RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Виктор Иванович Попов
(Екатеринбург)



Виктор Иванович Попов

Виктор Иванович Попов - музыкант, искусствовед, писатель, публицист, кандидат педагогических наук, помощник «Встречи с песней».

13 июня 2015 года в 1242 выпуске радиопередачи прозвучал присланный Виктором Поповым из своей аудиоколлекции один из трёх вариантов исполнения знаменитой гавайской прощальной песни «Алоха Оэ», запись которой не мог разыскать Виктор Татарский (кадр из этой передачи с песней «Алоха Оэ» был повторён Виктором Витальевичем Татарским 9 апреля 2022 года в 1434 выпуске):

      «А сейчас я должен вернуться к письму Валентина Алексеевича Аронова из Краснодара, которое было во “Встрече...” в конце прошлого года. Дело в том, что тогда я не смог выполнить его просьбу, а сегодня смогу. Валентин Алексеевич писал: “...помню свои переживания после того, как прочитал рассказ Джека Лондона «Алоха Оэ»...”. Кстати, вот правильное ударение - “Оэ”, я тогда сказал “Оэ”. “...Гавайи, любовь, разлука, боль утраты и никакой надежды. Всё это под звуки туземной песни «Алоха Оэ». Видимо, мелодия была настолько хороша, что Джек Лондон посвятил песне свой рассказ. Много позже из книги этнографа и путешественника Милослава Стингла «Очарованные Гавайи» я узнал, что песню эту написала последняя королева независимого Гавайского государства, которую звали Лилиуокалани. Песня так понравилась подданным, что вскоре её исполняли и как национальный гимн”. Ну вот, прочитав это письмо в передаче, я сказал, что пока обнаружить запись этой песни не удалось и предложил Валентину Алексеевичу другую очень красивую гавайскую песню “Лей Алоха”. Слово “алоха”, как видите, в названии обеих песен. Позднее выяснилось, что это гавайское приветствие, употребляемое и при встрече, и при прощании. Так вот, недавно Виктор Иванович Попов из Екатеринбурга прислал “Встрече...” гавайскую песню “Алоха Оэ” в трёх вариантах. Благодарю Вас сердечно, Виктор Иванович. Вот что он пишет: “Песня «Алоха Оэ» стала синонимом гавайской музыки. Её пели Элвис Пресли, Лена Мачадо и другие известные певцы, побывавшие на Гавайях. А Джек Лондон посвятил этой песне рассказ”».

Из интервью В.И. Попова веб-архиву передачи «Встреча с песней»:

      «Передачу Виктора Татарского я слушал в течение многих лет. У меня был профессиональный интерес к радио. Дело в том, что, когда учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, интересовался тем, как делаются передачи на радио и телевидении. У нас были задания: сделать телевизионную и радиопередачу. В 1981 году я закончил институт. Вот с этого времени, наверное, и стал слушать “Встречу с песней”. А потом потерял её из виду - во время ремонта квартиры мне оборвали проводное радио и передачу я потерял. А раньше, если я был дома, у радио, то обязательно слушал “Встречу с песней”. На магнитофон как-то записал несколько выпусков, но они не сохранились - кассеты утеряны...

      Помню, иногда даже плакал, слушая Виктора Татарского - какие-то эпизоды из собственной жизни всплывали... У человека ведь музыкальное впечатление связано с какой-то бытовой историей. И я вспоминал что-то из своей жизни, слушая песни... Также и когда слушал передачу “В нашу гавань заходили корабли” многое вспоминалось. А в передаче Виктора Татарского интересны были и письма, и песни - реагировал и на то, и на то.

      Как-то Виктор Татарский посетовал на тех, кто пишет ему по электронной почте. Он говорил, что предпочитает держать в руках листок бумаги и за ним, за письмом, видит людей. И я придерживаюсь такого же мнения: письма, написанные от руки, не сравнятся с письмами по электронной почте! Хотя, время такое, что писать через интернет удобнее - я веду переписку со многими гитаристами из разных стран мира, конечно, по электронной почте.

      Во “Встречу с песней” я отправлял три письма, но не знаю, читал ли их Татарский. А вот, когда в одной из передач услышал о том, что Виктор Татарский не смог в Москве найти записи песни “Алоха Оэ”, меня это очень удивило. У меня в Екатеринбурге оказалось несколько записей. И я ему, конечно же, их прислал: две архивные и две записи по-разному звучащих в исполнении Игоря Синёва - гитариста из Минска (он сейчас в Германии живёт). Игорь Синёв инженер по образованию, но стал прекрасным гитаристом, исполнителем именно на гавайской гитаре. Он играет и собственные произведения, и классику. Гавайскую гитару он сконструировал сам. Прислал мне из Германии пять дисков со своими записями. Вот среди них и была “Алоха Оэ”. Об Игоре Синёве у меня и в книге “Летопись современного гитаризма...” написано, две статьи сделано, и на Свердловском радио я его записи давал.

      Я вёл на радио передачи. Одна диктор мне сказала, что старые передачи мы не пускаем в эфир, так как они не сохраняются: “Передача - это как мотылёк, который живёт один день”. Поэтому, я очень обрадовался, когда узнал, что “Встреча с песней” повторяется из архива “Радио России” и что есть сайт, на котором собираются эти передачи - хорошо, что вы этих “мотыльков” ловите!».

Виктор Попов родился 10 мая 1941 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1967 году по классу баяна окончил Донецкий филиал Харьковского государственного института искусств, а в 1981 году - театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Более 40 лет Виктор Иванович отдал работе в детских музыкальных школах родного города - педагог, завуч, директор. В 1990-е - начале 2000-х годов был арт-директором фестивалей гитарно-симфонической музыки в Екатеринбурге. С 1991 года в течение полутора десятилетий вёл в Свердловской областной филармонии абонемент «Мой остров – гитара». Помимо этого, Виктор Попов - автор и ведущий многочисленных радио- и телевизионных передач о музыке и музыкантах; автор свыше 400 газетно-журнальных публикаций.

В течение тридцати лет Виктор Попов изучал историю гитарного искусства, вёл обширную переписку с гитаристами Советского Союза. За это время собрал огромный материал из жизни гитары (в том числе, фонографический), охватывающий вторую половину ХХ – начало ХХI столетия.

Музыкантам-профессионалам и любителям музыки, наверняка, знакомы антология «Её величество гитара, воспетая в стихах, песнях и романсах», составленная Виктором Поповым и его книги: «Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов», «Летопись современного российского гитаризма, или Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России», «Гавайская гитара». Виктор Иванович принимал активное участие и в создании словаря-справочника «Классическая гитара в России и СССР».

В 2009 году увидел свет двухтомник «Диалоги о гитаре... И не только о ней» - исследовательский труд Виктора Ивановича Попова, материалы к которому собирались более двух десятилетий. В книгу вошли записи бесед и интервью Виктора Попова с более шестидесяти гитаристами из разных городов бывшего СССР, зарубежными гитаристами, гитарными мастерами, представителями других видов искусств. И это диалоги не только о гитаре, но и о современной жизни: статьи, газетные и журнальные публикации, «монографические» размышления автора, проблемные публицистические материалы, рецензии. Книга содержит немало редких архивных документов и фотографий. Сам Виктор Иванович так говорит об этой книге: «...её герои делятся с читателем сокровенными секретами своего творчества, становления, своего музыкального опыта. Если в немногочисленных русскоязычных источниках М. Стаховича, В. Русанова, П. Агафошина, М. Иванова, Б. Вольмана, в уникальном словаре-справочнике М. Яблокова содержится история российской гитары за 200 лет, то в «Диалогах о гитаре» – её сегодняшний день».

Музыкально-литературную беседу о творчестве Владимира Семёновича Высоцкого проводит Виктор Иванович Попов (г. Екатеринбург)

Особая стезя Виктора Попова - исследование и популяризация творчества Владимира Семёновича Высоцкого. Виктором Ивановичем опубликованы более 100 газетных и журнальных статей о Владимире Высоцком, на Уральском региональном телевидении им снят цикл телевизионных передач «Неизвестный Высоцкий», неоднократно о творческом наследии поэта и барда Виктором Поповым проводились музыкально-литературные беседы. В 2002 году Виктор Иванович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему: «Педагогический потенциал песенного творчества В.С. Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников». Также Виктором Поповым написаны книги «Письма о Высоцком», «Диалоги о Высоцком» (книга основана на многочисленных магнитофонных беседах автора с деятелями культуры и искусства, которым небезразлична личность поэта-музыканта) и «Мой Высоцкий» (собрание статей, размышлений, эссе, публикаций автора разных лет).

Из интервью В.И. Попова веб-архиву передачи «Встреча с песней»:

      «В 2000 году я защитил диссертацию по Высоцкому. Трижды переписывал текст, так как строгие чиновники называли тему творчества Высоцкого не диссертабельной. А я написал 300 страниц, хотя для кандидатской диссертации требуется не более 180 страниц текста. Трижды переписывал диссертацию и защитил. Меня из-за Высоцкого даже увольняли с должности директора музыкальной школы, говорили: “Как так?! Коммунист Попов ведёт разговоры про какого-то Высоцкого?!”.

      Недавно написал статью “Композитор Владимир Высоцкий”, которая в местном журнале вышла. И в неё обосновал композиторский талант Владимира Высоцкого, доказал, что Высоцкий - именно композитор. Владимира Высоцкого долгое время в СССР не воспринимали не только как композитора, но и как поэта. А я изучал Высоцкого как исполнителя и как композитора, и доказал свою правоту, как говорится, в пику “консерваторским”!

      Ещё во время учёбы в институте писал о Модесте Чайковском как о драматурге и литературном критике. Мне тогда говорили: что вы о каком-то Модесте пишите, надо о Петре Ильиче Чайковском писать. Но о нём уже “тонны литературы” написаны! А я, начиная с курсовой работы, писал о его брате Модесте. Работал с первоисточниками, с документами в московских и ленинградских архивах и огромное количество информации накопал. О Модесте Чайковском до меня лишь одна маленькая книжка была - о братьях Чайковских. И в ней Модесту были посвящены всего одна или две страницы. Мне предлагали писать на тему “Образ Владимира Ильича Ленина в театрах Свердловской области”, но я отказался от такой темы. В итоге, всё-таки кафедра утвердила тему о Модесте Чайковском. Так и о Высоцком: как бы его не воспринимали, но он и поэт, и композитор».

Музыкант, искусствовед, писатель и публицист В.И.Попов. Интервью телевидению

О себе Виктор Иванович Попов рассказывает так: «Заниматься музыкой я начал, к сожалению, поздно (в то время родителям было не до этого): уже в седьмом–восьмом классе поступил в вечернюю музшколу по классу баяна. Явно не обладая исполнительским комплексом музыканта, не добился в этом каких-то хоть чуточку заметных достижений. На гитаре не играю вовсе, хотя люблю и знаю этот инструмент. В 1964 году в газете “Вечерний Свердловск” была помещена первая заметка за подписью В. Попов, связанная с музыкой. С тех пор стремление к “писательству” на музыкальные темы все возрастало. В конце концов, общий интерес к искусству, желание писать об искусстве привели в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на театроведческий факультет, который я закончил заочно в 1981 г.

Судьба накрепко связала меня с русскими народными инструментами и, видя многие проблемы в этом деле, я стараюсь всеми силами помогать народникам: организационно — как директор музшколы развиваю классы баяна, балалайки, домры, гитары; пестую этих педагогов, добываю хорошие инструменты; печатно — воспеваю народников, особенно молодых, неизвестных и малоизвестных. <...> Горжусь тем, что ещё в январе 1975 года напечатал большую газетную рецензию на концерт мало тогда известного кому гитариста Александра Фраучи. Это был первый такой материал в “портфеле” начинающего музыканта. <...> Благодаря журналистской работе встречался и беседовал с десятками баянистов, домристов, балалаечников, гитаристов, лютнистов».

Публикация подготовлена по материалам сайта «История гитары в лицах»


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.