RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 865
(26 января 2002 года)


К 35-летию передачи


Открывая передачу, Виктор Витальевич Татарский говорит: «Здравствуйте, 31 января 1967 года, тридцать пять лет назад, в эфир вышел первый выпуск “Встречи с песней”. Сегодня восемьсот шестьдесят пятая наша “Встреча...”».

  1. Виктор Татарский: «Из писем к 35-летию нашей передачи». Автор письма: Любовь Александровна Гребнева, город Самара, «...когда-то в незапамятные времена любила я слушать вашу передачу, но со стороны, как наблюдатель. Была в ней теплота и человечность, которой так не доставало в человеческих отношениях в обществе 1970-х - 1980-х годов. Ведь распад так называемого “советского образа жизни” наступил не вдруг, не в последнее десятилетие, как принято теперь думать - это был очень длительный, постепенный и мучительный процесс. Потом шли годы, “бурь порыв мятежный”, перестройка, взрыв неформального движения, краткий душевный подъём, когда, казалось, ожили идеалы свободы, равенства и братства, затем - облом, разочарование, торжество пошлости. А “Встреча с песней” выстояла, и даже стала ещё лучше. Тридцать лет назад она казалась мне обращённой в прошлое, а теперь – как будто вестник, прилетевший из будущего, потому что, как мне кажется, человеческие отношения начинают постепенно меняться в лучшую сторону. На поверхности, где разлив крови и грязи, это ещё не заметно, но в глубине идёт душевная работа, появляется сердечность между людьми, стремление к взаимопониманию...»

  2. Автор письма: Лена Васильевна Тарасова, город Самара, «...Поздравляю вас, “Встречу с песней” и всех её слушателей с 35-летием первого выхода в эфир 31 января 1967 года! Я слушаю её с самого первого выпуска и, по возможности, не пропускаю. Люблю слушать письма разных людей о разных судьбах, а сколько было песен за 35 лет! Это ровно половина моей жизни... 31 января 1967 года. Я только что похоронила маму, ушёл муж, я одна с маленьким сыном – горе, тоска, невыплаканные слёзы... И вот - спокойный голос по радио, прекрасные позывные “Одинокой гармони” - и что-то прорвалось в душе, я расплакалась, и, вроде, стало легче. Пожалуйста, пусть прозвучит какая-нибудь песня из первой передачи». Виктор Татарский: «Хорошо. Начнём с песни, которая открыла нашу “Встречу...” 35 лет назад». Песня «Солдатский вальс». Композитор Никита Богословский. Поэт Владимир Дыховичный. Исполняет Леонид Утёсов, Государственный джаз-оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1945 года. Песня «Солдатский вальс» была написана в военном 1944 году. С этой песни начался первый выпуск «Встречи с песней» 31 января 1967 года.

  3. Автор письма: Алёна Тупалова, город Магнитогорск, Челябинская область, «...мне 21 год, учусь в университете, у самых лучших преподавателей, на историческом факультете. Хочу заниматься историей искусств. Увлекаюсь собиранием классической и доклассической - периода XIII - начала XVII веков - аутентичной музыки. Слушаю вашу передачу уже шесть лет. Пишут вам удивительные и, наверное, очень добрые люди. Спасибо им за смелость, потому что доверять историю своей жизни, не боясь быть непонятым, - большая смелость. Семь лет назад я видела англо-американский художественный фильм “Алый первоцвет”, он был показан к двухсотлетию термидора – падению якобинцев во Франции. Хорошая, красивая приключенческая мелодрама, но отнюдь не наполненная глубоким философским смыслом, она дала мне всё же очень много. Глядя на главного героя, сэра Перси Блейкни, я поняла, что не нужно бояться показаться смешной и слабой, если не в твоей власти быть сильной. Не надо бояться быть не как все. И ещё я поняла, что важно не то, какими нас видят, а то, чем мы являемся на самом деле, и с тех пор стала больше думать о своей душе. С этого фильма началась для меня эпоха чудесных открытий: я познакомилась с Оскаром Уайльдом, Францем Шубертом, Перси Шелли и многими другими, кто формировал мои убеждения и вкусы. Пожалуйста, пусть в вашей “Встрече...” прозвучит “Баркарола” Франца Шуберта - лучшего из моих друзей, и подарит капельку нежности тем, кто готов отчаяться, она так для этого подходит...» «Баркарола» (Auf dem Wasser zu singen). Композитор Франц Шуберт (Franz Schubert). Поэт Фридрих Штольберг (Friedrich Stolberg). Исполняет Элизабет Шварцкопф (Elisabeth Schwarzkopf), фортепиано Эдвин Фишер (Edwin Fischer). 31 января 1797 года родился австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert). К 205-летию со дня рождения Франца Шуберта (1797-1828).

    Упоминаемые персоны: Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde, 1854-1900, ирландский писатель и поэт, один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма); Перси Биш Шелли (Percy Bysshe Shelley, 1792-1822, английский писатель, поэт и эссеист, один из классиков британского романтизма; Сэр Перси Блейкни – герой приключенческого романа британской писательницы баронессы Эммы Орци (Baroness Emma Magdolna Rozália Mária Jozefa Borbála «Emmuska» Orczy de Orczi) «Алый первоцвет» (The Scarlet Pimpernel), написанного в 1905 году, а также одноимённого кинофильма, снятого британским режиссёром Клайвом Доннером (Clive Donner) в 1982 году).

  4. Автор письма: Юрий Степанович Юшков, давний участник «Встречи с песней», помощник передачи, Екатеринбург, «...31 января 35 лет “Встрече с песней”. Тридцать пять лет! Завидное долголетие для радиопередачи – ведь это единственная программа, которую отличает такое долголетие и такая большая любовь слушателей. А какие интересные письма получает она! Отключаешься от всех забот, отдыхаешь и общаешься с огромной аудиторией. Начал я слушать “Встречу с песней” молодым и продолжаю слушать уже пенсионером. От всей души поздравляю “Встречу...”» Виктор Татарский: «Я благодарю вас, уважаемый Юрий Степанович, с вашей помощью удалось найти некоторые редкие записи, о которых просили наши слушатели».

  5. Автор письма: Анна Григорьевна Михаленко, город Североморск, Мурманская область, «...меня очень беспокоит моя вина перед моей наставницей в жизни, моей опорой, заступницей – Зоей Васильевной Фокичевой. Её нет в живых, царство ей небесное. Моя вина в том, что я пожалела подарить ей пластинку с песней, которую тоже очень любила. И всё равно пластинка у меня долго не прожила – разбилась. Конечно, я себя ругала за то, что не подарила. А в песне, не помню название и исполнительницы тоже, слова такие: “Слёз довольно, прочь печаль...” Пожалуйста, если сможете её найти, включите в передачу. Уверяю, Зоя Васильевна стоит того, чтобы её вспомнили добрым словом, и мне будет легче на душе. Я прошу прощения у неё и благодарю судьбу за то, что она была рядом со мной». Виктор Татарский: «Анна Григорьевна, я разыскал эту пластинку, но ей уже шестьдесят лет, и её, судя по всему, часто слушали, так что за качество уж извините великодушно. “Слёз довольно, прочь печаль”, поёт Александра Лукьянченко». Вальс (романс) «Слёз довольно». Композитор Яков Пригожий. Поэт Владимир Яковлев. Исполняет Александра Лукьянченко. Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Леонида Юрьева. Грампластинка 1946 года*.

    Упоминаемая персона: Зоя Васильевна Фокичева («наставница в жизни, опора и заступница» Анны Михайленко; по всей видимости, об этой женщине пишет сайт «Память народа»: «8 марта 1943 года старший бухгалтер минно-торпедного отдела Северного флота Зоя Васильевна Фокичева, 1905 г.р., награждена медалью “За боевые заслуги”»).

  6. Автор письма: Галина Николаевна Протасова, Москва, «...неукротимая воля к добру вместе с миллионами ваших слушателей, глубочайшее понимание важности этого сотворчества заставляет вас нести этот факел добра и красоты. Почему люди вам пишут письма-исповеди? Однажды вы ответили на это коротко: “Хотят быть понятыми”. Но надо уметь понимать, чтобы, вчитываясь в письма, соприкасаясь с судьбой человека, сказать без всякой сентиментальности то, что приподнимает человека над низменной жизнью, высвечивая лучшее в его душе. Вот уже 35 лет, превратив передачу в явление искусства, ничего в ней не меняя по форме, сохраняете её тон, её такт, её искренность, её необходимость, её культуру...
    “Слышишь крик души -
    Ни стужа, ни снег не помеха,
    Поспеши, поспеши,
    Откликнись, доброе эхо.
    Слышишь зов души -
    Назначена с песней встреча,
    Поспеши, поспеши -
    Как ждём мы субботний вечер!
    Слышишь звон души,
    Товарищ далёкий, амиго?
    Поспеши, поспеши,
    Пусть длится «Татарское иго»”
    »
    .
    Виктор Татарский: «Ну, я надеюсь, что иго это не слишком обременительно для вас».

  7. Автор письма: Маргарита Васильевна Пименова, Тамбовская область, «...на школьные каникулы меня всегда отправляли из Москвы к бабушке, в город Мичуринск Тамбовской области. Каникулы 1941-го затянулись на четыре года, и мне пришлось всю войну прожить в Мичуринске. Училась с тревогами, бомбёжками... У нас там регулярно работала воронежская радиостанция РВ-26. По утрам была передача для фронта – письма, розыски, приветы на фронт и с фронта, передавали хорошую музыку, песни. Одну передавали особенно часто – неаполитанскую песню “Пой мне”. С 1945 года я никогда больше её не слышала». Виктор Татарский: «Пожалуйста, Маргарита Васильевна...» Неаполитанская песня «Пой мне» (Canta pe' me). Композитор Эрнесто де Куртис (Ernesto De Curtis), автор аранжировки Георгий Дудкевич. Поэт Либеро Бовио (Libero Bovio), автор русского текста Николай Северский. Исполняет Сергей Лемешев, оркестр под управлением Александра Грана. Грампластинка 1934 года.

  8. Автор письма: Денис Катин, 13 лет, город Дебейкиай, Литва, «Уважаемый ведущий передачи “Встреча с песней”, на душе моей тяжко, и я решил вам написать. Я расскажу о своём любимом певце. Вообще-то, он не певец, а поэт – это Владимир Высоцкий. Его голос, его песни заставляют о многом задуматься, а его пророческие слова:
    “Да, шея длинная - приманка для петли,
    А грудь - мишень для стрел, но не спешите:
    Ушедшие не датами бессмертье обрели,
    Так что других не слишком торопите...”
     **
    Эти слова заставляют думать о том, что Высоцкий чувствовал, что ему долго не жить, и всё-таки за свои 42 года он успел сделать так много. Народ всегда искал настоящих талантов, ведь Высоцкий стал известен не от какой-либо рекламы, а тихо, сам по себе он вошёл в душу и не вышел из неё. Высоцкого как поэта я оценил в апреле прошлого года и тогда начал собирать его стихи, и уже имею полное собрание сочинений в книгах и почти все песни на кассетах. И всё-таки, у меня ещё нет пятидесяти четырёх его песен. Поэзия Высоцкого не стареет, прошу вас включить его песню, которая называется “Купола”. С уважением к вам, Денис Катин, 13 лет, город Дебейкиай, Литва»
    . Песня «Купола». Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий. 25 января 1938 года родился поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений и сценариев; лауреат Государственной премии СССР (посмертно) Владимир Семёнович Высоцкий. К 64-летию со дня рождения Владимира Высоцкого (1938-1980).

  9. Автор письма: Лилия Георгиевна Богомолова, село Дмитровский Погост, Московская область, «...расскажу вам свою историю. Познакомилась я с бывшим мужем в 1969 году, тогда я была вдова, без детей. До того он был настырный – ну нигде не давал мне проходу! Где только я от него не пряталась, в доме закрывалась – он обрывал входной звонок... Но не хотела я с ним... И так продолжалось месяца четыре: двери ломал, окна разбивал, и вот по этому поводу вспомнилась мне шуточная песенка из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко:
    “Если уйдёшь за кирпичную стену,
    Я стену плечом прошибу!
    Отвори, отвори, отвори!..”

    Конечно, я ему открыла дверь (тут я смеюсь). Но недолго продлился наш семейный союз, прожили мы с ним пять лет...»
     - «Ну, всё-таки...», - В.Т., «...произвели на свет двух детей, уехала я от него далеко, сюда, в Московскую область, из Сибири – уж больно был жесток. Может, вы не будете читать моё несуразное письмо, но я прошу вас, пожалуйста, если можно, найдите эту песню». Виктор Татарский: «Ну, как же было не прочитать ваше письмо, Лилия Георгиевна! И вовсе оно не несуразное, а очень жизненное, а главное, напрямую связано с песней, о которой вы пишете. И ещё, как это ни странно, эта испанская песенка Шульженко ещё ни разу не звучала во “Встрече...”, так что – “Отвори”»
    . Испанская народная песня «Отвори». Автор аранжировки Борис Мандрус. Автор русского текста Самуил Болотин. Исполняет Клавдия Шульженко. Инструментальный квартет: Борис Тихонов (аккордеон), Николай Назарук (кларнет), Алексей Кузнецов (гитара), Сергей Стихин (контрабас). Грампластинка 1952 года.

  10. Виктор Татарский: «24 января исполнилось 60 лет со дня рождения известного в 1960-е - 1970-е годы лирического певца Валерия Ободзинского...» Автор письма: Нина Александровна Воронина, Нижний Новгород, «...в 1970-е годы он был очень популярен. Первые увлечения, первые разочарования у меня, шестнадцатилетней, связаны были с его песнями. Однажды Ободзинский приехал к нам в город Киров. Зрители писали записки, просили спеть ту или другую песню, он отвечал, пел... Шло время, почему-то нигде певца не стало слышно (правда, во “Встрече...” звучали песни в его исполнении). Было много слухов о его судьбе. В “Восточной песне”***, которую пел Валерий Ободзинский, есть слова: “В каждой строчке только точки после буквы «л»...”, страна готовилась к столетию со дня рождения Ленина, и говорили, что из-за этой песни он стал реже появляться в эфире, а затем совсем исчез». Виктор Татарский: «Ну, это из серии анекдотов, связанных с песнями, которые появились незадолго до ленинского столетнего юбилея, не в 1970 году, а раньше ещё, в конце 1960-х. Помимо строчки, которую вы приводите, были ещё строки - из песни “Лада”****, например, которую пел Вадим Мулерман: “Нам столетье не преграда, и хочу я, чтоб опять”, – что “опять”? Нет, конечно, не в этом дело. Оставаясь лириком, Ободзинский не хотел петь “лозунговые” песни, которые требовались в то время. Валерий Владимирович немало пережил, но мне не хотелось бы в дни его светлой памяти говорить об этом. Пусть прозвучит сегодня лучшая, на мой взгляд, песня из репертуара Валерия Ободзинского. Но перед этим я должен ответить на вопрос Натальи Николаевны Романовой (город Александров, Владимирская область): “Я молюсь об упокоении души Валерия, но не знаю дат его рождения и кончины, я человек верующий, для меня это очень важно”. Пожалуйста. Валерий Владимирович Ободзинский, 24 января 1942 года – 26 апреля 1997 года». Песня «Играет орган». Композитор Давид Тухманов. Поэт Михаил Пляцковский. Исполняет Валерий Ободзинский. 24 января 1942 года родился советский и российский эстрадный певец (тенор) Валерий Владимирович Ободзинский. К 60-летию со дня рождения Валерия Ободзинского (1942-1997).

    Упоминаемая персона: Вадим Иосифович Мулерман (1938 г.р, советский эстрадный певец (баритон); заслуженный артист РСФСР, первый исполнитель песни «Лада»).

Виктор Татарский: «Закончился 865 выпуск “Встречи с песней”... Благодарю всех слушателей - участников “Встречи...”, поздравивших её с 35-летием. Благодарю Терезу Владиславовну Рымшевич и Татьяну Сергеевну Зубову – редакторов передачи с 1967-го по 1997-й годы. Благодарю “Радио России”, Алексея Владимировича Абакумова и Вячеслава Владленовича Умановского, которые в период всяческих реорганизаций помогли “Встрече с песней” остаться на первой кнопке, и, стало быть, остаться доступной миллионам её слушателей. Благодарю Михаила Ефимовича Швыдкого, поддержавшего передачу в период разброда и шатания августа 1998 года. Спасибо Гостелерадиофонду, Анатолию Ивановичу Высторобцу, давшему возможность иметь доступ к архивам, сотрудникам отдела писем “Радио России”, филофонистам Роману Пантелюсу и Дмитрию Фокину, режиссёрам передачи в разные времена Максиму Осипову и Владимиру Шведову, и тем, кто сегодня помогает нашей “Встрече...” состояться: Анастасии Кузнецовой, Виктору Трухану и Дмитрию Трухану. До следующей встречи в субботу, 9 февраля. Ваш Виктор Татарский».

Примечание: * по уточнённой информации, грампластинка Александры Николаевны Лукьянченко с записью «старинного вальса» (как указано на этикетке) «Слёз довольно» была издана не в 1954, а в 1946 году. В коллекции филофониста Чеслава Дубеньского имеется экземпляр грампластинки в лучшей сохранности звука, нежели запись, прозвучавшая в выпуске «Встречи с песней», предлагаем его вашему вниманию:


Примечание: ** неточная цитата из стихотворения и песни Владимира Высоцкого «К поэтам» («О фатальных датах и цифрах»). В оригинале:
Да, правда, шея длинная - приманка для петли,
И грудь - мишень для стрел, но не спешите:
Ушедшие не датами бессмертье обрели,
Так что живых не очень торопите
.

Примечание: *** авторы «Восточной песни» композитор Давид Фёдорович Тухманов и поэт Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов.

Примечание: **** авторы песни «Лада» композитор Владимир Яковлевич Шаинский и поэт Михаил Спартакович Пляцковский. В 1968 году ещё малоизвестный композитор Владимир Шаинский и популярный поэт-песенник Михаил Пляцковский объединились ненадолго ради общего дела. Один написал бодрую, но незатейливую мелодию, другой придумал к ней довольно необычные слова на древнерусскую тематику. Пляцковский был к тому времени едва ли не первый поэт страны, который работал в эстрадном жанре. Он писал тексты для Клавдии Шульженко и Майи Кристалинской, Тамары Миансаровой и начинающей Аллы Пугачёвой. Всевозможные ВИА стояли у него в очереди. Шаинский на тот момент только собирался «выйти на вершины советской эстрады». После их первой попытки заключить творческий союз родилась песня «Хмуриться не надо, Лада» или просто «Лада». Из-за своей энергичности она и сейчас слушается вполне современно. По этой причине её решили предложить оркестру ВИО-66, руководимому Юрием Саульским, одним из солистов которого был Вадим Мулерман. Песню решили представить на телевизионном «Голубом огоньке» 1969-1970-х годов. Но близилось 100-летие со дня рождения вождя мирового пролетариата. В те времена всё, что должно было прозвучать в эфире, проверялось цензорами тщательно и многократно. И на строчке «нам столетья не преграда» кому-то из проверяющих попала вожжа под хвост. Видать, артисты что-то злоумышляют против советской власти и дорогого Владимира Ильича!.. В общем, на «Голубой огонёк» песню не пустили. Но она зазвучала с грампластинок, прорвалась в радиоэфир и стала первым громким успехом как для Вадима Мулермана, так и для Владимира Шаинского. А Михаил Пляцковский сумел этой песней вновь подтвердить свой статус одного из лучших поэтов-песенников.

Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 865 выпуска передачи.

Выпуск 865 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 26 января 2002 года.



Выпуск 864Выпуск 866
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.