Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 836
(13 января 2001 года)
Открывая передачу, Виктор Витальевич Татарский говорит: «Здравствуйте, люди добрые! Сегодня мы впервые встречаемся с вами в новом году, в новом веке, в новом тысячелетии. Встречаемся в канун Старого Нового года. За эти новогодние две недели все слова поздравлений, пожеланий вы, вероятно, уже слышали. Поэтому, я ограничусь лишь одним словом - будьте! Будьте здоровыми, будьте добрыми, будьте счастливыми! В общем, будьте! 836-й выпуск нашей с вами “Встречи с песней”».
-
Автор письма: Игорь Николаевич Киселёв, город Астрахань, «...я понял, что надо ждать своего часа в выпусках “Встречи...”, на что и рассчитываю... (Очень верное наблюдение, Игорь Николаевич, - В.Т.). Моя мама Зинаида Николаевна всю жизнь работала машинисткой, иногда с приставкой “секретарь” - секретарь-машинистка. Родилась последним, девятым ребёнком в семье чиновника, пожалованного царскою милостью дворянским званием за большой вклад, говоря по-современному, в культурную жизнь губернии. В том числе, за учреждение синематографа - то бишь, городского кинотеатра, кажется, “Арс”, в городе Томске. Семья была большая, дети были хорошо образованны, в том числе, музыкально. Музыкальные пристрастия матери были весьма своеобразные: она не любила Иоганна Штрауса - слишком слащав, как ей казалось, но часто играла на фортепиано старинные вальсы, романсы, чтила венскую оперетту. Но любимым её произведением на всю жизнь был вальс к детской сюите “Ёлка” русского педагога, пианиста и композитора Владимира Ивановича Ребикова, тоже сибиряка, земляка Василия Ивановича Сурикова. Этот вальс раньше часто передавали по радио и каждый раз, услышав его, она делилась со мной: “А сегодня опять играли «Ёлочку»!” Мама часто повторяла нам с отцом и сестрой в полушутку, в полусерьёз просьбу сыграть “Ёлочку” после её кончины, в её память. К сожалению, просьба эта осталась невыполненной. Виктор Витальевич, если сможете, найдите, пожалуйста, это произведение. Память о родителях, надо полагать, не имеет срока давности, поэтому буду ждать исполнения просьбы столько времени, сколько потребуется» (Пожалуйста, Игорь Николаевич, - В.Т.). Вальс из оперы* «Ёлка». Композитор Владимир Ребиков. Исполняет оркестр Московской государственной филармонии. Дирижёр Александр Орлов. Грампластинка 1939 года.
Упоминаемые персоны: Зинаида Николаевна (мама Игоря Киселёва, «всю жизнь работала машинисткой, секретарь-машинисткой», была «девятым ребёнком в семье чиновника, пожалованного царскою милостью дворянским званием»); Иоганн Батист Штраус (Johann Baptist Strauss, 1825-1899, австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт); Василий Иванович Суриков (1848-1916, русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств, родился в городе Красноярске, Российская империя).
-
Автор письма: Валентина Петровна Барышева, Санкт-Петербург, «...на концерте Печковского я была всего один раз, было это очень давно - не то в конце 1958-го, не то в самом начале 1959-го года. Его концерт проходил в клубе работников МВД, что на Полтавской улице. Не только у меня вызывало недоумение место проведения концерта: ведь не было секретом заключение Печковского в ГУЛАГ за то, что он не бросил на милость наступающего врага больную мать летом 1941 года, и что он полностью от звонка до звонка отбыл свой срок наказания. Народу на этот концерт пришло много - Николая Константиновича любили в Питере и помнили, и публика собралась особая: не старушки, а пожилые дамы, мужчин был мало. У некоторых в руках скромные букетики: чувствовалось, что они пришли послушать своего любимого певца и не сомневаются в его успехе. Николай Константинович Печковский в том концерте не был похож на блестящего кумира публики. Годы и ГУЛАГ сделали своё дело - ушли молодость и блеск, но остались уверенность в себе и взаимопонимание со слушателями. В программе звучали романсы, но все ждали, что он исполнит арию Германа, а он её не пел, и зал стал просить: “Гер-ма-на, Гер-ма-на!..” Певец уступил, зазвучал Чайковский, “Пиковая дама”, но не было того довоенного Германа, и слова “Прости, небесное созданье...” были просьбой много выстрадавшего человека понять, что петь, так? как прежде он уже не может. Он взял все трудные ноты, но было видно, как это тяжело ему далось. Потом были аплодисменты, дамы преподнесли певцу свои скромные цветы. Печковский раскланивался, благодаря за память и внимание, но его улыбка была с горчинкой. Я не выдержала и ушла с концерта». Ария Германа «Прости, небесное созданье» из 1-го действия оперы «Пиковая дама». Композитор Пётр Чайковский. Поэт Модест Чайковский (по мотивам повести Александра Пушкина «Пиковая дама»). Исполняет Николай Печковский. Оркестр Государственного театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Дирижёр Евгений Вольф-Израэль. Грампластинка 1937 года. 13 января 1896 года родился русский советский оперный певец (лирико-драматический тенор), ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинского театра) с 1921 по 1941 годы, народный артист РСФСР Николай Константинович Печковский. В 1944-1954 годах находился в Интинском исправительно-трудовом лагере (Инталаге), в Коми АССР. После освобождения 18 сентября 1954 года возобновил гастрольно-концертную деятельность как солист Омской филармонии. Позднее был реабилитирован. Работал в Москве, затем до конца жизни - в Ленинграде. К 105-летию со дня рождения Николая Печковского (1896-1966).
-
Автор письма: Галина Васильевна Демьянова, Москва, «...до войны по праздникам у нашей бабушки, Пелагеи Ивановны, собиралась вся родня, а было у бабушки только зятьёв семеро. Компания была большая и очень весёлая, и нас, внучат, было много. Мы тоже веселились и с нетерпением ждали “бабушкину песню” - мы были уверены, что эта песня про нашу бабушку, так всё было в ней правдоподобно и очень весело. В самом конце застолья вдруг кто-нибудь затягивал: “Было у тёщи семеро зятьёв...”, все подхватывали, а бабушка смеялась и по ходу песни каждого из зятьёв, чьё имя звучало, гладила по голове и угощала. Но самое для нас долгожданное было, когда запевали: “Стала их тёща, стала провожать...” - бабушка, так их “провожала” всех по очереди, что мы хватались за животики. Виктор Витальевич, как вы думаете, если сейчас у нас на Руси тёща, у которой было бы, как в этой песне, семеро зятьёв? Было бы здорово, если бы об этом вам написали, будем ждать». Виктор Татарский: «Галина Васильевна, интересный вопрос. Вполне возможно, что где-нибудь на Руси есть ещё тёщи, у которых семеро зятьёв, во всяком случае в Москве, я знаю такую героическую тёщу - это замечательная женщина, известная писательница Лидия Борисовна Либединская, она же графиня Толстая. У неё, кстати, недавно появился десятый правнук. Итак, Галина Васильевна, слушаем вашу “бабушкину песню”». Русская народная песня «Было у тёщеньки семеро зятьёв». Исполняют Фёдор Шаляпин (перепись с грампластинки 1913 года) и вокальный октет Краснознамённого ансамбля под управлением Александра Шилова (запись 1948 года)**.
Упоминаемые персоны: Пелагея Ивановна (бабушка Галины Демьяновой); Лидия Борисовна Либединская (урождённая Толстая, 1921 г.р., советская писательница, переводчица и мемуаристка).
-
Авторы писем: Рудольф Александрович Зернин, город Пермь, «...негоже нам забывать песни, с которыми связаны наша давняя и недавняя история - наша жизнь, которую не переделаешь. Негоже, даже если они, эти песни, “навевали сон золотой”. Сравнимы ли их смысловые и художественные достоинства с современной песенной попсой, к которой вполне можно отнести слова Александра Сергеевича Пушкина из “Онегина”: “Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка”». Виктор Татарский: «Замечательно! “Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка”. Вот, пожалуй, об одной из таких песен, которые “навевали сон золотой” вспоминает Василий Петрович Павлов, капитан второго ранга запаса, живёт он в городе Коммунар Ленинградской области». «...слушаю “Встречу...” уже лет тридцать. Многие песни и романсы, звучавшие в ней, записаны мною на магнитофон. Спасибо за песни, которые не услышишь в других передачах. Лет семь назад звучала во “Встрече...” прекрасная мелодия песни Георгия Фиртича из кинофильма “Золото”. Я не записал её, не успел, и очень жаль. Большая просьба: передайте эту песню. Буду держать магнитофон наготове. В ней, помню, есть слова: “...твой дом, твой сад под тихим дождём, и больше не будет войны...”. (Да, Василий Петрович, я нашёл запись этой песни в одной из давних «Встреч...» Пожалуйста!, - В.Т.). Песня «Будет день» из кинофильма «Золото» (1969 год, режиссёр Дамир Вятич-Бережных). Композитор Георгий Фиртич. Поэт Виктор Орлов. Исполняет Надежда Давыдова. Запись 1970-х годов.
Упоминаемая персона: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века; в письме Р.А. Зернина приводится цитата из главы VII, строфы XXXV романа в стихах «Евгений Онегин»).
-
Автор письма: Юрий Александрович Токов, город Иваново, «...сколько песен прошлых лет ещё не востребовано и как хочется их услышать в первом исполнении, потому что, увы, мы не вечны и ещё 30 лет наслаждаться вашей передачей “людям третьего возраста” нереально, а засилье в эфире “звёзд” и “суперзвёзд” приносит лишь душевное опустошение. Содрогаюсь от мысли, что в новое тысячелетие войдут с нами такие шлягеры, как “Мне б такую женщину”, или “Мы проснулись в одной постели”, или “Ну, что ж такого, живу я клёво” и им подобные. В одной из передач телевидения, посвящённой 85-летию композитора Богословского, Никита Владимирович рассказывал, как он, будучи на гастролях со своим другом композитором Сигизмундом Кацем (в Кузбассе они были), выступали поочерёдно на разных сценах и он выдал себя за него и исполнил все его произведения. После чего, последующее выступление ничего не подозревающего Каца сопроводилось скандалом - такой вот был очередной розыгрыш Никиты Богословского. Виктор Витальевич, в вашей передаче звучали некоторые песни Сигизмунда Каца - “Шумел сурово Брянский лес”, “Два Максима”, “Сирень-черёмуха”... Прошу помочь встретиться с его песней, популярной в 1950-е годы, “Ефрейтор в отпуске”:
“Очи что ночи,
Соболиная бровь...
Ой, не волнуй ты, товарищ ефрейтор,
Девичью кровь...”»
Песня «Ефрейтор в отпуске» («Ефрейтор в отпуску»). Композитор Сигизмунд Кац. Поэт Алексей Недогонов. Исполняет Владимир Нечаев. Запись 1954 года.Упоминаемая персона: Никита Владимирович Богословский (1913-2004, композитор, классик советской песни, автор более трёхсот песен, музыки к 119 фильмам и 80 спектаклям; Никита Богословский был слушателем «Встречи с песней», многие годы оказывал помощь Виктору Витальевичу Татарскому в поисках музыкальных произведений для выпусков передачи).
-
Автор письма: Лидия Владимировна Побойня, город Азов, Ростовская область, «...выросла я в Белоруссии, у самой польской границы, в военных городках, укрепрайонах. Из одной пограничной заставы отца переводили на другую, но были сосновый бор, пушистый снег и лыжи. Я носилась по всей округе. И теперь, когда мне уже далеко за семьдесят, я на лыжах ношусь почти с прежней скоростью. А позади - Заполярье, Сибирь, Дальний Восток, бесконечные продолжительные командировки, семья, дети, внуки и вся жизнь. Я ежедневно, по утрам, особенно, в холодное время года, вспоминаю детскую “Песенку лыжников” композитора Аркадия Островского...» «Песенка лыжников». Композитор Аркадий Островский. Поэт Александр Коваленков. Исполняет детский хор Сокольнического районного Дома пионеров Москвы под руководством Анатолия Чмырёва. Запись 1954 года.
-
Автор письма: Борис Александрович Равинский, город Смела, Черкасская область, Украина, «...как-то во “Встрече...” прозвучала песня “Черноморочка” в исполнении Эдит Утёсовой. Предшествовало песне письмо, которое прислала Эдит Леонидовне с фронта девушка, поклонница певицы. По всей вероятности, автор письма слышала не только эту песню, можно предположить, что в исполнении Эдит Утёсовой она слышала и песню “Колыбельная”, популярную в предвоенные годы. Не знаю, кто авторы песни, помню, были в ней такие слова:
“Светит вечер лунный,
Папа свет прикрыл,
На твою кровать упала тень.
Спи же, спи, шалун мой,
У тебя ведь был нелегкий день.
Был ты капитаном и пилотом был,
Облаком взлетал под небеса...”
и ещё строки:
“Ну, а через двадцать лет и зим
Стану я старушкой, папа стариком,
А ты большим...”
В то время нам, молодым, казалось, что двадцать лет - это чудовищно большой срок, что “через двадцать лет и зим” - это далёкое-далёкое будущее. Но вот прошло почти трижды по двадцать лет и зим, и что, как ни песни, может вернуть нас в атмосферу тех лет, в то, теперь уже далёкое, время...». Песня «Колыбельная». Композитор Мэйбл Уэйн (Mabel Wayne)***, автор аранжировки Николай Минх. Поэт Б. Погребной***. Исполняет Эдит Утёсова. Джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1938 года. -
Автор письма: Николай Тютюниченко, город Брянск, «...пишет вам коллекционер ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) 1970-х - 1980-х годов. Наконец, во “Встрече с песней” я услышал свою любимую песню в исполнении любимого ансамбля “Музыка”, которого не слышал уже лет пятнадцать! Я просто остолбенел - стоял и плакал, как мальчишка, потому что находился в отпуске, и рядом не было магнитофона, чтобы сделать запись! Давно ищу записи этого ансамбля. Куда я только не обращался, всё безрезультатно. Везде говорят, что записей ансамбля “Музыка” нет. Даже хотел разыскать руководителя этого коллектива Николая Воробьёва, но, увы, Москва большая... Записи группы “Музыка” в 1970-х годах в передачах радиостанции “Юность” звучали довольно часто. Прошу вас помочь мне в приобретении записей этого ансамбля. Готов за каждую песню заплатить дорого, а для вас лично, так как я грибник, собрал и засушил сухие белые грибы. Виктор Витальевич, умоляю вас, помогите! Больше писать не могу наворачиваются слёзы». Виктор Татарский: «Николай, успокойтесь, пожалуйста. Насчёт грибов, спасибо, но я так... воздерживаюсь от грибов. А помните, один из персонажей гоголевского “Ревизора” брал взятки борзыми щенками? Не буду ли я похож на него? “Встреча с песней” всегда дарила песни людям, так будет и в дальнейшем, несмотря ни на какие нынешние рыночные отношения. Готовы к записи, Николай? Пожалуйста, в исполнении ансамбля “Музыка” песня Вячеслава Добрынина, на стихи Леонида Дербенёва “Кто тебе сказал”». Песня «Кто тебе сказал». Композитор Вячеслав Добрынин. Поэт Леонид Дербенёв. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Музыка». Запись 1976 года.
Упоминаемая персона: Николай Александрович Воробьёв (основатель и руководитель вокально-инструментального ансамбля «Музыка», репертуар которого состоял из песен Алексея Рыбникова, Вячеслава Добрынина, Алексея Мажукова, Романа Майорова, Никиты Богословского, Георгия Мовсесяна и других композиторов; в 1976 году ансамбль записал, памятную меломанам, оперу-феерию «Алые паруса» композитора Андрея Богословского, в основе сюжета которой повесть-феерия Александра Грина).
-
Автор письма: Валерий Александрович Харламов, город Богородск, Нижегородская область, «...на днях, перебирая газеты почти тридцатилетней давности, наткнулся на дискуссию о музыке под названием “Бах или «Голубые гитары»”, начатую “Комсомольской правдой” по письму Виктора Андреюка, рабочего из Одессы. В письме военнослужащего Балакирева есть добрые слова в адрес “Встречи с песней” и других ваших передач - “На всех широтах”, “Запишите на ваши магнитофоны”. Хотелось бы услышать наиболее яркое, на ваш вкус, произведение из этих передач. Впрочем, “Встреча с песней” строится по письмам слушателей, так что она не в счёт. Балакирев упомянул в своём письме имя Тома Джонса. Мне также нравится этот певец. В июле прошлого года Томасу Вудворду (Том Джонс - его артистический псевдоним) исполнилось 60 лет, и никто, понимаешь, не написал об этом во “Встречу...”! С удовольствием бы послушал что-нибудь в его исполнении». (Валерий Александрович, я всегда затрудняюсь, когда мне предлагают назвать какое-то одно музыкальное произведение из моих передач, в данном случае, как вы пишете, наиболее яркое. Их много, а потом вы же сами предлагаете вспомнить Тома Джонса. Хорошее предложение. Кстати, его голос впервые прозвучал на нашем радио в моей передаче «Запишите на ваши магнитофоны», - В.Т.). Песня «Я возвращаюсь домой» («I'm Coming Home»). Композитор Лес Рид (Les Reed). Поэт Барри Мейсон (Barry Mason). Исполняет Том Джонс (Tom Jones). Запись 1967 года.
Упоминаемые персоны: Виктор Андреюк (рабочий из Одессы, по письму которого в начале 1970-х газета «Комсомольская правда» открыла дискуссию «Бах или “Голубые гитары”» о музыкальных предпочтениях советской молодёжи); Балакирев (военнослужащий, участник дискуссии «Бах или “Голубые гитары”», оставивший добрый отзыв о радиопередачах Виктора Татарского «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах»).
Завершая 836 передачу, Виктор Витальевич Татарский благодарит за помощь в работе Гостелерадиофонд, отдел писем «Радио России» и радиослушателя из Москвы Анатолия Адриановича Павловского, «...на сей раз Старый Новый год в ночь с субботы на воскресенье, это очень удобно. Желаю вам доброй “староновогодней” ночи. Мы встретимся через две недели, в субботу, 27-го января, накануне дня рождения нашей передачи - в конце января, точнее 31-го, “Встрече с песней” 34 года. Хороший возраст, не правда ли? До встречи! Будьте здоровы, благодарю вас!»
Примечание: * композитор, пианист, педагог, музыкальный реформатор, писатель, представитель русского и европейского музыкального модернизма Владимир Иванович Ребиков (1866-1920) - автор не сюиты, а оперы «Ёлка», созданной по сказке «Девочка со спичками» Андерсена, рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского и пьесе «Ганнеле» Гауптмана. Премьера оперы состоялась 30 октября 1903 года.
Примечание: ** в таком комбинированном виде запись народной песни «Было у тёщеньки семеро зятьёв» была издана на советской граммофонной пластинке в 1948 году с пометкой «восстановленная запись». В оригинальной записи Фёдороу Шаляпину подпевал петербургский вокальный квартет в составе Митрофана Чупрынникова, Николая Сафонова, Николая Кедрова и его младшего брата Константина Кедрова. Очевидно, техническими средствами 1940-х годов не представлялось возможным добиться разборчивости голосов вокального коллектива, подпевающего Фёдору Ивановичу Шаляпину. Метод цифровой реставрации звука, применяемый в XXI веке, позволяет услышать грампластинку Ф.И. Шаляпина 1913 года с достаточной разборчивостью голосов артистов петербургского вокального квартета и минимальным уровнем шумов:
Примечание: *** филофонистами (коллекционерами аудиозаписей) установлено, что авторы песни «Колыбельная» не Юрий Слонов и Илья Брук, как сказано в передаче и указывалось на этикетках и конвертах некоторых пластинок, а американская композитор Мэйбл Уэйн (1890-1978). Оригинальное название песни, сочинённой в 1934 году, «Little man, you've had a busy day» («Малыш, у тебя был напряжённый день»).
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 836 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 785 | Выпуск 837 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте