RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Уважаемые читатели! В связи с отменой с 2024 года радиостанцией «Радио России» повторов выпусков «Встречи с песней», в одноимённом Сообществе передачи соцсети ВКонтакте по пятницам в 21:00 по московскому времени мы продолжаем публикацию архивных выпусков. Присоединяйтесь к нам!


Авторы писем и участники передачи

Ада Михайловна Виноградова
(Москва)



Ада Михайловна Виноградова (фото А.Гречухина, журнал «Огонёк», 1977 год)

Ада (Аделаида) Виноградова родилась 21 июня 1926 года в городе Перово Московской области. В 1947 году закончила «Театральные мастерские при Государственном академическом Малом театре России» (так в то время именовалось Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина).

В сезоне 1947-1948 годов Ада Михайловна работала в Рязанском областном драматическом театре, с 1948 года - артистка только что открывшегося Государственного русского драматического театра в Таллине, затем, - артистка московского Центрального театра Промпотребкооперации, в 1950-1951 годах Аделаида Виноградова служила в Московском театре драмы под руководством Николая Охлопкова (ныне - Театр имени Владимира Маяковского). С Московской государственной филармонией артистка-чтица Ада Виноградова сотрудничала в течение 40 лет - с апреля 1949 года по 1989 год, а в последующее десятилетие многократно выступала по разовым приглашениям филармонии.

В 1984 году Аделаиде Михайловне Виноградовой была присуждена медаль «Ветеран труда», в 1997 году - медаль «В память 850-летия Москвы», а 12 апреля 2000 года Указом Президента Российской Федерации №672 «За заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами» артистка была удостоена ордена Почёта.

О своих родителях и младшей сестре, тоже филармонической артистке, Ада Виноградова написала во «Встречу с песней» в середине 1980-х годов. Прозвучало письмо в эфире Всесоюзного радио 15 февраля 1985 года в 436 выпуске передачи Виктора Татарского:

      «...мой отец, Михаил Тимофеевич Виноградов, родился в конце прошлого века, что по меткому выражению современников, вызывает чувство оптимизма. Моя мама, Ольга Алексеевна Клыкова, моложе отца, но тоже видела и лучину, и конку, пережила три войны. Оптимизм же это вызывает потому, что отец и мама до сих пор остаются молодыми в своём мироощущении. Папа всегда был влюблён в спорт и с того дня, как впервые на футбольное поле вышли динамовцы Москвы, остаётся их неизменным болельщиком. Другой его любимый вид спорта - теннис. Отец помнит ещё на кортах юного Колю Озерова, впрочем, как помнит и любит его отца - замечательного русского тенора Николая Николаевича Озерова. До сегодняшнего дня папа не пропускает ни одного международного соревнования по теннису, конечно, уже у телевизора. Мама у нас необыкновенная женщина, она открыватель человеческих возможностей. Так, в конце войны, когда я заканчивала школу, она увидела и поддержала во мне интерес к театру и с её помощью я закончила театральный институт и стала актрисой. Когда подросла моя сестрёнка Таня, она почувствовала в ней тягу к музыке, водила её в клуб имени Чкалова (у нас дома не было пианино), а затем - в музыкальную школу. Теперь Татьяна Виноградова - певица, солистка Московской государственной филармонии. В 70 лет, подметив во внуке склонность к языкам, она развила этот интерес и способствовала изучению им испанского и английского языков. Сейчас он студент Института иностранных языков имени Мориса Тореза. А скольким другим людям помогла мама найти себя! Её убеждение: в каждом человеке светится искра какого-нибудь дарования, нужно только уметь разжечь её. И она делает это с настоящим талантом. Прошу поздравить наших родителей от благодарных дочерей и внуков с их 60-летним совместным юбилеем и передать для них “Грёзы любви” Листа в исполнении Ивана Семёновича Козловского».

Артистка Московской филармонии Ада (Аделаида) Михайловна Виноградова

В архиве Московской государственной филармонии хранится публикация 1988 года, посвящённая мастеру художественного слова Аде Виноградовой. В ней, в частности, говорится: «...актриса Московского театра Драмы, по конкурсу попала в Московскую филармонию. Тяга к чтецкому искусству оказалась сильнее сценических пристрастий.

В тот год на конкурс в филармонии было подано 250 заявлений. Приняли шестерых... Именно этот момент положил начало чтецким биографиям Якова Смоленского, Маргариты Сарычевой, Юрия Мышкина, Бориса Моргунова, Валерия Токарева...

Поколение, которому принадлежит Ада Виноградова, приняло самое активное участие в жизни страны; молодые мастера художественного слова несли своё искусство на стройки, на разработки целинных земель, на Крайний Север.

В 1954 году Ада Виноградова одной из первых приехала на целину в составе концертной бригады.

Живое, обаятельное исполнение Ады Виноградовой давало первым целинникам заряд силы и бодрости. Концерты часто проходили в холодных землянках, в вагончиках-домиках первопроходцев. Вот лишь немногие из отзывов целинной прессы, - Газета “За руду”: “Приезд в наш город Ады Виноградовой большое событие в культурной жизни рудничан. Каждый, кто побывал на её концерте, получил подлинное эстетическое наслаждение”. Газета “Совхозная жизнь”: “Сколько весёлого смеха привезла с собой Ада! Недаром её так горячо благодарили зрители...”

В 1958 году Ада Виноградова выехала с концертами на Крайний Север, побывала даже на Полюсе! За патриотический поступок актриса награждена Почётной грамотой ВЦСПС.

Репертуарная программа чтецких концертов Московской госфилармонии 1971-1972 годов с участием Игоря Ильинского, Ады Виноградовой, Николая Бармина, Михаила Царёва, Николая Доброхотова, Рафаэля Клейнера и других артистов

В репертуаре Ады Виноградовой множество сольных программ. Одной из первых актриса начала исполнять с эстрады произведения Эрнеста Хемингуэя.

В программе “Праздник, который всегда с тобой”, актриса с подлинной глубиной и мягким лиризмом раскрывает душевный мир выдающегося американца. Зрители как бы входят в творческую лабораторию писателя, оценивая должным образом его поэтичность и наблюдательность, гражданскую страстность и чувство юмора.

А как серьёзно и точно звучат в исполнении Ады Виноградовой рассказы Константина Паустовского, сколько ума и изящества в том, как актриса представляет нам героев “Метели” и “Барышни-крестьянки” Александра Пушкина!

Немало программ Ады Михайловны адресовано детской аудитории. Юные слушатели по-настоящему сопереживают удивительным приключениям героев “Ариэля” Александра Беляева и романа Марка ТвенаПринц и нищий”. В этой программе Ада Виноградова приводит своих слушателей к простой и глубокой мысли об ответственности того, кому дана власть, о дурных соблазнах, которым нельзя поддаваться, о трудной школе, которую проходят оба героя Марка Твена принц Эдуард и нищий Том Кенти...

За годы своей работы в Московской филармонии Ада Виноградова объездила весь Советский Союз. Бывала на гастролях и за границей, - в Польше, Венгрии, Монголии, Чехословакии. И всюду актриса находила живой отклик в сердцах публики».

О памятной встрече с Александром Николаевичем Вертинским и выступлении с ним на одной сцене во время работы Ады Михайловны Виноградовой в Белоруссии, артистка поведала в письме во «Встречу с песней», которое Виктор Витальевич Татарский прочитал в эфире радиостанции «Радио 1» 3 октября 1997 года в 745 выпуске передачи:

      «...впервые я увидела Вертинского студенткой театрального Щепкинского училища, это было в 1946 году. Он давал концерт для артистов столицы. Меня, воспитанную в духе того времени комсомолку, совершенно не захватило его искусство. Все эти “лиловые негры” и “зеленеющие во льду бутылки вина” были от меня даже дальше, чем “Аэлита” Алексея Толстого. Я ушла, недоумевая, чем же этот пожилой, грассирующий человек вызывает такой восторг у публики?.. Прошло шесть лет. В 1952 году я работала в Минской филармонии артисткой чтецкого жанра, только что вышла замуж за студента юриста, наслаждалась медовым месяцем и своими успехами. Наступил май, в Минск приехал Александр Николаевич Вертинский. Сразу же по приезде он сообщил, что если ему не дадут достойный антураж, то он выступать в Белоруссии не будет, а последует дальше по маршруту. Директор филармонии и администраторы заметались, предлагались разные варианты, всё отвергалось, наконец, вспомнили обо мне. “Что?”, - воскликнул Александр Николаевич, - “чтица? Что это за «птица»?.. Я прекрасно могу читать дома в постели. Это не жанр!”, - добавил он уверенно. “Но она молода, хороша собой, закончила лучшее столичное театральное училище...”, - теряя голову от страха перед финансовыми неприятностями, бормотал директор. Разговор происходил в люксе гостиницы “Беларусь”, работал радиоприёмник и в сопровождении симфонического оркестра я читала полюбившуюся тогда многим белорусам поэму Маргариты Агашиной “Моё слово”. Наступила пауза. Послушав немного, Александр Николаевич сказал: “Вот если бы она читала так, как эта актриса!..” “Так это она и есть!”, - радостно закричал директор. Вопрос был решён. Меня взяли на пробный концерт в город Борисов. Прийти я должна была ко входу гостиницы “Беларусь” и ждать Александра Николаевича, Михаила Брохеса (его аккомпаниатора) и Сашу Бориневского (московского администратора Вертинского). Нужно сказать, что характер мой в то время был ершистым и не воспринимал никаких авторитетов, превосходство признавалось только в искусстве и тут не было никогда никакой зависти, только радость. Искусство же Вертинского не произвело на меня никакого впечатления, поэтому я была настроена очень воинственно. Наконец, на заднее сидение рядом со мной водрузились Брохес и Бориневский, элегантно сел на переднее сидение Александр Николаевич, обернулся, окинул меня оценивающим взглядом и протянул два пальца... “Вертинский”, - с лёгкой снисходительностью представился он. “Виноградова”, - ответила я и протянула навстречу один палец... Наши пальцы столкнулись. Брохес и Бориневский засмеялись. Первый раунд был за мной. Алексей Николаевич поинтересовался, что я буду читать, кто был моим учителем? “Всеволод Николаевич Аксёнов”, - ответила я. Реакция была неожиданной: “Этот барин?”, - с каким-то, как показалось мне, детским негодованием воскликнул он. “Не смейте оскорблять моего учителя!”, - строго сказала я. Весёлый хохот наших спутников и серьёзный взгляд Александра Николаевича на меня... Он промолчал. Затем спросил, слушала ли я когда-нибудь его? “Да, в Малом театре в 1946 году”. “Ну и как?” “Я ничего не восприняла”, - честно призналась я... Сейчас я удивляюсь, почему после такого ответа этот человек не потерял ко мне интереса? Единственное, чем это можно объяснить, душой ребёнка. Это свойство его души потом всё яснее открывалось мне. “Вы сядите в кулисах и будете слушать и смотреть всё отделение, а после вашего выступления, и второе”, - как-то так твёрдо сказал то, что я ничего не возразила и послушно села на стул. Зрителями были молодые солдаты Бобруйского гарнизона. Слушали они вежливо, хлопали громко, но понимали, видимо, ещё меньше меня. Не буду выдумывать, что в этот раз искусство Вертинского захватило меня больше. Больше всего, я была озадачена его жестикуляцией. Мне чудилось в этом что-то балетное. Кроме того, меня всё время зудила мысль, как я вмонтируюсь со своим рассказом в его концерт... Мой выход. На мне тёмно-лиловое бархатное платье и прическа а-ля Дина Дурбин. Каково же было моё удивление, когда я увидела, что Александр Николаевич сел на тот же стул, где сидела я и приготовился слушать. Я вышла. Нездоровое “у-у-у...” пронеслось по залу. Это было признание, но, отнюдь, не моего искусства. Я начала читать и с ужасом почувствовала, что руки мои, обычно послушные и довольно спокойные, выделывают что-то странное и необъяснимое: они то взлетали вверх, то плавно балансировали вдоль туловища... Это не имело никакого отношения к рассказу, это было механическое подражание Вертинскому. Солдаты, видимо, принимали это как должное, потому что на меня обрушился такой шквал оваций, что я оторопела. Но самое удивительное было впереди. Когда поклонившись, я заторопилась за кулисы, понимая, что концерт не мой и что, не дай Бог, такой успех обидит Александра Николаевича, я увидела его лицо. Он был рад моему успеху! Повернул меня за плечи и сказал: “Идите, идите же! Они ждут вас!” Только ещё у одного человека встречала я подобную радость за успех другого артиста - у моего учителя Всеволода Николаевича Аксёнова... Теперь, по прошествии многих лет, эти два человека чем-то сливаются для меня в одно. И это одно - бескорыстная радость за искру искусства в любом человеке. Александр Вертинский писал:
      Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
      Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
      А искусство оно, как мороз, даже лужи
      Превращало порой в голубое стекло
      ...”
      »

Репертуарная программа чтецких концертов Московской госфилармонии 1990-1991 годов1990-1991 годов с участием Ады Виноградовой, Алексея Генесина, Юрия Голышева, Александра Кондрашова, Марии Калашниковой, Владимира Завьялова, Елены Евтушенко, Рафаэля Клейнера и Валерия Ерёмичева

Архив Московской филармонии хранит сведения о том, произведения каких ещё авторов входили в репертуар Ады Виноградовой в разные годы, а это страницы романа Льва Толстого «Война и мир», композиция по повести-феерии Александра Грина «Алые паруса», рассказы О.Генри, страницы повести Рэя Бредбери «Лёд и пламя», литературные циклы «Разговор с юностью», «О дружбе и товариществе», «Поэзия наших дней» по произведениям Юнны Мориц, Вероники Тушновой, Новеллы Матвеевой, Юрия Нагибина, Майи Борисовой, Валентина Катаева, Инны Кашежевой, Леонида Пантелеева, Риммы Казаковой, Юлии Друниной, Василия Аксёнова, Маргариты Алигер, Бориса Емельянова, Николая Носова, Людмилы Зубковой, Виталия Губарева...

А. Гречухин «Искусство перевоплощения». Журнал «Огонёк», №5, 1977 год

Искусство перевоплощения

Слушатели не расходились, в переполненном зале гремели аплодисменты, а виновница всего этого, волнуясь, повторяла то про себя, то вслух: «Неужели получилось?..» Так вошла в творческую жизнь Ады Михайловны Виноградовой премьера литературной композиции «Праздник, который всегда с тобой» по произведениям Эрнеста Хемингуэя.

Ада Виноградова - артистка Московской государственной филармонии - не новичок на эстраде. Её хорошо знают и любят слушатели Москвы и Ленинграда, Киева и Риги, Казахстана и Дальнего Востока, советские полярники и воины.

Премьеры актриса ждала долго: стремилась довести до совершенства родившийся не сегодня и не вчера замысел. Его предопределял глубокий интерес к личности большого писателя и человека, к творчеству Хемингуэя. Попытка открыть этот секрет - главная идея постановки.

Для её воплощения потребовались годы упорного труда. Без преувеличения можно приравнять этот труд к серьёзному искусствоведческому исследованию. А.М. Виноградова и режиссёр - лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов Н.А. Голубенцев создали двенадцать вариантов композиции, прежде чем нашли форму, наиболее полно отвечающую задаче - показать становление писателя. В основе оригинального постановочного решения - сопоставление образов молодого Хемингуэя, стремительно идущего к литературной зрелости, и одного из его героев, тоже писателя, Гарри, из рассказа «Снега Килиманджаро»; он изверился во всём, потому что не знал, во имя чего живёт и работает.

Хемингуэй чётко определил своё место в жизни и искусстве, познал подлинную радость творчества; в образе же Гарри писатель воссоздал жизнь такой, какой она складывается, когда художник изменяет своему таланту.

Замечательное искусство перевоплощения помогло Аде Виноградовой создать хотя и близкие по форме, но диаметрально противоположные по содержанию образы. Широкий диапазон изобразительных средств, светлый лиризм, юмор и наблюдательность, гражданская страстность позволили артистке добиться большого успеха в моноспектакле о Хемингуэе.

А. Гречухин. Фото автора. Журнал «Огонёк», №5, 1977 год

Веб-архив «Встречи с песней» благодарит Московскую государственную академическую филармонию за предоставленные архивные материалы об Аде Михайловне Виноградовой.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.