Автор письма: Нонна Олеговна Богдановская, город Орёл, «...в 1976 году проводились Зимние Олимпийские игры в Австрии. Я была в составе нашей сборной в числе четырёх специалистов медиков. Олимпийская деревня располагалась в гористой части страны в Леондинге - пригороде города Линца. Красивые там места: густой хвойный лес, река Инна, вдали синели невысокие горы. В один из свободных дней всех желающих из нашей делегации пригласили в Зальцбург, на родину Моцарта - в город, где он родился и где теперь его музей. Зальцбург - тихий городок в Альпах. Старинный дом, музей-квартира на втором этаже. Комната, где у окна стоит инструмент, на котором играл Моцарт. В это же время в музее находилась известная в тех краях пианистка Клара Брукман. Работники музея стали просить её поиграть для гостей. Она сыграла “Турецкий марш”, а когда подняла голову, увидела, что кроме нас в комнате стоят туристы - люди из разных стран. Они просят играть ещё. Звучит часть из “Маленькой ночной серенады”. В Книге почётных посетителей я написала: “Когда люди будут на других планетах, и там зазвучит музыка Моцарта”».
«Маленькая ночная серенада» («Eine kleine Nachtmusik», «Серенада № 13 соль-мажор»).
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart). Исполняет Оркестр лондонских променад-концертов (The London Promenade Orchestra). Дирижёр Чарльз Герхардт (Charles Gerhardt).
Автор письма: Алла Александровна Марич, Москва, «...я обращалась к вам с просьбой рассказать о певце Сергее Менахине, написала и сама кое-что о нём, что знала. Но оказалось, что в моём письме было много неточностей. Вы же, как всегда, провели исследовательскую работу и расставили всё по местам, уточнив все данные из жизни замечательного, к сожалению, мало кому известного певца. Вы также сообщили даже дату его кончины. Я не знала, что его уже нет среди нас. Сергея Менахина день рождения я знаю точно - 30 апреля 1941 года. Менахин, сразу после окончания ГИТИСа, пел в Москве, много гастролировал. Он очень любил оперетту. Очень хорошо услышать бы в исполнении Сергея Менахина что-либо из его репертуара. О его голосе восторженно отзывалась Татьяна Ивановна Шмыга, а уж она-то за свою долгую жизнь в искусстве слышала многих».
«Песня о Клейнзаке» из оперетты «Сказки Гофмана».
Композитор Жак Оффенбах (Jacques Offenbach). Исполняет Сергей Менахин. Оркестр Гостелерадио СССР, дирижёр Николай Соколов.
30 апреля 1941 года родился певец, артист театра Московской оперетты Сергей Зиновьевич Менахин. Ко дню рождения Сергея Менахина (1941-2002).
Упоминаемая персона:
Татьяна Ивановна Шмыга (1928-2011, певица (лирическое сопрано), актриса театра оперетты и кино; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки и премии Президента Российской Федерации; о Сергее Менахине Татьяна Шмыга писала: “Исполнительское творчество Сергея Менахина настолько разнообразно, что подчас является предметом оживленных дискуссий. Но одно бесспорно: в музыке - это личность яркая и неповторимая. Сильный и красивый голос широкого диапазона, изысканная музыкальность, сценическая свобода, лёгкость и пластичность, чувство юмора - всё, чем так щедро наделила его природа, убеждает, что он человек театра... Менахин обладает особого склада музыкальным слухом, который помогает услышать в музыке действие, сочетающееся с музыкальной драматургией произведения, и фантазировать на этой основе. И он фантазирует смело, увлечённо, заразительно, словно комедиант, средневековый шут или менестрель. Вместе со своими героями странствует он по свету в волшебном балагане, неся вечный, вольный дух паяца”).
Виктор Татарский: «Следующее письмо - по электронной почте, из него известно только имя, пославшего его». Автор письма: Антон, «...хочу просить о песне для своей бабушки Лилии Григорьевны. Эту песню она иногда тихонько напевает. Она слышала её от своей мамы. Бабушка в войну была ребёнком. Иногда рассказывает мне о тех временах, но неохотно. Мы с ней спорить возьмёмся. Спор состоит в том, хорошо ли, плохо ли при Сталине жилось? Я ругаю Сталина, мотивируя тем, что так много людей безвинно погибло от него. А бабушка защищает его, но защищает тихо, без особой уверенности. Тяжело всем было в войну. Бабушка говорит: “Хлеба дадут кусочек в школе, а я крошечку отломлю, а остальное домой несу брату с сестрой. Пусть тоже голод обманут...”. Отец её, Григорий Поршуков был председателем сельского совета в Верхних Куларках, в Забайкалье. И его посадили в 1938 году за то, что он отказался своих земляков раскулачивать, а как война началась, его в штрафбат забрали. И он не вернулся с войны. Тогда-то бабушка и слышала от своей мамы Татьяны эту песню: “В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла”».
Песня «В воскресенье мать-старушка...».
Авторы песни неизвестны. Исполняет Ольга Сергеева.
Упоминаемые персоны:
Григорий Поршуков (отец Лилии Григорьевны - бабушки Антона, автора письма, в 1930 годы был председетелем сельского Совета в забайкальском селе Верхние Куларки, в 1938 году был арестован «за то, что он отказался своих земляков раскулачивать», в Великую Отечественную войну воевал в штрафном батальоне, погиб в годы войны);
Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза).
Автор письма: Александр Сергеевич Савенков, город Тамбов, «...мой отец Сергей Иванович давно хотел услышать одну из любимых своих песен из кинофильма “Партбилет”. В песне такие слова:
“Ты сказала, что всё очень просто,
Что ты нынче к другому спешишь.
Ты любовь нашу бросила с моста
В полноводную реку Иртыш...”
Очень прошу вас найти её и дать возможность услышать и мне, и моим родственникам из села Черняное Тамбовской области...».
Песня Павла «Ты сказала, что всё очень просто» из кинофильма «Партийный билет»(1936 год, режиссёр Иван Пырьев).
Композитор Валерий Желобинский. Поэт Виктор Гусев. Исполняют актёры Андрей Абрикосов, Ада Войцик и Игорь Малеев, фрагменты фонограммы кинофильма.
Упоминаемые персоны:
Сергей Иванович Савенков (отец Александра Савенкова, был призван «на войну в 1942 году; воевал на Дальнем Востоке на границе с Японией, был командиром артиллерийского орудия; испытывали наши солдаты там голод ужасающий, выручала соя; жил и работал после войны отец в небольшом лесном посёлке Тихий угол, всегда с песней, с юморком»).
Виктор Татарский: «Письмо, судя по его содержанию, из Петербурга. Автор письма неизвестен*. Электронная почта. Я уже много раз просил наших дорогих слушателей, когда они пишут по электронной почте, не забывать указывать: откуда письмо, кто его автор». «Здравствуйте, Виктор Витальевич дорогой! У меня такая случилась история, связанная с одной песней Александры Пахмутовой. Ну, никак с помощью радио не могу поздравить родную и единственную тёщу с её юбилеями. Тёща моя - Евгения Михайловна Синильникова, коренная кронштадтка в третьем поколении, блокадница, мужественная опора огромной семьи. К её 70-летию для меня, страшно обиженного, по радио был “облом” в полуденном концерте по письмам. Когда Евгении Михайловне стукнуло 80 годков, на родном питерском радио снова осечка. Оба раза мою песню заменяли на затёртую уже в эфире, на стандартную. Может быть, ведущие на двух радиостанциях, действительно, не нашли песню Александры Пахмутовой? Одна надежда для моей дорогой тёщи и уже прапрабабушки на её “коллегу по блокаде Ленинграда”, на вас, Виктор Витальевич. Да, в той оптимистической песне помню слова: “Слушай, тёща, друг родной, помоги!..”».
Песня «Слушай, тёща».
Композитор Александра Пахмутова. Поэт Николай Дружининский. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».
Упоминаемая персона:
Евгения Михайловна Синильникова (родилась 22 мая 1935 года, тёща Владимира Андреева, ребёнок войны, героиня документального фильма «Бабушка Евгения» (2019 год, режиссёр Мария Красноперова); всю блокаду провела на острове Котлине, в родном городе Кронштадте, в шесть лет узнала, что такое труд (стирала для военной части портянки, кальсоны, носки), в первый класс пошла в 1942 году; первая (и самая ценная) полученная ею медаль «Житель блокадного Ленинграда»; «вулкан», по словам зятя; всю жизнь работала станочницей на Морском заводе; имеет много внуков, правнуков и с недавних пор праправнуков, любит людей, никогда не теряет чувства оптимизма, ведёт активную общественную и культурную жизнь).
Автор письма: Лариса Вотинцева, город Белебей, Республика Башкортостан, «...моя мама Валентина Григорьевна очень любит вашу передачу, слушает её, наверное, с самого первого выпуска. И я хочу с помощью вашей найти её любимую песню, чтобы мама и её подруги вспоминали, как они дружили, горевали вместе. Дружба с подругами у неё не пропадает. Я искала в Интернете песню, но мне Интернет сообщает, что такой певицы, которая пела любимую мамой песню, нет. А мама говорит: “Есть!”. Это Капиталина Лазарева. Но, может, фамилия не та? А песня, ни то “Не обижайся”, ни то “Не обижай”... Если можно, найдите её. У мамы моей четверо детей. Война. Потеря родителей. Детский дом... И в 16 лет вышла работать. Заранее благодарна вам. Мы - это я, четверо детей, четверо внуков и четверо правнуков».Виктор Татарский: «Лариса, о певице Капиталине Лазаревой мне, как и Интернету, ничего не известно. Но мне известно об эстрадной певице Капиталине Лазаренко, популярной в середине ХХ века - Капиталине Андреевне. И у неё в репертуаре была мексиканская песня “Не обижай меня”. Видимо, она и была любимой песней вашей мамы. Для неё вы искали эту песню. Пожалуйста».
Мексиканская песня «Не обижай меня».
Композитор Альфредо Хил (Alfredo Gil). Автор русского текста Гарольд Регистан. Исполняет Капиталина Лазаренко. Запись 1956 года.
Автор письма: Николай Андреевич Пешков, город Томск, «...мы с братом-близнецом Григорием родились в начале 1953 года, за два месяца до смерти “отца народов”. Следовательно, в 1972 году, когда мы познакомились с вашей передачей “На всех широтах”, “Запишите на ваши магнитофоны”, нам было по 19 лет. Не нужно особенно говорить, что тогда для нас и для наших друзей значила эта программа - единственное тогда окно в мир западной музыки. А вот до передачи “Встреча с песней” мы тогда ещё не доросли. Её слушали наши родители, а мы оценили гораздо позже. Общаясь сейчас со своими сверстниками, я всё чаще и чаще слышу ностальгические горестные высказывания о том, “как мы хорошо жили при советской власти и как плохо живём сейчас”. Какая короткая у нас память!.. Я уж не буду писать о том, как мы позабыли тотальный дефицит и очереди в магазинах... На гребне волны этих настроений и пришла популярность к таким протестным группам, как “Наутилус помпилиус”, “ДДТ”, “Аквариум”, “Зоопарк”, “Кино” и так далее. Я и сам, хотя в то время был уже не молодёжью, с удовольствием слушал эти группы, но мне всё время казалось, что они протестуют как-то не слишком радикально. Хотелось услышать чего-то более крутого. И как же я был поражён, когда купил и поставил на проигрыватель виниловый диск группы “Гражданская оборона” под названием “Всё идёт по плану”. Их творчество оказалось созвучным моим ожиданиям... Сейчас прошло уже немало лет, как ушёл из жизни руководитель “Гражданской обороны” Егор - Игорь Фёдорович Летов и творчество группы стало понемногу забываться, а жаль. Я считаю Егора Летова очень талантливым и недооценённым поэтом и музыкантом. И прошу, если возможно, чтобы в вашей передаче прозвучала его пронзительная композиция “Про дурачка”».
Песня «Про дурачка».
Автор музыки и слов Егор Летов. Исполняют Егор Летов и группа «Гражданская оборона».
Автор письма: Марина Зацепина, станция Кочетовка, Тамбовская область, «...я много чего знаю из биографии и из творческой жизни Филиппа Бедросовича. Ещё бы мне не знать! Он мой любимый певец. Из-за болезни ничем не могу заниматься, даже читать трудно. Вот и сижу целый день то около радио, то около телевизора, слушаю свои любимые песни, смотрю на любимых исполнителей, которых считаю своими друзьями. Ведь других друзей у меня нет, ко мне совершенно никто не ходит. Однажды, когда на экране появился Филипп Киркоров, я перестала плакать, стала смотреть на этого молодого красивого человека и напряжение вроде утихло. Сначала Филипп рассказывал о себе, а потом пел. Весь оставшийся вечер провела в хорошем настроении и почувствовала себя лучше. Филипп Бедросович, сам того не подозревая, облегчил мои страдания на несколько часов. Кто болен, тот меня поймёт, как дороги часы... нет, даже минуты, когда боль затихает. Прошу, поздравьте от моего имени Филиппа Бедросовича с днём рождения. Желаю ему крепкого здоровья, большого личного счастья и ещё много-много лет радовать поклонников своими песнями».
Песня «Клоун».
Композитор Тончо Русев. Автор русского текста Олег Серебренников. Исполняет Филипп Киркоров. Запись 1988 года.
30 апреля 1967 года родился российский эстрадный певец, актёр, композитор, музыкальный продюсер; народный артист Российской Федерации, народный артист Украины, народный артист Молдавии, почётный гражданин Ялты; восьмикратный обладатель премии «Овация», пятикратный обладатель награды «World Music Awards» как самый популярный исполнитель России, многократный обладатель премий «Золотой граммофон», «Стопудовый хит», «Серебряная калоша», лауреат ежегодного фестиваля «Песня года» Филипп Бедросович Киркоров. К 55-летию Филиппа Киркорова.
Примечание: * автором письма из Санкт-Петербурга оказался давний участник «Встречи с песней» Владимир Степанович Андреев, ещё в 1990-е годы приложивший немало усилий для того, чтобы передачу Виктора Татарского бесперебойно могли слушать в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Веб-архиву «Встречи...» Владимир Степанович сообщил, что «постеснялся надоедать Виктору Витальевичу и не подписал электронное письмо». На персональной странице Владимира Андреева можно прочитать не только о нём, но и его тёще - Евгении Михайловне Синильниковой, отметившей в 2022 году 87-летие.
Примечание: ** повтор кадра из 1295 выпуска «Встречи с песней» от 29 апреля 2017 года.
Выпуск 1436 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 30 апреля 2022 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.