Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 785
(2 апреля 1999 года)
-
Автор письма: Марина Государева, 17 лет, она просит откликнуться по указанному адресу, «если кто-нибудь любит и знает русский кинематограф, театр, думает об этом и хочет поговорить, пожалуйста, напишите мне», город Рязань. «Хоральная прелюдия фа-минор» («Choral Prelude In F Minor, BWV 639») (фрагмент). Композитор Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Исполняет Александр Гедике, орган. Запись 1947 года. 4 апреля 1932 года родился режиссёр театра и кино, сценарист, народный артист РСФСР Андрей Арсеньевич Тарковский. Из письма Марины Государевой: «Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения Тарковского отличаются оригинальностью и глубиной. Фильмы Андрея Тарковского периодически включаются в списки лучших кинопроизведений всех времён... Все его фильмы - прикосновение к Тайне. Он сделал свой кинематограф настоящим, полноценным видом искусства, а не синтезом литературы, музыки, живописи. Фильмы Тарковского заставляют думать. И по ходу фильма, и долгое время потом. Мне жаль людей, не принимавших и не принимающих его фильмы. Светлая память векликому режиссёру, отрывающему нас от быта и приоткрывающему нам тайны снов и бытия. Иоганн Себастьян Бах - любимый композитор Андрея Тарковского». «Хоральная прелюдия фа-минор» в аранжировке Эдуарда Артемьева звучит в фильме Тарковского «Солярис» (1972 год), снятом по мотивам одноимённого романа Станислава Лема. К 67-летию со дня рождения Андрея Тарковского (1932-1986).
Упоминаемая персона: Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении - Смоктунович, 1925-1994, советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер трёх орденов Ленина, участник Великой Отечественной войны; Марина Государева напоминает, что 28 марта день рождения Иннокентия Смоктуновского и отмечает: «всё сказанное мною о настоящем искусстве в полной мере относится и к этому великому актёру»).
-
Автор письма: Любовь Серафимовна Кельнер, Москва. Романс «Три красавицы». Композитор Анатолий Александров. Поэт Ахмед Ерикеев*. Исполняет Георгий Виноградов, фортепиано Георгий Орентлихер. Запись 1947 года.
-
Автор письма: Мария Филипповна Зеленина, посёлок Рамонь, Воронежская область.
- Русская народная песня «Как пошли наши подружки». Автор аранжировки Людвиг ван Бетховен**. Исполняют Зара Долуханова и инструментальное трио: Ростислав Дубинский (скрипка), Валентин Берлинский (виолончель), Александр Ерохин (фортепиано). Запись 1956 года.
- Русская народная песня «Как пошли наши подружки». Автор аранжировки Александр Семёнов. Исполняют Ольга Ковалёва и секстет домр под управлением Александра Семёнова. Грампластинка 1939 года.Упоминаемая персона: Катеринушка (мать Марии Зелениной, «была весёлой и проворной, и тоже любила собирать ягоды»).
-
Виктор Татарский: «В одной из недавних “Встреч...” было письмо Валентины Фёдоровны Стрелковой, в котором она писала о том, как трудно им с её мужем Николаем Константиновичем живётся сейчас в Латвии. Валентина Фёдоровна горестно отмечала, что и в России их никто не ждёт. И вот недавно я получил письмо из Перми от Татьяны Павловны Кашфуриной. Она просит меня передать Валентине Фёдоровне и Николаю Константиновичу приглашение переехать жить в город Пермь. Татьяна Павловна, в частности, пишет: “Вы заслужили всё, что только можно заслужить. И вот на старости лет гонимы и не нужны стране, для которой столько сделали! У нас осталось полдома после смерти свекрови. Место тихое, земли много, лес рядом. Приезжайте сюда и живите спокойно. Не подумайте, что я из каких-то расчётов. Мы живём небогато, но не нуждаемся. Буду ждать вашего письма”. Уважаемая Татьяна Павловна! Адрес Валентины Фёдоровны у меня сохранился. Я уже послал ей Ваше письмо. Спасибо Вам за оклик и желание помочь людям. Вот, если бы все мы так...»
-
Автор письма: Юрий Плюто, деревня Лукино, Псковская область. «Здравствуйте, Виктор Татарский! Мне хорошо, что я живу в одно с Вами время. Ваши слушатели меня поймут - не словословие, а глубокая благодарность. Я родился, когда шла война в Испании. А узнал о ней, когда уже был подростком - в 50-е годы. И первое знание об этой войне запечатлелось во мне вместе с голосом певца Фернандо Кордоны (испанский певец, исполнитель антифашистских песен, солист Московской филармонии в 1950-е годы). Всю жизнь Испания проходит через моё сердце средневековыми испанскими легендами и выступлением испанского балета, стихами Гарсиа Лорки и политическими сообщениями, судьбой генерала Дугласа и судьбами интербригадовцев, образом Дон Кихота и той пожилой испанки, которую я встречал...». Песня «В бой идём мы». Композитор Карлос Паласио (Carlos Palacio). Исполняет Фернандо Кордона (Fernando Cordona). Запись 1950 года.
Упоминаемые персоны: Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936, испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график; центральная фигура группы «Поколение 27 года», которая внедрила принципы европейских движений (таких как символизм, футуризм и сюрреализм) в испанскую литературу; один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века); Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941, («испанский» псевдоним - генерал Дуглас), советский военачальник, старший военный советник по авиации испанской республиканской армии; командующий ВВС РККА в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, генерал-лейтенант авиации, генерал-инспектор ВВС РККА; дважды Герой Советского Союза; в 1936-1937 годах в рядах советских добровольцев принимал участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства; арестован и расстрелян в 1941 году, посмертно реабилитирован в 1954 году).
-
Виктор Татарский: «Давний слушатель и помощник “Встречи...” Владимир Степанович Андреев из Кронштадта в начале 1990-х годов, когда был депутатом Ленинградского совета, отстоял трансляцию “Встречи с песней” по Ленинградскому радио. Он сделал тогда депутатский запрос. Сейчас вновь, уже АО ТРК “Петербург” прекратило передачи “Встречи...” по городской сети. Владимир Степанович Андреев прислал мне копии ответов на его письма губернатора Петербурга Яковлева, исполняющего обязанности председателя Законодательного собрания Миронова, директора радио “Петербург” Прудниковой. Из этих ответов ясно, что радио “Петербург” стало частью одноимённого акционерного общества и не имеет финансовых возможностей транслировать передачи других радиостанций, даже “Радио России”. Увы, опять всё то же... Кстати, здесь, кажется, есть нарушение Президентского указа... Благодарю Владимира Степановича Андреева за его давнюю преданность “Встрече с песней”, за его “кронштадтский мятеж” - он из Кронштадта депутатом-то был послан и надеюсь, что питерцы смогут слушать свою “Встречу...” по приёмникам. К сожалению, не у всех они есть. Грустно от мысли, что в конце 90-х годов стало невозможно то, что в начале 90-х было вполне реально. Похоже, что поезд под громким названием “демократия” прибыл на конечную станцию или просто загнан в тупик».
Упоминаемые персоны: Владимир Анатольевич Яковлев (1944 г.р., российский политический и государственный деятель); Сергей Михайлович Миронов (1953 г.р., российский политик); Ирина Ивановна Прудникова (1956 г.р., журналист, в 1998 - 1999 году заместитель генерального директора телерадиокомпании «Петербург», директор радио «Петербург»).
-
Автор письма: Владимир Сергеевич Галкин, врач-хирург, 38 лет, «слушаю вашу передачу очень давно, как-то даже, ещё в школьные годы, писал во “Встречу с песней” по поводу одной из песен Александра Вертинского», город Калязин, Тверская область. Песня «Обучаю игре на гитаре». Композитор Ян Френкель. Поэт Константин Ваншенкин. Исполняет Ян Френкель. Запись 1982 года.
Упоминаемые персоны: Константин Яковлевич Ваншенкин (1925 г.р., советский и российский поэт, автор слов популярных песен; лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации; Владимир Галкин пишет об изданной в 1998 году книге мемуаров Константина Ваншенкина «Писательский клуб»: «...книга замечательная - добрая и мудрая. Константин Яковлевич вспоминает в ней, в числе многих дорогих ему людей, и о своём близком друге не Абрамовиче Френкеле - красивом и обаятельном человеке, написавшем столько хороших песен»); Ян Абрамович Френкель (1920-1989, советский композитор-песенник, певец, скрипач, гитарист, пианист, актёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР).
-
Автор письма: Людмила Михайловна Лукина, Екатеринбург. Песня «Говорят, говорят». Композитор Костас Капнисис. Поэт Фанос Софос. Исполняет Иованна (Йованна), симфоджаз под управлением Костаса Капнисиса. Запись 1963 года.
-
Автор письма: Роман Пантелюс, давний помощник передачи «обращается к слушателям “Встречи...”, он разыскивает архивные материалы, касающиеся жизни и творчества Леонида Осиповича Утёсова и его дочери Эдит Леонидовны. Романа интересуют письма, фотографии, воспоминания людей об этих артистах. Если кто-то ему может помочь, напишите, пожалуйста, по адресу “Встречи с песней”», Москва. Песня «Одесский порт». Композитор Модест Табачников. Поэт Илья Френкель***. Исполняет Леонид Утёсов в сопровождении Государственного эстрадного оркестра РСФСР. Грампластинка 1956 года из коллекции Романа Пантелюса. 22 марта 1895 года родился певец (исполнитель песен в различных жанрах от джаза до городского романса), чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье, актёр; первым из артистов эстрады удостоенный звания народный артист СССР (1965) Леонид Осипович Утёсов (настоящее имя Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн). Ко дню рождения Леонида Утёсова (1895-1982).
-
Авторы писем: Клавдия Ивановна Богатенкова, город Челябинск; Наталья Ивановна Тесёлкина, Москва. Песня «Мадам». Композитор Вячеслав Малежик. Поэт Юрий Ремесник. Исполняет Вячеслав Малежик.
Упоминаемые персоны: Лев Николаевич Толстой (1828-1910, один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира, просветитель, публицист); Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883, русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург и переводчик; один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века); Уильям Шекспир (William Shakespeare) (1564-1616, английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира, автор пьесы «Ромео и Джульетта»); Стефан Цвейг (Stefan Zweig) (1881-1942, австрийский писатель, драматург и журналист; автор множества романов, пьес, стихов и беллетризованных биографий); Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908, русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка»; автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки); Пётр Ильич Чайковский (1840-1893 русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик); Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) (1770-1827, немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы»); Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) (1756-1791, австрийский композитор и музыкант-виртуоз, один из самых популярных классических композиторов);
-
Автор письма: Галина Савина, 19 лет, студентка Тульского музыкального училища, город Тула. Песня «Одинокий» («Soli»). Композитор Тото Кутуньо (Salvatore «Toto» Cutugno). Поэт Кристиано Минеллоно (Cristiano Minellono). Исполняет Тото Кутуньо. Запись 1978 года.
Примечание: * автор стихов романса «Три красавицы» - татарский поэт Ахмед Фазылович Ерикеев. Очевидно, на этикетке коробки с магнитозаписью романса было неверно или неразборчиво указана фамилия поэта (Виктор Татарский произносит - «Еркшеев»).
Примечание: ** Людвиг ван Бетховен (1770-1827, немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы»; ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире; он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения; самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии; в 1815-1816 годах Людвиг ван Бетховен составил сборник народных песен мира «23 песни разных народов», в который вошли три русские народные песни: «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять», «Во лесочке комарочков много народилось» и «Ах, реченьки, реченьки, холодные водыньки»).
Примечание: *** автор передачи, комментируя предоставленную «Встрече с песней» архивную запись песни «Одесский порт» в исполнении Леонида Утёсова, отмечает, что «в данном случае, я не говорю “стихи”, а говорю “слова” песни, потому что это, действительно, слова - песенка немножко с налётом “vulgarite”, но что ж поделаешь - таково было время. Я думаю, что рядом с нынешними “шедеврами” это совсем не так уж плохо - такая, типично одесская песенка».
Выпуск передачи «Встреча с песней» № 785 от 2 апреля 1999 года оцифрован с компакт-кассеты из частной фонотеки. Запись эфира «Радио 1» была осуществлена через трёхпрограммную радиотрансляционную сеть.
Выпуск 755 | Выпуск 836 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте