большего, чем им оказывается. В частности, Елена Ивановна Крылова, которая в 2000 году отметила свое 70-летие, живёт много лет в общежитии. Ходатайство Союза писателей о переселении её в отдельную квартиру, направленное главе Пятигорска Ю. Васильеву, не нашло положительного отклика. Возникает вопрос: а у многих ли молодых людей при таком отношении к писателям возникнет желание ступить на писательскую стезю? Да ещё такую душезатратную, как детская литература...»
Критика неоднократно отмечала, что «стихи Елены Крыловой очень доброжелательны. В них много загадок, шуток, юмора. Авторские литературные чтения Елены Крыловой с неожиданными импровизациями и весёлыми играми прививали детям стойкий интерес к стихам, провоцировали на самостоятельное чтение книг. Елена Ивановна проводила творческие встречи с детьми и родителями в библиотеках, школах и детских садах Пятигорска. Уделяла большое внимание вопросам нравственного воспитания детей, привития им уважения к родителям, старикам, любви к природе, Родине, русскому слову и русской культуре».
Ушла из жизни Елена Ивановна Крылова 17 июня 2022 года. Произведения поэтессы можно прочитать на сайте
Биографическая страница Елены Крыловой подготовлена по открытым источникам Интернета и материалам из архива Оксаны Иванец.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.