Автор письма: Матвей Тихонович Бахров, посёлок Елатьма, Рязанская область, «...было это в 50-х годах прошлого столетия, и даже прошлого тысячелетия. Возвращался я с друзьями-товарищами с рыбалки. Смеркалось, проплывали мы мимо одного из островков на Оке, название его было связано с медведями - возможно, Медвежья Голова, либо как-то ещё. Вдруг с этого самого острова раздался зычный голос, более всего напоминавший рёв матёрого быка. Звучала песня про вечерний звон. “Это подвыпивший Пирогов шалит и тем самым вводит во смущение стада пасущихся окрест коров”, - сказал мой спутник, бывший церковный дьякон Акинфий, к тому времени переквалифицировавшийся в лесничии. Он же сообщил, что Пирогов - настоящий певец, в Большом театре поёт. Мы отплыли уже довольно далеко, а голос всё звучал и звучал. Много я рыбачил в разных местах, и до и после, но тот вечер запомнился особенно. И вот на склоне лет захотелось услышать ту песню, желательно в том же исполнении. Должно быть, вышеупомянутый певец не входил в число популярных эстрадных певцов, ибо слышать его больше мне не доводилось. Может быть, вы поможете, порадуете старика? На сём позвольте раскланяться. Матвей Тихонович Бахров, Елатьма». Виктор Татарский: «Матвей Тихонович, ваши земляки Пироговы, а их было трое: Григорий, Алексей и Александр, были солистами Большого театра. И как-то обходились без эстрадной популярности - тогда считалось, что “не царское это дело”. Вы тогда, в 1950-х годах, слышали на Оке, вероятно, Александра Степановича Пирогова. На этом острове Медвежья Голова он и скончался в 1964 году. Александр Степанович называл себя “сыном Оки” и, как вы, Матвей Тихонович, страстно любил рыбалку. Итак, та же песня в том же исполнении...»Песня «Вечерний звон».
Композитор Александр Алябьев, автор аранжировки Вячеслав Волков. Поэт Иван Козлов. Исполняет Александр Пирогов. Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова под управлением Дмитрия Осипова. Запись 1946 года.
22 июня (4 июля) 1899 года родился оперный певец (бас), мастер камерного пения, с 1924 по 1955 годы солист Большого театра, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий I степени, кавалер двух орденов Ленина, представитель певческой династии Пироговых Александр Степанович Пирогов. К 106-летию со дня рождения Александра Пирогова (1899-1964).
Упоминаемые персоны:
Григорий Степанович Пирогов (1885-1931, русский певец (бас); в 1909 году дебютировал в Мариинском театре, с 1910 по 1915 и с 1917 по 1921 годы - солист Большого театра, с 1921 года пел в операх и давал сольные концерты в Сибири, на Урале, на Украине, в Закавказье и Узбекистане. Гастролировал в Будапеште, Риге, Берлине, Бухаресте, Праге, Копенгагене; последний концерт певца состоялся в Большом зале Московской консерватории 25 декабря 1930 года);
Алексей Степанович Пирогов (театральный псевдоним Пирогов-Окский, 1895-1978, русский советский оперный певец (бас), актёр и вокальный педагог; с 1923 по 1931 годы солист Ташкентского и Киевского оперных театров, театров Свердловска и Новосибирска, с 1931 по 1948 годы - солист Большого театра в Москве).
Автор письма: Эдуард Митрофанович Штыб, Санкт-Петербург, «...уважаемый Виктор Витальевич, что-то в последней передаче вы были грустным, уж не случилось ли что?». - «Да нет, Эдуард Митрофанович, видимо, письма были не слишком весёлыми», - В.Т., «Я слушаю “Встречу с песней” с самого её рождения - сначала в радиорубке танкера, стараясь получше настроить приёмник на далёкий голос Москвы, чтобы можно было транслировать по каютам, а потом везде, куда забрасывала меня судьба радиожурналиста. Когда я был редактором радиовещания БМП*, мы получали из столицы отличные фонограммы, и многие ваши записи тиражировались для экипажей, уходящих надолго в море. Увы, когда оказалось, что России торговый флот не нужен, и имущество и суда БМП пошли с молотка, в основном “налево”, фонотеку удалось сохранить лишь частично. Сейчас её приютило одно из военных училищ Питера. А ещё поклон вам за выполненные просьбы моего бати, ныне покойного. Как он радовался, слушая и молодея на глазах! Прожил он 93 года, хоть и был трижды ранен, но играл на аккордеоне, пел песни. Однажды в море после шторма, когда только лёгкая зыбь драила палубу глубоко осевшего от полной загрузки танкера, мы любовались красочным закатом, а я искал в эфире родные радиостанции, и вдруг услышал песню, вернее - часть её:
“Тихий вечер над рекой,
Я одна стою...”
И станция ушла. Однако мелодия и слова, созвучные с настроением, остались в памяти на долгие годы. Что это была за песня, до сих пор не знаю, так её целиком и не услышал. Может быть, вы знаете? Поделитесь, пожалуйста». Виктор Татарский: «Эдуард Митрофанович, это, видимо, строки песни “Тихий вечер”, её авторы Юрий Слонов и Вадим Малков».
Песня «Тихий вечер».
Композитор Юрий Слонов. Поэт Вадим Малков. Исполняют Татьяна Верова, (вокал, фортепиано) и Александра Мостовенко, (вокал). Запись 1954 года.
Виктор Татарский: «11 июля 80 лет со дня рождения одного из выдающихся певцов XX века шведского тенора Николая Гедды. Письмо Галины Владимировны Свешниковой из Петербурга о другом человеке - о давнем постоянном участнике наших “Встреч...” Александре Георгиевиче Гурьеве, но речь в письме идёт и о Николае Гедде, его любимом певце». Автор письма: Галина Владимировна Свешникова, Санкт-Петербург, «...в передаче “Встреча с песней” неоднократно звучало имя дорогого мне человека Александра Георгиевича Гурьева. Он родился в Петрограде в 1922 году, всю жизнь прожил в Ленинграде и скончался недавно в Санкт-Петербурге. Такого масштаба личности, так ярко осветившие жизнь другим - раритеты в людском сообществе, они единичны. Сполна хлебнул он горечи из чаши бытия, но оставался до последнего дня внимательным, заботливым и нежным другом всех, кого ценил. Был он геологом, но больше всего на свете любил музыку. Отец его заведовал кафедрой оперной режиссуры, и мальчик рос в консерватории, из которой через дорогу переходил в Мариинский театр - был в нём постоянным посетителем с раннего детства. 40 лет Александр Георгиевич устраивал в своей двухкомнатной квартире в кабинетные месяцы, когда не было полевой геологической работы, домашние концерты звукозаписи для всех желающих. Его особой любовью пользовался Николай Михайлович Гедда - один из лучших теноров ХХ века. Они переписывались, звонили друг другу. Гедда присылал ему из Стокгольма все лучшие свои записи. Жена Александра Георгиевича, Лиля Жановна, перевела для него книгу Николая Гедды “Дар не даётся даром” ещё до того, как книга вышла в русском издательстве. Для Александра Георгиевича очень важно было качество звука, его чистота. С чистым звуком, всегда искренний в своих проявлениях прошёл он по жизни. Пожалуйста, позвольте всем, любившим Александра Георгиевича Гурьева, услышать голос Николая Михайловича Гедды».
Романс Лионеля из оперы «Марта, или Ричмондская ярмарка» (Martha oder Der Markt zu Richmond).
Композитор Фридрих фон Флотов (Friedrich von Flotow). Автор либретто Вильгельм Фридрих (Wilhelm Riese Friedrich). Исполняет Николай Гедда (Nikolai Gedda). Оркестр Баварской государственной оперы (Bayerisches Staatsorchester, Баварский государственный оркестр). Дирижёр Генрих Бендер (Heinrich Bender). Запись 1968 года.
11 июля 1925 года родился шведский оперный певец русского происхождения (тенор), один из крупнейших вокалистов ХХ века Николай Гедда (Harry Gustaf Nikolai Gedda; Николай Михайлович Гедда, Николай Михайлович Устинов**). К 80-летию Николая Гедды.
Упоминаемая персона:
Александр Георгиевич Гурьев (постоянный слушатель и участник «Встреи с песней», геолог по профессии; учился в Ленинградском технологическом институте; в 1940-е годы воевал, но оказался в плену в Финляндии; осенью 1944 года, после заключения перемирия с Финляндией, был отправлен в числе других бывших военнопленных на угольные шахты в рязанское село Победное на «госпроверку», получив «справку, заменяющую паспорт»; был отпущен через год, вернулся в Ленинград, где после предъявления «справки» ему было приказано покинуть город в 24 часа, лишь вмешательство народного депутата, народного артиста Николая Константиновича Черкасова, помогло получить ему прописку; по окончании в 1952 году Ленинградского горного института и до 1956 года Александр Гурьев работал в Центральном геофизическом тресте, с 1956 до 1958 года - в Дальневосточном геофизическом тресте, с 1958 по 1970 году - во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте имени А.П. Карпинского, затем - в Невской экспедиции, занимавшейся созданием минерально-сырьевой базы урана в Северо-Западном регионе страны).
Автор письма: Людмила Александрова, город Магнитогорск. Виктор Татарский: «По воле автора письма фамилию не называю, хотя причину этого не могу понять». «...здравствуйте, уважаемый Виктор, пусть будет Витальевич...» - «Да не “пусть будет”, Людмила Александровна, а так и есть, с вашего позволения», - В.Т., «После войны я жила в детском доме. Учили нас не более 7 лет, а потом по распределению - куда пошлют, туда и поедешь, не сам себе хозяин, сироты мы. И вот мне с тех пор запомнилась песня “Я иду при зореньке росистой...”, там ещё слова:
“Вдаль мечта уносится,
Сердце к сердцу просится,
Поскорей увидеться хочется с тобой”.
Дальше слов не помню - ведь прошло уже более полувека. Кто исполнял эту песню, не знаю, одно помню - певица. Хочется знать все слова, тем более, что я её напеваю супругу - он тоже её очень любит. Мотив знаю примерно, но ведь мы не артисты - как уж получится, так и поём. Хоть и говорят, что старость не радость, но ничего, бывает у нас на душе и радость. Я терпеливая, подожду, пока вы найдёте эту песню, уж очень хочется её ещё раз услышать. Я прошу вас, Виктор Витальевич, не зачитывайте моё малограмотное письмо. Училась я мало, рядовая рабочая всю жизнь, нет у меня культурных выражений, уж простите мне». Виктор Татарский: «Людмила Александровна, не прочитать вашего письма в передаче я не мог - иначе как включить в неё песню, о которой вы просите? Фамилию не стал называть, учитывая ваше желание, хотя никак не могу понять причины вашей стеснительности. Вы написали хорошее живое письмо, вполне грамотное. А какие там, как вы пишете, “культурные выражения” должны быть, я, ей-богу, не знаю. Строка из вашего письма: “Я терпеливая, подожду...” и есть вполне культурное выражение. Пожалуйста, вот ваша “Зоренька...”».
Песня «Я иду при зореньке».
Композитор Георгий Носов. Поэт Александр Чуркин. Исполняет Зоя Рождественская. Джаз-оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Николая Минха. Запись 1948 года.
Виктор Татарский: «От автора передачи. Виктор Фёдорович Трухан, создатель и в течение многих лет руководитель звукозаписывающей студии «VOX», где готовится к эфиру и “Встреча с песней”, и многие другие передачи “Радио России”. Студия Виктора Трухана - одна из немногих в Москве, да и в России, всегда, и в период коммерциализации искусства тоже, - всегда была творческой студией. Здесь идёт работа над произведениями русской классики, здесь никогда не забывали о том наследии, которое оставлено нам великими предками. Виктор Фёдорович Трухан, начинавший свой путь в Детской редакции Всесоюзного радио, воспитан в духе уважения к лучшим традициям отечественного радио, бережёт и развивает их. Для нашей “Встречи с песней”, где идёт общение с людьми через их письма, беседа с ними, очень важна спокойная, добрая, благожелательная, творческая атмосфера - та, что в полной мере свойственна студии «VOX». Я поздравляю Виктора Фёдоровича Трухана с днём его рождения и от себя, и от “Радио России”, и, надеюсь, от своих собеседников по “Встрече с песней”. И от брата Виктора Фёдоровича, Дмитрия, который последние пять лет является бессменным звукорежиссёром нашей с вами “Встречи...”. Благодарю вас, Виктор Фёдорович, и, зная ваше трогательное, нежное отношение к украинским песням, дарю одну из особенно любимых вами».
Украинская народная песня «Месяц на небе» («Місяць на небі»).
Исполняет Дмитрий Гнатюк.
Упоминаемые персоны:
Виктор Фёдорович Трухан (1962 г.р., звукорежиссёр, режиссёр, сценарист и мастер инсценировок аудиоспектаклей и аудиопостановок, создавший более 250 работ; основатель студии звукозаписи «VOX Records» и частного учреждения Аудиотеатр «Слово»; сотрудничество студии «VOX Records» и Виктора Татарского - значимая веха в истории передачи «Встреча с песней», так как в этой студии со звукорежиссёрами Дмитрием Труханом, а позже - Дмитрием Фёдоровым Виктор Витальевич работал над передачей в течение двух десятилетий);
Дмитрий Фёдорович Трухан (1976 г.р., звукорежиссёр, звукооператор и режиссёр аудиопостановок и аудиоспектаклей; с 2001 года звукорежиссёр передачи «Встреча с песней»).
Автор письма: Галина Ивановна Корягина, город Жуковский, Московская область, «...берег Волги под Конаково, дорога, ведущая в деревеньку Юрьево-Девичье, где жила одна очень хорошая бабуля, Дарья Павловна, и поле льна по дороге в эту деревеньку - какая же это красота! Когда цветёт синий лён, я вспоминаю песню с таким названием, которую не слышала уже очень давно...»Песня «Синий лён».
Композитор Раймонд Паулс. Поэт Альфред Круклис, автор русского текста Александр Дмоховский. Исполняет вокальный квартет «Советская песня»: Роза Романовская, Галина Бовина, Лариса Додонова, Вера Арькова. Запись 1971 года.
Виктор Татарский: «11 июля день рождения актрисы и певицы Елены Антоновны Камбуровой». Автор письма: Светлана Сотская, город Омск, «...письма у вас удивительные, одно особенно запомнилось: от Лены Клюевой - поклонницы творчества Жана Маре. Ей очень хотелось, чтобы кумир узнал о её добрых чувствах. Что ж, один мыслитель давно заметил: “Ничто на свете не может так убедительно повлиять, как добровольно выраженная признательность”. Само же письмо Лены Ключевой напомнило мне другую историю и другую Лену - Камбурову. Теперь известная поющая актриса, создавшая свой театр музыки и поэзии, давно, когда только начинала свой путь, оказалась на концерте знаменитого Жака Бреля. Французский шансонье, провозглашённый лучшим певцом 1964 года, совершал тогда своё турне по городам Советского Союза, а через год заявил, что оставляет сцену. А Лена Камбурова пела и поёт, и песни Жака Бреля - тоже. Кто-то рассказал Брелю о нашей Лене, и он передал ей свою фотографию***. Жак Брель оставил этот мир 25 лет назад. Елена Камбурова ощущает себя его преемником и последователем - ведь песни живы, когда звучат, она поёт Бреля. Пусть для Лены ко дню её рождения прозвучит песня Жака Бреля».
Песня «Счастливый» (Heureux).
Автор музыки и стихов Жак Брель (Jacques Brel). Исполняет Жак Брель. Запись 1957 года.
11 июля 1940 года родилась певица и актриса, основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии, народная артистка Российской Федерации Елена Антоновна Камбурова. К 65-летию Елены Камбуровой.
Упоминаемая персона:
Жан Маре (Jean Marais, 1913-1998, французский актёр, постановщик, писатель, художник, скульптор и каскадёр).
Автор письма: Юрий Смирнов, Москва, «...впервые услышал “Встречу с песней” в 1960 годах. Я тогда с мучением ходил в школу, не понимая, для чего и зачем надо зубрить математику, физику, химию, если они мне не нужны ни в настоящем, а значит, и в будущем...» - «Это не всегда значит», - В.Т., «Хотелось стать писателем. “У них слава, у них деньги”, - думал я, жуя хлеб и запивая его водичкой. Самый любимый предмет в школе был для меня литература. Читал запоем, ночами, а на уроках дремал, не понимая, чего хотят от меня учителя. Мне стыдно сейчас вспоминать, как я учился - частенько оставался на второй год, со скрипом переводили из класса в класс и в конце концов “сплавили” на производство, когда исполнилось 16 лет. Классный руководитель сказала как-то, что есть задумка у педсовета отправить меня в спецшколу для недоразвитых детей. Я мечтал о прекрасной жизни в будущем, о любви и согласии между людьми. Страстно хотелось всё понять, узнать на этом свете. Внимательно слушал радио, отвергая те или иные программы за их “ненатуральность”. Многое проходило мимо ушей, не задерживаясь в сознании, пока внимание не заклинило на музыкальной передаче “Встреча с песней”. Казалось, встретил друга, исполняющего терпеливо все твои прихоти, такие порой неожиданные. Слушал и отдыхал душой. Иногда плакал от той или иной песни, глубоко сопереживая своё духовное единство, родство с тем, о чём поётся. Я преображался за время передачи - развитая фантазия позволяла перевоплощаться легко, мгновенно. С возрастом притупилось кое-что, изменились привычки, пристрастия. Изменилась и “Встреча с песней” - стала более плюралистичной. Я был, есть и буду мечтателем, надеющимся дожить до прекрасной светлой жизни в обществе, где будут царствовать любовь, дружба и свобода. Хотелось бы услышать ироничного Майка Науменко с его “Песней Гуру”».
«Песня Гуру».
Автор музыки и стихов Майк Науменко. Исполняет Майк Науменко и рок-группа «Зоопарк». Запись 1982 года.
Виктор Татарский: «Будем завершать нашу “Встречу...”, сегодня был 962-й её выпуск. Напоминаю, что передача без каникул и перерывов выходит в эфир “Радио России” регулярно во 2-ю, 4-ю и, как в этом месяце, в 5-ю субботы в 21 час 8 минут, время московское. Если среди летних дел найдётся время (и, конечно, будет желание) написать сделайте это, пожалуйста. <...> При подготовке передачи мне помогали координатор Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан и, конечно, ваши письма. До встречи в субботу 23 июля. Ясных дней, мира в душе, отдыхайте больше».
Примечание: ** в силу семейных обстоятельств будущий знаменитый певец Николай Гедда вырос в семье тёти со стороны отца Ольги Гедды (1892-1985), уроженки Риги и её мужа, донского офицера Михаила Устинова (1887-1963), уроженца Новочеркасска, которых считал своими родителями. Михаил Устинов обладал сильным голосом (басом), пел в эмигрантском хоре «Кубанские казаки», гастролировал с ним, а позднее служил регентом в русских церквях Лейпцига и Стокгольма. Именно он, заметив в мальчике склонность к пению, с малых лет пристрастил Николая к музыке и дал ему основы музыкального образования. Об истории своей семьи и своём детстве Николай Гедда подробно рассказывает в книге воспоминаний «Дар не даётся бесплатно», на русском языке впервые вышедшей в 1983 году в московском издательстве «Радуга». В советской грамзаписи голос Николая Гедды запечатлён на пластинках с 1968 года.
Примечание: *** фотография, на которой запечатлены знаменитые французские шансонье, среди которых Жак Брель, украшает стену дома Елены Камбуровой. Она особенно дорога певице, так как Елена Камбурова случайно попала на концерт Жака Бреля в театре Эстрады, где его уникальное сочетание актёрского мастерства и вокала произвело на Елену Антоновну огромное впечатление. Позже это восхищение вылилось в создание одного из первых спектаклей её театра - «Здравствуйте, Жак Брель!», в котором певица соединила творчество Бреля и Высоцкого. Фотография находится в доме Елены Камбуровой на её даче под Коломной, где она часто собирает друзей и коллег по театру.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за расшифровку 962 выпуска передачи.
Выпуск 962 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 9 июля 2005 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.