Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1007
(10 февраля 2007 года)
-
Автор письма: Дима Мигулёв, город Прокопьевск, Кемеровская область, «...меня зовут Дима Мигулёв, мне 14 лет. Пишу к вам впервые, так как услышал вашу замечательную передачу сравнительно недавно. Я увлекаюсь классической музыкой и, в частности, оперно-вокальным искусством. Храню у себя дома удивительные записи выдающихся мастеров вокала. В моей фонотеке есть голоса Шаляпина, Неждановой, Лемешева, Козловского. Сердечно прошу вас пополнить мою фонотеку записью великого русского певца Леонида Витальевича Собинова, так как его голос я ещё не слышал. Знаю только, что этот певец (лирический тенор) пел в Большом театре в конце XIX - начале XX веков. Он прославился исполнением партий Ленского, герцога Мантуанского, Лоэнгрина. Пожалуйста, включите в одну из “Встреч...” какую-нибудь оперную арию в исполнении Собинова. Я с удовольствием спишу её с приёмника. Жду с нетерпением». Виктор Татарский: «Дима, в исполнении Леонида Витальевича Собинова вы можете сейчас записать Арию Вертера из оперы Массне “Вертер”». Ария Вертера (Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps?, «О, не буди меня») из 3 акта оперы «Вертер» (Werther), по мотивам романа Иоганна Вольфганга фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe) «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers). Композитор Жюль Массне (Jules Massenet). Авторы либретто Эдуар Бло (Édouard Blau), Поль Милье (Paul Milliet) и Жорж Артман (Georges Hartmann), автор русского текста Николай Званцев. Исполняет Леонид Собинов. Оркестр акционерного общества «Граммофонъ», дирижёр Бруно Зейдлер-Винклер (Bruno Seidler-Winkler). Грампластинка 1910 года.
Упоминаемые персоны: Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938, русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991 году), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра; получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»); Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950, русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог; народная артистка СССР; доктор искусствоведения); Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977, оперный и камерный певец (лирический тенор), с 1931 по 1957 год солист Большого театра; оперный режиссёр, педагог; народный артист СССР); Иван Семёнович Козловский (1900-1993, оперный и камерный певец (тенор), с 1926 по 1954 год солист Большого театра; режиссёр оперы; народный артист СССР, народный артист Украины).
-
Автор письма: Елена Анатольевна Мордовкина, город Липецк, «...боюсь, что очень затрудню вас своей просьбой. Я ещё с молодости помню красивейшую мелодию романса на стихи Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца”: “Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы...”
Чья музыка, не знаю, но звучит эта мелодия в душе всю жизнь. Мне кажется, по радио его не исполняли с самой моей молодости. Напоминает он мне почему-то подруг тех лет, какую-то грустную юность... Ни о ком ничего не знаю, хочу передать привет всем, кто помнит Лену Тинт». Романс «Фонтану Бахчисарайского дворца». Композитор Александр Власов. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Белла Руденко. Ансамбль скрипачей Большого театра под руководством Юлия Реентовича. Партия фортепиано – Ирина Щербина. -
Автор письма: Николай Александрович Крутов, город Волгодонск, Ростовская область, «...я родился на Севере в семье сосланных в 1933 году донских казаков. Целые хутора и станицы Дона, Кубани, Ставрополья, не выполнившие планов хлебозаготовок, выселялись на Север и в Сибирь. В начале 1930-х годов многодетные семьи казаков-хлеборобов голодали, но власти творили беззакония и произвол, грабили крестьян, забирали в них последний хлеб и выселяли с родной земли. Старшее поколение казаков отправляли в шахты Воркуты, на Колыму, северные стройки, а матерей с детьми – в Сибирь, в отдалённые, необжитые районы. Много их погибло в том страшном пути, многие погибли в лагерях, спецпоселениях от голода и каторжного труда... Мои родители выжили. Их молодость прошла на лесозаготовках среди тайги и болот. И только в 1953-м году мать и уже тяжело больной отец с нами, четырьмя детьми от 4 до 12 лет смогли вернуться на родную донскую землю. В те годы заезжал к нам единственный наш дед, оставшийся в живых, Никита Васильевич, старый казак. Его тоже не миновала тяжелая доля – Соловки, Беломорканал и много лет где-то на Севере. Пел он нам северные песни, одна из них мне запомнилась на всю жизнь – “Ой ты, северное море”. Однажды, много лет спустя, я услышал её по радио, песню исполнял артист в спектакле». Виктор Татарский: «Николай Александрович, эта песня была написана в 1948 году композитором Матвеем Блантером к спектаклю Московского театра сатиры “Вас вызывает Таймыр” по комедии Александра Галича и Константина Исаева, пел её исполнитель одной из главных ролей в этом спектакле Виталий Доронин». Песня «Ой ты, северное море» из спектакля Московского театра сатиры в постановке режиссёра Андрея Гончарова «Вас вызывает Таймыр». Композитор Матвей Блантер. Поэт Александр Галич. Исполняет актёр Виталий Доронин, игравший в спектакле роль Дюжикова, приезжего с Таймыра. Запись 1948 года.
-
Автор письма: Николай Григорьевич Мишин, Москва, «...12 февраля исполняется 75 лет со дня рождения моего родственника, народного артиста России Евгения Гавриловича Кибкало. После окончания Московской консерватории, он четверть века был солистом Большого театра. Свою работу в театре совмещал с концертной деятельностью. С 1980 года творческая деятельность Евгения Кибкало продолжилась в Московской консерватории, где он прошёл путь от преподавателя вокала до профессора. Очень прошу вас в память о замечательном певце, очень добром и отзывчивом человеке, которого любили студенты, включить во “Встречу...” любую песню в его исполнении». Песня «Колыбельная». Композитор Андрей Бабаев. Поэт Назым Хикмет, автор перевода на русский язык Муза Павлова. Исполняет Евгений Кибкало. Запись 1962 года. 12 февраля 1932 года родился оперный певец лирико-драматический баритон) и музыкальный педагог, с 1956 по 1976 годы солист Большого театра, народный артист РСФСР Евгений Гаврилович Кибкало К 75-летию со дня рождения Евгения Кибкало (1932-2003).
-
Автор письма: Владимир Александрович Грозных, Екатеринбург, «...в начале 60-х годов прошлого века на экраны вышел фильм “Одна строка”. В нём говорилось о семилетке в действии. Были сталинские пятилетки, кои мы должны выполнять в четыре года, затем вот появилась семилетка 1958-го – 1965-го годов*. Шума было много: через 20 лет – коммунизм и у каждого будет отдельная квартира... Но, бог с ним, с этим. Я говорю о музыке в фильме “Одна строка”. Есть эпизод в фильме, где герои – она и он – ночью танцуют на главной площади Свердловска. Танцуют под музыку Александра Варламова “Липси”. Был такой танец, изобретённый в Германии, но так и не прижившийся на наших танцплощадках**». Танец «Липси» из кинофильма «Одна строка» (1960 год, режиссёр Иван Правов). Композитор Александр Варламов. Исполняет Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Александра Варламова. Запись 1960 года.
-
Автор письма: Виктория Анатольевна Дебердеева, город Краснодар, «...мой младший сын поёт в хоре мальчиков при Краснодарском музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Руководит хором замечательный педагог Татьяна Александровна Мальцева. Мальчишки могут пропускать сольфеджио или ещё что-то, но на хор бегут вприпрыжку. Татьяна Александровна взялась за такую сложную вещь, как “Кармина Бурана”*** – это песни на латыне объединённые в 45-минутную кантату немецким композитором Карлом Орфом. Хор пел эту вещь вместе со взрослым сводным хором нашего Музыкального театра и симфоническим оркестром. Дирижировать приезжал Фуат Мансуров. Но я вот о чём. Несколько лет назад в вашей программе прозвучала песня продавца газет, по-моему бразильская. Исполнял её детский хор из Калининграда. Песня очень трогательная и, как это ни жутко, актуальная. Вы понимаете, о чём я. Так вот, я хотела бы иметь запись этой песни. В наше время для хора мальчиков сложно найти достойный репертуар». «Песня бразильского газетчика» (Canção do Jornaleiro). Композитор Зан Марко. Поэт Эйтор дус Празерис (Heitor dos Prazeres), автор аранжировки Альберт Бирчанский. Автор русского текста Евгений Агранович. Исполняет Детский хор города Калининграда Московской области под управлением Анатолия Чмырёва. Солистка Алла Матюхова. Запись 1958 года.
Упоминаемые персоны: Татьяна Александровна Мальцева (1959 г.р., выпускница Астраханской консерватории по специальности «Дирижирование академическим хором»; хормейстер Капеллы мальчиков при Краснодарской краевой филармонии и детской студии Музыкального театра Творческого объединения «Премьера», организатор и руководитель Хора мальчиков при секторе педагогической практики Краснодарского музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова, преподаватель отделения «Хоровое дирижирование» колледжа, старший преподаватель Краснодарского государственного института культуры, руководитель академического хора студентов; кандидат педагогических наук (автор диссертации «Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения»); эксперт Всероссийского хорового общества, член Российского музыкального союза, член Федерации вокальных педагогов Российской Федерации, председатель жюри российских и международных конкурсов; заслуженный деятель искусств Кубани); Фуат Шакирович Мансуров (Фоат Шакир улы Мансуров, 1928 г.р., дирижёр и педагог; народный артист Казахской ССР, народный артист Татарской АССР, народный артист России; с 1968 года – главный дирижёр Татарского театра оперы и балета, с 1969 года – дирижёр Большого театра, с 1989 года – главный дирижёр и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан; в 1998 году Фуат Мансуров был приглашён в Краснодарский музыкальный театр, на сцене которого весной 2001 года при его художественном руководстве впервые в истории театра прозвучало «соло хора» – сложнейшее произведение Карла Орфа «Кармина Бурана»).
-
Автор письма: Людмила Васильевна Денисова, Санкт-Петербург, «...как-то в самом конце “Встречи...” вы дали послушать от автора передачи голос моего любимейшего аргентинского певца, прекрасного гитариста, “короля танго”, киноактёра, кинорежиссёра Уго дель Карриля. В годы моего детства, юности шло много замечательных фильмов – “Призыв судьбы” с Роберто Бенци, “Мост Ватерлоо” с Вивьен Ли, “Возраст любви” с Лолитой Торрес и аргентинский же “Моя бедная любимая мать”****. Из этого, теперь уже такого далёкого фильма, вы и дали послушать песню главного героя, которую пел Карриль. Мне повезло: в 1963 или 1964 году он приезжал в Ленинград. Я совершенно случайно оказалась на стадионе имени Кирова – должны были выступать студенты с Ближнего Востока и я, очень любя восточную музыку, оказалась там, но они не приехали. И вдруг на весь стадион объявляют: “Сейчас выступит известный аргентинский певец и киноактёр Уго дель Карриль”. Если будет возможность, пожалуйста, любую вещь в его исполнении...» Танго «Это было в Буэнос-Айресе» (Fue En Buenos Aires). Композитор Тито Риберо (Tito Ribero). Поэт Венансио Хуан Клаузо (Venancio Juan Clauso). Исполняет Уго дель Карриль (Hugo del Carril). Грампластинка 1956 года.
Упоминаемые персоны: Роберто Бенци (Roberto Benzi, 1937 г.р., французский дирижёр, снимавшийся в кино в детском возрасте: в 1950 году дебютировал на экране в музыкально-драматическом кинофильме режиссёра Жоржа Лакомба (Georges Lacombe) «Прелюдия к славе» (Prélude à la Gloire), за которым в 1953 году последовал комедийно-драматический фильм того же режиссёра «Призыв судьбы» (L'Appel du destin, «Зов судьбы»), в Советском Союзе «Призыв судьбы» шёл в кинотеатрах в 1954 году; параллельно с занятиями дирижированием Роберто Бенци окончил литературный факультет Сорбонны; с 1972 по 1987 годы возглавлял Национальный оркестр Аквитании, с 1989 по 1998 годы – Арнемский филармонический оркестр, с 1991 по 1995 годы – Национальный молодёжный оркестр Нидерландов;); Вивьен Ли (Vivien Leigh, 1913-1967, британская актриса, признанная одной из величайших кинозвёзд в истории Голливуда; двукратная обладательница премии «Оскар» в категории «Лучшая актриса»; в 1960 году была удостоена именной звезды на Голливудской «Аллее славы», а в 1999 году Американский киноинститут поставил Вивьен Ли на 16 место в списке «100 Величайших звёзд кино»; американская военная драма 1940 года режиссёра Мервина Лероя (Mervyn LeRoy) «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge) – экранизация одноимённой пьесы американского драматурга, сценариста, писателя, журналиста и историка Роберта Эммета Шервуда (Robert Emmet Sherwood), в картине Вивьен Ли играла главную роль – балерины Майры Лестер; «Мост Ватерлоо» был номинирован на две премии «Оскар» – за «Лучшую музыку» и «Лучшую операторскую работу»; в советский прокат кинофильм вышел в 1955 году, его посмотрели около 27 миллионов зрителей); Лолита Торрес (Lolita Torres, 1930-2002, аргентинская актриса и певица; в 1950-е годы, после проката в СССР нескольких кинофильмов с участием Лолиты Торрес, актриса стала очень популярна в Советском Союзе, 14 раз гастролировала в СССР, её песни были переведены и исполнялись на русском языке; аргентинская музыкальная комедия режиссёра Хулио Сарасени (Julio Saraceni) «Возраст любви» (La edad del amor) с Лолитой Торрес в главной роли вышла на экраны в 1954 году, премьера картины в Москве состоялась в 1955 году, фильм «Возраст любви» привлёк в кинотеатры более 31 миллиона советских зрителей).
-
Автор письма: Мария Михайловна Александрова, Санкт-Петербург, «...я находилась в больнице в тяжёлом состоянии. Полумрак больничной палаты, у постели – усталый после работы муж. На подушке – наушник. В эфире – “Встреча с песней”. И вдруг муж взял наушник и сказал: “Вот видишь, сама судьба послала нам наше танго. Так что, довольно валять дурака и давай-ка поправляться”. Это было танго Оскара Строка “Мусенька” в исполнении Петра Лещенко. И что случилось, сама не знаю, но я стала поправляться. Может быть, просто миновал кризис?.. А, может быть, меня, действительно, встряхнула знакомая мелодия, некогда сыгравшая в моей жизни немаловажную роль, которую из тех давних пор я ни разу больше не слышала. Дело в том, что 7 ноября 1945 года мы впервые встретились с моим будущим мужем в доме моих друзей. Была всего одна пластинка на рентгеновском снимке*****, её одну мы и крутили весь вечер. И было это танго “Мусенька”. А перед новым 1946 годом мы поженились... У нас взрослая дочь и взрослый внук. Очень прошу, дорогая “Встреча...”, пожалуйста, дай возможность ещё раз послушать танго нашей юности, нашей любви, но уже в другой обстановке, в домашней. Спасибо тебе, “Встреча...”». Танго «Мусенька родная». Автор музыки и стихов Оскар Строк. Исполняет Пётр Лещенко. Оркестр. Дирижёр Эрнст Гёнигсберг-Геккер (Ernst Hönigsberg-Hecker). Грампластинка 1936 года.
-
Автор письма: Раиса Ивановна Седюк, станица Брюховецкая, Краснодарский край, «...в 1946 году я, молодая учительница, попала на работу в Бельский район, в деревню Антипино******. Жители деревни, испытавшие ужасы войны, окружили меня вниманием. В деревне не было ни библиотеки, ни радио, ни кино, поэтому в избу к хозяйке, где я жила, приходили женщины и слушали песни, которые я исполняла, играя на гитаре. Директором школы был Андрей Афанасьевич Ерофеенко, он прекрасно играл на баяне, а я пела: “Эх, Андрюша, нам ли быть в печали?..” Песня очень нравилась всем. Прошу вас найти и передать её. Пусть вашими спутниками в жизни будут спокойные ночи, добрые утра, солнечные дни». Песня «Андрюша». Композитор Илья Жак. Поэт Григорий Гридов. Исполняет Клавдия Шульженко. Джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского. Грампластинка 1940 года.
-
Виктор Татарский: «Ну и на прощание от автора передачи – “Только ты”, группа “Битлз”*******». Песня «Только ты» (Only You (And You Alone), «Только ты (и ты одна)»). Автор музыки и стихов Бак Рам (Buck Ram)********. Исполняет Ринго Старр (Ringo Starr). Бэк-вокал – Гарри Нильссон (Harry Nilsson), акустическая гитара – Джон Леннон (John Lennon), электрогитары – Джесси Эд Дэвис (Jesse Ed Davis) и Стив Кроппер (Steve Cropper), электропианино – Билли Престон (Billy Preston), барабаны – Джим Келтнер (Jim Keltner) и Ринго Старр. Запись 1974 года.
Завершая передачу, Виктор Витальевич Татарский говорит: «Закончился 1007-й выпуск нашей “Встречи...”, в которой вы можете принять участие во 2-ю, 4-ю и 5-ю субботы в 21 час 10 минут, время московское, на волнах “Радио России”. <...> Координатор передачи Анастасия Кузнецова, режиссёр Дмитрий Трухан. Поздравляю Настю с недавним днём её рождения и благодарю всех друзей “Встречи с песней”, поздравивших передачу с её 40-летием – 31 января. До встречи в субботу 24 февраля. Добрых мыслей, благих начинаний! Ваш Виктор Татарский».
Примечание: * семилетка (семилетний план с 1959 по 1965 годы) представлял собой расширенный 6-й пятилетний план развития народного хозяйства Советского Союза. Главными задачами первой в СССР семилетки провозглашались «развитие производительных сил, подъём всех отраслей экономики, значительное повышение уровня жизни населения. Особое внимание уделялось развитию наиболее современных и высокотехнологичных производств. Большие средства выделялись также на реализацию сельскохозяйственной программы. Семилетний план завершился ростом национального дохода на 60 процентов, основных производственных фондов – на 90 процентов, объёма валовой продукции – на 84 процента, сельского хозяйства – на 15 процентов. Реальные доходы граждан выросли на треть. Также были введены зарплаты и пенсии колхозникам».
Примечание: ** липси (от латинского названия Лейпцига – Lipsia) – танец, созданный в ГДР в 1959 году и пропагандируемый в противовес «рок-н-роллу и прочим новомодным западным танцам».
Примечание: *** «Кармина Бурана» (Carmina Burana), полное название произведения – «Песни Бойерна: Мирские песнопения для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями» (Carmina Burana: Cantiones profanae cantoribus et choris cantandae comitantibus instrumentis atque imaginibus magicis) – сценическая кантата, написанная в 1935-1936 годах немецким композитором Карлом Орфом (Carl Orff) на собственное либретто по мотивам средневековых стихотворений.
Примечание: **** мелодраматический кинофильм классической эпохи аргентинского кинематографа «Моя бедная любимая мать» (Pobre mi madre querida) по мотивам одноимённого танго Паскуаля Контурси (Pascual Contursi) и Хосе Бетинотти (José Betinotti) с Уго дель Каррилем в главной роли был снят в 1948 году режиссёрами Омеро Манци (Homero Manzi) и Ральфом Паппье (Ralph Pappier). В советский прокат картина вышла в 1957 году, её посмотрели почти 26 миллионов зрителей.
Примечание: ***** пластинки на рентгеновских снимках или «пластинки на рёбрах», «записи на рёбрах», «пластинки на костях», как их называли, — плоды кустарного производства грампластинок, выпускавшиеся в Советском Союзе «частными предпринимателями» и даже подпольными студиями звукозаписи. Основой пластинок служили медицинские снимки, на которые с помощью специального оборудования наносили звуковые дорожки.
Примечание: ****** деревня Антипино находится в юго-западной части Тверской области, в Бельском районе, входит в состав Верховского сельского поселения.
Примечание: ******* группа «Битлз» (The Beatles) не записывала Only You (And You Alone), но эта песня всё же имеет отношение к участникам «ливерпульской четвёрки». В 1974 году, уже после распада The Beatles (группа существовала до 1970 года), её барабанщик Ринго Старр записал версию этой популярной песни для своего четвёртого студийного альбома Goodnight Vienna (что на сленге означает «всё кончено»). Альбом стал хитом, но менее успешным, чем предыдущий – Ringo, выпущенный в 1973 году, а кавер-версия песни Only You (изданная и как сингл) достигла шестого места в чартах США и первого места в радиочарте Easy Listening (в начале 1975 года). В отличие от предыдущего альбома, вклад в который внесли все музыканты The Beatles, в записи Goodnight Vienna участвовал только Джон Леннон. Он играет на акустической гитаре. В процессе работы над песней Джон Леннон записал и свой вариант вокала, который был сохранён продюсером Ричардом Перри (Richard Perry) и впервые издан в 1998 году:
Примечание: ******** на пластинке Ринго Старра Goodnight Vienna автором музыки Only You (And You Alone) указан Бак Рам, а стихов - Энд Рэнд (Ande Rand). Однако, из биографии американского автора песен, аранжировщика, продюсера и менеджера группы The Platters Сэмюэля «Бака» Рэма (Samuel «Buck» Ram) известно, что свои творения он нередко подписывал псевдонимами: Энд Рэнд, Линн Пол (Lynn Paul) или Джин Майлз (Jean Miles). Таким образом, автор Only You (And You Alone) Бак Рам. Песня была написана им для группы The Platters и стала мировым хитом с 1955 года. Услышать эту запись можно, например, в 840 выпуске «Встречи с песней» от 10 марта 2001 года. В 1999 году запись The Platters была включена в Зал славы Грэмми (Grammy Hall of Fame).
Выпуск 1007 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире 10 февраля 2007 года.
| Выпуск 1006 | Выпуск 1008 |