Виктор Татарский: «Сегодня* 105 лет со дня рождения солиста московского Большого театра в 1920–е - 1930–е годы Ивана Даниловича Жадана - певца из знаменитой в довоенные годы тройки: Козловский, Лемешев, Жадан. Все не поочередно пели партии лирического тенора, Ленского, например, Вертера». Автор письма: Пётр Михайлов, Нижний Новгород, «...в августе 1993 года я плавал по Волге на теплоходе “Достоевский”, где встретил Ивана Даниловича Жадана, его жену американку Дорис и сына Валерия с женой. Иван Данилович был бодр, выглядел значительно моложе своих девяносто с лишним лет и большая разница в возрасте с женой не бросалась в глаза. Встреча с сыном произошла у Ивана Даниловича впервые после того, как Валерия в войну арестовала НКВД в связи с оккупацией и отходом семьи на Запад. Они долго ничего не знали друг о друге, а искать не решались - страшно было, несмотря на то, что Валерий был освобождён и реабилитирован в 1953 году. Поскитавшись по свету, Иван Данилович обосновался на маленьком острове Сент-Джон в Карибском море. Сам построил дом и ещё два - на заказ, он был мастером на все руки. Продолжение певческой карьеры не последовало. Жадан боялся “длинной руки Москвы”. Так и прожил на острове больше 40 лет. Приплыв в Москву, мы ходили в Большой театр. Правда, там в тот день был балетный гала-концерт. Жадана никто не узнал, и он ни к кому не обращался, так что посетил он Большой, как вполне рядовой зритель. О довоенных трёх тенорах он ничего не рассказывал, поэтому я и не представлял его истинного масштаба... На следующий год Иван Данилович Жадан повторил поездку по Волге, но уже без меня, а весной 1995 года я узнал о его кончине...»Ария Вертера из оперы «Вертер» («О, не буди меня») (по мотивам романа Иоганна Вольфганга фон Гёте «Страдания юного Вертера»).
Композитор Жюль Массне. Поэты Эдуар Бло, Поль Милье, Жорж Артман. Исполняет Иван Жадан.
К 105-летию со дня рождения оперного певца (лирического тенора) солиста Большого театра с 1928 по 1941 годы, заслуженного артиста РСФСР, кавалера ордена «Знак Почёта» Ивана Даниловича Жадана (1902-1995).
Упоминаемые персоны:
Иван Семёнович Козловский (1900-1993, оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, народный артист Украины, лауреат двух Сталинских премий первой степени).
Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977, оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр и педагог, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени).
Автор письма: Михаил Петрович Авдеев, город Самара, «...никогда не писал вам, так как почти на сто процентов удовлетворён всем услышанным, а слушаю я ваши передачи с детства, с конца 1960-х годов, когда мне было десять лет. Плюс ко всему, я считал, что письма к вам должны содержать какую-то увлекательную историю, связанную с песней». - «Да, желательно, Михаил Петрович», - В.Т., «...но вот чтобы вспомнить свою замечательную землячку Ольгу Васильевну Ковалёву, пишу. Родилась она в деревне Любовка Саратовской губернии 25 сентября (по новому стилю)** 1881 года». - «Михаил Петрович, в энциклопедии значится Самарская губерния, но, может быть, тогда она и была Самарская**?», - В.Т., «...училась в Самарской земской фельдшерской школе. В 1903 - 1906 годах брала уроки пения в музыкальных классах Императорского русского музыкального общества. Первый сольный концерт Ольги Ковалёвой состоялся 28 февраля 1906 года на частных курсах профессора Прянишникова в Петербурге. В октябре - ноябре 1909 года гастролировала в Самаре, дебютировала на оперной сцене в роли Няни в “Евгении Онегине”. Критикой был отмечен её незаурядный по силе и свежести голос. С 1912 года Ольга Васильевна Ковалёва жила в Москве. В 1930-х годах неоднократно концертировала в Самаре с исполнением русских песен, написанных под влиянием поволжского фольклора. Одну из этих песен мне, маленькому, пела моя мама - “Через речку быструю я мосточек выстрою...”, но вместо “милый мой”...» - «Там, “...ходи милый, ходи мой...”», - В.Т., «...но вместо “милый мой” мама пела: “Чтобы Миша, Миша мой, приходил к маме домой”. Хочется, что вы помянули Ольгу Васильевну - предшественницу великой нашей Лидии Андреевны, тоже саратовской. Поставьте, какую-нибудь красивую редкую песню Ольги Васильевны Ковалёвой на ваш строгий вкус. Примите мои искренние уверения в самом почтеннейшем уважении к вам и вашей передаче - островку милого прошлого среди сегодняшнего кошмара. Честь имею кланяться, Михаил Петрович Авдеев, 47 лет, город Самара». Виктор Татарский: «Михаил Петрович, добавлю к вашему письму, что Ольгу Васильевну Ковалёву высоко ценил Фёдор Иванович Шаляпин, что в 1925 году она в составе первой советской концертной группы пела на Международной выставке в Париже, а затем, в 1927 году участвовала в декаде советского искусства во Франкфурте-на-Майне и, что вероятно, самое главное, всю жизнь Ольга Васильевна собирала и издавала русские песни, и сама была автором песен, которые принимались за народные. Что же передать? Так вот её песня, которую с некоторыми изменениями пела вам ваша мама, Михаил Петрович».
Русская народная песня «На окошке два цветочка».
Исполняет Ольга Ковалёва. Запись 1946 года.
Ко дню рождения русской и советской певицы (контральто), народной артистки РСФСР Ольги Васильевны Ковалёвой (1881-1962).
Упоминаемые персоны:
Ипполит Петрович Прянишников (1847-1921, русский оперный певец (баритон), режиссёр, педагог);
Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина, 1900-1973, певица, большую часть репертуара которой составляли русские народные песни; обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона, создала свой стиль исполнения народных песен, которые собирала всю жизнь; заслуженная артистка РСФСР);
Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938, русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991 году), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра; получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»).
Автор письма: Григорий Фёдорович Тищенко, полковник в отставке, город Тамбов, «...в декабре 1942 года на квартире политрука роты Полякова у хозяйки был патефон и там я услышал старинный вальс “Осенние мечты” в исполнении, кажется, духового оркестра Сумского гусарского полка***. По радио этот вальс слышал лишь в 1957 году, играли его баянисты Кузнецов, Попков и Данилов. Если найдёте запись, пусть вальс “Осенние мечты” станет весточкой моим однополчанам далёких военных лет».
Вальс «Осенние мечты».
Композитор Абрам Рейдерман. Исполняет квартет солист оркестра народных инструментов имени Николая Осипова.
Упоминаемые персоны:
Александр Иванович Кузнецов (1896-1969, баянист, в 1923 году Александр Кузнецов, сын мастера гармоник, самостоятельно сделал новый баян с выборной клавиатурой на левой стороне, но не в три, а в четыре ряда (первый ряд составляли басы, которые шли независимо от остальных, в хроматическом порядке), в 1925 году стал баянистом Драматического театра имени В.Э.Мейерхольда, создал в нём «первое советское народное трио баянистов», просуществовавшее до 1960 года - баянисты помогали в музыкальном оформлении спектаклей, а с 1930 года выступали в концертах «Мосэстрады», на радио, участвовали в озвучивании таких фильмов, как «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Путёвка в жизнь», «Гибель “Орла”»; в годы Великой Отечественной войны трио баянистов концертировало в составе фронтовых бригад);
Яков Фёдорович Попков (1898-1970, баянист, выпускник музыкальной студии Московского пролеткульта, создатель усовершенствованной модели баяна с левой клавиатурой готовой и выборной систем; в 1924 - 1925 годах Яков Попков баянист на радиостанции имени Коминтерна, с 1925 по 1930 годы баянист-ансамблист в театре имени В.Э.Мейерхольда, участник знаменитого баянного трио (с 1925 по 1934 годы с А. Кузнецовым и М. Макаровым, а с 1934 по 1960 годы - с А. Кузнецовым и А. Даниловым), с 1930 года по 1951 год - баянист-ансамблист Всесоюзного радиокомитета, с 1951 года по 1960 год - артист ансамбля баянистов Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО), награждён орденом Красной Звезды);
Александр Фёдорович Данилов (1901-1965, музыкант-самородок, одним из первых баянистов в СССР блестяще овладел выборным баяном; обладал виртуозным исполнительским мастерством, даром импровизации и композиторскими способностями, активно работал над созданием репертуара прославленного трио баянистов - обработок народных мелодий, популярных вальсов, произведений русской и европейской классической музыки; памяти музыканта проводится фестиваль гармонистов, баянистов и аккордеонистов имени Александра Данилова).
Автор письма: Людмила Ильинична Бобровская, город Красноярск, «...с 80-х годов минувшего века, лет 15 искала пластинку с записью произведений в исполнении замечательной певицы Виктории Ивановой, но, увы... А недавно прочитала в собрании сочинений моего земляка, любимого мною писателя Виктора Петровича Астафьева воспоминания о его дружеских встречах с певицей, где он с болью пишет о её семейной драме, с восхищением о её удивительном голосе, любовно называя её “пискушей” и с грустью о том, что не удивится, если она не успела или не смогла в заботах о хлебе насущном записать в своём исполнении камерные произведения. Неужели его предчувствия оказались верны? Но, если она выступала по радио, записи может быть сохранились?». Виктор Татарский: «Людмила Ильнична, в радиофонде записи Виктории Ивановой к счастью сохранились. Её голос не раз звучал во “Встрече...”, но на дисках... там сегодня другие голоса. У нас Виктория Николаевна исполняла много различных камерных произведений классической музыки. Давайте сегодня послушаем её знаменитую румынскую песню “Мариникэ”».
Песня «Мариникэ».
Композитор Генри Малиняну. Автор русского текста Гарольд Регистан. Исполняет Виктория Иванова. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Николай Минх. Запись 1954 года.
Ко дню рождения**** камерной певицы (лирическое сопрано), заслуженной артистки РСФСР Виктории Николаевны Ивановой (1924-2002).
Упоминаемая персона:
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001, русский писатель, эссеист и драматург, сценарист; участник Великой Отечественной войны; Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР имени М. Горького и двух Государственных премий РФ; член Союза писателей СССР; писатель писал о певице так: «В радиопостановке о тихом, малоизвестном композиторе Гурилёве, человеке столь же щедро одарённом природой, сколь и несчастном, я впервые услышал романс “Вам не понять моей печали”. Пела его ещё неизвестная мне тогда певица, пела таким разукрашенным, таким акварельно-чистым, со всех мест и сторон оттенённым осенне-алым, вот именно перво-осенней, вкрадчивой красы полным голосом, что и слезой меня прошибло»).
Автор письма: Владимир Павлович Кондратьев, улица Красных Орлов, село Курьи, Свердловская область, «...где-то в 1950-х - 1960-х годах был прокат фильма “Случай на шахте номер восемь”*****, там прозвучала симпатичная песня “Раскудря-кудрявая девчонка, девчонка, девчонка, что ж обходишь ты меня сторонкой и не глядишь ты на меня...” Нет ли её в вашей коллекции?»Виктор Татарский: «Есть, Владимир Павлович!»Песня из кинофильма «Случай на шахте восемь» («Раскудря-кудрявая девчонка...») (1957 год, режиссёр Владимир Басов).
Композитор Михаил Зив. Поэт Вадим Коростылёв. Исполняет Анатолий Кузнецов, игравший в фильме главную роль - молодого геолога Володи Батанина (в этой картине Анатолий Борисович Кузнецов спел единственный раз за всю свою долгую актёрскую карьеру в кино). Запись 1958 года.
Автор письма: Анатолий, Москва, «...20 сентября 2005 года “Радио России” сообщило печальную весть: после продолжительной болезни в день своего рождения ушёл из жизни поэт, участник Отечественной войны Григорий Михайлович Поженян. Многие его стихи легли в основу песен. Из широко известных - “Два берега” Андрея Эшпая в исполнении Майи Кристалинской... Большинство названий остальных песен на стихи Григория Поженяна, стыдно это упущение признать, мне достоверно неизвестно. В своё оправдание должен сказать о том, что весомый вклад в предание имён автора стихов... авторов стихов забвению вносят ведущие радиоконцертов». - «Да и телевидения тоже», - В.Т., «...они сообщают лишь название песни и в лучшем случае имя её исполнителя. Прошу вас, вспомните, когда-то широко известную песню Владимира Матецкого на стихи Григория Поженяна “Эхо” в исполнении Софии Ротару. Переданное в песне чувство утраченности минувших лет, в разном возрасте приходит к каждому из нас:
“Не в тёплые края, а навсегда,
Как стая птиц, не сбиться бы со счёта,
Уходят от меня мои года...”
Примерно в конце 1980-х песня на стихи Григория Поженяна “Эхо” глубоко потрясла меня, тогда ещё подростка...».
Песня «Эхо».
Композитор Владимир Матецкий. Поэт Григорий Поженян. Исполняет София Ротару. Запись 1988 года.
20 сентября 1922 года родился поэт-фронтовик, писатель, член Союза писателей Москвы, дважды лауреат Государственной премии России, автор киносценариев Григорий Михайлович Поженян. К 85-летию со дня рождения Григория Поженяна (1922-2005).
Упоминаемые персоны:
Андрей Яковлевич Эшпай (1925 г.р., композитор, пианист, педагог, общественный деятель; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР; ветеран Великой Отечественной войны);
Майя Владимировна Кристалинская (1932-1985, эстрадная певица, переводчица; заслуженная артистка РСФСР).
Автор письма: Татьяна Николаевна Елисеева, город Пермь, «...много песен написано о любви и только одна об отсутствии любви». - «Неужто только одна, Татьяна Николаевна?», - В.Т., «...её поёт Вахтанг Кикабидзе:
“Просто встретились два одиночества,
Развели у дороги костёр,
А костру разгораться не хочется,
Вот и весь разговор...”
Когда я услышала эту песню, слёзы потекли из глаз, ведь эта песня про меня... Когда мне было около 30 лет, врач-невропатолог сказала мне, что если я в ближайшее время не выйду замуж, то может быть тихое помешательство, а оно вылечивается с трудом. Знакомые мальчики у меня были, а вот любимого нет. Хотя я не предъявляла к ним очень высоких требований, не искала красавца, был бы человек порядочным и скромным. И я выбрала из них одного - с высшим образованием, не пьёт, не курит, скромный и вышла за него замуж... Есть русская пословица “стерпится - слюбится”. Это пословица не верна. Муж оказался человеком неплохим, я его уважала, но любви как не было, так она и не появилась...».
Песня «Вот и весь разговор».
Композитор Алексей Экимян. Поэт Феликс Лаубе. Исполняет Вахтанг Кикабидзе. Эстрадный оркестр радио и телевидения Армении под управлением Мелика Мависакаляна.
Автор письма: Олег Николаевич Мельников, город Королёв, Московская область, «...не уверен, что это письмо вас заинтересует, но всё-таки я обращаюсь к вам с просьбой. Когда-то, в каком-то очень хорошем спектакле слышал по радио, подыгрывая себе на гитаре, гусар поёт гусарскую песню:
“Летя на тройке, полупьяный,
Я буду вспоминать о вас
И по щеке моей румяной
Слеза катится с пьяных глаз...”
Буду вам очень благодарен, если вам удастся найти эту песню, а я в этом уверен, и представить её в любом исполнении заинтересованной публике, в том числе и мне. Постскриптум: на всякий случай, я не пью. Мои интересы - классическая музыка, аналогичные живопись и книги». Виктор Татарский:«Так что же вы оправдываетесь?! Ну, браво, Олег Николаевич! Этот романс в одном из радиоспектаклей по рассказам Антона Павловича Чехова напевал артист Московского Художественного театра Анатолий Петрович Кторов».
Старинный городской романс «Летя на тройке, полупьяный...» («Пускай погибну безвозвратно», «Гусарская»).
Авторы музыки и слов неизвестны. Исполняет Анатолий Кторов.
Актёр театра и кино, народный артист СССР А.П. Кторов (1898-1980), как отметил В.В.Татарский, «артист Московского Художественного театра в 30–е - 70–е годы XX века, один из замечательных артистов немого кино, Протазанова ещё...» Гусарский романс в исполнении Анатолия Кторова звучал не только по радио, его можно услышать, например, в телевизионной постановке 1980 года - юмористическом фильме-спектакле «Альманах сатиры и юмора» (режиссёры Александр Белинский и Евгений Ануфриев) - в инсценировке рассказа Антона Чехова «Дорогая собака», сыгранной Анатолием Кторовым вместе с Борисом Петкером. Фильм-спектакль опубликован в Интернете на канале «Гостелерадиофонд России».
Упоминаемые персоны:
Антон Павлович Чехов (1860-1904, русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, благотворитель; классик мировой литературы; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, один из самых известных драматургов мира);
Яков Александрович Протазанов (1881-1945, русский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр; один из тех, кто стоял у истоков российского кинематографа; заслуженный деятель искусств РСФСР и Узбекской ССР; Яков Протазанов снял дуэт актёров Анатолия Кторова и его ближайшего друга Игоря Ильинского (одногруппник по Школе-студии сценического искусства под руководством Фёдора Комиссаржевского) в своих популярных кинокомедиях немого кино: «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930), благодаря которым слава Кторова вышла далеко за пределы Москвы; его имя ставили первым на афише, и даже бытовало выражение «улыбаться, как Кторов». Позже Анатолий Кторов снялся в роли Сергея Паратова в фильме Якова Протазанова 1936 года «Бесприданница»).
Автор письма: Татьяна Михайловна Михеева, Санкт-Петербург, «...в годы популярности у нас маленького Робертино Лорети - итальянского мальчика, возможно, чуть позже пел мальчик Хантье из Голландии, я хорошо это помню. Хотелось бы вновь его услышать. Какова его судьба?»Виктор Татарский: «Не могу вам рассказать о его судьбе, Татьяна Михайловна, не знаю. И те специалисты, у которых я спрашивал, тоже понятия не имеют о нём, но запись голоса этого голландского мальчика обнаружить удалось. Пожалуйста!..».
Песня «Когда я вырасту» («Wenn ich einst gross bin»).
Авторы песни Адди Клейнгельд (Addy Kleyngeld), Ханс Хи (Hans Hee) и Вилли Рекс (Willy Rex). Исполняет Хантье (Heintje, Хайнтье, Hendrik Nikolaas Theodoor Simons, Хендрик Николас Теодор Симонс). Запись 1968 года.
Упоминаемая персона:
Роберто Лорети (Roberto Loreti (более известный под уменьшительным именем Робертино, в СССР нередко писали Робертино Лоретти, то есть, с двумя «т»), 1946 г.р., итальянский певец, в юном возрасте (в первой половине 1960-х годов) завоевавший мировую известность; в детстве пел дискантом, во взрослом возрасте стал баритональным тенором).
Примечание: * согласно энциклопедическим сведениям, Иван Данилович Жадан родился 22 августа (9 сентября) 1902 года. Неизвестно, как сложилась бы судьба артиста, если б не война. Старший сын Владимир ушёл на фронт. Дачный посёлок Большого театра в Манихино, где находился Жадан с семьёй, был оккупирован немцами. Понимая, что за пребывание на оккупированной территории его ждёт лагерь, Жадан с женой, младшим сыном Александром и тринадцатью коллегами-артистами уходит на Запад. В числе бежавших были баритон Большого театра А.А. Волков, актёр В.А. Блюменталь-Тамарин, актёр и директор Театра Вахтангова О.Ф. Глазунов. Не отправившаяся с ними 68-летняя тёща Ивана Жадна была сослана в Красноярский край, старший сын - сначала в Казахстан, потом в Сибирь. Имя певца на полвека оказалось под запретом в СССР. Письма радиослушателей, посвящённые жизни и творчеству Ивана Жадана, звучали во «Встрече с песней» также 1 марта 1996 года в 706 выпуске, 28 сентября 2002 года в 884 выпуске, 22 сентября 2012 года в 1165 выпуске и 24 сентября 2022 года в 1447 выпуске передачи.
Примечание: ** по уточнённым данным, Ольга Васильевна Ковалёва родилась 23 июля (4 августа) 1881 года в деревне Любовка Саратовской губернии. В 16 лет будущая певица покинула отчий дом и уехала к родственникам в Самару. В этом городе впервые была открыта необыкновенная красота её голоса; в Самаре Ольгу Ковалёву приняли в музыкальную школу.
Примечание: *** на сайте филофонистов «Мир русской грамзаписи» удалось разыскать памятное Григорию Тищенко исполнение вальса «Осенние мечты», записанное на граммофонную пластинку в 1913 году оркестром 1-го Сумского Гусарского полка (дирижёр Август Марквардт):
О ветеране Великой Отечественной войны Григории Фёдоровиче Тищенко сохранились воспоминания одного из его воспитанников - выпускника Тамбовского суворовского военного училища 1953 года Анатолия Федоткина: «Мне и моим однокашникам по учебному отделению повезло с офицерами-воспитателями... особенно запомнился Григорий Фёдорович своей душевностью, интеллигентностью. Пройдя почти всю войну, он не огрубел, не потерял качества настоящего русского офицера. Наш воспитатель любил отечественную литературу, знал наизусть много стихотворений и нередко читал их нам». На сайте училища сказано: «Григорий Тищенко заочно закончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, после Тамбовского суворовского военного училища работал в военкомате. Получил воинское звание “полковник”. Григорий Фёдорович и поныне, несмотря на свой преклонный возраст (в 2004 году, когда мы будем отмечать 60-летний юбилей Тамбовского СВУ, ему исполнится 90 лет), регулярно приходит на наши ежегодные встречи ветеранов Тамбовского СВУ на набережной Цны».
Примечание: **** согласно энциклопедической информации, Виктория Николаевна Иванова родилась 23 сентября 1924 года.
Примечание: ***** точное название фильма, снятого в 1957 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Владимиром Басовым по сценарию Валерия Фрида и Юлия Дунского - «Случай на шахте восемь».
Выпуск 1024 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 22 сентября 2007 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.