Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 974
(10 декабря 2005 года)
-
Автор письма: А. Александров, город Иваново. Виктор Татарский: «Это я не заикаюсь, а просто “А” не расшифровано». «...5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. Как напоминание о героическом прошлом нашей истории, прошу вас передать песню Дунаевского “Моя Москва” в исполнении Нины Исаковой. В 1960-е годы певица приезжала к нам в Иваново, выступала по местному радио вместе со своей подругой из нашего города. Запомнился их рассказ о том, как они, будучи ещё совсем девчонками во время войны, в оккупации, в одной из хат, где скрывались партизаны, всю ночь отвлекали внимание нагрянувших гитлеровцев, исполняя для них русские песни. Может быть, вам известно, как сложилась судьба Нины Исаковой в послевоенное время?» Виктор Татарский: «Конечно известно. Нина Сергеевна Исакова - известная певица, народная артистка Советского Союза. В 1950-е и 1980-е годы прошлого века была солисткой Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Лауреат Международного конкурса в Женеве, профессор Московской консерватории. Песню “Моя Москва” Нина Сергеевна записала на радио в 1967 году». Песня «Моя Москва» («Дорогая моя столица»). Композитор Исаак Дунаевский. Поэты Марк Лисянский и Сергей Агранян. Исполняет Нина Исакова. Хор и оркестр под управлением Юрия Силантьева. Запись 1967 года.
-
Автор письма: Рональд Теодорович Коньковский, город Гатчина, Ленинградская область, «...в моём “пескоструйном” возрасте, 78 лет, с каждым годом растёт ностальгия по тому времени, когда был молод и здоров. Конечно, ностальгирую я не по прошлому времени, как таковому, в котором наряду с хорошим было немало плохого, а по молодости и всему связанному с ней. “Встреча с песней” здесь как хороший “психотерпэут”. Кроме того, она доставляет эстетическое удовольствие, так как песни прежних лет чаще всего мелодичны. Наконец, очень приятны деликатность и юмор, с какими вы ведёте передачу». - «Стараюсь, Рональд Теодорович, быть деликатным. А юмор очень ценю вообще и в ваших письмах, в частности», - В.Т., «Моя просьба связана с баритоном Андреем Ивановым. В семье, где я вырос, из баритонов, наряду с Мигаем, позже - Лисицианом, особенно любили именно его за красивый мягкий голос, а в какой-то мере, наверно, и за то, что в начале 1930-х годов, Андрей Иванов пел в Бакинской опере, где родные его часто слушали. Сочный, бархатный голос Андрея Иванова всегда нравился и мне. В первой половине 1950-х годов довелось несколько раз слышать его в Большом театре, но вскоре его выступления там как-то резко оборвались, что было мне особенно непонятно. На радио исчез, совсем исчез его голос, будто и не было такого певца. Его коллега по Большому театру и однофамилец Алексей Иванов пел в Большом намного дольше, да и записи его потом много лет звучали. Андрей Иванов, как-то исчез, не скажете ли, какова причина этого? Не сможете ли доставить мне радость - возможность услышать голос Андрея Иванова». Виктор Татарский: «Рональд Теодорович, в этом году, вот на этих днях, 105 лет со дня рождения Андрея Алексеевича Иванова. Родился он в 1900-м, скончался в 1970 году. Ещё до работы в Большом театре, в 1944 году, ему было присвоено звание народного артиста Советского Союза. С 1926 по 1949 годы он пел в разных оперных театрах страны, а с 1950-го по 1956-й Андрей Иванов - солист Московского Большого театра. Гастролировал за рубежом, то есть был, когда тогда говорили, “выездным”. Так что, в опале он вроде бы не был, хотя лауреатом Сталинской премии так и не стал, в отличие от Алексея Иванова - трижды лауреата. Но ясно из его записей, что Андрей Алексеевич Иванов был одним из великолепных оперных певцов советского периода, а то, что его голос давно уже не звучит в эфире, так это касается не только его, а многих, ведь мы, как заметил Александр Сергеевич, “ленивы и нелюбопытны”. Впрочем, во “Встрече с песней”, голос Андрея Иванова звучит довольно часто. Услышим мы его и сегодня». «Куплеты Тореадора» («Куплеты Эскамильо») из 2-го акта оперы «Кармен» (Carmen), по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме (Prosper Mérimée). Композитор Жорж Бизе (Georges Bizet). Авторы оригинального либретто Анри Мельяк (Henri Meilhac) и Людовик Галеви (Ludovic Halévy). Автор стихов на русском языке неизвестен. Исполняет Андрей Иванов. Оркестр Большого театра. Дирижёр Александр Орлов. Запись 1945 года. 30 ноября (13 декабря) 1900 года родился оперный певец (баритон), народный артист СССР Андрей Алексеевич Иванов. К 105-летию со дня рождения Андрея Иванова (1900-1970).
Упоминаемые персоны: Сергей Иванович Мигай (1888-1959, советский певец (баритон); народный артист РСФСР); Павел Герасимович Лисициан (1911-2004, российский и армянский оперный и камерный певец (баритон), педагог, народный артист СССР); Алексей Петрович Иванов (1904-1982, оперный певец (баритон), оперный режиссёр, педагог, литератор, общественный деятель; народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий); Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века; фраза «мы ленивы и нелюбопытны», упоминаемая автором передачи, - крылатое выражение из произведения Александра Пушкина в жанре путевого очерка «Путешествие в Арзрум» (полное название - «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»), написанного с 1829 по 1835 годы и опубликованного в 1836 году; фраза обращена памяти писателя, прозаика, драматурга, дипломата, лингвиста, историка, востоковеда, пианиста и композитора Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), встреча Пушкина с телом Грибоедова произошла 11 июня 1829 года по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны»).
-
Авторы письма: Людмила Борисовна Брохина и Юрий Павлович Брохин, Москва, «...10 декабря день рождения бессменного руководителя сначала Хора мальчиков, а теперь Академии хорового искусства имени Свешникова, профессора Виктора Сергеевича Попова. В прошлом году исполнилось 60 лет с той поры, когда по настоянию Александра Васильевича Свешникова был подписан приказ Комитета по делам искусств о создании Хорового училища для мальчиков. Война ещё не закончилась, но училище открылось и в него были приглашены лучшие педагоги Москвы. История отечественной музыки обязана Хору мальчиков Свешникова появлением некоторых произведений Сергея Сергеевича Прокофьева и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Из стен училища вышли хормейстеры Александр Юрлов, Владимир Минин, Юрий Уланов. Пожалуйста, пусть во “Встрече...” прозвучит поздравление, которое от души передают любимому маэстро, Виктору Сергеевичу Попову, его ученики всех поколений, друзья и почитатели его яркого таланта и блестящего творчества». Украинская народная песня «Щедрик». Исполняет Хор мальчиков Московского государственного хорового училища. Художественный руководитель и дирижёр Виктор Попов. 10 декабря 1934 года родился хоровой дирижёр и педагог, народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов. Ко дню рождения Виктора Попова (1934-2008).
Упоминаемые персоны: Александр Васильевич Свешников (1889-1980, советский российский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель; народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии II степени; в 1944 году Александр Свешников стал одним из создателей Московского хорового училища, был приглашён на должность его художественного руководителя, впоследствии на базе училища Виктором Поповым была создана Академия хорового искусства); Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953, русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории; народный артист РСФСР, лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий; Сергей Прокофьев признан одним из величайших композиторов XX века; в 1950-е годы Хор мальчиков под руководством Александра Свешникова впервые исполнил ораторию Сергея Прокофьева на стихи Самуила Маршака «На страже мира»); Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975, советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель; народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени Глинки; номинант на премию «Оскар» за музыку к фильму «Хованщина», а также дважды номинант на премию «Грэмми» за Концерт для фортепиано с оркестром №2 и Симфонию №4; один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 2 концертов, 2 опер, оперетты, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок; в репертуаре Хора мальчиков под руководством Александра Свешникова были произведения Дмитрия Шостаковича: оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», «Десять поэм на слова революционных поэтов», «Две обработки русских народных песен» и, конечно же, знаменитая песня на стихи Евгения Долматовского «Родина слышит»); Александр Александрович Юрлов (1927-1973, советский хоровой дирижёр, музыкальный и общественный деятель, педагог; кандидат искусствоведения; заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, народный артист РСФСР, народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии СССР; с 1949 по 1954 годы Александр Юрлов был хормейстером Государственного русского хора под управлением Александра Свешникова); Владимир Николаевич Минин (1929 г.р., советский российский хоровой дирижёр, педагог; народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР; выпускник 1945 года Московского хорового училища, в 1950 году окончил Московскую консерваторию у Владислава Соколова, а в 1957 году — аспирантуру при ней у Александра Свешникова; в 1949 — 1950 и 1954 — 1957 годах — хормейстер, в 1987 — 1990 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического хора СССР); Юрий Михайлович Уланов (1929-1995, хормейстер, музыкант и педагог; участник и солист хора Александра Свешникова с 1944 года, после окончания Московской консерватории в 1954 году Уланов начал работать в Хоровом училище, стал помощником Свешникова, а в 1950 году возглавил это учебное заведение; «Своему ученику А.В. Свешников на сто процентов сумел передать хоровую одержимость. Хор для Юрия Михайловича был... формой существования... Он был предан ему до маниакальности», — отмечает в воспоминаниях, опубликованных в сборнике «Годы в Хоровом училище» (издание 1994 года Академии хорового искусства) дирижёр, композитор и педагог Юрий Анатольевич Евграфов).
-
Автор письма: Гатия Сергеевна Степанова, Санкт-Петербург, «...я думала, что музыка, песни не играли в моей жизни заметной роли. Но когда внимательно присмотрелась и прислушалась к прошлому, то оказалось, что это не совсем так. Поздней осенью 1941 года я начала работать в одном из цехов Ленсельхозторфа. Так вот, в это время по радио часто передавали вальс Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”. Этот вальс привёл меня в какое-то замешательство. Он звучал так тревожно, грозно, даже иногда зловеще, что вначале подавлял, но позднее он же порождал желание не уступать невзгоде, беде. И когда уже в январе 1942-го работы не было, а я продолжала ходить за обедом мне и маме с набережной Лейтенанта Шмидта Васильевского острова в ресторан “Метрополь” на Садовой, против Гостиного двора, то есть километров шесть в два конца и так каждый день, этот Вальс всё звучал и звучал во мне, особенно когда возвращалась в темноте пустого города. По Невскому шла узкая тропа между чёрными домами слева и высоким белым сугробом вдоль всего тротуара справа. Ветер, сдувающий с сугроба порошу прямо в глаза... И вот тогда откуда-то звучала мелодия этого вальса, она вызывала упрямство, стремление пойти наперекор голоду, безысходности, гибели...» Вальс из музыки к спектаклю Театра имени Евгения Вахтангова по пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад»*. Композитор Арам Хачатурян. Исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижёр Евгений Светланов.
-
Виктор Татарский: «8 декабря был день рождения одной из моих любимых актрис. Я очень ждал письма о ней, и вот, наконец, передо мной послание Светланы Петровны Сотской из Омска...» Автор письма: Светлана Петровна Сотская, город Омск, «...недавно в книжном магазине взяла в руки стихотворный сборник Николая Старшинова в поиске строк, ставших песней, записанной, может быть, на радио несколько десятков лет назад** удивительной актрисой Алисой Бруновной Фрейндлих. Нашла, но впечатление от печатных строк несколько иное, чем от песни. А Алиса Бруновна в одном из недавних интервью сказала, что уже не поёт, голос, мол, не тот, да и слушателей поберечь надо. Подобная забота о нас, слушателях, встречается среди артистов очень редко. Давайте послушаем этот ни на кого не похожий голос». Виктор Татарский: «Хорошо, Светлана Петровна, послушаем. Прекрасная, умная, тонкая, обаятельная, ироничная, не настаивающая на себе ни в жизни, ни в одном из образов на сцене и в кино, ни на кого не похожая актриса и женщина, подлинная петербурженка Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили с песней “Любовь” Андрея Петрова и Эльдара Рязанова...» Песня «Любовь готова всё прощать». Композитор Андрей Петров. Поэт Эльдар Рязанов. Исполняют Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Запись 1987 года, сделанная Главной редакцией кинопрограмм Центрального телевидения для передачи «Встреча с народным артистом СССР Эльдаром Рязановым». Виктор Татарский: «Алиса Фрейндлих - выдающая актриса театра и кино второй половины XX - первой половины XXI веков. Так, я надеюсь, будет когда-нибудь написано в Российской энциклопедии. И Олег Басилашвили - не менее достойный артист». 8 декабря 1934 года родилась советская и российская актриса театра и кино, певица, с 1983 года — одна из ведущих актрис Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, народная артистка СССР Алиса Бруновна Фрейндлих. Ко дню рождения Алисы Фрейндлих.
Упоминаемая персона: Николай Константинович Старшинов (1924-1998, русский советский поэт, переводчик и редактор; участник Великой Отечественной войны, представитель фронтового поколения советских поэтов; главный редактор советского альманаха «Поэзия»; стихотворение Николая Старшинова «Река любви», ставшее песней, известной в исполнении Алисы Фрейндлих**, неоднократно публиковалось в сборниках Николая Константиновича и послужило названием книгам поэта 1976, 1983 и 1986 годов издания - «Река любви»).
-
Виктор Татарский: «14 декабря 90 лет со дня рождения народного артиста Советского Союза Рашида Бейбутова, популярного в 1940-е - 1980-е годы XX века азербайджанского певца, получившего всенародную известность в 1945 году после выхода на экраны музыкальной комедии и Узеира Гаджибекова “Аршин мал алан”, где Бейбутов исполнил роль молодого певца Аскера. В 1930-е годы Рашид Бейбутов пел в Тбилиси на эстраде, затем он солист Государственного джаза Армении и одновременно поёт партии в Государственном театре оперы и балета имени Спендиарова в Ереване. В 1940-х - 1950-х годах Рашид Бейбутов солист Бакинской филармонии, а потом он создал свой Театр песни. Так что, его биография: Тбилиси, Ереван, Баку - биография, отмечена кавказским интернационалом (позволю себе такой эпитет). Из письма Вадима Александровича Жереновского из Нижнего Новгорода, не “Жири...” ***, а Жереновского, так, на всякий случай, подчёркиваю». Автор письма: Вадим Александрович Жереновский, Нижний Новгород, «...мы с супругой, постоянно слушая вашу передачу, воспринимаем её как луч света, особенно в последнее время. Вы всегда были и остаётесь вне политики, и несёте людям тепло и радость. Мы супругой прожили вместе вот уже более 45 лет. Любимым певцом моей супруги остаётся азербайджанский артист Рашид Бейбутов. Очень прошу вас найти для неё запись из репертуара Рашида Бейбутова, певца-легенды, “Мальчик весёлый из Карабаха”. Да продлятся дни ваши!» Виктор Татарский: «И ваши также!» Песня «Мальчик из Карабаха». Композитор Виктор Долидзе. Поэт Георгий Строганов. Исполняет Рашид Бейбутов. Партия фортепиано Тофик Кулиев. Запись 1948 года. 1 (14) декабря 1915 года родился советский, азербайджанский эстрадный и оперный певец (тенор), актёр, депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии II степени и Государственной премии Азербайджанской ССР Рашид Меджид оглы Бейбутов. К 90-летию со дня рождения Рашида Бейбутова (1915-1989).
Упоминаемая персона: Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков (1885-1948, азербайджанский, советский композитор, дирижёр, музыковед, публицист, драматург, педагог, общественный деятель; основоположник современного профессионального музыкального искусства Азербайджана; автор гимна Азербайджанской ССР, автор первой оперы во всём исламском мире; действительный член Академии наук Азербайджанской ССР, профессор, ректор Азербайджанской консерватории, председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР, депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов; народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий II степени, кавалер ордена Ленина).
-
Авторы письма: Любовь Дмитриевна Шилова, город Астрахань и Мария Ивановна Згадлева, Москва, «...в июне 1942 года в Сталинграде в составе 6-й армии был сформирован 122-й отдельный полк связи. Строевым маршем с песнями шли через весь город. Была сильная жара, а мы в полном армейско-полевом обмундировании: скатка****, каска, вещмешок, противогаз, сапёрная лопатка, котелок, фляжка с водой, и в не по размеру сапоги. Глядя на нас, уставших девчонок, люди останавливались, женщины плакали... Так и дошли с песнями до вокзала, погрузились в товарные вагоны. На платформу вышел политрук, Иван Павлович Луцык. По его команде запели “Вставай, страна огромная”. Он дирижировал. Так мы покидали Сталинград. Наш полк прошёл путь от Сталинграда до Бреслау, ему было присвоено название Одерский. Труден и долог был наш путь к Победе, и всюду нас сопровождали песни. Под Харьковом была очень сложная обстановка. Ночью развернули узел связи, утром Валя Мищенко, Кира Лабанова, Зоя Хлебникова, сдав смену, шли за завтраком. Девочки шли и пели “Белой акации гроздья душистые...” Был налёт, бомбёжка... Так, с “Белой акацией” на устах погибла наша Валя... Есть теперь другой романс “Белой акации...” из фильма*****, но этот нам дороже. Просим передать привет и нашу благодарность коллективу волгоградской школы №85 имени Героя России Геннадия Петровича Лячина, капитана 1-го ранга, бывшего командира подлодки “Курск”. В школе существует музей нашего полка». Романс «Белая акация» («Белой акации гроздья душистые»). Автор музыки неизвестен. Поэт Александр Пугачёв. Исполняет Алла Баянова.
Упоминаемые персоны: Иван Павлович Луцык (1910 г.р., родом из украинского села Броварки; в рядах Красной Армии с 1942 года, майор, служил в 19-м отдельном запасном полку связи, затем в 122-м отдельном полку связи 6-й армии 3-го Украинского фронта; в 1944 году награждён орденом Красной Звезды, в 1945 году - орденом Отечественной войны II степени; армейскую службу завершил в июле 1946 года); Геннадий Петрович Лячин (1955-2000, выпускник 1972 года средней общеобразовательной школы №85 города-героя Волгограда, советский и российский военный моряк, с 1996 года командир атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (АПРК) «К-141» «Курск», капитан 1-го ранга; в 1999 году «в ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК “Курск” действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск атомных подводных лодок иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России. АПРК “Курск” признан лучшей подводной лодкой Северного флота»; 12 августа 2000 года Геннадий Лячин и экипаж подлодки «Курск» погибли, согласно официально принятой версии, в результате взрыва торпеды в первом отсеке подводной лодки; звание Героя Российской Федерации «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» командиру подводной лодки было присвоено 26 августа 2000 года, посмертно; 18 мая 2001 года на здании волгоградской школы №85 была открыта мемориальная доска в честь Геннадия Лячина).
-
Автор письма: Юрий Ефимович Фитьков, село Коробкино, Курская область, «...некоторые слушатели, к ним принадлежу и я, по мере привыкания к передаче начинают ставить себя на место её автора. И вот мне кажется, что вы, прочитывая буквально тысячи писем, десятки тысяч писем, должны испытывать смешанные чувства и уважения, и пренебрежения к этой невидимой аудитории. Ведь и здесь правило золотого сечения****** применимо: 1/3 писем глупых, злых, бестолковых, 1/3 писем ни то, ни сё, 1/3 писем вполне разумных и интересных». - «Ну, Юрий Ефимович, так скажем: 10 процентов злых, ну даже так, 8, 50 процентов ни то, ни сё, остальные 40-42 процента интересные. Константин Симонов писал:
“Письма пишут разные:
Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще - бесполезные...”», - В.Т.,
«В каждой очередной порции почты вам приходится, видимо, сталкиваться с удивительным несовершенством человеческих натур. И мне кажется, что только уравновешенность вашего характера позволяет справляться с этой проблемой, понимать и извинять...». - «Уравновешенность?.. Ну... Я, может быть, обладаю другими положительными свойствами, но уж уравновешенностью никогда не обладал. Далее...», - В.Т., «Я же до сих пор никак не преодолею в себе неприятия склонности масс к дурновкусию, к повальной приверженности моде. Можно здесь упомянуть странную модную любовь миллионов к Петру Лещенко, например. В молодости я много слышал о нём, “гонимом”,“непонятом” и поэтому готов был авансом восхищаться. Но, послушав с гибкой рентгеновской пластинки******* пару его песенок, я холодновато про себя констатировал: да... мастеровито, профессионально вполне, но сентиментально, наиграно, приторно, манерно...» Виктор Татарский: «Согласен с вами, Юрий Ефимович. Но проблема сегодня не в самом Лещенко. Это, в конце концов, дело вкуса, а в его эпигонах и подражателях. Поэт Алексей Сурков заметил как-то (это и сегодня вполне актуально): “Да, Пётр Лещенко - это пошлость, но он в своей области пошлости виртуоз, а у наших его подражателей выходит и пошло и фальшиво”. Совершенно верно. Добавлю лишь, что стихов в песнях Петра Лещенко нет никаких, это тексты или даже слова, но он необыкновенно музыкален и мелодии исполняемых им песен очень ярки и мелодичны, особенно мелодии Оскара Строка. И потом, и это главное, у нас во “Встрече...” звучат песни, связанные с человеческими судьбами. И здесь я должен проявлять и проявляю, как мне кажется, к просьбам людей определённую толерантность, терпимость и понимание. Поэтому и сегодня у нас письмо в связи с одной из песен Петра Лещенко». Автор письма: Анна Георгиевна Кравцова, город Красноярск, «...очень прошу вас найти песню, в которой есть такие слова: “стаканчики гранёные упали со стола”...». - «Ну вот, какова поэзия, да?.. Но...», - В.Т., «эту песню любил петь мой отец, Георгий Семёнович Макаров. В 1930-е годы, когда началось раскулачивание крестьян, семья его лишилась имущества, прав и он, молодой парень, вместе с родителями был вывезен на поселение, но ничто не озлобило отца. Он был честным трудолюбивым человеком, много работал - валил лес, сплавлял плоты по Ангаре. Там же встретил мою мать, такую же, из раскулаченных... Отца уже давно нет и я бы очень хотела, чтобы прозвучала эта песня в память о нём». Виктор Татарский: «Ну вот, как ни дать после такого письма...» Песня-романс «Стаканчики гранёные». Композитор Борис Прозоровский, автор аранжировки Пётр Лещенко. Поэт Григорий Гридов. Исполняет Пётр Лещенко. Оркестр. Дирижёр Николай Черешня. Грампластинка 1938 года********.Упоминаемые персоны: Константин Михайлович Симонов (1915-1979, русский советский прозаик, поэт, драматург, киносценарист, общественный деятель, журналист и военный корреспондент; участник боёв на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны; Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий; заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР; Виктор Татарский цитирует строки стихотворения Константина Симонова 1941 года «Не сердитесь — к лучшему...»); Алексей Александрович Сурков (1899-1983, русский советский поэт и литературный критик, общественный деятель, педагог, журналист, военный корреспондент; Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий); Оскар Давыдович Строк (1893-1975, советский композитор и пианист, прозванный «рижским королём танго»); Георгий Семёнович Макаров (1912 г.р., отец Анны Кравцовой, родом из села Галбуча-Калга Забайкальской области, жил в городе Игарка Красноярского края; 24 марта 1938 года осуждён тройкой при управлении Народного комиссариата внутренних дел (УНКВД) Красноярского края; 5 апреля 1938 года осуждён по статье 58, п. 11 Уголовного кодекса РСФСР за контрреволюционную деятельность: «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению <...> преступлений, а равно участие в организации образованной для подготовки или совершения одного из преступлений...» и приговорён к 8 годам пребывания в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ); в ссылке, в совхозе «Полярный», трудился чернорабочим; 4 июня 1959 года реабилитирован Красноярским краевым судом; в личном деле Георгия Макарова указано: «из крестьян-кулаков, кулак, малограмотный»).
Завершая передачу, Виктор Витальевич Татарский говорит: «Закончился 974-й выпуск “Встречи с песней”. Передача в эфире “Радио России” во 2-ю, 4-ю и, как в этом месяце, в 5-ю субботы в 21 час 8 минут, время московское. <...> Координатор Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан, читал ваши письма и беседовал с вами Виктор Татарский. До встречи в субботу 24 декабря. Будьте здоровы, берегите себя!»
Примечание: * в 1941 году — к 100-летию со дня смерти русского поэта, прозаика, драматурга и художника Михаила Лермонтова — Московский театр имени Евгения Вахтангова ставил его драму 1835 года «Маскарад». Спектакль и ранее шёл на этой сцене, но новый главный режиссёр театра Рубен Симонов пожелал поменять музыку спектакля и, поскольку хорошо был знаком с творчеством Арама Хачатуряна, сочинение музыки поручил ему. Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как театральный композитор, «умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки», с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальной драмой. Хачатурян смотрел этот спектакль в 1938 году: «когда спектакль в постановке Мейерхольда был восстановлен и я увидел его, то был удивлён: в музыке Глазунова не оказалось вальса, “заданного”, как мне представляется, самим Лермонтовым (по указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки). Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:
Как новый вальс хорош! В каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...
К работе над музыкой я отнёсся очень серьёзно. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к “Маскараду”. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и “новой”, и “хорошей”, иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом... В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно “услышал” тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли... Она стала как бы волшебным связующим звеном, позволившим мне вытянуть всю цепочку. Остальная часть вальса далась мне легко, без всяких усилий». 21 июня 1941 года в Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Маскарад» в постановке Андрея Тутышкина с Иосифом Толчановым в роли Арбенина и Аллой Казанской в роли Нины. Вальс, который композитор посвятил актрисе Алле Александровне Казанской, звучал вступительной музыкой к спектаклю... На следующий день фашистская Германия вторглась в Советский Союз, а 23 июля во время налёта вражеской авиации на Москву бомба попала в здание театра Вахтангова, убив многих актёров и сотрудников и уничтожив декорации спектакля. Погиб и заслуженный артист России Василий Куза — исполнитель роли князя Звездича... Но в военное время режиссёр Андрей Тутышкин продолжал успешно ставить «Маскарад», находясь в эвакуации в Сибири. В 1943 году Арам Хачатурян наиболее интересные музыкальные номера к спектаклю (Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп) переписал для концертного исполнения, создав симфоническую сюиту. Но известна она, прежде всего, вальсом, признанным одним из лучших и наиболее популярных произведений композитора.
Примечание: ** песня «Река любви» композитора Вадима Шеповалова на стихи Николая Старшинова впервые прозвучала в конце 1970-х годов в спектакле театра имени Ленсовета «Эльдорадо» по одноимённой пьесе актрисы, драматурга и сценариста Аллы Соколовой в постановке режиссёра Игоря Владимирова. Песня поэтически «отражает главный сюжет спектакля: в канун Нового года муж уходит от жены к другой женщине, а их взрослые дети пытаются разобраться в возникшей ситуации. Герои размышляют о сложных взаимоотношениях в семье, о верности и любви, о поисках счастья...» Песня «Река любви» в исполнении Алисы Фрейндлих неоднократно звучала по Всесоюзному радио, а также в передачах Центрального телевидения 1979 и 1982 годов:
Примечание: *** имеется в виду советский и российский политик, основатель и председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной думе, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьми созывов, заместитель председателя Государственной Думы, делегат Парламентской ассамблеи Совета Европы, доктор философских наук, заслуженный юрист Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Вольфович Жириновский.
Примечание: **** скатка — верхняя военная одежда (солдатская шинель), свёрнутая для удобства ношения в рулон и связанная в кольцо за края. В таком виде шинель можно было носить на плече, не чувствуя особой тяжести. В Красной армии практиковалась носка скатки на снаряжении — ранце или вещмешке, например.
Примечание: ***** в 1976 году режиссёром Владимиром Басовым был снят телевизионный трёхсерийный художественный фильм «Дни Турбиных» по одноимённой пьесе Михаила Булгакова (авторское переложение для сцены романа 1923 года «Белая гвардия»). Для этого телефильма по мотивам романса начала XX века «Белая акация» композитором Вениамином Баснером и поэтом Михаилом Матусовским был написан романс «Белой акации гроздья душистые».
Примечание: ****** правило золотого сечения (золотая пропорция) — математический принцип, который описывает гармоничное соотношение двух величин. Золотое сечение приблизительно равно 1,618 и обозначается греческой буквой (фи). Понятие золотого сечения было известно ещё в древности. Считается, что его ввёл древнегреческий философ и математик Пифагор. В III веке до н. э. Евклид сформулировал принцип золотого сечения в своём трактате “Начала”. В эпоху Возрождения золотое сечение получило название “золотая пропорция” или “божественная пропорция” благодаря монаху Луке Пачоли, автору трактата “О божественной пропорции”.
Примечание: ******* «пластинки на рёбрах», «записи на рёбрах» или «пластинки на костях», как их называли, — плоды кустарного производства грампластинок, выпускавшиеся в СССР «частными предпринимателями» и даже подпольными студиями звукозаписи. Основой пластинок служили медицинские рентгеновские снимки, на которые с помощью специального оборудования наносили звуковые дорожки. За нелегальное производство и продажу (естественно, из-под полы) таких пластинок с записями западных певцов и музыкальных коллективов вполне могла последовать правовая ответственность.
Примечание: ******** песню-романс «Стаканчики гранёные» Пётр Константинович Лещенко (1898-1954) записывал на грампластинки дважды: в 1933 году в Риге с оркестром фирмы «Беллаккорд», а в 1938 году в Бухаресте в сопровождении оркестра Николая Черешни (запись с этой пластинки и прозвучала в передаче, ошибочно датированная 1934 годом).
Выпуск 974 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 973 | Выпуск 975 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.