Виктор Татарский: «В начале октября - 80 лет создания в городе Краснодоне подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». В неё входили около ста человек. Руководили ею Олег Кошевой, Иван Туркенич, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. Большинство участников «Молодой гвардии» казнены фашистами».
Автор письма: Дмитрий Семёнович Алексанов, Москва, «...о моей встрече с песней, которую я давно не слышал. В далёком детстве в начале 1950-х, когда значительная часть слов ещё загадочны, часто передавали песню, где были слова:
“На ветру листовка вьётся,
Биржа чёрная горит...»
И всё-таки, основной смысл был ясен даже тогдашнему дошкольнику:
“Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны...»
и
“Мы Олега Кошевого
Не забудем никогда...»
<...>
“...Благодарная Россия
И великий наш народ».
В кинотеатр меня ещё не брали - маловат, телевизора ещё не было. Но о краснодонцах знали все. Такая была страна».
«Песня о краснодонцах» («Это было в Краснодоне»).
Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Сергей Островой. Исполняет ансамбль Московского военного округа.
К 80-летию подпольной комсомольской организации в городе Краснодоне «Молодая гвардия», октябрь 1942 года.
Упоминаемые персоны:
Олег Васильевич Кошевой (1926-1943, один из руководителей (член штаба) советской подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в 1942-1943 годах в оккупированном гитлеровскими войсками городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР во время Великой Отечественной войны; Герой Советского Союза);
Иван Васильевич Туркенич (1920-1944, офицер Рабоче-крестьянской Красной армии, командир и начальник боевого штаба советской подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия»; Герой Советского Союза);
Ульяна Матвеевна Громова (1924-1943, член штаба подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия»; Герой Советского Союза);
Иван Александрович Земнухов (1923-1943, участник и один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия»; Герой Советского Союза);
Сергей Гаврилович Тюленин (1925-1943, один из основателей штаба организации «Молодая гвардия»; Герой Советского Союза);
Любовь Григорьевна Шевцова (1924-1943, комсомолка, активная участница и член штаба подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия»; Герой Советского Союза).
Автор письма: Виталий Вяземский, полковник запаса, город Орёл, «...30 лет назад, осенью 1992 года в подвале Главного управления национальной безопасности одного новообразовавшегося государства, где я находился по доносу, мне было дано 40 минут на раздумье: признаваться и рассказывать обо всём, что мне известно и, тем самым, спасти себе жизнь или... или означало схлопотать пулю в затылок. Я взял себя в руки, мысленно простился со всеми, кто был дорог в этой жизни. О чём жалел тогда? Так это о том, что не знал ни одной молитвы. Допрашивавшему офицеру сказал, что готов к расстрелу. На душе стало легко и свободно. Я ждал развязки... Такое же чувство я испытывал, когда в горах в засаде мы ждали врага. Меня не расстреляли, всего лишь проверяли на испуг. Но я запомнил каждую секунду из тех мучительных минут... Виктор Витальевич, существует одно музыкальное сочинение, в котором великолепно развивается красивая, пластичная мелодия. Это “Вокализ” Рахманинова. Если б Вы смогли передать его во “Встрече...”, то доставили бы мне истинную радость. С уважением, Виталий Вяземский, полковник запаса, город Орёл».
«Вокализ», опус 34, № 14.
Композитор Сергей Рахманинов. Исполняет Иван Козловский.
Автор письма: Сергей Апостолов, город Вязники, Владимирская область, «...как-то очень давно услышал песню “Журавли”, которая запала мне в душу:
“Серым утром крик печальный
Снова слышу я вдали...”
Многие вязниковцы прошли через Чернобыль... Ликвидация последствий самой страшной атомной катастрофы XX века - их коллективный подвиг. Люди достойно выполнили свой долг, жертвуя своим здоровьем. Чернобыль ни для кого из них не прошёл даром. Преждевременно ушли из жизни чернобыльцы Евгений Купчихин, Владимир Журавлёв, Александр Куделькин, Вячеслав Кокорин... Проживает в Вязниковском районе Татьяна Григорьевна Соколова. Она, как медицинский работник, участвовала в ликвидации последствий катастрофы в Красногорском районе - соседней с Чернобылем Брянской области. Она рассказывала, что, когда детей перевезли на лето в более чистые районы, было страшно видеть город без маленьких его обитателей - не видеть их игр, не слышать детского смеха... В память об ушедших друзьях-чернобыльцах хочется услышать ту песню “Журавли”. Чувство утраты и, в то же время, какой-то надежды в ней есть».
Венгерская песня «Улетают журавли».
Автор аранжировки Ян Френкель. Автор русского текста Гарольд Регистан. Исполняет Зара Долуханова. Оркестр Всесоюзного радио под управлением Алексея Ковалёва.
Упоминаемые персоны:
Евгений Геннадьевич Купчихин (1958-2016, с 23 августа по 20 октября 1986 года участвовал в дезактивации территории Чернобыльской атомной элекстростанции, занимался сбором радиоактивного грунта рядом с 4 энергоблоком, засыпкой щебнем и бетонированием территории АРУ-750 и АБК-2; работал в составе спецподразделения, постоянно находившегося на ЧАЭС: отмывание полов и стен, контроль переодевания ликвидаторов, проверка и сортировка их одежды на АБК-2; проживал на АБК-3, находившемся в столовой рядом с недостроенными 5 и 6 энергоблоками; награждён орденом Мужества; активист чернобыльского движения, член правления Вязниковского районного отделения Союза «Чернобыль» России, руководитель отделения чернобыльцев посёлка Мстёра Вязниковского района);
Владимир Геннадьевич Журавлёв (1959-2017, майор, лётчик-оператор вертолёта МИ-24р, 27-28 апреля 1986 года проводил на вертолёте радиационную разведку с дозиметристом на борту и снятием проб грунта при приземлениях, осуществил 17 вылетов в зону отчуждения; его экипаж прилетел в зону одним из первых, за два дня полётов Владимир Журавлёв набрал дозу радиации в 45 рентген (при допустимой дозе 20), после чего его сразу отстранили от полётов; награждён орденом Красной Звезды; в 1991 году русскому капитану Журавлёву была присуждена «Почётная награда имени американского капитана Уильяма Дж. Косслера», которая вручается «За выдающиеся заслуги в области практического применения винтокрылых летательных аппаратов», в данном случае, американское вертолётное общество наградило наших «военных и гражданских лётчиков (кого-то уже посмертно), участвовавших в начальных вертолётных операциях по ликвидации последствий аварии ядерного реактора в Чернобыле, в знак признания продемонстрированного ими мужества и героизма»);
Александр Петрович Куделькин (1955-2019, с 10 июня по 13 октября 1987 года работал над дезактивацией помещений и оборудования, заменой оборудования, осуществлял пусконаладочные работы на 3 энергоблоке ЧАЭС; награждён орденом Мужества, который получил в Кремле из рук Президента РФ Бориса Ельцина);
Вячеслав Павлович Кокорин (1955-2018, с 19 июля по 27 августа 1986 года выполнял работы по уборке радиоактивного мусора с прилегающей территории ЧАЭС, а также по дезактивации помещений и оборудования ЧАЭС, дезактивации 3 энергоблока; награждён орденом Мужества; был активистом Вязниковского районного отделения Владимирской областной общественной организации «Союз Чернобыль»).
Как сообщил веб-архиву давний слушатель «Встречи с песней» председатель Вязниковского отделения «Союз Чернобыль» Владимир Лукичёв, «речь в письме Сергея Апостолова идёт не о Татьяне Григорьевне Соколовой, а о двух женщинах, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - Татьяне Григорьевне Козловой и Сусанне Владимировне Соколовой. Татьяна Григорьевна Козлова - уроженка Брянской области, медик-инфекционист. Про неё мы долго ничего не знали, но когда прознал об этом упущении, сразу же согласовал встречу с С.С. Апостоловым, чтобы о Татьяне Григорьевне рассказать через газету». Из очерка Сергея Апостолова, посвящённого Татьяне Козловой: «... О том, что на Чернобыльской АЭС случилась авария, жителей районного центра Красная Гора официально оповестили только 10 мая(!), но их самих, по выражению Татьяны Григорьевны, “осенило”, что здесь что-то не так. Действительно, в ночь с 26 на 27 апреля прошёл проливной дождь, а утром на улице люди увидели лужи оранжевого цвета – с чего бы это? А ещё над городом стало пролетать много вертолётов в сторону Украины. “Не знаю что страшнее: радиация или ложь”, - говорит Татьяна Григорьевна, вспоминая те горячие дни. Знали или не знали в местном райкоме партии о степени опасности распространения радиации, трудно сказать. Тем не менее, первомайская демонстрация в Красной Горе не была отменена, на неё вывели и школьников. Татьяна Григорьевна в то время работала медсестрой районной больницы. Она вспоминает, как их собрал главный врач, прояснил ситуацию. Им были выданы йодистые препараты, с которыми медики выезжали в самые отдалённые деревни, объясняли жителям, как ими пользоваться... Когда Татьяна Григорьевна узнала из газеты “Маяк” о сборе средств на сооружение памятного знака чернобыльцам, она приехала в местное отделение ООО “Союз Чернобыль” и сделала свой вклад. Бывший тогда председателем Александр Петрович Куделькин внес её в списки отделения. К чернобыльцам у неё особое отношение: “Это наши спасители, - говорит Татьяна Григорьевна, - если бы не они, то на нашей Брянщине была бы вторая Хиросима”. И говорит это человек, воочию видевший и на себе испытавший последствия атомной катастрофы».
Сусанна Владимировна Соколова, 1951 г.р. - «ветеран-чернобылец, врач-инфекционист, удостоенная ордена Мужества. В Чернобыльской зоне находилась с 10 мая по 12 июня 1986 года. Работала врачом в Центральной районной больнице Чернобыля, принимала больных. Сусанна Владимировна до сих пор очень активный общественник, на протяжении многих лет председатель правления вязниковской организации. Без неё не обходится ни одно мероприятие, и, не побоюсь сказать, возможно, без неё и распалась бы наша организация. За вклад в работу общественной организации и благотворительную деятельность Сусанна Владимировна удостоена юбилейной медали Русской Православной Церкви “В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира”». Из очерка Сергея Апостолова о Сусанне Соколовой: «... Уже 10 мая 1986 года Сусанна Соколова была в зоне отчуждения, в составе второй бригады медиков. Жили и трудились в самом городе Чернобыле, в центральной районной больнице. Она работала в инфекционном отделении, и ей приходилось принимать и осматривать каждый день огромное количество людей: велика была угроза вспышки инфекционных, особенно кишечных, заболеваний... Сусанне Владимировне лично удалось ликвидировать две вспышки инфекционных заболеваний, о чём она потом докладывала на специальной комиссии в присутствие академика Велихова. Чем ещё ей запомнился Чернобыль, помимо ежедневных изнуряющих вахт? Поразил вид города, погружённого в ночную тьму, некогда льющего потоки электрического света; а ещё запомнился аромат клубники из брошенных садов в зоне отчуждения, да беспризорные куры, прыгающие у кустов смородины, склевывая ягоды. И клубника, и смородина, и всё это садовое изобилие несло на себе след радиации - дозиметры трещали над блюдом с клубникой, хотя и тщательно промытой...».
При поддержке администрации города Вязники Сергей Апостолов и Владимир Лукичёв в 2021 году издали книгу «Люди мужества», основанную на воспоминаниях чернобыльцев, переживших командировку в зону ЧАЭС. Также о ликвидаторах последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции из города Вязники и Вязниковского района Владимирской области можно узнать из публикаций группы «Чернобылец Вязниковский» социальной сети «Одноклассники» и на сайте «Владимирское краеведение».
Автор письма: Олег Шелутько, город Старая Купавна, Московская область, «...мой дед, инвалид Отечественной войны, как-то на встрече со школьниками в канун Дня Победы вспомнил о госпитальных днях. Там ему запомнилась певунья - девчушка лет 5-6, как она развлекала дядек раненых. Далёкий от фронта среднеазиатский Самарканд. Госпиталь, эвакуированный из Ленинграда. В госпиталь наведывался слепой баянист. И вот как-то для раненых был устроен концерт пташки-певуньи - дочери няни госпиталя. Девочку эту очень любили и привечали раненые. У многих из них были где-то такого же возраста дети, по которым душа болела... Особенно запомнилось, как девчушка пела про Костю-одессита, где были слова:
“На свадьбу грузчики надели
Со страшным скрыпом башмаки...”
Песнь крошки-певуньи, утверждал дед, звучит в ушах, словно это было недавно...».
Песня Аркадия Дзюбина «Шаланды, полные кефали» из кинофильма «Два бойца»(1943 год, режиссёр Леонид Луков).
Композитор Никита Богословский. Поэт Владимир Агатов. Исполняет Марк Бернес. Оркестр под управлением Александра Цфасмана. Грампластинка 1943 года.
8 октября 1911 года родился советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец; народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени; один из наиболее любимых артистов советской эстрады 1950 - 1960 годов, выдающийся русский шансонье Марк Наумович Бернес. Ко дню рождения Марка Бернеса (1911-1969).
Автор письма: Георгий Воронцов, офицер запаса, город Орёл, «...осенью 1975 года в составе объединённой группы я прибыл в Конго (африканское государство - В.Т.). Запомнилась посадка нашего самолёта в городе Пуэнт-Нуар. Большое красное солнце, сухой горячий ветер, плюс сорок в тени... И это 1 ноября! Мы обучали военном уделу кубинцев из состава находившегося здесь воинского контингента. В нашей казарме было несколько книг и среди них томик стихов Марины Цветаевой. Многие наши военные были поклонниками её творчества и я в их числе. Кстати, 9 октября 130 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Вот строки из её стихотворения:
“Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и поныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть”.
Виктор Витальевич, я знаю, что есть песня на стихи Марины Ивановны Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой. Прекрасную музыку сочинил Марк Минков. Буду Вам очень благодарен, если прозвучит это музыкальное произведение в память о моём любимом поэте. Георгий Воронцов, офицер запаса, город Орёл».
Песня «Монолог».
Композитор Марк Минков. Поэт Марина Цветаева. Исполняет Алла Пугачёва.
Русская поэтесса Серебряного века, прозаик и переводчица Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года. К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой (1892-1941).
Виктор Татарский: Вчера, 7 октября был день рождения поэта Новеллы Николаевны Матвеевой. Поэт Александр Городницкий*: «Когда я перечитываю стихи и слушаю песни Новеллы Матвеевой, то мне на память прежде всего приходит Александр Грин, всемогущий и беспомощный сказочник, так же, как и Новелла Матвеева, не избалованный реальной жизнью. Помню, в начале 60-х, когда я впервые услышал её солнечные сказочные песни, я почему-то решил, что такие песни может петь только очень счастливый человек, некое зеленоглазое подобие Фрези Грант. Попав в первый раз в дом к Новелле Николаевне Матвеевой и увидев чудовищный быт её огромной неприютной коммуналки на Беговой улице с окраинами**, выходящими на железнодорожное полотно и Ваганьковское кладбище, я был потрясён. Каким могучим воображением художника, каким мужеством и оптимизмом должен обладать автор, придумавший свой сказочный мир в такой обстановке!».
Песня «У старой дороги» («Пастушка и трубочист»).
Музыка и стихи Новеллы Матвеевой. Исполняет Новелла Матвеева.
Песня «Дома без крыш» («Окраины»).
Музыка и стихи Новеллы Матвеевой. Исполняют Вика Купина и группа «Сегодня в Мире».
Ко дню рождения Новеллы Николаевны Матвеевой (1934-2016).
Упоминаемые персоны:
Александр Моисеевич Городницкий (1933 г.р., советский и российский учёный-геофизик, поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России; заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, член Союза писателей России и московской городской организации Союза писателей России, член международного ПЕН-клуба и русского национального центра ПЕН-клуба, геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор (1991), академик РАЕН (1993), главный научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук. Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы. Его творчеству посвящены многочисленные научные статьи, кандидатские и докторские диссертации);
Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский, 1880-1932, русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений; создатель вымышленной страны, которая благодаря критику Корнелию Зелинскому получила название «Гринландия»; в этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг - романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса»);
Фрези Грант (героиня романа Александра Грина «Бегущая по волнам», девушка-призрак, являющаяся тем, кто потерпел кораблекрушение).
Автор письма: Михаил Сиволоцкий, писатель, город Орёл, «...я побывал в Стокгольме, ездил по служебным делам. В простенькой гостинице мест не оказалось. Пришлось поселиться в частном пансионе на тихой и опрятной Оданплан*** - улицы, типично бюргерской, близко к центру. Здесь тихо позванивали колокола Собора святого Мартина****. Хозяин пансиона - Тур Нильсен принял меня тепло, угостил пивом, сказал: “Вы хорошо говорите по-немецки, гер Сиволоцкий. Я тоже неплохо этим языком владею. Будем общаться”. Разрешил пользоваться библиотекой пансионата. Она меня потрясла! Прижизненные издания Теккерея, Диккенса... И это ценнейшее собрание стоит свободно. Книжные шкафы не запираются в комнате, куда может зайти любой и взять почитать. Например, “Крошку Доррит” 1851 года издания! Да, к этой “Крошке...” нужен полк солдат, чтобы не увели. А, может быть, это только у нас старые книги стали реликвией?.. В свободные часы я иногда выходил к морю. Покачивались на волнах белые крылышки яхт. Их было так много, одинаковых и, всё равно, прекрасных... Хотелось смотреть и смотреть на весёлый морской парад... А как хорош был утренний воскресный бульвар!.. Сиреневые кущи, улыбающиеся люди с детьми, с собачками или с тросточками. Шумные ватаги молодых горожан, осаждающих пластиковые горки, с которых так здорово съехать, заливаясь смехом на весь бульвар... Меня радовали эти картины. Я завидовал людям, способным вот так раскрепоститься и отдыхать... Включите, пожалуйста, в вашу чудесную передачу выступление какой-либо шведской музыкальной группы. Это будет для меня дорогим подарком. С почтительным поклоном, Михаил Сиволоцкий, писатель, город Орёл».
Песня «Я люблю...» («I Do, I Do, I Do, I Do, I Do»).
Авторы песни Бенни Андерссон (Benny Andersson), Бьорн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus) и Стиг Андерсон (Stig Anderson). Исполняет группа «АББА» («ABBA»). Запись 1975 года.
Упоминаемые персоны:
Уильям Мейкпис Теккерей (William Makepeace Thackeray, 1811-1863, английский писатель-сатирик, мастер реалистического романа);
Чарльз Джон Хаффем Диккенс (Charles John Huffam Dickens, 1812-1870, английский писатель, стенограф, репортёр, романист и очеркист; классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века, стал самым популярным англоязычным писателем ещё при жизни; творчество Чарльза Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начала; «Крошка Доррит» («Little Dorrit») - одиннадцатый роман английского писателя Чарльза Диккенса, впервые публиковавшийся в журнале «Домашнее чтение» с декабря 1855 по июнь 1857 года).
Примечание: * в чтении Виктора Татарского звучит фрагмент книги Александра Городницкого «И жить ещё надежде». Эти строки о Новелле Матвеевой включены также в книгу А.М. Городницкого «Атланты держат небо...».
Примечание: ** в авторском тексте А.М. Городницкого не «окраинами», а «окнами».
Примечание: *** Оденплан (Odenplan, Уденплан) - площадь, расположенная в районе Васастаден в центре Стокгольма, названа в честь древнескандинавского бога Одина.
Примечание: **** христианские храмы, освящённые во имя Мартина Турского (годы жизни 316-397) известны в почти двух десятках городов Европы. В Стокгольме, рядом с площадью Оденплан возвышается католический храм - церковь Густава Васа (Gustaf Vasa kyrka).
Выпуск 1448 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 8 октября 2022 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.