RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Песни и кумиры минувших лет    © RETROPORTAL.ru   2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 950
(29 января 2005 года)


К 38-летию передачи


    Открывая передачу, Виктор Татарский говорит: «Здравствуйте! 31 января 1967 года, 38 лет назад, впервые прозвучали позывные нашей передачи. Сегодня 950-й выпуск “Встречи с песней”.
    “От Смоленска до дальнего Диксона
    Дверь не скрипнет, не гаснет огонь,
    За ведущим тем самым, за Виктором,
    Тихо русская бродит гармонь.
    Изобильными яствами, винами
    Не уставлены наши столы,
    Только песня - простая, родимая -
    Нам желанней всех кладов земли.
    Воплощением чуда-пророчества
    Скромно гости заходят, как в снах.
    Так встречаются вдруг одиночества:
    Снова жизнь, и любовь, и весна”
    .
    Перед заставкой передачи я прочитал стихи Владимира Фёдоровича Степанова из Рязанской области».


  1. Автор письма: Зинаида Ефимовна Фролова, город Рыбинск, Ярославская область, «...вечер. Тихо. Закончилась передача, выключила радио, а в памяти мелодии “Встречи с песней”. Многое вспоминается... 1951-й, Южно-Сахалинск, барак. Я, ученица третьего класса, никак не могла решить какую-то задачку по арифметике и пошла к соседке, тёте Жене, бывшей учительнице. Серое-серое утро, туман, топится печь, и мы с ней разбираем злосчастную задачу. В репродукторе женский голос говорит: “Венгерские танцы Брамса...” Особенно понравился, кажется, 5-й танец...» «Венгерский танец №5». Композитор Иоганнес Брамс (Johannes Brahms). Исполняет венгерский ансамбль «Голубой Дунай», дирижёр Шандор Ярока (Sándor Járóka). Запись 1957 года.

  2. Автор письма: Юрий Алексеевич Золотарёв, город Владивосток, «...в нашем военном детстве пластинок не покупали, и все новые песни звучали из репродуктора - чёрной бумажной тарелки с большим магнитом и красивой надписью “Рекорд”. Последние известия казались скучными, и я откровенно радовался, что они “последние” - скоро кончатся, и дальше будет только музыка. Но голос Юрия Борисовича Левитана со сводками Совинформбюро завораживал всех, и в квартире устанавливалась абсолютная тишина. Мне было три с половиной года, когда радио объявило о Победе. Мама на кухне почему-то заплакала, а я под этот мажорный настрой вне плана отпросился гулять. Первая же мальчишеская новость во дворе была та, что по городу днём везли расчехлённые зенитки. Война с Японией началась только в августе 1945-го, но город все четыре года жил прифронтовой жизнью, потому что от нас до Квантунской армии было всего 160 километров, и, теоретически, могли быть бомбардировки. И так целый день возили пушки, а вечером следующего дня весь город высыпал на улицы. Что-то сверкнуло, послышался залп, и небо засветилось разноцветными огнями, каких не было ни в одной детской книжке. Вскоре на подлёте к Владивостоку был подбит японский бомбардировщик. Наш город расположен на полуострове и превращён в крепость, равной которой на Тихом океане во время Второй мировой войны не было. Это сдерживало Японию от открытого вступления в войну. На прифронтовой Владивосток за все годы не упало ни одной бомбы, и вдруг - бомбардировщик. Японская разведка работала неплохо: лётчика-камикадзе направили к городу с севера по воздушному коридору для гражданских самолётов. Мы потом долго играли в героев-зенитчиков, а от тех лет остались песни, одну из них, простенькую, без яркого мотива и со слабеньким текстом не слышал лет полсотни, начиналась она словами:
    “Хорошая работа,
    Хорошая молва,
    Три друга, три пилота,
    Летали на «У-2»”
    .
    И припев:
    “Почти пешком по небу
    Летят едва-едва
    И раз «У-2», и два «У-2»,
    И три «У-2»”
    .
    Видимо, из-за малой художественной ценности песню забыли, а детская память - нет»
    . Песня «Служили три пилота». Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Соломон Фогельсон. Исполняет Владимир Нечаев. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Виктор Кнушевицкий. Запись 1950 года*.

    Упоминаемая персона: Юрий Борисович Левитан (1914-1983, диктор Всесоюзного радио Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист СССР, легенда советского радио, Юрий Борисович работал на радио с 1932 по 1983 годы; в годы Великой Отечественной войны Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина).

  3. Автор письма: Людмила Михайловна Дубровина, посёлок Правдинский, Московская область, «...в 1957 году я работала в Центральной поликлинике Минздрава РСФСР фельдшером помощи на дому. Моими пациентами были Пётр Леонидович Капица, музыканты Эмиль Григорьевич Гилельс, Владимир Владимирович Софроницкий, сёстры Гнесины, композитор Матвей Исаакович Блантер, скульпторы Сергей Тимофеевич Конёнков (до сих пор помню его апартаменты на углу Тверской, где мебель была выполнена его руками), а во дворе Евгения Викторовича Вучетича стояла тачанка. Моей пациенткой была актриса Людмила Васильевна Целиковская, ещё была жива Елена Дмитриевна Стасова - секретарь Ленина**, я несколько раз встречалась с этой замечательной женщиной. Самыми длительными и дорогими для меня были встречи с супругой Анатолия Васильевича Луначарского Натальей Александровной Луначарской-Розенель. В молодости она была очень красива - это было видно по многочисленным фотографиям в квартире сцен из спектаклей Малого театра, в котором она когда-то играла... Почему-то всё это вспомнилось, когда в конце 1980-х услышала романс “Вы вспомните меня” на стихи Евдокии Ростопчиной. Больше никогда его не слышала и не знаю, кто автор музыки романса, сообщите, пожалуйста». Виктор Татарский: «Людмила Михайловна, автор музыки романса - наш современник Евгений Павлович Крылатов, а стихи были написаны в 1840 году графиней Евдокией Петровной Ростопчиной». Романс «Вы вспомните меня». Композитор Евгений Крылатов. Поэт Евдокия Ростопчина. Исполняет Валентина Толкунова. Запись 1989 года.

    Упоминаемые персоны: Пётр Леонидович Капица (1894-1984, советский физик, инженер и инноватор, лауреат Нобелевской премии; академик Академии наук СССР, награждён Большой золотой медалью имени Ломоносова; член Лондонского королевского общества и Леопольдины, иностранный член Национальной академии наук; дважды Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий I степени); Эмиль Григорьевич Гилельс (1916-1985, советский пианист, музыкальный педагог; народный артист СССР; Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Сталинской премии I степени); Владимир Владимирович Софроницкий (1901-1961, русский советский пианист и педагог, профессор Ленинградской и Московской консерваторий; заслуженный деятель искусств РСФСР; лауреат Сталинской премии I степени); Сёстры Гнесины - представители музыкальной семьи Гнесиных, русские музыканты и педагоги: Евгения Фабиановна Савина-Гнесина (1869 (по некоторым сведениям, 1870)-1940), Елена Фабиановна Гнесина (1874 (родилась в 1872 году, однако, в послереволюционных документах её год рождения был изменён на 1874-й, который и стал официально считаться годом рождения Елены Гнесиной)-1967), Мария Фабиановна Гнесина (1874-1918), Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек (1876-1953), Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина (1881-1963). Три старшие сестры основали в 1895 году в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных. Имея в виду, что в письме Людмилы Михайловны Дубровиной события происходят в 195о-е годы, речь в нём, вероятно, идёт о Елене Фабиановне, Ольге Фабиановне и, возможно, Елизавете Фабиановне Гнесиных); Матвей Исаакович Блантер (1903-1990, советский композитор; народный артист СССР Герой Социалистического Труда; лауреат Сталинской премии II степени); Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971, русский и советский скульптор, график, педагог; академик Академии художеств СССР; народный художник СССР; Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Сталинской премии III степени); Евгений Викторович Вучетич (1908-1974, советский скульптор-монументалист, педагог; академик Академии художеств СССР; народный художник СССР; Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий); Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992, актриса театра и кино; народная артистка РСФСР); Елена Дмитриевна Стасова (партийные псевдонимы: «Абсолют», «Гуща», «Варвара Ивановна», «Дельта», 1873-1966, старейшая деятельница российского и международного коммунистического движения, член РСДРП с 1989 года, активная участница подпольной революционной работы; после 25 октября (7 ноября) 1917 года - деятель советского государства, Коммунистической партии, Коминтерна; Герой Социалистического Труда, кавалер пяти орденов Ленина); Наталья Александровна Розенель-Луначарская (Наталья Александровна Сац, 1902-1962, актриса, переводчик; играла на сцене Малого театра, в театре Корша, Театре имени Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС), ленинградском театре «Комедия», снималась в немом кино; во втором браке была замужем за Анатолием Васильевичем Луначарским (1875-1933), наркомом просвещения РСФСР).

  4. Автор письма: Галина Михайловна Фролова, Санкт-Петербург, «...когда-то в 1950-е годы ещё не было радиостанции “Маяк” ***, но был другой “музыкальный маяк” ****: в определённое время на определённой волне передавали песни, которые звучали одна за другой без объявлений, поэтому кто исполнял и что за песня, было неизвестно. Мне очень нравилась там одна песня, которую я однажды в магазине услышала и купила пластинку. Оказывается, пел Леонид Заходник. На одной стороне была песня “Тарантелла”, а на второй - вот та, моя любимая, но как она называлась, я теперь не помню, и только обрывки фраз сохранились в памяти*****. Пластинка, к сожалению, не сохранилась, может быть, отыщете?» Виктор Татарский: «Галина Михайловна, отыщете - что? Ведь обрывками фраз той песни вы со мной не поделились, что же мне искать-то - ни названия, ни автора, ни слов песни, то есть, ни одной наводки! Лишь фамилия исполнителя. Ну, что ж, попробую угадать. Может быть, вот эта песня Энрико****** Куртиса? Она была популярна ещё до появления нашего “Маяка”, она была популярна, и звучала именно в исполнении Леонида Заходника». Песня «Как прекрасны вдали горы». Композитор Эрнесто де Куртис (Ernesto De Curtis). Исполняет Леонид Заходник. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Юрий Силантьев. Запись 1954 года.

  5. Автор письма: Юрий Александрович Густоев, город Челябинск, «...примите слова признательности и благодарности в адрес “Встречи с песней” по случаю 38-летия её существования. Спасибо и за то, что не забываете воздать должное памяти Исаака Осиповича Дунаевского, кстати, 30 января исполняется 105 лет со дня его рождения. Прошу поблагодарить и тех, чьи письма звучат по “Встрече...” - спасибо вам, дорогие мои единомышленники, родственники по строю души и по отношению к миру прекрасного. А ваше, Виктор Витальевич, искусство кладоискателя остаётся для нас интригующей и притягательной тайной - пусть так и будет. За последние 10-12 лет многое в области культуры подверглось несправедливым нападкам. Досталось и композитору Дунаевскому - вероятно, за “Марш энтузиастов”, за песню “Широка страна моя родная”, но критики забыли, что замечательный мелодист написал сотни чудных песен, оперетт, что он автор прекрасной музыки. У Дунаевского много великолепных вальсов, прошу вспомнить один из них». «Быстрый вальс». Композитор Исаак Дунаевский. Исполняет Государственный эстрадный оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Запись 1949 года. 30 января 1900 года родился советский композитор и дирижёр, автор 12 оперетт, 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов и множества популярных песен, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий Исаак Осипович Дунаевский. К 105-летию со дня рождения Исаака Дунаевского (1900-1955).

  6. Виктор Татарский: «Как-то во “Встрече...” в исполнении Юрия Морфесси звучала очень популярная в нашей стране в 20-е - 30-е годы прошлого века песня “Кирпичики”. Но, во-первых, песня, судя по тексту, должна петься женщиной. Во-вторых, Морфесси спел её несколько барственно, что никак не вяжется с содержанием. И в-третьих, в его исполнении совсем другие стихи, далёкие от оригинала. В некоторых письмах просили найти первоначальный вариант “Кирпичиков”:
    “Где-то в городе, на окраине
    Я в убогой семье родилась,
    Лет пятнадцати, горе мыкая,
    На кирпичный завод подалась...”

    Нашлась лишь одна запись подлинного варианта “Кирпичиков”, которую в 1925 году произвела, видимо, какая-то частная артель. Позднее песня была запрещена, и ни один завод грампластинок выпустить её, конечно, не мог. Сразу хочу предупредить, что запись технически не просто не совершенна, а крайне не совершенна. К тому же, 80-летнюю пластинку крутили часто, любили. Но зато это музыкальный документ, это подлинник. Как бы сейчас не спели эту несколько странную песню, всё будет имитацией, подделкой, поэтому я решил всё-таки дать эту запись во “Встрече...” Одно из писем о “Кирпичиках” от Бориса Ивановича Васильева из Оренбурга...» Автор письма: Борис Иванович Васильев, Оренбург, «...когда учился в младших классах, где-то в 1931-м - 1932-м годах, уроки пения у нас вела пожилая тётя, как тогда нам казалось, а ей, пожалуй, было-то всего лет 35. Идёт урок, поём какие-то программные песни, и вдруг кто-то из нас просит училку разрешить всем классом спеть сверхмодную тогда песню “Кирпичики”, мы все бурно поддержали эту просьбу. Но учительница смущённо ответила: “Нельзя”. В ответ на наши удивлённые “почему?” строго сказала: “Запрещено”. Мы подняли такой возмущённо-удивлённый шум, что учительница согласилась на “Кирпичики”, но в последний раз. Класс спел так, как ни до, ни после этого не пели ни одной другой песни, а память об этом осталась на всю мою долгую жизнь. Кем, за что была запрещена песня? Вскоре мы уже знали, кем это сделано, а вот за что запрещена - так толком не знаю и до сих пор». Виктор Татарский: «Да кто их знает, Борис Иванович, за что запрещали... Много причин всяких было. Основные, как мне кажется, отсутствие чувства юмора и трусость цензоров. Может, им показались опасными слова народного варианта песни:
    “И по винтику, по кирпичику,
    Растащили мы этот завод”
     *******.
    А что? Актуальные и по сей день, не правда ли?»
    Песня «Кирпичики» («Песня о кирпичном заводе»). Композитор Семён Беллисон (Симон Бейлизон), автор аранжировки Валентин Кручинин. Поэт Павел Герман. Исполняет хор под управлением Фёдора Алёхина. Грампластинка 1925 года.

    Упоминаемая персона: Юрий Спиридонович Морфесси (1882-1949, русский эстрадный и оперный певец (баритон) греческого происхождения).

  7. Автор письма: Феликс Александрович Косарьков, город Воронеж, «...Виктор Витальевич, а что же оперетта дивная и искромётная?» - «А что оперетта, Феликс Александрович? Звучит оперетта во “Встрече...”, и нередко. Уж вы-то, как постоянный участник передачи, должны это знать. Провокационные, понимаете, вопросы порой задают!», - В.Т., «Не актуальна “Сцена опьянения” в “Периколе”? Пожалуйста - “Признание Периколы”, тоже весьма мелодична и своеобразна. Только, пожалуйста, не на уровне оперной классики в исполнении, к примеру, немецких солистов, когда исчезает специфический опереточный шарм, что крайне досадно. Опере - оперово, а оперетте - опереттово. Рубан, Качалов, Лебедева, Шмыга, другие наши солисты - вот истинная оперетта». Виктор Татарский: «Ну, что касается истинной, как вы пишите, оперетты, то это, в первую очередь, венская и будапештская оперетта, а уж потом наши солисты, да и то далеко не все. “Сцена опьянения” из “Периколы” вполне актуальна, но она была у нас, и не однажды. Так что сегодня, как вы, Феликс Александрович, предлагаете: “Признание Периколы” из одноимённой оперетты Оффенбаха». «Признание Периколы» из оперетты «Перикола» (La Périchole, «Птички певчие»). Композитор Жак Оффенбах (Jacques Offenbach). Авторы оригинального либретто Анри Мельяк (Henri Meilhac) и Людовик Галев (Ludovic Halévy). Автор русского либретто Михаил Гальперин. Исполняет Клавдия Новикова и оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дирижёр Александр Залевский. Грампластинка 1937 года.

    Упоминаемые персоны: Николай Осипович Рубан (1913-1987, артист оперетты, лирический тенор; ведущий солист Музыкального театра Карело-Финской ССР, затем солист Московского театра оперетты; заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, заслуженный артист Карело-Финской ССР); Михаил Арсеньевич Качалов (1900-1969, артист оперетты (лирический тенор); солист Московского театра оперетты; заслуженный артист РСФСР); Евдокия Яковлевна Лебедева (1903-1987, артистка оперетты (сопрано); солистка Московского театра оперетты; заслуженная артистка РСФСР); Татьяна Ивановна Шмыга (1928 г.р., советская и российская певица (лирическое сопрано); солистка Московского театра оперетты; участвовала в двух десятках музыкальных фильмах и концертных программах; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Михаила Глинки и премии Президента Российской Федерации).

  8. Автор письма: Николай Николаевич Хромов, город Иваново, «...лет 30 назад я отдыхал на Рубском озере в 40 километрах от Иванова, где познакомился с прекрасной девушкой из Молдавии, её звали Василиса. Как-то мы с ней катались на лодке, а в это время по радиотрансляции передавали очень хорошую песню, где были такие слова:
    “А до рассвета остался час или чуть больше,
    И скоро звёзды голубые растают в небе без следа.
    Я буду вечно с волнением помнить нашу встречу
    И все слова твои и песни я не забуду никогда...”

    В поисках этой песни я обратился на Ивановское радио, где мне сказали, что песню когда-то исполняли Алла Иошпе и Стахан Рахимов. Кроме того, я выяснил, что в 1960-е годы её записали на Всесоюзном радио две ивановские девушки, участницы ансамбля “Алые паруса”, Галина Смирнова и Татьяна Шалаева. Нашёл их, но они тоже не помнили название. Но сказали, что в нём есть слово “танго”»
    . - «То есть, в названии», - В.Т., «Я побывал в музыкальном училище, в областной филармонии, обошёл все главные библиотеки, но никто, к сожалению, не знает, что это за песня». Виктор Татарский: «Николай Николаевич, те записи, о которых вы пишите, на радио не сохранились. Мне были знакомы слова песни, которые вы привели в письме, и я вспомнил её мелодию, но долго не мог определить название и авторов песни. Помог это сделать бывший заведующий Отделом эстрадной песни Главной музыкальной редакции Всесоюзного радио Чермен Владимирович Касаев. Пожалуйста, вот запись песни, которую вы ищете. Сергей Мелик, стихи Онегина Гаджикасимова, “Первое танго”, поёт Мария Кодряну»
    . Песня «Первое танго». Композитор Сергей Мелик. Поэт Онегин Гаджикасимов. Исполняет Мария Кодряну. Вокально-инструментальный ансамбль под управлением Алика Мордковича. Запись 1974 года.

    Упоминаемые персоны: Алла Яковлевна Иошпе (1937 г.р., советская и российская эстрадная певица; кандидат педагогических наук; народная артистка России); Стахан Мамаджанович Рахимов (1937 г.р., советский и российский эстрадный певец (тенор), народный артист России; супруг Аллы Иошпе); Галина Смирнова и Татьяна Шалаева (солистки молодёжного эстрадного ансамбля из Иванова «Алые паруса», основанного в 1965 году при клубе фабрики БИМ (Большой ивановской мануфактуры) композитором и хормейстером Сергеем Ильичом Охомушем (1931–1985); ансамбль, гастролировал по городам России и союзным республикам (выступал в Грузии, Армении, Таджикистане, Азербайджане), участвовал в фестивалях и конкурсах; эстрадный коллектив просуществовал 15 лет, а затем трансформировался в детский ансамбль «А+Б»); Чермен Владимирович Касаев (1927 г.р., с 1959 года музыкальный редактор Всесоюзного радио, затем заместитель заведующего и заведующий отделами эстрадной песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения).

  9. Автор письма: Ирина Павловна Яковлева, Санкт-Петербург, «...в 1950 годы на наших экранах демонстрировался немецкий или австрийский фильм “Золотая симфония”, там была прекрасная музыка. В моей памяти хранится то состояние души, которое я пережила при звуках этой музыки. Я помню золотистый фон картины, выступал балет на льду... Нельзя ли что-нибудь услышать из того волшебного каскада музыкального, льющегося до сих пор в моей памяти...» Фокстрот (Jackie Joe Foxtrot, «Джеки Джо») из ледового фильма-ревю «Золотая симфония» (Symphonie in Gold) (1956 год, режиссёр Франц Антель (Franz Antel), Австрия). Композитор Лотар Олиас (Lothar Olias)********. Исполняет Танцевальный оркестр РИАС (Das RIAS Tanzorchester, RIAS Dance Orchestra). Дирижёр Вернер Мюллер (Werner Müller).

Завершая передачу, Виктор Витальевич Татарский говорит: «Закончился 950-й выпуск “Встречи с песней”, выход которого в эфир совпал с 38-летием передачи, которое у нас 31 января. <...> Координатор Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан. Благодарю всех друзей “Встречи с песней”, поздравивших передачу с днём её рождения. До субботы 12 февраля. Ваш Виктор Татарский».

Примечание: * песня «Служили три пилота» была написана, как отмечает Виктор Татарский, в 1943 году, а записана Владимиром Нечаевым и оркестром под управлением Виктора Кнушевицкого в 1950 году.

Примечание: ** Елена Дмитриевна Стасова не была секретарём Владимира Ильича Ленина, эту должность занимала Лидия Александровна Фотиева (1881-1975) - член партии большевиков с 1904 года, в 1918-м - 1930-м годах - секретарь Совета Народных Комиссаров (СНК) и Совета Труда и Обороны (СТО), одновременно в 1918-см - 1924-м годах - личный секретарь В.И. Ленина.

Примечание: *** музыкально-информационная радиостанция «Маяк» была учреждена в 1964 году по решению ЦК КПСС для создания «противовеса западным “голосам”» и начала круглосуточное вещание 1 августа 1964 года в формате 5 минут новостей и 25 минут музыки.

Примечание: **** по всей видимости, Галина Фролова вспоминает эфиры 3-й программы Всесоюзного радио, работавшей с 4 октября 1947 года на средних (873 кГц и 1116 кГц), а позже - ультракоротких волнах. Это был, так называемый «художественный канал» Всесоюзного радио, в котором доля музыкальных передач, концертов, прямых трансляций составляла не менее 5-6 часов ежедневно.

Примечание: ***** так как Галина Фролова упоминает в письме грампластинку певца (лирического тенора) и вокального педагога, заслуженного артиста Латвийской ССР Леонида Давыдовича Заходника (1912-1988), то по дискографии артиста можно установить, какая песня звучала на обороте пластинки 1950 года с записью «Тарантеллы» (№17860/17861) - это «Прощальная песня» («Море») композитора Эммануила (Эммануэля) Нутиле на стихи Александра Художникова. Песню «Море» Леонид Заходник записал в сопровождении оркестра под управлением Сергея Горчакова:


Примечание: ****** итальянский композитор, автор свыше ста песен, Эрнесто де Куртис (1875-1937).

Примечание: ******* «В Советском Союзе в 1925-1926 годах делали сборы фильм “Кирпичики”, пьеса “Кирпичики”, а сама песенка не сходила с эстрадных подмостков клубов и пивных. Надо ли говорить о перепевах - разных “Гаечках”, “Шестерёнках” и откровенно пародийных — под “Камаринскую” - “Эх вы, шарикоподшипники мои!..», - пишет в статье «Лес, кирпич и две собачки. История знаменитого вальса, который Рязанов передал нам от Мейерхольда» на сайте петербургского сетевого издания «Фонтанка», приуроченной к 100-летию песни «Кирпичики», сценарист, журналист и писатель Игорь Валерьевич Шушарин, отмечая в том числе причины, по которым песня была запрещена: «...в 1930-е <...> в недрах милиции родился приказ “О борьбе с музыкантами, певцами и продавцами запрещённых песен на рынках и базарах”. Согласно данному приказу уличные исполнители и распространители песенных сочинений, даже самых невинных по содержанию, могли привлекаться к уголовной ответственности в рамках развёрнутой в стране кампанейщины по борьбе с нищенством и бродяжничеством. <...> По мере сворачивания НЭПа нападки на “Кирпичики” и другие так называемые “песни нового быта” усиливались. Их клеймили за упаднические настроения, мещанство, “цыганщину”. Весной 1929-го в Ленинграде состоялась Всероссийская музыкальная конференция. По её итогам было принято окончательное решение запретить исполнение подобной музыки, поскольку “наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией” “цыганщина” заражала рабочий класс “нездоровыми эмоциями”. Была создана специальная комиссия, составленная из матёрых чекистов от музыки, призванная пересмотреть всех работающих на эстраде артистов и их творческий багаж. К тому времени Главрепертком выпустил “Репертуарный указатель. Список разрешённых и запрещённых к исполнению на сцене произведений”. Как сказано в предисловии: “...к составлению были привлечены наиболее сведущие и культурные знатоки и исполнители цыганского песенного репертуара”. А критерии “в оценке запрещённого эстрадного материала очевидны для всякого”, так как они соответствуют единственно правильной политической линии. “Кирпичики” единственной правильной линии НЕ соответствовали. И вообще... Как более чем откровенно высказался советский писатель Константин Федин в беседе с белоэмигрантским писателем Романом Гулем, “очень уж все их (“Кирпичики”. - Прим. И.Ш.) пели, а власти наши не любят, когда нация хоть на чём-то объединяется, пусть даже на песне”. Тем не менее в народном бытовании “Кирпичики” с их прилипчивой, с первого раза запоминающейся мелодией, продолжили своё существование. Правда, теперь исключительно неофициально-фольклорное...»

Примечание: ******** немецкий композитор Лотар Олиас (1913-1990), имя Людвиг названо ошибочно. В написанные им для кинофильма «Золотая симфония» инструментальные пьесы в разных ритмах включены фрагменты популярных танцевальных мелодий 1950-х годов. В советском кинопрокате фильм демонстрировался в 1958 году и занял 18-ю строчку, его посмотрели 24 200 000 зрителей.

Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за расшифровку 950 выпуска передачи.

Выпуск 950 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 29 января 2005 года.



Выпуск 949Выпуск 951
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Песни и кумиры минувших лет
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru    2002 – гг.