Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1439
(11 июня 2022 года)
-
Автор письма: Нинель Михайловна Чуракова, город Челябинск, «...жила я в деревне в Пермской области. В военные годы, как и все мои сверстники, работала в колхозе. Убирали хлеба и отправляли на фронт. Мама моя - Александра Ивановна Надеждина проработала учителем в школе 50 лет. Вместе со своей сестрой, тоже учительницей, они устраивали нам, детям, домашние концерты. Особенно запомнился один вечер. Нас готовили слушать неизвестную нам песню. Начали петь как-то торжественно, тихо. Мы замерли. Запомнились на всю жизнь слова: “сижу за решёткой в темнице сырой вскормлённый в неволе орёл молодой...”. Это был 1937-й год... Торжественность этого вечера мне памятна до сих пор». Песня «Узник». Композитор Антон Рубинштейн. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Фёдор Шаляпин. Партия фортепиано: Жан Базилеский. Грампластинка 1930 года. 6 июня 1799 года родился русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Ко дню рождения Александра Пушкина (1799-1837).
Упоминаемая персона: Александра Ивановна Надеждина (мать Нинель Чураковой, жила в селе Новый Трун Пермской области, как и её сестра, была учительницей, проработала в школе 50 лет).
-
Автор письма: Михаил Фёдорович Тарощин, посёлок Даровской, Кировская область, «...в июне есть скорбная дата - 22 июня, ставшая трагедией для многих людей. Об этом сложено много песен. Лучшие из них находят отклик в душе человека, и особенно у тех, кто сам пережил это тяжёлое время. Ещё раньше в разговорах родителей была тревога, чувствовалось приближение войны. И никто не сомневался. что это будет война или с Японией, или с Германией. И вот 22 июня... Помню проводы отца, слёзы и причитания женщин, бодрые обещания мужчин... Мать осталась с четырьмя детьми. Отец был несколько раз ранен. В январе 1944 года пришло извещение о его гибели. Но в августе 1945-го наша семья получила от него первую весточку. Вернулся отец домой в 1946 году. Я хочу послушать в исполнении Иосифа Кобзона песню “Довоенный вальс”. Я не могу её слушать без волнения. Она напомнит довоенные и последующие годы участникам и детям войны». Песня «Довоенный вальс». Композитор Павел Аедоницкий. Поэт Феликс Лаубе. Исполняет Иосиф Кобзон. Запись 1985 года.
-
Автор письма: Нелли Тихоновна Самохвалова, город Старый Оскол, Белгородская область, «...в один из пасхальных дней 1970-х годов я со старшей сестрой поехала на кладбище, где похоронена наша мама. Недалеко от маминой могилы стоял молодой человек с гитарой и, как я потом узнала, над могилой своей мамы пел песню “Голубой платок”. Там такие слова: “подари мне платок - голубой лоскуток...”. Некоторые посетители говорили ему: “Здесь не место петь!”. Я подняла руку и молча попросила не мешать ему петь. Молодой человек, оказывается, часто дома пел эту песню. Мама его очень любила её, и когда заболела, просила сына приходить на её могилу и петь эту песню». Песня «Подари мне платок». Композитор Григорий Пономаренко. Поэт Маргарита Агашина. Исполняет Людмила Зыкина. Аккомпанемент дуэта баянистов: Анатолий Шалаев и Николай Крылов. 10 июня 1929 года родилась певица, исполнительница русских народных песен, романсов и эстрадных песен; Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер двух орденов Ленина; художественный руководитель и солистка Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» Людмила Георгиевна Зыкина. Ко дню рождения Людмилы Зыкиной (1929-2009).
-
Автор письма: Юрий Филанович, город Орёл, «...в кинофильме “По ту сторону”, снятому по роману Виктора Кина, впервые прозвучала “Песня о тревожной молодости” - песня Александры Пахмутовой на стихи Льва Ошанина. С тех пор прошло много лет. Песню пели и поют люди разных поколений. Она далеко перешагнула рубежи нашей страны. В апреле 1972 года я побывал в Японии. В Токио переводчик и знаток русской культуры Садо-сан повёл меня в небольшое кафе, где любят русский язык, русские песни. Японцы пели “Степь да степь кругом”, “Под звёздами балканскими”... В заключении ведущий предложил спеть всем вместе “Песню о тревожной молодости”. Вот её уже поют и гости, и музыканты: весёлый гитарист Вакаса и тоненькая черноглазая аккордеонистка Ватанабэ. А через несколько дней “Песню о тревожной молодости” мы услышали на празднике во Дворце спорта. Там её исполняли знаменитые поющие голоса Японии. Тысячи людей, собравшиеся во Дворце, подхватили песню». «Песня о тревожной молодости» из кинофильма «По ту сторону» (1958 год, режиссёр Фёдор Филиппов). Композитор Александра Пахмутова. Поэт Лев Ошанин. Исполняет японский вокально-инструментальный ансамбль.
Упоминаемая персона: Виктор Павлович Кин (1903-1938 (предположительно), русский советский писатель, журналист и политработник, корреспондент ТАСС в Италии и во Франции. Известность Виктору Кину принёс роман «По ту сторону», основанный на личном опыте подпольной партийной работы писателя на Дальнем Востоке с 1921 по 1923 годы. В 1937 году Виктор Кин был арестован как «враг народа», реабилитирован посмертно в 1956 году. С этого года роман «По ту сторону» несколько раз переиздавался и инсценировался как на театральной сцене, так и на киноэкране. Одним из авторов сценария экранизации романа в 1958 стала жена Виктора Кина литературный критик, литературовед и публицист Цецилия Исааковна Кин).
-
Автор письма: Дина Заггейм-Юкович, преподаватель, город Орёл, «...недавно я познакомилась с Азовским морем. Оно самое маленькое в нашей стране. Его зеркало равняется всего лишь 38 тысячам квадратных километров. В каждом море есть какие-то чудесные или необычные животные и растения. В Азовском море ничего чудесного и необычного нет. В Чёрном, например, есть и скаты, и морской чёрт, и колючая акула катран или, как её называют тамошние рыбаки, “морская собака”. И всё же, Азовское море чудесно! Это самое урожайное море на свете. Для примера: мурманский рыбак берёт с гектара своего моря около 5 килограммов рыбы, каспийский - 12, а азовские, со своего мелкого, мутного, малосолёного моря - 80 килограммов с гектара. И рыба-то какая! Тут и совершенно прозрачная от собственного жира шимайка, чибак - азовский лещ, величиной со слоновье ухо, судак - крепкий и длинный, как полено, бычки и кефаль и, наконец, белуга, осётр, севрюга. Словом, Азовское море - совершенно оригинальный и единственный на Земном шаре бассейн. Всё это я узнала, живя в рыбацкой слободке, где познакомилась с председателем рыбной артели Николаем Скибой, капитаном сейнера Андреем Беловым и молодым учёным Олегом Ивановым. Передайте, пожалуйста, для этих замечательных людей песню о море в исполнении ленинградского певца, человека большой культуры Эдуарда Хиля. В этой песне есть такие слова:
“Ты смотришь печально, ты смотришь с укором,
Стоишь на причале, платок теребя.
И всё-таки море останется морем,
И чем-то похоже оно на тебя...”.». Песня «И всё-таки море останется морем». Композитор Ян Френкель. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет Эдуард Хиль. -
Автор письма: Вера Неверова, учитель английского языка, город Болхов, Орловская область, «...пишу это письмо по просьбе моей мамы. После войны на экраны кинотеатров вышел фильм “Первая перчатка”. Его сопровождала песня “На лодке”. В ней поётся: “Милый друг, наконец-то мы вместе...”. Какое же спокойствие, какое ощущение весомости каждого слова, каждой интонации в ней! И мы зрительно можем представить себе лодку, легко скользящую по широкой глади реки. И это усиливает счастливое, радостное настроение. Пожалуйста, передайте эту песню для моей мамы. В годы войны она пережила грусть расставания с родными местами, с близкими людьми. И вот, наконец-то радость возвращения, долгожданные встречи, вновь обретённая любовь. Именно этими чувствами полна песня “На лодке”». Песня «На лодке» из кинофильма «Первая перчатка» (1946 год, режиссёр Андрей Фролов). Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняют Вера Красовицкая, Антонина Клещёва и Владимир Нечаев. Запись 1947 года.
-
Автор письма: Татьяна Майорова, город Великие Луки, Псковская область, «...это было много лет назад. Я с подругой гуляла в парке приморского города. Был тихий летний вечер. Мы отдыхали на одной из скамеечек и слушали красивую песню или романс с трогательными словами. Мелодия той песни, которая в тот день так очаровала нас, часто возвращается ко мне. Запомнились такие слова:
“Но из прошлого, из былой печали,
Как ни сетую, как там ни молю,
Проливается чёрными ручьями
Эта музыка прямо в кровь мою...”.
Буду вам очень благодарна, если вновь услышу этот романс». Песня «После дождичка небеса просторны». Автор музыки и стихов Булат Окуджава. Исполняет Елена Камбурова. 25 лет назад - 12 июня 1997 года во время поездки по Франции в военном госпитале пригорода Парижа Кламар на 74-м году жизни скончался поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор; создатель около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е — 1980-е годы; участник Великой Отечественной войны, гвардии красноармеец Булат Шалвович Окуджава. Памяти Булата Окуджавы (1924-1997). -
Автор письма: Владимир Фёдорович Чернов*, город Ивантеевка, Московская область, «...любимым поэтом-песенником остаётся для меня Онегин Гаджикасимов. Песни на его стихи звучали с пластинок во многих домах, по радио - редко, по телевидению - почти нет. В 1960-е - 1970-е годы песни Гаджикасимова пели Муслим Магомаев, Полад Бюльбюль-оглы, Валерий Ободзинский и многие другие. В официальных кругах имя поэта замалчивалось. Его прекрасные песни о любви считали сентиментальными и “не подходящими духу времени”. Как бывает обидно, когда говорят: “Звучит «Восточная песня» Давида Тухманова в исполнении Валерия Ободзинского”, а об авторе стихов сказать забывают... (Да не только об авторе стихов, чаще всего, просто: «Звучит “Восточная песня” Валерия Ободзинского» и всё, - В.Т.) ...А ведь лучшие песни на стихи Онегина Гаджикасимова - это Золотой фонд советской лирической песни второй половины XX века. В середине 1980-х годов новых песен Онегина Гаджикасимова не стало слышно. Что-то случилось. Никто не знал где он, что с ним. Я знаю лишь, что Онегин Гаджикасимов скончался 30 июня 2002 года в возрасте 65 лет. Знаю также, что родился он в Баку 4 июня 1937 года и свою жизнь связал с Россией. Окончил Литературный институт имени Горького, долгое время работал на радио. Виктор Витальевич, Вы работаете на радио с 1961 года и, наверное, не раз видели Онегина Гаджикасимова, а, может быть, были знакомы с ним?». Виктор Татарский: «Владимир, я не только знал Онегина Гаджикасимова. В 1961 году именно он привёл меня в музыкальную редакцию Всесоюзного радио, где я и остался в течение сорока с лишним лет. Вы спрашиваете, что произошло с ним в середине 1980-х годов? Мне известно о том, что Онегин, приняв постриг, ушёл в монастырь - в монашество. Затем он был рукоположён и последние годы жизни служил священником в одном из храмов, в Подмосковье. Почти все стихи Онегина Гаджикасимова, ставшие песнями, были очень популярны в 70-е - 80-е годы прошлого века. Среди них, “Восточная песня” (музыка Давида Тухманова), “Позвони скорей” (Полада Бюльбюль-оглы), “Дождь и я” (Романа Майорова), “Портрет работы Пабло Пикассо” (музыка Павла Слободкина)». Песня «Портрет работы Пабло Пикассо». Композитор Владислав Шпильман (Wladyslaw Szpilman). Автор аранжировки Павел Слободкин**. Поэт Онегин Гаджикасимов. Исполняет Евгений Осин. 4 июня 1937 года родился советский поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов. К 85-летию со дня рождения Онегина Гаджикасимова (1937-2002).
Упоминаемые персоны: Муслим Магометович Магомаев (1942-2008, советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), актёр и композитор; народный артист СССР); Полад Бюльбюль-оглы (1945 г.р., советский и азербайджанский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, педагог, актёр, доктор искусствоведения, профессор; дипломат, политический и общественный деятель; Лауреат премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист Туркменистана, заслуженный человек Молдавии; Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России); Валерий Владимирович Ободзинский (1942-1997, советский и российский эстрадный певец (тенор), заслуженный артист Марийской АССР); Давид Фёдорович Тухманов (1940 г.р., советский и российский композитор, пианист, клавишник, автор музыки ко многим популярным песням, народный артист Российской Федерации); Роман Майорович Майоров (1933-2003, советский и российский композитор, автор более 500 песен, 50 фортепианных произведений, музыки к кинофильмам, телефильмам и радиопередачам).
Примечание: * повтор кадра из 1049 выпуска «Встречи с песней» от 9 августа 2008 года.
Примечание: ** Павел Слободкин - автор аранжировки польской песни «Портрет работы Пабло Пикассо» для ВИА «Весёлые ребята». Со стихами Казимежа Винклера (Kazimierz Winkler) в 1968 году её впервые исполнила Ирена Сантор (Irena Santor). В оригинале песня называется «Этих лет никто не вернёт» («Tych lat nie odda nikt», «Тех лет не отдаст никто»):
Выпуск 1439 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1438 | Выпуск 1440 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте