Автор письма: Нина Тихоновна Чернявская, Санкт-Петербург, «...в Петербурге на улице Варшавской есть библиотека имени Паустовского. Работники этой библиотеки всю душу вкладывают, чтобы люди читали, чтобы школьники брали книги не только по программе, но читали и другую художественную литературу. Пожалуйста, пусть прозвучит из оперы “Евгений Онегин” “Хор девушек”. И пусть это будет подарком всем библиотекарям России, которые также, как работники библиотеки имени Паустовского в Петербурге старются, чтобы люди любили и не забывали свой родной язык, не засоряли его и не искажали».
«Хор девушек» («Девицы, красавицы...», «Песня девушек») из оперы «Евгений Онегин».
Композитор Пётр Чайковский. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Хор Института художественного воспитания детей под руководством Владислава Соколова. Запись 1953 года.
Автор письма: Ирина Леонидовна Дзержинская*, Москва, «...моя мама до войны училась в Московской консерватории. Там был преподаватель по вокалу Окаёмов, имени и отчества его я не помню. Я с ним познакомилась на празднике Ёлки, которую устраивали для детей - для детей сотрудников консерватории студенты педагогического отделения. На этом празднике Окаёмов выступал в роли Деда Мороза. Он входил в зал с пением песни:
“Разыграйтесь-ка, метели,
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Всё, что есть в моем лесу,
Всё засыплю, занесу...”.
Моя мама болела и на празднике не присутствовала. Когда я уходила домой, Окаёмов мне сказал: “Передайте привет вашей маме от Деда Мороза”. Это был 1941 год. Когда началась война, появился слух о том, что Окаёмов погиб, но как это было - неизвестно. И вот уже после войны я по радио услышала передачу, из которой узнала о его трагической судьбе. Он был на фронте в ополчении, где находились многие преподаватели московских вузов. Попал в плен и был фашистами расстрелян. Говорили, что, когда его вели на расстрел, он пел песню “Орлёнок”».Виктор Татарский: «Ирина Леонидовна! Александр Иванович Окаёмов - так его звали, помимо преподавательской работы в консерватории, в 1930-е годы был солистом Всесоюзного радио. Когда началась война, он ушёл в ополчение. В 1943 году в белорусском городе Кричеве Александр Иванович Окаёмов был расстрелян фашистами. Мне удалось найти одну единственную запись его голоса - запись песни революционного подполья “Не склоняя голов непокорных”».
Песня «Не склоняя голов непокорных» (фрагмент песни «Владимирка»).
Композитор Мариан Коваль. Поэт Демьян Бедный. Исполняет Александр Окаёмов. Фортепиано - Александр Дедюхин. Грампластинка 1935 года.
К 70-летию со дня гибели советского певца (высокого баса), солиста Всесоюзного радио и Московской филармонии, выпускника и преподавателя Московской консерватории имени П.И. Чайковского; первого исполнителя в эфире Всесоюзного радио песни Виктора Белого на стихи Якова Шведова «Орлёнок» Александра Ивановича Окаёмова (1905-1943).
Автор письма: Людмила Алексеевна Горбунова, Санкт-Петербург, «...Сочи. Август. 1951 год. Мои родители и я отдыхаем. Недавно кончилась война, папа пришёл с фронта, мы вместе. Летний театр. Тёмное-тёмное небо, какое бывает на юге, множество звёзд. Вечерняя прохлада после жаркого дня и чудесный голос Гоар Гаспарян. Она только что возвратилась из эмиграции и, вероятно, тоже была счастлива, что передалось зрителям... Хотелось бы вновь, услышав её голос, возвратиться в детство... Подписываюсь своим далёким детским именем - Мила Юшкова».
«Вальс Джульетты» из оперы «Ромео и Джульетта».
Композитор Шарль Гуно (Charles Gounod). Исполняет Гоар Гаспарян. Оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Запись 1953 года.
Автор письма: Ольга Николаевна Новикова, город Владимир, «...конец 1950-х годов. Мне года четыре. Длинный барак. Его построили пленные немцы. По обе стороны коридора - комнаты. В одной из них живём мы: я, мои родители и бабушка. Помню, что двери комнат были чаще распахнуты, чем закрыты. Дети ходили к кому хотели. Взрослый народ занимался домашними делами, успевая между ними общаться, отдыхать и радоваться. Радовались тому, что позади страшная война с разрухой, впереди, как казалось, долгая счастливая жизнь, надо только много работать и жить дружно... Все двери настежь. И по всему бараку из радиоприёмников - весёлые песни. Очень хочу найти с вашей помощью одну из них. Дорога она мне тем, что на душе становилось очень тепло, мечты уносились далеко - за рощу, за реку... Вот несколько слов из неё: “В роще калина, тёмно, не видно, соловушки там...”».
Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» («В роще калина»).
Исполняет Мария Подлатова, солистка Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого. Запись 1950-х годов.
Автор письма: Зоя Борисовна Кривенко, Волгоград, «...посмотрела недавно старый фильм про школьников и вспомнила свои школьные годы. всякое бывало: и дружба, и предательство, и драки, и обиды на учителей, но всё равно, школьные годы незабываемы. Первого сентября - начало учебного года у школьников и студентов. Садятся в первый раз за парты первоклашки - девочки с белыми бантами в косичках, мальчики в строгих костюмах. Бывшие абитуриенты стали студентами... И вспомнила я одну песню, которую слышала ещё в детстве. Она называется “Учиться надо весело”. Пели её ребята Большого детского хора телевидения и радио. В конце 1980-х мне попался ребячий песенник. Я узнала, что авторы этой песни композитор Степан Соснин и поэт Константин Ибряев. Слова помню до сих пор:
“В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки,
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней...”.
Найдите, пожалуйста, и передайте эту песню в нашей “Встрече...” в канун Первого сентября. Дорогие ребята - школьники и студенты! поздравляю вас с новым учебным годом. Учитесь весело и всё будет хорошо! Успехов вам!».
Песня «Учиться надо весело».
Композитор Степан Соснин. Поэт Константин Ибряев. Исполняет детский хор Института художественного воспитания детей Академии педагогических наук, солистка Катя Воробьёва.
1 сентября - День знаний, Праздник первого звонка - государственный праздник, в СССР с 1984 года и официальный праздник в некоторых других постсоветских государствах, в частности, в России, Белоруссии, Украине.
Автор письма: Виктор Алексеевич Ляпустин, город Богданович, Свердловская область, «...не так давно по телевидению шёл фильм “Ваня”, ранее мне неизвестный, выпущенный на экраны страны в конце 1950-х годов. К сожалению, фильм о судьбе юноши, оставшегося без матери, полностью посмотреть не удалось, но вот мелодия песни запомнилась. Песню из этого фильма написал композитор Юрий Бирюков на стихи моего любимого поэта Алексея Фатьянова. Он прожил недолгую жизнь, оставив нам около 200 песен, созданных в содружестве с композиторами Соловьёвым-Седым, Мокроусовым, Лепиным и многими другими. Старшему поколению хорошо знакомы его песни, на его стихи, из кинофильмов “Свадьба с приданым”, “Весна на Заречной улице”, “Солдат Иван Бровкин”... Хотелось бы иметь в своей фонотеке запись песни из кинофильма “Ваня”. Прошу вас найти её и включить во “Встречу с песней”. Эта песня забыта, но заслуживает того, чтобы наша передача её вспомнила».
Песня «Почему ярче солнышко светит» из кинофильма «Ваня»(1958 год, режиссёры Анатолий Дудоров и Аркадий Шульман).
Композитор Юрий Бирюков. Поэт Алексей Фатьянов. Исполняют Галина Сахарова и Антонина Клещёва. Запись 1963 года.
Упоминаемые персоны:
Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907-1979, советский российский композитор, пианист, общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий 2-й степени, кавалер трёх орденов Ленина);
Борис Андреевич Мокроусов (1909-1968, советский композитор; лауреат Сталинской премии второй степени, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР; автор песни «Одинокая гармонь» - музыкальной заставки передачи «Встреча с песней»);
Анатолий Яковлевич Лепин (1907-1984, советский композитор, автор более 500 песен, восьми оперетт и музыки к кинофильмам, в числе которых: «Мы с вами где-то встречались», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса»; заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, автор музыки гимна Латвийской ССР).
Автор письма: Александр Павлович Кудинов, село Медынцево, Калужская область, «...вспоминаю, как в середине 50-х годов прошлого века в центре нашего села был установлен громкоговоритель, из которого на всю округу с 6 утра до 12 ночи звучали звуки баяна, других народных инструментов, лирические песни... Мы, подростки, стремились помогать старшим, работая в летнее время помощниками комбайнера, прицепщиками на плугах, а по окончании работы бежали в центр деревни, где обычно, в летнее время, проходили вечерние гуляния. В один из таких вечеров прозвучала мелодия вальса. Позже я узнал, что это был “Тирольский вальс” композитора и дирижёра Александра Цфасмана. Под этот вальс мы учились танцевать. С тех пор прошло более полвека,но я ни разу не слышал эту мелодию, хотя сам, играя на баяне,часто вспоминаю отдельные фрагменты. Очень прошу вас отыскать “Тирольский вальс”».
«Тирольский вальс».
Композитор Александр Цфасман. Исполняет Джаз-оркестр под управлением Александра Цфасмана. Грампластинка 1938 года.
Автор письма: Елена Доронина, Москва, «...1 сентября 65 лет со дня рождения народного артиста Республики Татарстан Альберта Асадуллина. Его прекрасный чистый голос часто звучал по радио в конце 70-х и до конца 80-х годов прошлого века. Лет десять назад был короткий репортаж об Альберте Асадуллине. Репортаж был из Казани, из театра. Его спросили: “Куда он пропал? Зрители его помнят и хотят видеть”, а он ответил, что работает в родном городе - Казани и что он нужен своей республике - Татарстану, а в Москве и так артистов полно. Я хочу поздравить Альберта Асадуллина с днём рождения и, конечно, хочу встретиться с песней в его исполнении “Дорога без конца”. Интересно, кто написал эту замечательную песню?»Виктор Татарский: «Лена, кое-что об Альберте Асадуллине. После окончания Казанского художественного училища в 1967 году он приехал в Ленинград, где закончил Академию художеств и готовился стать архитектором. Альберт был солистом любительского ансамбля при академии художеств и в 1975 году получил приглашение от руководителя ансамбля “Поющие гитары” на главную роль Орфея в рок-опере Александра Журбина “Орфей и Эвридика”. С тех пор, Альберт Асадуллин - один из известных ленинградских певцов, не московских. В 1985 году вышел диск, на котором среди других была записана песня Сергея Баневича на стихи Татьяны Калининой “Дорога без конца” - песня, посвящённая Никколо Паганини - одна из лучших песен репертуара Альберта Асадуллина».
Песня «Дорога без конца».
Композитор Сергей Баневич. Поэт Татьяна Калинина. Исполняет Альберт Асадуллин. Инструментальный ансамбль под управлением Ростислава Штыня.
1 сентября 1948 года родился советский и российский эстрадный певец, тенор-альтино; заслуженный артист РСФСР, народный артист Татарстана Альберт Нуруллович Асадуллин. К 65-летию Альберта Асадуллина.
Упоминаемые персоны:
Александр Борисович Журбин (1945 г.р., советский и российский композитор; заслуженный деятель искусств Российской Федерации; Лауреат 2007 года Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая музыка (композитор)»; об участии Альберта Асадуллина в рок-опере «Орфей и Эвридика» Александр Журбин говорил: «Я сейчас просто расскажу историю, которую, может, не все знают. Значит, мы искали Орфея и смотрели певцов, приходили разные - и такие, и сякие. А этот человек пришёл пробоваться на роль ВТОРОГО певца (это такая второстепенная роль). И когда он спел там какой-то кусочек, я сразу понял - ребята, это и есть Орфей! И я угадал. Он действительно на все эти годы стал символом этой роли»);
Никколо Паганини (Niccolo Paganini, 1782-1840, итальянский скрипач-виртуоз и композитор).
Автор письма: Владимир Иванович Шашков, город Лысьва, Пермский край, «...я отслужил в армии 27 лет. Куда только меня военная судьба не кидала... И вот в 1972 году я попал в Среднюю Азию. Отслужил 8 лет в городке Сарыозек. С казахского - «красная глина». Так вот, когда я слышу песню Анжелики Варум “Городок”: “Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в городок...”, я вспоминаю эту “дыру” и думаю, что 8 лет лет прошли зря и ничего, кроме красной глины там я и не видел. Были, конечно, и друзья, и в гости ходили друг к другу. На нашей улице, действительно, стояли три дома - пятиэтажки. Я жил на третьем этаже и вода до нас по трубам никогда не доходила. И носили мы эту воду с первого этажа. Короче, не служба была, а мучение. Правда, после 1980 года этот район сделали льготным. То есть, один год считается за полтора. Хотелось бы услышать первое исполнение Анжеликой этой песни». Виктор Татарский: «Владимир Иванович, песня-то ведь о другом - о том хорошем, что вспоминает человек. Впрочем, у вас иное в памяти, связанное с этой песней. И тут уж ничего не поделаешь...».
Песня «Городок».
Композитор Юрий Варум. Поэт Кирилл Крастошевский. Исполняет Анжелика Варум.
От автора:
песня «Я люблю Париж» («I Love Paris»).
Автор музыки и слов Коул Портер (Cole Porter). Исполняет Фрэнк Синатра (Frank Sinatra).
В завершении 1192-й передачи Виктор Татарский благодарит сердечно «коренного кронштадтца Владимира Степановича Андреева, который и раньше, когда был главой Комиссии по культуре Ленинградского Совета, и сейчас пытается сделать всё от него зависящее, чтобы “Встреча с песней” шла в эфире радио Петербурга регулярно. К сожалению, были случаи замены её другими передачами. Держите оборону, дорогой Владимир Степанович! Одна надежда на Вас. Ну, что же, чтобы в моём родном Питере и не было бы “Встречи...”?! Не дело это!»
Примечание: * Ирина Леонидовна Дзержинская - кандидат педагогических наук, автор и соавтор книг и учебников «Музыкальное воспитание младших дошкольников. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада», «Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для педагогических училищ по специальности “Дошкольное воспитание”», «Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы» и других.
Выпуск 1192 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 31 августа 2013 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.