Это словосочетание, принадлежащее Владимиру Высоцкому, в связи с Виктором Татарским вспоминается не случайно. И вовсе не потому только, что Высоцкий - один из наиболее почитаемых Виктором Витальевичем поэтов. Просто при необходимости определения самой сути жизненного пути этого всесторонне одаренного человека - артиста, режиссёра, чтеца, радиоведущего, журналиста, точнее выражения, кажется, было бы не найти.
Так как его биография действительно не типична для воспитанника театрального учебного заведения образца конца шестидесятых годов прошлого века, каким, собственно, он и является. Известно же, что тогда молодой актёр, едва получив диплом, непременно хотел устроиться в репертуарный театр, но, достигнув своей цели, потом в течение долгих сезонов, увы, выходил преимущественно в массовках, и, ожидая больших ролей, сетовал на вечную зависимость своей профессии. А Татарский это правило нарушил. Коренной ленинградец, по материнской линии - праправнук Николая Чернышевского, родившийся 75 лет назад, 17 ноября 1939-го и, стало быть, проведший в родном городе весь период блокады, а в Москву вместе с родителями-учёными переехавший в 1946-м, в театре Виктор Витальевич прослужил всего год (это был вспомогательный состав Астраханской драмы). И, будучи выпускником руководимого Игорем Владимировичем Ильинским и Михаилом Ивановичем Царёвымкурса мастеров художественного слова в Училище имени М.С. Щепкина, занялся литературным театром, позволяющим надеяться исключительно на самого себя и лично выбирать материал для сценического воплощения.
В результате в творческом активе Виктора Татарского появился целый ряд подготовленных, поставленных и исполненных им композиций по произведениям классических и современных писателей. В том числе: и полузапрещённого в советскую эпоху Михаила Булгакова. Виктор Татарский, кстати, первым среди своих коллег-чтецов начал читать с концертной эстрады повесть «Собачье сердце» и отрывки из романа «Мастер и Маргарита». Причём, выходя к зрителям с таким, мягко говоря, неоднозначным, сложным для восприятия материалом, Виктор Витальевич стремился средствами чтецкого искусства, исходя из изначально заложенной в этих текстах театральности, представить публике маленькие спектакли, учитывая при этом и чрезвычайно значимые для автора социальные акценты его прозы.
Всё это не могло не оказаться по душе москвичам, а также жителям северной столицы и российской глубинки, в которых не раз довелось гастролировать Татарскому. Однако не будет преувеличением сказать, что подлинное признание и любовь принесла Виктору Витальевичу работа на радио. И в частности - «Встреча с песней».
И хотя официально «народным артистом России» Татарский стал лишь в 2012-м, поклонники «Встречи...» это звание негласно, наверняка, присвоили ему уже давно. Особенно, если учесть, что передача выходит с 31 января 1967-го, без перерывов на выходные и отпуска и естественно без повторов.
Но основной отличительной чертой «Встречи...», которую Татарский (между прочим, придумавший и название, и концепцию передачи, и её позывные, для чего использовал вступительные аккорды «Одинокой гармони»Бориса Мокроусова) совершенно справедливо считает своим главным достижением, состоит не в этом. Ведь приоритет здесь отдаётся отнюдь не музыкальным раритетам, а рассказанным в письмах историям, в сочетании с которыми и мало звучащие в эфире записи, и даже хорошо знакомые мелодии воспринимаются иначе, чем в традиционных программах «по заявкам». Более объёмно, что ли. Вероятно, поэтому каждый выпуск «Встречи...» (а их число уже превысило тысячу, и этот факт, без сомнения, достоин Книги рекордов Гиннеса!) напоминает некую «главу» своеобразной «летописи времени», где любая человеческая судьба ценна и заслуживает внимания.
От этого - доверительная, совсем не актёрская манера общения Виктора Татарского со слушателями, проблемы которых он, судя по неизменно уважительной, заинтересованной интонации его выразительного, при случае легко узнаваемого голоса, в самом деле, принимает близко к сердцу. И - старается по возможности непременно дать им надежду на лучшее будущее или, по крайней мере, пусть и ненадолго, но всё же вывести из психологического тупика. В сегодняшнем, буквально пропитанном равнодушием мире подобная искренняя расположенность к людям - большая редкость.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.