Виктор Иванович Попов - музыкант, искусствовед, писатель, публицист, кандидат педагогических наук, помощник «Встречи с песней».
13 июня 2015 года в 1242 выпуске радиопередачи прозвучал присланный Виктором Поповым из своей аудиоколлекции один из трёх вариантов исполнения знаменитой гавайской прощальной песни «Алоха Оэ», запись которой не мог разыскать Виктор Татарский (кадр из этой передачи с песней «Алоха Оэ» был повторён Виктором Витальевичем Татарским 9 апреля 2022 года в 1434 выпуске):
«А сейчас я должен вернуться к письму Валентина Алексеевича Аронова из Краснодара, которое было во “Встрече...” в конце прошлого года. Дело в том, что тогда я не смог выполнить его просьбу, а сегодня смогу. Валентин Алексеевич писал: “...помню свои переживания после того, как прочитал рассказ Джека Лондона «Алоха Оэ»...”. Кстати, вот правильное ударение - “Оэ”, я тогда сказал “Оэ”. “...Гавайи, любовь, разлука, боль утраты и никакой надежды. Всё это под звуки туземной песни «Алоха Оэ». Видимо, мелодия была настолько хороша, что Джек Лондон посвятил песне свой рассказ. Много позже из книги этнографа и путешественника Милослава Стингла «Очарованные Гавайи» я узнал, что песню эту написала последняя королева независимого Гавайского государства, которую звали Лилиуокалани. Песня так понравилась подданным, что вскоре её исполняли и как национальный гимн”. Ну вот, прочитав это письмо в передаче, я сказал, что пока обнаружить запись этой песни не удалось и предложил Валентину Алексеевичу другую очень красивую гавайскую песню “Лей Алоха”. Слово “алоха”, как видите, в названии обеих песен. Позднее выяснилось, что это гавайское приветствие, употребляемое и при встрече, и при прощании. Так вот, недавно Виктор Иванович Попов из Екатеринбурга прислал “Встрече...” гавайскую песню “Алоха Оэ” в трёх вариантах. Благодарю Вас сердечно, Виктор Иванович. Вот что он пишет: “Песня «Алоха Оэ» стала синонимом гавайской музыки. Её пели Элвис Пресли, Лена Мачадо и другие известные певцы, побывавшие на Гавайях. А Джек Лондон посвятил этой песне рассказ”».
Из интервью В.И. Попова веб-архиву передачи «Встреча с песней»:
«Передачу Виктора Татарского я слушал в течение многих лет. У меня был профессиональный интерес к радио. Дело в том, что, когда учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, интересовался тем, как делаются передачи на радио и телевидении. У нас были задания: сделать телевизионную и радиопередачу. В 1981 году я закончил институт. Вот с этого времени, наверное, и стал слушать “Встречу с песней”. А потом потерял её из виду - во время ремонта квартиры мне оборвали проводное радио и передачу я потерял. А раньше, если я был дома, у радио, то обязательно слушал “Встречу с песней”. На магнитофон как-то записал несколько выпусков, но они не сохранились - кассеты утеряны...
Помню, иногда даже плакал, слушая Виктора Татарского - какие-то эпизоды из собственной жизни всплывали... У человека ведь музыкальное впечатление связано с какой-то бытовой историей. И я вспоминал что-то из своей жизни, слушая песни... Также и когда слушал передачу “В нашу гавань заходили корабли” многое вспоминалось. А в передаче Виктора Татарского интересны были и письма, и песни - реагировал и на то, и на то.
Как-то Виктор Татарский посетовал на тех, кто пишет ему по электронной почте. Он говорил, что предпочитает держать в руках листок бумаги и за ним, за письмом, видит людей. И я придерживаюсь такого же мнения: письма, написанные от руки, не сравнятся с письмами по электронной почте! Хотя, время такое, что писать через интернет удобнее - я веду переписку со многими гитаристами из разных стран мира, конечно, по электронной почте.
Во “Встречу с песней” я отправлял три письма, но не знаю, читал ли их Татарский. А вот, когда в одной из передач услышал о том, что Виктор Татарский не смог в Москве найти записи песни “Алоха Оэ”, меня это очень удивило. У меня в Екатеринбурге оказалось несколько записей. И я ему, конечно же, их прислал: две архивные и две записи по-разному звучащих в исполнении Игоря Синёва - гитариста из Минска (он сейчас в Германии живёт). Игорь Синёв инженер по образованию, но стал прекрасным гитаристом, исполнителем именно на гавайской гитаре. Он играет и собственные произведения, и классику. Гавайскую гитару он сконструировал сам. Прислал мне из Германии пять дисков со своими записями. Вот среди них и была “Алоха Оэ”. Об Игоре Синёве у меня и в книге “Летопись современного гитаризма...” написано, две статьи сделано, и на Свердловском радио я его записи давал.
Я вёл на радио передачи. Одна диктор мне сказала, что старые передачи мы не пускаем в эфир, так как они не сохраняются: “Передача - это как мотылёк, который живёт один день”. Поэтому, я очень обрадовался, когда узнал, что “Встреча с песней” повторяется из архива “Радио России” и что есть сайт, на котором собираются эти передачи - хорошо, что вы этих “мотыльков” ловите!».
Виктор Попов родился 10 мая 1941 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1967 году по классу баяна окончил Донецкий филиал Харьковского государственного института искусств, а в 1981 году - театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Более 40 лет Виктор Иванович отдал работе в детских музыкальных школах родного города - педагог, завуч, директор. В 1990-е - начале 2000-х годов был арт-директором фестивалей гитарно-симфонической музыки в Екатеринбурге. С 1991 года в течение полутора десятилетий вёл в Свердловской областной филармонии абонемент «Мой остров – гитара». Помимо этого, Виктор Попов - автор и ведущий многочисленных радио- и телевизионных передач о музыке и музыкантах; автор свыше 400 газетно-журнальных публикаций.
В течение тридцати лет Виктор Попов изучал историю гитарного искусства, вёл обширную переписку с гитаристами Советского Союза. За это время собрал огромный материал из жизни гитары (в том числе, фонографический), охватывающий вторую половину ХХ – начало ХХI столетия.
Музыкантам-профессионалам и любителям музыки, наверняка, знакомы антология «Её величество гитара, воспетая в стихах, песнях и романсах», составленная Виктором Поповым и его книги: «Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов», «Летопись современного российского гитаризма, или Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России», «Гавайская гитара». Виктор Иванович принимал активное участие и в создании словаря-справочника «Классическая гитара в России и СССР».
В 2009 году увидел свет двухтомник «Диалоги о гитаре... И не только о ней» - исследовательский труд Виктора Ивановича Попова, материалы к которому собирались более двух десятилетий. В книгу вошли записи бесед и интервью Виктора Попова с более шестидесяти гитаристами из разных городов бывшего СССР, зарубежными гитаристами, гитарными мастерами, представителями других видов искусств. И это диалоги не только о гитаре, но и о современной жизни: статьи, газетные и журнальные публикации, «монографические» размышления автора, проблемные публицистические материалы, рецензии. Книга содержит немало редких архивных документов и фотографий. Сам Виктор Иванович так говорит об этой книге: «...её герои делятся с читателем сокровенными секретами своего творчества, становления, своего музыкального опыта. Если в немногочисленных русскоязычных источниках М. Стаховича, В. Русанова, П. Агафошина, М. Иванова, Б. Вольмана, в уникальном словаре-справочнике М. Яблокова содержится история российской гитары за 200 лет, то в «Диалогах о гитаре» – её сегодняшний день».
Особая стезя Виктора Попова - исследование и популяризация творчества Владимира Семёновича Высоцкого. Виктором Ивановичем опубликованы более 100 газетных и журнальных статей о Владимире Высоцком, на Уральском региональном телевидении им снят цикл телевизионных передач «Неизвестный Высоцкий», неоднократно о творческом наследии поэта и барда Виктором Поповым проводились музыкально-литературные беседы. В 2002 году Виктор Иванович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему: «Педагогический потенциал песенного творчества В.С. Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников». Также Виктором Поповым написаны книги «Письма о Высоцком», «Диалоги о Высоцком» (книга основана на многочисленных магнитофонных беседах автора с деятелями культуры и искусства, которым небезразлична личность поэта-музыканта) и «Мой Высоцкий» (собрание статей, размышлений, эссе, публикаций автора разных лет).
Из интервью В.И. Попова веб-архиву передачи «Встреча с песней»:
«В 2000 году я защитил диссертацию по Высоцкому. Трижды переписывал текст, так как строгие чиновники называли тему творчества Высоцкого не диссертабельной. А я написал 300 страниц, хотя для кандидатской диссертации требуется не более 180 страниц текста. Трижды переписывал диссертацию и защитил. Меня из-за Высоцкого даже увольняли с должности директора музыкальной школы, говорили: “Как так?! Коммунист Попов ведёт разговоры про какого-то Высоцкого?!”.
Недавно написал статью “Композитор Владимир Высоцкий”, которая в местном журнале вышла. И в неё обосновал композиторский талант Владимира Высоцкого, доказал, что Высоцкий - именно композитор. Владимира Высоцкого долгое время в СССР не воспринимали не только как композитора, но и как поэта. А я изучал Высоцкого как исполнителя и как композитора, и доказал свою правоту, как говорится, в пику “консерваторским”!
Ещё во время учёбы в институте писал о Модесте Чайковском как о драматурге и литературном критике. Мне тогда говорили: что вы о каком-то Модесте пишите, надо о Петре Ильиче Чайковском писать. Но о нём уже “тонны литературы” написаны! А я, начиная с курсовой работы, писал о его брате Модесте. Работал с первоисточниками, с документами в московских и ленинградских архивах и огромное количество информации накопал. О Модесте Чайковском до меня лишь одна маленькая книжка была - о братьях Чайковских. И в ней Модесту были посвящены всего одна или две страницы. Мне предлагали писать на тему “Образ Владимира Ильича Ленина в театрах Свердловской области”, но я отказался от такой темы. В итоге, всё-таки кафедра утвердила тему о Модесте Чайковском. Так и о Высоцком: как бы его не воспринимали, но он и поэт, и композитор».
О себе Виктор Иванович Попов рассказывает так: «Заниматься музыкой я начал, к сожалению, поздно (в то время родителям было не до этого): уже в седьмом–восьмом классе поступил в вечернюю музшколу по классу баяна. Явно не обладая исполнительским комплексом музыканта, не добился в этом каких-то хоть чуточку заметных достижений. На гитаре не играю вовсе, хотя люблю и знаю этот инструмент. В 1964 году в газете “Вечерний Свердловск” была помещена первая заметка за подписью В. Попов, связанная с музыкой. С тех пор стремление к “писательству” на музыкальные темы все возрастало. В конце концов, общий интерес к искусству, желание писать об искусстве привели в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на театроведческий факультет, который я закончил заочно в 1981 г.
Судьба накрепко связала меня с русскими народными инструментами и, видя многие проблемы в этом деле, я стараюсь всеми силами помогать народникам: организационно — как директор музшколы развиваю классы баяна, балалайки, домры, гитары; пестую этих педагогов, добываю хорошие инструменты; печатно — воспеваю народников, особенно молодых, неизвестных и малоизвестных. <...> Горжусь тем, что ещё в январе 1975 года напечатал большую газетную рецензию на концерт мало тогда известного кому гитариста Александра Фраучи. Это был первый такой материал в “портфеле” начинающего музыканта. <...> Благодаря журналистской работе встречался и беседовал с десятками баянистов, домристов, балалаечников, гитаристов, лютнистов».
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.