Виктор Иванович Попов - музыкант, искусствовед, писатель, публицист, кандидат педагогических наук, помощник «Встречи с песней».
13 апреля 2002 года в 871 выпуске, 13 июня 2015 года в 1242 выпуске и 9 апреля 2022 года в 1434 выпуске «Встречи...» прозвучал присланный Виктором Поповым из своей аудиоколлекции один из трёх вариантов исполнения знаменитой гавайской прощальной песни «Алоха Оэ», запись которой не смог разыскать в Москве Виктор Татарский:
«А сейчас я должен вернуться к письму Валентина Алексеевича Аронова из Краснодара, которое было во “Встрече...” в конце прошлого года*. Дело в том, что тогда я не смог выполнить его просьбу, а сегодня смогу. Валентин Алексеевич писал: “...помню свои переживания после того, как прочитал рассказ Джека Лондона «Алоха Оэ»...”. Кстати, вот правильное ударение - “Оэ”, я тогда сказал “Оэ”. “...Гавайи, любовь, разлука, боль утраты и никакой надежды. Всё это под звуки туземной песни «Алоха Оэ». Видимо, мелодия была настолько хороша, что Джек Лондон посвятил песне свой рассказ. Много позже из книги этнографа и путешественника Милослава Стингла «Очарованные Гавайи» я узнал, что песню эту написала последняя королева независимого Гавайского государства, которую звали Лилиуокалани. Песня так понравилась подданным, что вскоре её исполняли и как национальный гимн”. Ну вот, прочитав это письмо в передаче, я сказал, что пока обнаружить запись этой песни не удалось и предложил Валентину Алексеевичу другую очень красивую гавайскую песню “Лей Алоха”. Слово “алоха”, как видите, в названии обеих песен. Позднее выяснилось, что это гавайское приветствие, употребляемое и при встрече, и при прощании. Так вот, недавно Виктор Иванович Попов из Екатеринбурга прислал “Встрече...” гавайскую песню “Алоха Оэ” в трёх вариантах. Благодарю Вас сердечно, Виктор Иванович. Вот что он пишет: “Песня «Алоха Оэ» стала синонимом гавайской музыки. Её пели Элвис Пресли, Лена Мачадо и другие известные певцы, побывавшие на Гавайях. А Джек Лондон посвятил этой песне рассказ”».
Из интервью В.И. Попова веб-архиву передачи «Встреча с песней»:
«Передачу Виктора Татарского я слушал в течение многих лет. У меня был профессиональный интерес к радио. Дело в том, что, когда учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, интересовался тем, как делаются передачи на радио и телевидении. У нас были задания: сделать телевизионную и радиопередачу. В 1981 году я закончил институт. Вот с этого времени, наверное, и стал слушать “Встречу с песней”. А потом потерял её из виду - во время ремонта квартиры мне оборвали проводное радио и передачу я потерял. А раньше, если я был дома, у радио, то обязательно слушал “Встречу с песней”. На магнитофон как-то записал несколько выпусков, но они не сохранились - кассеты утеряны...
Помню, иногда даже плакал, слушая Виктора Татарского - какие-то эпизоды из собственной жизни всплывали... У человека ведь музыкальное впечатление связано с какой-то бытовой историей. И я вспоминал что-то из своей жизни, слушая песни... Также и когда слушал передачу “В нашу гавань заходили корабли” многое вспоминалось. А в передаче Виктора Татарского интересны были и письма, и песни - реагировал и на то, и на то.
Как-то Виктор Татарский посетовал на тех, кто пишет ему по электронной почте. Он говорил, что предпочитает держать в руках листок бумаги и за ним, за письмом, видит людей. И я придерживаюсь такого же мнения: письма, написанные от руки, не сравнятся с письмами по электронной почте! Хотя, время такое, что писать через интернет удобнее - я веду переписку со многими гитаристами из разных стран мира, конечно, по электронной почте.
Во “Встречу с песней” я отправлял три письма, но не знаю, читал ли их Татарский. А вот, когда в одной из передач услышал о том, что Виктор Татарский не смог в Москве найти записи песни “Алоха Оэ”, меня это очень удивило. У меня в Екатеринбурге оказалось несколько записей. И я ему, конечно же, их прислал: две архивные и две записи по-разному звучащих в исполнении Игоря Синёва - гитариста из Минска (он сейчас в Германии живёт). Игорь Синёв инженер по образованию, но стал прекрасным гитаристом, исполнителем именно на гавайской гитаре. Он играет и собственные произведения, и классику. Гавайскую гитару он сконструировал сам. Прислал мне из Германии пять дисков со своими записями. Вот среди них и была “Алоха Оэ”. Об Игоре Синёве у меня и в книге “Летопись современного гитаризма...” написано, две статьи сделано, и на Свердловском радио я его записи давал.
Я вёл на радио передачи. Одна диктор мне сказала, что старые передачи мы не пускаем в эфир, так как они не сохраняются: “Передача - это как мотылёк, который живёт один день”. Поэтому, я очень обрадовался, когда узнал, что “Встреча с песней” повторяется из архива “Радио России” и что есть сайт, на котором собираются эти передачи - хорошо, что вы этих “мотыльков” ловите!».
Виктор Попов родился 10 мая 1941 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1967 году по классу баяна окончил Донецкий филиал Харьковского государственного института искусств, а в 1981 году - театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Более 40 лет Виктор Иванович отдал работе в детских музыкальных школах родного города - педагог, завуч, директор. В 1990-е - начале 2000-х годов был арт-директором фестивалей гитарно-симфонической музыки в Екатеринбурге. С 1991 года в течение полутора десятилетий вёл в Свердловской областной филармонии абонемент «Мой остров – гитара». Помимо этого, Виктор Попов - автор и ведущий многочисленных радио- и телевизионных передач о музыке и музыкантах; автор свыше 400 газетно-журнальных публикаций.
В течение тридцати лет Виктор Попов изучал историю гитарного искусства, вёл обширную переписку с гитаристами Советского Союза. За это время собрал огромный материал из жизни гитары (в том числе, фонографический), охватывающий вторую половину ХХ – начало ХХI столетия.
Музыкантам-профессионалам и любителям музыки, наверняка, знакомы антология «Её величество гитара, воспетая в стихах, песнях и романсах», составленная Виктором Поповым и его книги: «Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов», «Летопись современного российского гитаризма, или Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России», «Гавайская гитара». Виктор Иванович принимал активное участие и в создании словаря-справочника «Классическая гитара в России и СССР».
В 2009 году увидел свет двухтомник «Диалоги о гитаре... И не только о ней» - исследовательский труд Виктора Ивановича Попова, материалы к которому собирались более двух десятилетий. В книгу вошли записи бесед и интервью Виктора Попова с более шестидесяти гитаристами из разных городов бывшего СССР, зарубежными гитаристами, гитарными мастерами, представителями других видов искусств. И это диалоги не только о гитаре, но и о современной жизни: статьи, газетные и журнальные публикации, «монографические» размышления автора, проблемные публицистические материалы, рецензии. Книга содержит немало редких архивных документов и фотографий. Сам Виктор Иванович так говорит об этой книге: «...её герои делятся с читателем сокровенными секретами своего творчества, становления, своего музыкального опыта. Если в немногочисленных русскоязычных источниках М. Стаховича, В. Русанова, П. Агафошина, М. Иванова, Б. Вольмана, в уникальном словаре-справочнике М. Яблокова содержится история российской гитары за 200 лет, то в «Диалогах о гитаре» – её сегодняшний день».
Особая стезя Виктора Попова - исследование и популяризация творчества Владимира Семёновича Высоцкого. Виктором Ивановичем опубликованы более 100 газетных и журнальных статей о Владимире Высоцком, на Уральском региональном телевидении им снят цикл телевизионных передач «Неизвестный Высоцкий», неоднократно о творческом наследии поэта и барда Виктором Поповым проводились музыкально-литературные беседы. В 2002 году Виктор Иванович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему: «Педагогический потенциал песенного творчества В.С. Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников». Также Виктором Поповым написаны книги «Письма о Высоцком», «Диалоги о Высоцком» (книга основана на многочисленных магнитофонных беседах автора с деятелями культуры и искусства, которым небезразлична личность поэта-музыканта) и «Мой Высоцкий» (собрание статей, размышлений, эссе, публикаций автора разных лет).
Из интервью В.И. Попова веб-архиву передачи «Встреча с песней»:
«В 2000 году я защитил диссертацию по Высоцкому. Трижды переписывал текст, так как строгие чиновники называли тему творчества Высоцкого не диссертабельной. А я написал 300 страниц, хотя для кандидатской диссертации требуется не более 180 страниц текста. Трижды переписывал диссертацию и защитил. Меня из-за Высоцкого даже увольняли с должности директора музыкальной школы, говорили: “Как так?! Коммунист Попов ведёт разговоры про какого-то Высоцкого?!”.
Недавно написал статью “Композитор Владимир Высоцкий”, которая в местном журнале вышла. И в неё обосновал композиторский талант Владимира Высоцкого, доказал, что Высоцкий - именно композитор. Владимира Высоцкого долгое время в СССР не воспринимали не только как композитора, но и как поэта. А я изучал Высоцкого как исполнителя и как композитора, и доказал свою правоту, как говорится, в пику “консерваторским”!
Ещё во время учёбы в институте писал о Модесте Чайковском как о драматурге и литературном критике. Мне тогда говорили: что вы о каком-то Модесте пишите, надо о Петре Ильиче Чайковском писать. Но о нём уже “тонны литературы” написаны! А я, начиная с курсовой работы, писал о его брате Модесте. Работал с первоисточниками, с документами в московских и ленинградских архивах и огромное количество информации накопал. О Модесте Чайковском до меня лишь одна маленькая книжка была - о братьях Чайковских. И в ней Модесту были посвящены всего одна или две страницы. Мне предлагали писать на тему “Образ Владимира Ильича Ленина в театрах Свердловской области”, но я отказался от такой темы. В итоге, всё-таки кафедра утвердила тему о Модесте Чайковском. Так и о Высоцком: как бы его не воспринимали, но он и поэт, и композитор».
О себе Виктор Иванович Попов рассказывает так: «Заниматься музыкой я начал, к сожалению, поздно (в то время родителям было не до этого): уже в седьмом–восьмом классе поступил в вечернюю музшколу по классу баяна. Явно не обладая исполнительским комплексом музыканта, не добился в этом каких-то хоть чуточку заметных достижений. На гитаре не играю вовсе, хотя люблю и знаю этот инструмент. В 1964 году в газете “Вечерний Свердловск” была помещена первая заметка за подписью В. Попов, связанная с музыкой. С тех пор стремление к “писательству” на музыкальные темы все возрастало. В конце концов, общий интерес к искусству, желание писать об искусстве привели в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на театроведческий факультет, который я закончил заочно в 1981 г.
Судьба накрепко связала меня с русскими народными инструментами и, видя многие проблемы в этом деле, я стараюсь всеми силами помогать народникам: организационно — как директор музшколы развиваю классы баяна, балалайки, домры, гитары; пестую этих педагогов, добываю хорошие инструменты; печатно — воспеваю народников, особенно молодых, неизвестных и малоизвестных. <...> Горжусь тем, что ещё в январе 1975 года напечатал большую газетную рецензию на концерт мало тогда известного кому гитариста Александра Фраучи. Это был первый такой материал в “портфеле” начинающего музыканта. <...> Благодаря журналистской работе встречался и беседовал с десятками баянистов, домристов, балалаечников, гитаристов, лютнистов».
Примечание: * письмо Валентина Аронова звучало во «Встрече с песней» 10 ноября 2001 года в 859 выпуске и было повторено Виктором Татарским 28 февраля 2015 года в 1234 выпуске передачи.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.