RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 706
(1 марта 1996 года)



  1. Виктор Татарский: «В нескольких выпусках “Встречи...” речь шла о судьбе выдающегося русского певца, солиста Большого театра в 1930-е годы Ивана Даниловича Жадана. Сегодня окончание рассказа о нём корреспондента “Известий” Анатолия Журина*: “...окончание войны застало артиста Германии в зоне оккупации американцев. Те, выполняя союзнические обязательства, собирались вернуть его на Родину. Пришлось скрываться, менять фамилию, расстались с женой... После войны он знакомится с американкой Дорис и она помогает ему уехать в Штаты. Там они женятся, но жизнь никак не складывается, попытки вернуться к творческой жизни особых радостей не приносят. Правда, американцы восторженно приняли два его сольных концерта в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле, которые смогла организовать Дорис. Появились, наконец, и пластинки с его записями, но решить финансовые проблемы молодой семье не удавалось. Местные продюсеры не слишком торопились оказать помощь. Пришлось искать другую работу. Вот когда ему пригодились навыки кузнеца. На маленьком островке Сент-Джон в Карибском море Иван Данилович устраивается каменщиком на фирме Рокфеллера. Постепенно приходит достаток и желание остаться здесь навсегда. Я спрашивал Ивана Даниловича во время уже третьего его прилёта в Москву, какой ему показалась Родина после столь долгой с ней разлуки? Старый человек, перешагнувший 90-летний рубеж, помолчав, вздохнул: «Я всегда мечтал иметь свой собственный клочок земли, я любил друзей, и, как оказалось, многие из них меня не забывали. Моему сыну Владимиру, когда он вернулся из ссылки, Вера Александровна Давыдова, будучи депутатом, не побоялась помочь в московской прописке и ещё при Сталине. Насколько мне известно, для неё это потом имело не самые лучшие последствия. В те трудные годы сыну помогали и морально, и материально Александр Степанович Пирогов, Сергей Яковлевич Лемешев, Николай Семёнович Голованов, Асаф Михайлович Мессерер. Низкий поклон им за это. Я ни в чём не виноват перед Родиной и ни в чём не упрекаю её, я её просто люблю»”». Романс «Я помню чудное мгновение». Композитор Михаил Глинка. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Иван Жадан, солист Большого театра в 1930-е годы.

    Упоминаемые персоны: Дорис Клабаф (Doris klabaf, учительница из США, ставшая в 1951 году женой Ивана Жадана и взявшая его фамилию; после смерти артиста Дорис сохранила его музыкальное наследие, собрав записи за период с 1933 по 1954 год, открыла в своём доме на острове Сент-Джон музей, посвящённый Ивану Жадану и издала на английском языке две книги о певце - The Great Life of Ivan Jadan («Удивительная жизнь Ивана Жадана») (1995), которая в 1999 году была переведена на русский язык и Codeword: Freedom («Пароль: Свобода») (2001)); Рокфеллеры (Rockefeller, американская семья промышленников, политиков и банкиров немецкого происхождения, одна из самых богатых семей в мире, считающаяся одной из самых влиятельных, если не самой влиятельной, в истории Соединённых Штатов Америки); Вера Александровна Давыдова (1906-1993, советская оперная певица (меццо-сопрано), педагог; народная артистка РСФСР, народная артистка Грузинской ССР, лауреат трёх Сталинских премий первой степени); Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза); Александр Степанович Пирогов (1899-1964, русский советский оперный певец (бас); народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий l степени, кавалер двух орденов Ленина; с 1924 по 1955 годы - солист Большого театра); Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977, советский оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр и педагог, народный артист СССР); Николай Семёнович Голованов (1891-1953, дирижёр, хормейстер, пианист, композитор и педагог; народный артист СССР, с 1937-го по 1953-й годы - художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета). Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992, советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, публицист; лауреат двух Сталинских премий, народный артист СССР, представитель артистической династии Мессерер - Плисецких).

  2. Автор письма: Галина Матвеевна Гейсель, «коренная петербуржанка», Санкт-Петербург, «...в память моего любимого отца я очень вас прошу, чтобы прозвучал голос его любимой певицы Надежды Андреевны Обуховой. 110 лет со дня её рождения и 35 лет со времени её кончины... Всё дальше уходит время, а голос её волнует зовёт к жизни. Вот это определяло его звучание во время Отечественной войны. Мой отец с первых дней войны и до августа 1945-го был в действующей армии - всю войну был за баранкой. Сначала подвозил боеприпасы к фронту, а потом возил очень высокопоставленного начальника, который возил с собой целый сундук награбленного серебра. Отец не любил говорить о войне. Он называл её грязной работой. Но приезд Обуховой к ним в часть он считал одним из светлых дней войны. Очень прошу, чтобы в память моего отца в исполнении Обуховый прозвучал романс Кремье “Когда умирает любовь”. Голос Надежды Андреевны лечил людей в полном смысле слова. Пусть звучит её дивный голос всегда». Вальс-романс «Когда умирает любовь» (Quand L'Amor Meurt). Композитор Октав Кремье (Octave Crémieux). Поэт Джордж Милланди (Georges Millandy, Жорж Милланди). Исполняет Надежда Обухова (на французском языке). Эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Юрий Силантьев. Запись 1954 года. 22 февраля (6 марта) 1886 года родилась российская, советская оперная певица (меццо-сопрано), лауреат Сталинской премии l степени, народная артистка СССР, кавалер ордена Ленина Надежда Андреевна Обухова. К 110-летию со дня рождения Надежды Обуховой (1886-1961).

  3. Автор письма: Сергей Павлович Маланьин, Москва, «...вашу передачу я для себя открыл только недавно. Поразила она меня интереснейшими находками, доброжелательной манерой общения со своими слушателями. Такие отношения между автором передачи и слушателями дорого стоят, а в наше сложное время, тем более. В своё время именно песни, которые мне большей части приходилось слушать по радио, явились основой моего музыкального воспитания и способствовали тому, что я стал увлекаться классической музыкой. И хотя интерес к песне у меня сохранялся всегда, она отошла на второй план. Ваша передача позволила мне вновь испытать радость от того, что у меня вновь теперь уже, конечно, на другом уровне понимания возродился интерес к песне. Кроме того, для меня необычайно приятным сюрпризом явилось и то, что во “Встрече...” звучит и классическая музыка. Лет 25-30 назад в нотном магазине на улице Герцена в Москве, который существует и ныне, был отдел грампластинок**. Однажды, когда я зашёл в него, один из посетителей спросил у продавца, нет ли записей баритона Головина. Ответ был отрицательный. Тогда я спросил незнакомца, в какое время пел этот певец и где. Он мне ответил, что Головин в сталинские годы пел в Большом театре, был человеком смелым, смелых суждений и в те годы был репрессирован. Записи его, естественно, уничтожили. Однако у моего собеседника записи такие сохранились. Он предложил их фирме “Мелодия” для переиздания, но фирма от его услуг отказалась. Года три назад в передаче, которую вёл на телевидении Зураб Соткилава. Он заметил, что записи Головина утрачены. И всё-таки, одна запись сохранилась, я её слышал, кажется в вашей передаче. Помню, что исполнение Головина на меня произвело большое впечатление. Тут-то я и вспомнил о той давней встрече в нотном магазине. Хотел написать Зурабу Соткилаве о том, что такие записи ещё могут существовать у любителей вокального искусства, но передача его вскоре прекратила своё существование, и я этого не сделал. Виктор Витальевич, нет ли в архиве “Встречи...” записей Головина? Зовут его, кажется, Дмитрий». Виктор Татарский: «Да, Сергей Павлович, его звали Дмитрий. У нас есть записи Дмитрия Головина. Вот, например, русская народная песня “Славное море - священный Байкал”». Русская народная песня «Славное море - священный Байкал». Поэт Дмитрий Давыдов. Исполняет Дмитрий Головин, солист Большого театра в 1930-е годы.

    Упоминаемая персона: Зураб Лаврентьевич Соткилава (1937 г.р., советский, грузинский и российский оперный певец (тенор), педагог, народный артист СССР, в 1950-е годы футболист в составе клубов «Динамо» Сухуми и «Динамо» Тбилиси; в 1990-е годы был создателем и ведущим интереснейших циклов передач на телевидении - «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей оперы», глубокие знания о мастерах отечественной и зарубежной сцены, дирижёрах, режиссёрах и художниках, нескрываемое восхищение их талантами, уважение и душевное тепло, увлечённость, с которой певец вёл эти передачи, его широкий кругозор и высокий художественный вкус сделали их популярными и любимыми, внесли неоценимый вклад в популяризацию классического искусства).

  4. Автор письма: Нина Егоровна Дедяева, город Киреевск, Тульская область, «...раньше мы всегда слушали вашу передачу вдвоём с моим сыном Мишей, ждали её с нетерпением. Я потеряла моего Мишу, это случилось 6 марта 1993 года. 3 марта ему исполнилось 35 лет... Не могу описать вам всю мою боль и горечь... Сколько раз я начинала писать вам, но не смогла. Вот и теперь всё путается и не могу выразить того, что бы хотелось написать о моём Мише. Теперь я живу тем, что было дорого ему, а это - музыка, песни, его гитара. Он очень любил всё это, в нашем доме всегда звучала музыка. Он не был женат и никого у него не осталось, только кошка, которую он принёс домой маленьким котёночком и назвал Багира. Она чёрная, только белый галстучек у неё. Да, в нашем доме всегда живут кошки. Наверное, я не о том, простите меня, пожалуйста. У меня к вам большая просьба: 3 марта в день рождения Миши в добрую память о нём передайте, я не помню, как называется, это его любимая песня, там есть такие слова: “в минуту скорби пусть звучит орган”». Песня «Тишина». Автор музыки и слов Лев Гуров. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» под управлением Валерия Ярушина. Запись 1970-х годов.

  5. Автор письма: Марина Витальевна Аросьева, Брянск, «...просьба моя сложная, но больше просить некого. В 1970-х годах была очень популярная телевизионная передача “От всего сердца”...» - «Может быть, “От всей души”? Кажется так, да...» - В.Т., «...которую вела Валентина Михайловна Леонтьева » - «“От всей души”». - В.Т., «...я, кстати, писала ей по поводу моей просьбы на телевидение, но письмо попало на те дни, когда по Останкину били из орудий***, не до моих просьб было. Так вот, в одной из этих передач Валентина Михайловна устроила встречу одного из парней, служившего в армии, с его невестой. Я помню, как они счастливые сидели в зале, а вокальный инструментальный ансамбль “Диэло”, по-моему, я не ошиблась в названии, исполнял им песню. Отрывки этой красивой лиричной мелодии часто приходят на память, но только отрывки. Если бы можно было восстановить эту мелодию, я бы записала её на магнитофон. Однажды я услышала песню “Девушка с обложки журнала мод, от твоей улыбки растает лёд!”****. Так вот, мелодия этой песни чем-то очень напоминает ту песню. Может быть, это послужит подсказкой?». - «Не послужит, Марина Витальевна. Извините мою серость, но мне неведома эта песня, как вы пишите, “Девушка с обложки журнала мод, от твоей улыбки растает лёд!” - “высокий стиль”, конечно», - В.Т., «Ах, как я хочу услышать и записать так тронувшую меня песню в исполнении ансамбля “Диэло”! Прошло с тех пор двадцать, а, может быть, больше лет. Не найдётся песня, я не обижусь, понимаю сложность моей просьбы». Виктор Татарский: «Марина Витальевна, я послушал все песни, которые есть в записи ансамбля “Диэло”. Может быть, вот эту песню вы имеете в виду?..» Песня «О тебе» («Песня о тебе»). Композитор Александр Аверкин, автор аранжировки Эдуард Исраэлов. Поэт Василий Чистяков. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Диэло» под управлением Амирана Эбралидзе. Запись 1969 года.

    Упоминаемая персона: Валентина Михайловна Леонтьева (Алевтина Михайловна Торсонс, 1923-2007, советская и российская телеведущая, диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР с 1954 по 1989 год; народная артистка СССР; ведущая телепередачи «От всей души» - первой в СССР «поисковой» телепередачи, соединявшей десятилетия назад разлучившихся и потерявших друг друга из виду близких людей - героями были обыкновенные люди, на материалах биографий которых создавался образ трудового советского человека; кульминационный момент передач - подготовленные её авторами и неожиданные для героев встречи с много лет назад потерянными из виду родными, друзьями и возлюбленными, происходившие на записи выпуска, перед камерами; за 15 лет вышло 52 выпуска, снимавшихся в разных городах Советского Союза; ведущая передач Валентина Леонтьева за участие в создании цикла в 1975 году удостоена Государственной премии СССР).

  6. Автор письма: Инесса Ивановна Коромыслова, город Киров, «...в прошлом году отпраздновали свой юбилей мои сверстники - те, кто в 1953 году впервые переступили порог нашей альма-матер - Ленинградского университета, филологический факультет. Среди этих счастливцев была и я, приехавшая из самого глухого угла Костромской области. Это были самые счастливые годы в моей жизни. Конечно, это была молодость, но не только поэтому. Время было трудное, мы одевались неважно, питались довольно скромно, хотя в те годы магазины Ленинграда ломились от изобилия прекрасных отечественных продуктов, которые даже и не снились нынешним импортным прилавкам». - «Я что-то не помню, чтобы уж так ломились...», - В.Т., «Но всё это было не существенно. Главное, был Ленинград - изумительный, странно-очаровательный город с его дворцами, памятниками, мостами, белыми ночами, с его легендарным прошлым. Был университет, где мы слушали лекции Белова, Бурсова...» - «Или Бялого, кажется так правильно», - В.Т., «Бурсова, Макогоненко, Проппа, прославленных Томашевского и Жермунского, встречались с Андрониковым и Берггольц...» - «с Ольгой Берггольц», - В.Т., «с Юрием Германом, с Филипом Жераром, были театры, музеи, милые залы “публички”, ну и конечно, вечера от скромных курсовых до пышных многолюдных где-нибудь в Мраморном зале или Таврическом дворце. А потом диплом, госэкзамены, мы поехали в дальний кишлак подавать русский язык и литературу узбекским детям и началась суровая проза жизни. Из среды студентов нашего курса вышли учёные, писатели, поэты, журналисты-международники. Один только академик Александр Панченко чего стоит, но это звёзды, а я вспоминаю тех обычных работников, кто, получив университетские дипломы, словно растворились среди необъятных просторов нашей Родины и все эти годы трудились или трудятся и сейчас учителями, библиотекарями, сотрудниками районных или областных газет... В Ленинграде я бывала потом много раз в течение почти 20 лет и не была уже 5 лет и не только из-за денег. Мне страшно представить, что мой любимый город тоже обезображен коммерческими магазинами и ларьками, иноязычными вывесками и назойливой рекламой и больно, что ничего нельзя вернуть. А песня, которую я очень хотела бы услышать, она не имеет прямой связи с тем, что я написала, тут ассоциации иного плана, о которых не напишешь. Прочитала я как-то стихотворение прекрасного поэта Николая Заболоцкого “Можжевеловый куст”, очень хорошее, пронзительно-грустное стихотворение, а потом позднее услышала песню на эти стихи. Она исчезла куда-то, может вы найдёте её? Наверно, у всех была “белая черёмуха, первая любовь...”*****, но для кого-то она обернулась таким вот можжевеловым кустом, как у Заболотского, проколовшим меня смертоносной иглой...». Песня «Можжевеловый куст». Композитор Сергей Стрелецкий. Поэт Николай Заболоцкий. Исполняет Алексей Галкин. Инструментальный ансамбль под руководством Сергея Стрелецкого. Запись 1990 года.

    Упоминаемые персоны: Григорий Абрамович Бялый (1905-1987, советский литературовед, литературный критик, специалист по истории русской литературы XIX века, профессор Ленинградского государственного университета); Борис Иванович Бурсов (1905 г.р, русский советский литературовед, литературный критик, член Союза писателей СССР, сотрудник Института русской литературы, доктор филологических наук, профессор Ленинградского государственного университета и Ленинградского педагогического института имени Герцена, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии СССР); Георгий Пантелеймонович Макогоненко (1912-1986, советский литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор; член Союза писателей СССР; участник советско-финской войны и обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны); Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (1895-1970, советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета; основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике, один из создателей современной теории текста); Борис Викторович Томашевский (1890-1957, советский литературовед, теоретик стиха и текстолог, исследователь творчества Пушкина, переводчик, писатель, член Союза советских писателей, заведующий Рукописным отделом и Сектором пушкиноведения Пушкинского Дома); Виктор Максимович Жирмунский (1891-1971, советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук СССР, почётный член Баварской, Британской (член-корреспондент), Саксонской и других академий, почётный доктор многих университетов, в том числе Оксфордского; специалист по немецкой и общей диалектологии, истории германских языков, теории грамматики, тюркологии, истории немецкой и английской литературы, сравнительному литературоведению, теории эпоса, стиховедению); Ираклий Луарсабович Андроников (Андроникашвили, 1908-1990, русский советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий; народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР); Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975, русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, Лауреат Сталинской премии; автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». В 1938 году репрессирована, реабилитирована в 1939 году; Почётный гражданин Санкт-Петербурга). Юрий (Георгий) Павлович Герман (1910-1967, русский советский писатель, драматург, киносценарист; лауреат Сталинской премии второй степени); Жерар Филип (Gérard Philipe, 1922-1959, французский актёр театра и кино, снявшийся в 32 фильмах в период с 1944 по 1959 год; был одной из главных звёзд послевоенного кинематографа, обладатель премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кино); Александр Михайлович Панченко (1937 г.р., советский и российский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии России; автор историко-литературных фильмов и телепередач).

  7. Автор письма: Анатолий Адрианович Павловский, Москва, «...недавно я получил подарок к дню рождения, замечательный, незабываемый, несравнимый ни с какими материальными сокровищами. Вместе со всеми четырьмя внуками пошёл на концерт в Тушинском выставочном зале. Среди слушателей были двое участников послевоенного состава хора МГУ, где пел и я, а концерт давали дочь и внучка одной из этих слушателей. Скрипка-альт и флейта. Потом все пошли к нам домой и до позднего вечера царил особенный хоровой дух дружбы, радостного общения и как будто никуда не отлучавшейся молодости. Этот дух, который возникает всякий раз, когда встречаются бывшие хоровики и любовь к музыкальному искусству, от наших тогдашних руководителей - Серафима Владимировича Попова и Клавдии Романовны Рюминой. А вскоре я неожиданно получил ещё один подарок, уже от вас. О своём давнем письме к вам с просьбой передать песню “Дальняя сторожка” я и вспоминать перестал и вот, закончив дела на кухне, иду в комнату и с порога, слышу свою фамилию. Тут же сбежалась вся семья и мы послушали и вас, и песню, и голос моего любимого Георгия Павловича Виноградова. Очень позабавило ваше добавление о разговоре с радиослушателем, считавшим, что эта песня про Кагановича. Представляю вашу загруженность, особенно чтению писем и поисками песен, может и не стоило бы писать вам просто так - только, чтобы поделиться радостью и сказать спасибо, но есть у меня и предложение. Мою “Дальнюю сторожку” вам, наверное, не пришлось искать долго. Вы получаете задания и потруднее, но уверен, что попутно проходите мимо песен, на которые не поступало просьб никогда, а ведь их когда-то знали, слушали, пели. Помнится был случай, когда вы дали песню без слушательского письма, от себя. А что если такие вмешательства, вы сделаете постоянными?» Виктор Татарский: «Анатолий Адрианович, для передачи “Встреча с песней” для меня важна не только песня, а, всё-таки, в первую очередь, важно ваше письмо с рассказом о том, что связано у вас с песней. Это уже 30-летняя традиция и не хотелось бы её нарушать. Ну конечно, когда речь идёт о песне давней, забытой, которую ещё надо определить и поискать, задача “Встречи...” найти её и передать, но нужен хоть какой-то повод для этого в письме, конечно. В вашем письме такой повод есть. Я хочу предложить вам послушать песню, которая ни разу в эфире не звучала, записи, которой нет и не было в фондах радио - из песенного архива “Встречи...” с пластинки 1932 года, песня одесских кругов “С одесского кичмана”. Леонид Утёсов и его джаз-банд...». Песня «С одесского кичмана». Автор музыкальной обработки Михаил Феркельман. Автор поэтической обработки Борис Тимофеев. Исполняет Леонид Утёсов и теа-джаз (театрализованный джаз) под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1932 года.

    Упоминаемые персоны: Серафим Владимирович Попов (1904-1986, дирижёр, педагог, основатель кафедры хорового дирижирования Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), автор многих сборников и учебных пособий; на протяжении более чем 40 лет хормейстер старейшего любительского хора России - Академического хора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова); Клавдия Романовна Рюмина (выдающийся хоровой дирижёр и педагог, ученица хорового дирижёра, композитора и педагога, народного артиста СССР Владислава Геннадьевича Соколова, а среди её учеников, например, заслуженная артистка России, профессор Елена Николаевна Свешникова; Клавдия Рюмина - один из авторов неоднократно переиздававшейся «Хрестоматии по дирижированию хором» - пособия для средних музыкальных учебные заведений); Георгий Павлович Виноградов (1908-1980, советский певец (лирический тенор), заслуженный артист РСФСР); Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1991, советский государственный, хозяйственный и партийный деятель, один из главных сподвижников Иосифа Сталина).

  8. Автор письма: Валентина Ивановна Никулина, город Новокубанск, Краснодарский край, «...несколько лет назад, я впервые во “Встрече...” услышала песню “Кирпичики” в исполнении Юрия Морфесси. На следующий день после передачи мы пошли в школу на традиционный Вечер выпускников. У входа стояли старшеклассницы и не пускали никого, пока не исполнишь какую-нибудь русскую песню. Они были одеты в расшитые костюмы “а ля рюс”, в руках подносы с пряниками и конфетами, рядом аккордеонист. Девочкам было холодно, подал снежок, поэтому они были рады подпеть кому-нибудь и притоптывать, чтоб согреться. Чаще всех звучала из репертуара Кубанского казачьего хора “Ой, мой милый варэников хоче”, что-то так, потом, “Ой, мороз, мороз”, “Ой, цветёт калина” - везде “ой”. Кто-то затянул “По Дону гуляет...” Конечно, я тоже могла бы с ритмом исполнить “Калинку-малинку”, “Выйду на улицу”, “Когда б имел златые горы”... Но подошла наша очередь с подругой входить в помещение и я так смело пропела куплет из “Кирпичиков”, просто диво! Замолчал аккордеонист, замолчали девочки... нас впустили и тут, только музыкант подобрал мелодию, я подошла к нему и ещё полкуплета пропела: “Вот за Кралю ту, то за кирпички полюбил я кирпичный завод” и “пролялякала” повтор. Так что, “Кирпичики” - песня, услышанная мною в вашей передаче, стала пропуском на Вечер. Да, я вам тоже подброшу одну фразу из одной песни. У Высоцкого в “Вариациях на цыганские темы”, как там, “...в церкви смрад и полумрак, дьяки курят ладан”, а ведь в церкви - дьякон. Дьяк в приказе в учреждении вёл дела на Руси». - «Да... Валентина Ивановна, приведённые вами строчки Высоцкого не из песни “Вариации на цыганские темы”, а из другого его стихотворения - “В сон мне, жёлтые огни”. Что же касается строки “дьяки курят ладан”, вы правы, здесь ошибка. Владимир Семёнович имел в виду, видимо, дьякона - низшее духовное звание из ведущих церковную службу******, а дьяк - это письмовод, секретарь, правитель канцелярии на Руси. Ну и последняя фраза вашего письма...» - В.Т., «Спасибо за “Кирпичики”! Где бы такую пластинку достать и только в исполнении Юрия Морфесси?» Виктор Татарский: «Где пластинку достать не знаю, а песню вы можете ещё раз послушать, пожалуйста». Песня «Кирпичики» («Песня о кирпичном заводе»). Композитор Семён Беллисон (Симон Бейлизон), автор аранжировки Валентин Кручинин. Поэт Павел Герман. Исполняет Юрий Морфесси. Инструментальное трио: Александр Блох (фортепиано), П. Динов (скрипка), Александр Лумм (виолончель, гармоника). Грампластинка 1929 года.

    Упоминаемая персона: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард)).

  9. Виктор Татарский: «Сегодня, 1 марта - год со дня гибели Влада, Владислава Николаевича Листьева». Автор письма: Оля, Белгород, «...думаю, это письмо не попадёт в эфир, так как я не рассказываю здесь о своей “Встрече с песней”, а хочу излить своё горе, не относящееся к музыке, но горе это не только моё. Я говорю об уходе Влада Листьева, любимого столькими в нашей стране. Говорю, хотя все самые точные, правдивые, горькие и нужные слова на эту тему, пожалуй, уже сказаны. Знаете, мне 25 лет, но я впервые испытываю горе такой силы. Почему? Ведь он мне не родственник и даже не мой личный знакомый. Почему же бывает так больно?.. Одна из игр моего детства - придумывание хорошего, то есть благополучного конца к фильмам и книгам. Наверное, это многим знакомо. Так, например, в своё время зрители мысленно переделывали конец фильма “Чапаев”*******. Если б можно было по-своему отредактировать жизнь... Господь забирает лучших. Это известно давно, но до сих пор люди не могут примириться с этим. И ещё хочется спросить: неужели люди могут стать лучше и мудрее только через ошибки, страдания, боль? Впрочем, уезжающему всегда легче, чем тому, кто проводил и остался. А ещё мне хочется безоговорочно верить в то, что слова “навсегда” нет. Наши души, а значит и мы сами, бессмертны и поэтому расставаний на веки не бывает. Я не знаю, какая музыка нравилась Владу, а поэтому прошу вас выбрать и передать что-нибудь на свой вкус». Виктор Татарский: «Мне не придётся, Оля, выбирать на свой вкус. Я узнал от друзей Влада, что ему, например, нравилась песня Игоря Сукачёва “Белый колпак”». Песня «Белый колпак». Автор музыки и стихов Игорь Сукачёв (Гарик Сукачёв). Исполняет рок-группа «Бригада С», солист Гарик Сукачёв. 1 марта 1995 года в Москве в подъезде собственного дома на Новокузнецкой улице был убит советский и российский журналист, телеведущий, предприниматель, первый генеральный директор телеканала «ОРТ», автор и первый ведущий телепередач «Взгляд», «Час пик», «Поле чудес», «Тема» Владислав Николаевич Листьев. Убийство Влада Листьева вызвало широкий общественный резонанс, но так и осталось нераскрытым. Памяти Влада Листьева (1956-1995).

Завершая 706 выпуск «Встречи с песней», Виктор Витальевич Татарский говорит о том, что «в следующий раз мы встретимся не 15 марта, как полагалось бы, а 22-го. Дело в том, что 15-го в это время будет прямая трансляция юбилейного концерта Евгения Фёдоровича Светланова. В дальнейшем “Встречи...” будут выходить в эфир как всегда, в 1-ю и 3-ю пятницы месяца...»

Примечание: * Анатолий Яковлевич Журин родился в 1940 году. Журналист, эксперт гражданской авиации. Работал корреспондентом на радио и телевидении, затем - первым заместителем главного редактора газеты «Воздушный транспорт», специальным корреспондентом газеты «Труд», сотрудничает с издательским Домом «Южные горизонты» и журналом «Русский век», постоянный автор Агентства федеральных расследований и газеты «Совершенно секретно». Анатолий Журин - лауреат премий Союза журналистов Москвы и России, обладатель почётного журналистского знака «За заслуги перед профессиональным сообществом», удостоен звания «Отличник Аэрофлота». Любопытный факт: супруга журналиста, Ирина Михайловна Журина - певица (лирико-колоратурное сопрано), с 1976 года - солистка Большого театра, педагог, народная артистка России, в разные годы её записи звучали в выпусках «Встречи с песней». Письма радиослушателей, посвящённые жизни и творчеству Ивана Жадана, звучали во «Встрече с песней» и в последующие годы: 28 сентября 2002 года в 884, 22 сентября 2007 года в 1024, 22 сентября 2012 года в 1165 и 24 сентября 2022 года в 1447 выпусках передачи.

Примечание: ** не всем меломанам музыкальный магазин в Москве на улице Герцена (с 1993 года - Большая Никитская улица) известен, в отличие от культового магазина «Мелодия» на Проспекте Калинина (Новом Арбате) или, например, магазина грампластинок «Рапсодия» на улице Кирова (Мясницкой). По свидетельствам москвичей, на Герцена было два магазина, в которых продавались ноты. В одном из них, видимо, периодически в продаже были и грампластинки. Веб-архив «Встречи с песней» обратился к «филофонистам со стажем», но они не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию из письма радиослушателя. Не вспомнили о продаже пластинок на Герцена ни помощник Виктора Татарского Роман Пантелюс, ни один из главных битломанов России Андрей Луканин, ни известный композитор-песенник Владимир Матецкий. Тем не менее, в Интернете есть свидетельства о музыкальном магазине на Герцена - Михаил: «...время от времени можно было попасть на импортные дефицитные диски. Помню, как там я купил хороший и красивый диск Жужи Конц Szerelem и с гордостью нёс его по улице. Это было начало 70-х. А по субботам мужики собирались у магазина меняться дисками. И перепродавать. Менты гоняли...», Алексей Шелонцев: «...“Омега”, “Иллишь”, “Бергенди” приобретались в этом магазине и очередь за ними стояла вдоль улицы, растянувшись на километр...»

Примечание: *** Марина Аросьева вспоминает в письме о событиях в Москве 3-4 октября 1993 года (известных как «Расстрел Белого дома» или «Расстрел Дома Советов»), сопровождавшихся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы (в том числе, штурма Телецентра в Останкино) и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибли не менее 157 человек и 384 были ранены. Это был конституционный кризис, противостояние двух политических сил: с одной стороны - Президента Российской Федерации, а с другой - противников социально-экономической политики Президента и правительства. Результатом событий стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти.

Примечание: **** песню композитора Павла Слободкина «Девушка с обложки» исполнял солист ансамбля «Весёлые ребята» Александр Добрынин. Эта песня стала известна не только благодаря радио, в 1990 году фирма «Мелодия» выпустила авторский диск-гигант «Девушка с обложки» журналиста, писательницы и поэтессы Натальи Михайловны Пляцковской (более известной под творческим псевдонимом - Наталья Просторова) - дочери советского поэта-песенника и драматурга Михаила Спартаковича Пляцковского. В 1991 году Наталья Просторова эмигрировала в США.

Примечание: ***** «Белая черёмуха, первая любовь...» - очевидно, строка из популярной песни начала 1990-х годов «Белая черёмуха», написанной и исполненной Владимиром Николаевичем Маркиным.

Примечание: ****** в церкви есть священники и дьяконы, которые помогают священникам вести службу, совершать требы. Именно они и ходят по церкви с кадилом и ладаном. Ладан курят - это украинское понятие, на самом деле его конечно же не курят. Правильное название - воскурение. То есть его воскуряют. Когда дьякон идёт по церкви, то он воскуряет ладан, которого боятся бесы.

Примечание: ******* советский художественный фильм «Чапаев» был снят режиссёрами Георгием Васильевым и Сергеем Васильевым («братьями Васильевыми») в 1934 году. Главным героем картины стал легендарный советский военачальник Василий Иванович Чапаев (1887-1919). Премьера «Чапаева» состоялась в 1934 году в Ленинграде. Картину приурочили к очередной годовщине Великого Октября. Съёмки и монтаж киноленты закончили буквально за две недели до показа и даже не успели распечатать афиши. Поэтому на первом утреннем сеансе почти не было зрителей. Но уже вечером толпа штурмовала билетные кассы с транспарантами в руках - настолько всем хотелось посмотреть картину. Многие по нескольку раз смотрели фильм и когда их спрашивали зачем они уже в десятый раз идут на этот фильм, они отвечали: «Ждём, пока Чапаев переплывёт реку». С началом Великой Отечественной войны пожелания трудящихся исполнились: в июле 1941 года на экраны СССР вышла короткометражка «Чапаев с нами». Это был своего рода сиквел оригинального фильма «Чапаев» 1934 года. Василий Иванович выходит на берег реки Урал и спрашивает красноармейцев: «Ну чего у вас тут? Опять немцы полезли?» А потом произносит длинную патриотическую речь о том, что сейчас, конечно же, тяжело, но было тяжелее. Тогда врагов победили и сейчас победим.

Веб-архив выражает большую благодарность Вячеславу Юрьевичу Мануйлову из станицы Расшеватской Ставропольского края, сохранившему на магнитофонной бобине запись радиопередачи и любезно предоставившему её для оцифровки и публикации. Благодарим также звукорежиссёра Андрея Владимировича за оцифровку магнитофонной ленты из архива В.Ю. Мануйлова.

Выпуск 706 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире общероссийской радиостанции «Радио 1» 1 марта 1996 года.



Выпуск 704Выпуск 707
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.