Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 930
(22 мая 2004 года)
-
Автор письма: Вера Афанасьевна Карташова, Москва, «...в конце 1950-х годов после перенесённой тяжёлой операции я отдыхала в одном из санаториев Латвии. Однажды кто-то подарил мне билет на концерт в Домском соборе в Риге. На органе очень хорошо играла молодая женщина, под аккомпанемент органа пел артист по фамилии Норейка, если правильно запомнила. По окончании я некоторое время сидела, как зачарованная. Находившийся рядом мужчина коснулся моей руки, помог подняться, спросил: “Понравилось?” “Как на небесах побывала!” - сказала я. Лицо его просияло: “На органе играла моя дочь!” С тех пор прошло много лет, в Домском соборе больше быть не пришлось и артиста Норейку больше не слышала. Может быть, “Встреча с песней” поможет мне ещё раз побывать на небесах? Это было бы прекрасно...» Виктор Татарский: «Вера Афанасьевна, вы, судя по всему, были на одном из первых выступлений замечательного певца Виргилиюса Норейки. С 1957 года он солист Литовского оперного театра. В 1960 годах стажировался в миланском театре La Scala. Его хорошо знали и любили в Москве - Виргилиюс Норейка часто пел в Зале имени Чайковского и в Большом зале Московской консерватории. Чтобы напомнить вам о выступлении певца в рижском Домском соборе, я включаю во “Встречу...” запись его пения с органом. Алессандро Страделла, “Пьета, Синьоре” - “Плачь, синьора”*. Орган - Леопольдас Дигрис...» Молитва «Помилуй, Господи» (Pietà, Signore) (фрагмент). Композитор Алессандро Страделла (Alessandro Stradella)*. Исполняет Виргилиюс Норейка (Virgilijus Noreika, Виргилиус Норейка). Партия органа Леопольдас Дигрис (Leopoldas Digrys). Запись 1976 года.
-
Автор письма: Валентина Григорьевна Назарец, город Челябинск, «...более двух лет назад в Челябинской области была зарегистрирована общественная организация “Дети защитников Отечества, погибших в Великой Отечественной войне” **. В области нас более 50 000, а сколько по всему бывшему Советскому Союзу... Никто не считал. 700 человек всё же вместил зал Дворца железнодорожников, 700 уже совсем старых людей с одинаковой судьбой - безотцовщина, подранки. Только вы способны собрать нас всех вместе в эфире. В память о наших отцах и матерях, погибших за Родину, для всех сирот войны бывшего Советского Союза включите, пожалуйста, песню Жени Мартынова “Письмо отца” - эта песня связана с судьбой каждого из нас». Песня «Письмо отца». Композитор Евгений Мартынов. Поэты Андрей Дементьев и Давид Усманов. Исполняет Евгений Мартынов. Вокальный квартет «Улыбка». Запись 1977 года. 22 мая 1948 года родился советский эстрадный певец и композитор, лауреат премии Ленинского комсомола Евгений Григорьевич Мартынов. К 56-летию со дня рождения Евгения Мартынова (1948-1990).
-
Автор письма: Константин Максимович Солодовников, член Ассоциации «Дети военного Сталинграда», почётный автотранспортник России, Волгоград, «...нам с мамой Прасковьей Ивановной своими глазами приходилось видеть бои за Мамаев Курган в Сталинграде, он часто переходил то к немцам, то к нашим. Об отце моём мы ничего не знали, и только в 1947 году пришло извещение, что рядовой Максим Николаевич Солодовников пропал без вести в феврале 1942 года. А вместе с извещением пришло уведомление на получение денег сыну за погибшего отца. Мама поехала в райсобес, получила деньги, купила всего, а главная покупка - патефон и три грампластинки. Всё население нашего посёлка, это были женщины и дети, по очереди заходили к нам в землянку, чтобы послушать эти три пластинки. Мы же, ребята, слушали больше всего, так как сидели и точили иголочки для патефона, чтобы использовать их ещё и ещё раз. Мне запала в душу одна из тогдашних песен - очень весёлая и, как выражается нынешняя молодёжь, очень прикольная песенка под названием “Всю неделю с милым врозь - в воскресенье вместе”, с тех пор я её вот уже больше полвека не слышал». Припевки «Всю неделю с милым врозь» («Всю неделю с милой врозь»). Композитор Владимир Руденко. Поэт Мария Мордасова. Исполняют солисты Воронежского русского народного хора Мария Мордасова и Александр Паршин. Аккомпанемент на баяне Владимир Руденко. Запись 1954 года.
Упоминаемая персона: Максим Николаевич Солодовников (1915 г.р., родом из села Кислово Кисловской волости Астраханской губернии; член ВЛКСМ; призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию 29 августа 1940 года Быковским райвоенкоматом Сталинградской области, служил в Минске; участник Великой Отечественной войны, рядовой, стрелок; пропал без вести в феврале 1942 года; отец Константина Солодовникова).
-
Виктор Татарский: «Сегодня день рождения Никиты Владимировича Богословского. Строки из двух писем в связи с памятной людям песней Никиты Владимировича на стихи Николая Константиновича Доризо. Первое грустное, ну, что поделаешь - жизнь...» Автор письма не представился, Москва, «...не помню я ни автора слов, ни автора музыки, ни названия, но сама песня в памяти полвека. Прошу нижайше, найдите. Я бы назвал её “Позднее раскаяние”:
“Помнишь, мама моя,
Как девчонку чужую
Я привёл к тебе в дочки,
Тебя не спросив?..”
С уважением, ветеран войны, и прочая, и прочая, одинокий старик, давно нет ни мамы, ни чужой девчонки - все они умерли, тоска...» Виктор Татарский: «И ещё письмо в связи с этой песней, настроение здесь получше. Олег Константинович Лёкшин из Екатеринбурга, кажется, стихами изволит начать своё послание...» Автор письма: Олег Константинович Лёкшин, Екатеринбург,
«“Был жаркий июль,
С востока на запад
Шёл поезд из Алма-Аты.
Без номера, но пассажирский,
«Весёлым» прозвали в пути.
И ехало трое студентов
В девятом вагоне тогда,
Один был с баяном, а двое
Ему подпевали всегда”.
Далее, уже не рифмуя, скажу, что именно в этом поезде я повстречал свою судьбу. В Чимкенте в наш вагон села студентка, москвичка. Довольно быстро присоединилась к самодеятельному трио, и мы уже квартетом продолжали петь свои песни. Ах, какие это были песни! Лирические, патриотические, весёлые, грустные, задорно-бесшабашные, студенческие, дворовые, запрещённые в те далёкие (1952 год) времена. А потом было расставание в Соль-Илецке, три года переписки, свадьба, и вот уже почти 50 лет мы вместе, продолжаем ехать в этом поезде жизни. В память о той далёкой поре передайте, пожалуйста, песню “Помнишь, мама моя, как девчонку чужую...”» Песня «Мама» («Помнишь, мама моя»). Композитор Никита Богословский. Поэт Николай Доризо. Исполняет Леонид Кострица. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Юрий Силантьев. Запись 1954 года. 9 (22) мая 1913 года родился советский и российский композитор, дирижёр, пианист, литератор-публицист и прозаик; народный артист СССР Никита Владимирович Богословский. Ко дню рождения Никиты Богословского (1913-2004). -
Автор письма: Леонид Павлович Калайда, город Ставрополь. Виктор Татарский: «В 1950-е годы Леонид Павлович руководил студенческим эстрадным оркестром. Сейчас он хирург, доцент». «...часто слышу, как безголосые певцы что-то бормочут или произносят неумные, мягко говоря, тексты песен, иногда состоящие всего из десятка слов. Они надоедливо повторяются неоднократно, и это обязательно сопровождается всё заглушающим ритмичным гулом ударных инструментов, напоминающим работу кузнечного цеха. При зрительном восприятии это, как правило, дергающиеся в конвульсиях и почему-то всё время бегающие исполнители и аккомпаниаторы. Всё это трудно назвать настоящей музыкой. Конечно, у каждого свои вкусы, но хочется слышать профессиональных певцов и музыкантов, а не штампованных на “Фабрике звёзд” ***. Хочется слышать мелодии с красивой темой и сочными, яркими инструментальными аккордами. В таких случаях я вспоминаю о “Встрече с песней”, которая не раз доставляла мне радость. Прошу чтобы прозвучало “Интермеццо” Бориса Тихонова». Пьеса «Интермеццо». Композитор Борис Тихонов. Исполняет инструментальный квартет под управлением Бориса Тихонова: Борис Тихонов (аккордеон), Алексей Кузнецов (гитара), Василий Рысков (гитара), Иван Прохоров (контрабас). Запись 1947 года.
-
Автор письма: Максим Кудрявцев, город Йошкар-Ола, «...мне 23 года, ваши передачи слушаю с 8 лет и с нетерпением жду их. Ничего не пропустил - мне нравится всё. Люблю я и литературные передачи. Помню, вы читали роман “Родичи”, от души признателен за образ чукчи Егердышки - такой светлый и грустный, как сама жизнь. Прочитайте что-нибудь из поэзии на “Радио России”». - «Максим, я тут по три минуты, по-моему, почти целый год каждый день читал мировую поэзию», - В.Т., «Старую эстраду люблю, очень интересует меня Александр Николаевич Вертинский. Была у него песня:
“Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушёл Ваш китайчонок Ли?..”
Я слышал куплет из неё в фильме “Место встречи изменить нельзя” ****, там её напевал капитан Жеглов - Высоцкий. Вот бы всю эту песню послушать». Виктор Татарский: «Максим, сейчас вы услышите всю эту песню. Александр Николаевич Вертинский написал её в 1916 году и посвятил знаменитой в те годы российской киноактрисе Вере Холодной. Вере Васильевне Холодной, прожившей всего 26 лет, но успевшей стать подлинной звездой российского экрана». Песня «Где вы теперь» («Лиловый негр»). Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Партия фортепиано Александр Блох. Грампластинка 1930 года. 21 мая 1957 года ушёл из жизни русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века, лауреат Сталинской премии II степени Александр Николаевич Вертинский. К 47-й годовщине со дня кончины Александра Вертинского (1889-1957).Упоминаемые персоны: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев; в кинофильме 1979 года «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий сыграл главную роль - Глеба Георгиевича Жеглова, капитана милиции, старшего оперуполномоченного, начальника оперативной бригады отдела МУРа по борьбе с бандитизмом; в этом фильме Владимир Семёнович не поёт своих песен, он исполнил «Лилового негра» Александра Вертинского; режиссёр Станислав Говорухин был в сложном положении - не дать спеть Высоцкому он не мог: «Он очень хотел спеть. У него даже была песня для картины, и называлась она “Баллада о детстве”. Но вот я считал, что не будет тогда полного доверия Жеглову, все будут отвлекаться, думать, что это Высоцкий в роли Жеглова. А он сыграл так точно Жеглова, что не только влез в его начищенные сапоги, а он жил его жизнью. И вот, режиссёр предложил спеть Высоцкому романс Вертинского, актёр сначала отказывался, но артистическая натура взяла верх и ... Глеб Жеглов, накинув китель капитана милиции, подходит к пианино, и звучит шлягер...», а вот что вспоминал отец Владимира Высоцкого - Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий: «В нашем доме всегда стояло фортепьяно. В молодости я учился музыке, любил петь песни Вертинского, Дунаевского... Много лет спустя в фильме “Место встречи изменить нельзя” Володя изобразил, как я пел песни Вертинского, а потом спрашивал, узнал ли я себя... Похоже было, как копейка в копейку...»); Вера Васильевна Холодная (1893-1919, русская актриса немого кино; за недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени - она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века).
-
Автор письма: Леонора Георгиевна Шведова, город Рыбинск, Ярославская область, «...много лет слушала вас вдвоём с мамой. Её больше нет, а верность вашей передаче продолжаю хранить. В память о моей маме Ольге Михайловне хотелось бы услышать что-нибудь из репертуара артиста оперетты Николая Рубана. Во время войны мама работала во Дворце культуры, недалеко от нашего авиационного завода. Немцы бомбили завод, и часто бомбы падали в районе Дворца. И хотя завод в начале войны был эвакуирован в Уфу, бомбёжки всё равно продолжались. Мама вместе со всеми дежурила по ночам на крыше - тушила зажигательные бомбы. Половина помещения во Дворце была отдана под госпиталь, всю войну мама была донором, многим раненым спасла жизнь. В госпитале она и познакомилась с моим отцом, он был военным хирургом. Часто в наш город приезжала со спектаклями Московская оперетта. Мама хорошо помнила Николая Рубана, Алексея Феону***** и других артистов, рассказывала, что они не только на сцене, а и просто в общении были весёлыми, неунывающими людьми». Песенка «Забытый мотив» из оперетты (музыкальной комедии) «Большая любовь». Композитор Мирон Двойрин. Автор либретто Николай Доризо. Исполняют Кира Шеляховская и Николай Рубан. Оркестр Московского Театра оперетты. Дирижёр Евгений Синицын. Запись 1950 года.
Упоминаемая персона: Алексей Алексеевич Феона (1919-1977, певец (лирический тенор), артист оперетты; в военное время - участник фронтовых артистических бригад; с 1944 по 1972 годы солист Московского театра оперетты; заслуженный артист РСФСР).
-
Виктор Татарский: «18 мая мы отмечали день рождения Аллы Николаевны Баяновой - юбилейную дату в её жизни...» Автор письма: Надежда Филипповна Чухломина, Москва, «...мне посчастливилось побывать на концерте Аллы Николаевны Баяновой. Каждая песня, каждый романс, исполненный ею, это целый спектакль, и ты не просто зритель, а непосредственный участник этого спектакля. После концерта прошло много времени, а во мне всё ещё звучит её голос...» Виктор Татарский: «Во “Встрече с песней” голос Аллы Николаевны Баяновой звучит уже почти 30 лет. Я начал включать романсы в её исполнении задолго до приезда Аллы Николаевны в Советский Союз. Передо мной первое письмо от неё в адрес нашей “Встречи...” и в мой адрес - письмо из Бухареста, где тогда жила и работала Алла Николаевна Баянова. Отправлено письмо 11 июля 1976 года». Автор письма: Алла Николаевна Баянова, Бухарест, Румыния, «...“Встрече с песней” приношу от сердца свою благодарность за то, что включили моё имя в одну из популярнейших передач советского радио. Я сама всегда слушаю ваши передачи с большим интересом. Спасибо за лестные слова и оценку моей деятельности, я это считаю большой честью для себя. Мне радостно на сердце от сознания, что русские люди так тепло отнеслись ко мне. Спасибо вам. Алла Баянова, Бухарест, 11 июля 1976 года». Песня-вальс «Дни бегут». Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Алла Баянова (Alla Baianova). Оркестр. Дирижёр Александру Аврамович (Alexandru Avramovici). Запись 1978 года. 5 (18) мая 1914 года родилась румынская, советская и российская певица, исполнительница русских песен и романсов, автор музыки ко многим романсам из своего обширного репертуара; народная артистка России Алла Николаевна Баянова. К юбилею Аллы Баяновой******.
-
Автор письма: Дмитрий Моисеев, 22 года, студент, город Рязань, «...недавно я посмотрел американский фильм “Враг мой” *******. Мне кажется, эта лента - великолепный тест на терпимость, то есть, на то, чего в нашей жизни так не хватает. Сюжет фильма таков. Неопределённо-отдалённое будущее, просторы Вселенной. После космического боя представители смертельно враждующих цивилизаций - землянин и омерзительного вида ящероподобное существо - в результате поломок оказываются вдвоём на необитаемой планете, выжить на которой, как оказывается впоследствии, можно лишь помогая друг другу. За два часа фильма смертельные враги, преодолев врождённые стереотипы, становятся братьями, готовыми отдать жизнь друг за друга. Поначалу, наверное, всем зрителям отвратителен ящеро-человек с далёкой звезды, а вот те, кто, выходя из кинозала, отвращение сменят хотя бы на лояльность, думаю, тот самый тест на терпимость выдержат. К чему я всё это? В нас не хватает терпимости. Человека не с тем разрезом глаз, что у нас, или с кожей не нашего цвета можем порой просто растоптать. Не хватает терпимости и у пожилых людей, которые при взгляде на кричаще одетых и жутко причёсанных музыкантов, хватаются за голову, возмущаясь ужасным вкусом молодых. Но, во-первых, то, что мелькает на экранах наших телевизоров, это далеко не шедевры, а во-вторых, может, прислушаемся и присмотримся повнимательнее? И вы, дорогой и уважаемый Виктор Татарский, проявите терпимость, включив в любимую мою “Встречу...” композицию коллектива, подобные которому не частые ваши гости. В 30-летней карьере группы Kiss из Соединённых Штатов было многое - впечатляющие театрализованные шоу, стотысячные аудитории, сложный грим, жуткие фокусы со шпагоглотанием и изрыганием пламени, миллионы пластинок, цветы от поклонников и гром и молнии от критиков. Не было, пожалуй, лишь бездарности и дилетантства, коими грешат многие наши группы. Был бы очень признателен, если бы услышал композицию группы Kiss “Forever” - “Навсегда”». Виктор Татарский: «Дима, группа, о которой вы пишите, и ей подобные, не частые гости “Встречи...” только потому, что о них нет осмысленных писем - лишь заявки. Ваше письмо меня убедило, попробуем. Группа Kiss, “Forever”». Песня «Навсегда» (Forever). Авторы композиции Пол Стэнли (Paul Stanley) и Майкл Болтон (Michael Bolton). Исполняет группа «Кисс» (Kiss): вокал и акустическая гитара Пол Стэнли, бэк-вокал Джин Симмонс (Gene Simmons), соло-гитара, бас-гитара, бэк-вокал Брюс Кулик (Bruce Howard Kulick), ударные, бэк-вокал Эрик Карр (Eric Carr), клавишные Фил Эшли (Phil Ashley). Запись 1989 года********.
Примечание: * точный перевод названия вокального произведения «Pietà, Signore» - «Помилуй, Господи». Комментируя расшифровку передачи, Наталия Васильченко отметила любопытный факт: имеется информация, что автор этой арии не итальянский композитор и певец эпохи барокко Алессандро Страделла (1643-1682), а живший значительно позже французский композитор и педагог швейцарского происхождения Луи Нидермейер (1802-1861). «Ошибка, как пишут, пошла оттого, что Нидермейером (Abraham Lois Niedermeyer) была написана опера “Страделла”, посвящённая Алессандро Страделле. В ней была Ария Страделлы (героя оперы), которая по-итальянски пишется Aria di Stradella. При этом, словосочетание Aria, di Stradella (с запятой) означает “Ария, написанная Страделлой”. Якобы, кто-то не к месту поставил запятую, и со временем арию прочно приписали самому Страделле. <...> И ещё для интереса. Страделле было посвящено 5 (!) опер разных композиторов, плюс литературные произведения различных жанров. Причина в легендарной биографии композитора, чья прекрасная храмовая музыка в какой-то момент остановила, якобы, подосланных к нему убийц. Что, однако, не избавило его от ранней смерти - по легенде (или в самом деле?) немногим позже он всё же был убит из мести на почве любовной истории. Каролин Джантурко (Carolyn Gianturco), крупнейшая исследовательница жизни и творчества Страделлы, посвятила жизнеописанию и творчеству композитора
Примечание: ** региональная общественная организация «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества» создана 30 мая 2000 года и объединяет граждан, «родители которых погибли при исполнении воинского долга в период войн или военных конфликтов, происходивших при участии СССР и Российской Федерации». Отделения организации действуют во всех городах и районах Челябинской области.
Примечание: *** музыкальное реалити-шоу молодых исполнителей «Фабрика звёзд» выходило на «Первом канале» с октября 2002 года.
Примечание: **** «Место встречи изменить нельзя» - советский пятисерийный телевизионный фильм 1979 года, снятый режиссёром Станиславом Говорухиным, в основе сценария Аркадия и Георгия Вайнеров положен сюжет их детективного романа 1975 года «Эра милосердия» о борьбе московской милиции и прокуратуры с уголовными элементами, расплодившимися во время войны и послевоенной разрухи.
Примечание: ***** в XX столетии в Московском театре оперетты служили артист и режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Николаевич Феона (1879-1949) и его приёмный сын - певец, заслуженный артист РСФСР Алексей Алексеевич Феона (1919-1977). По всей видимости, Леонора Шведова упоминает в письме А.А. Феону.
Примечание: ****** в 2004 году Алла Николаевна Баянова (1914-2011) отмечала 90-летие.
Примечание: ******* «Враг мой» (Enemy Mine) - американо-германский кинофильм немецкого режиссёра, сценариста и продюсера Вольфганга Петерсена (Wolfgang Petersen), снятый в 1985 году по одноимённой повести американского писателя-фантаста Барри Брукса Лонгиера (Barry Brookes Longyear). В январе 1986 года картина завоевала приз XIV Международного фестиваля фантастического кино, проходившего во французских Альпах, в Авориазе (Le 14eme edition du Festival international du film fantastique d’Avoriaz).
Примечание: ******** состав музыкантов, участвовавших в записи песни “Forever”, уточнён по дискографии группы Kiss.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 930 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 929 | Выпуск 931 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.