Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Владимир Фёдорович Чернов
(город Ивантеевка)

Владимира Чернова, автора письма об Онегине Гаджикасимове, кадр с которым был повторён Виктором Татарским в 1439 выпуске «Встрече с песней» к 85-летию со дня рождения поэта-песенника, помог разыскать филофонист Борис Щеглов, восстанавливающий вместе с друзьями из «подмосковной поисковой группы» - такими же, как и он, страстными поклонниками музыки - записи радиопередач
Письмо об авторе эстрадных шлягеров 1960-х - 1970-х годов Онегине Гаджикасимове Владимир Фёдорович Чернов писал в 2007 году - к 70-летию со дня рождения поэта. Впервые оно прозвучало 9 августа 2008 года в 1049 выпуске «Встречи с песней». 14 лет спустя Виктор Татарский повторил фрагмент передачи с письмом Владимира Чернова:
Виктор Татарский: «4 июня исполнилось 85 лет со дня рождения поэта Онегина Гаджикасимова. Владимир Чернов, Ивантеевка Московской области: “...любимым поэтом-песенником остаётся для меня Онегин Гаджикасимов. Песни на его стихи звучали с пластинок во многих домах, по радио - редко, по телевидению - почти нет. В 1960-е - 1970-е годы песни Гаджикасимова пели Муслим Магомаев, Полад Бюльбюль-оглы, Валерий Ободзинский и многие другие. В официальных кругах имя поэта замалчивалось. Его прекрасные песни о любви считали сентиментальными и «не подходящими духу времени». Как бывает обидно, когда говорят: «Звучит “Восточная песня” Давида Тухманова в исполнении Валерия Ободзинского», а об авторе стихов сказать забывают... (Да не только об авторе стихов, чаще всего, просто: “Звучит «Восточная песня» Валерия Ободзинского” и всё, - В.Т.) ...А ведь лучшие песни на стихи Онегина Гаджикасимова - это Золотой фонд советской лирической песни второй половины XX века. В середине 1980-х годов новых песен Онегина Гаджикасимова не стало слышно. Что-то случилось. Никто не знал где он, что с ним. Я знаю лишь, что Онегин Гаджикасимов скончался 30 июня 2002 года в возрасте 65 лет. Знаю также, что родился он в Баку 4 июня 1937 года и свою жизнь связал с Россией. Окончил Литературный институт имени Горького, долгое время работал на радио. Виктор Витальевич, Вы работаете на радио с 1961 года и, наверное, не раз видели Онегина Гаджикасимова, а, может быть, были знакомы с ним?”». Виктор Татарский: «Владимир, я не только знал Онегина Гаджикасимова. В 1961 году именно он привёл меня в музыкальную редакцию Всесоюзного радио, где я и остался в течение сорока с лишним лет. Вы спрашиваете, что произошло с ним в середине 1980-х годов? Мне известно о том, что Онегин, приняв постриг, ушёл в монастырь - в монашество. Затем он был рукоположён и последние годы жизни служил священником в одном из храмов, в Подмосковье. Почти все стихи Онегина Гаджикасимова, ставшие песнями, были очень популярны в 70-е - 80-е годы прошлого века. Среди них, “Восточная песня” (музыка Давида Тухманова), “Позвони скорей” (Полада Бюльбюль-оглы), “Дождь и я” (Романа Майорова), “Портрет работы Пабло Пикассо” (музыка Павла Слободкина)».
В июне 2022 года 85 лет со дня рождения Онегина Гаджикамисова и 20 лет ухода из жизни поэта. Удивительно, но только «Встреча с песней» вспомнила об этом. Ни новых публикаций в прессе, ни упоминаний об Онегине Гаджикасимове в интернете в связи с памятными датами нет.
С автором письма во «Встречу...» Владимиром Фёдоровичем Черновым довелось пообщаться по телефону, поговорить о его любимом поэте-песеннике Онегине Гаджикасимове и песнях на его стихи:
- У меня нет интернета, нет мобильного телефона - прекрасно обхожусь без этих «благ цивилизации». Телевизор смотрю редко, а вот без радио жить не могу, как и без музыки. На кухне у меня есть радиоприёмник с магнитофоном. Как услышу хорошую музыкальную передачу или просто хорошую песню по радио, сразу включаю магнитофон, записываю. В субботу 11 июня вспомнил про то, что «Встреча с песней» идёт по «Культуре» на час раньше, чем по «Радио России». Включил - поёт Камбурова. А потом Виктор Татарский вдруг читает моё давнее письмо! Это было очень неожиданно: столько лет прошло!.. Естественно, после 21 часа включил «Радио России» и ещё раз послушал финал «Встречи с песней».
- А почему только финал передачи, а не весь выпуск?
- Я не любитель классики и каких-то очень давних песен, романсов, а в первой части передачи именно такая музыка всегда звучит. Включаю обычно «Встречу с песней» ближе к концу передачи - там, где эстрада, рок-музыка бывает или что-то из зарубежных хитов... Кстати, Виктор Татарский назвал Павла Слободкина автором музыки песни «Портрет работы Пабло Пикассо», хотя это польская песня, написал её пианист и композитор, о котором фильм под названием «Пианист» сняли, а пела песню Ирена Сантор. И Онегин Гаджикасимов просто написал к этой польской песне стихи. Так что, Павел Слободкин, можно сказать, здесь ни при чём, так как, особой аранжировки нет - песня звучит и у Евгения Осина, и в исполнении «Весёлых ребят» очень и очень похоже на польский оригинал.
Песня «Tych lat nie odda nikt» («Этих лет никто не вернёт», «Тех лет не отдаст никто»). Музыка Владислава Шпильмана (Wladyslaw Szpilman), стихи Казимежа Винклера (Kazimierz Winkler), поёт Ирена Сантор (Irena Santor), запись 1968 года:
Другое дело, венгерская песня «Чёрный поезд». Янош Коош её спел неинтересно, а вот «Весёлые ребята», как раз благодаря аранжировке Павла Слободкина, сделали хит на все времена - «Люди встречаются»! Вот здесь как раз дело именно в удачной аранжировке Слободкина...
- И часто Вы замечали неточности в выпусках «Встречи с песней»?
- Я даже немного обиделся на Виктора Витальевича, когда услышал в передаче песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», её исполнял Михаил Ножкин. И Виктор Татарский назвал только Ножкина, как будто музыка и стихи его. А я как раз накануне прочитал книгу Максима Кравчинского «Интеллигенция поёт блатные песни», в ней он писал об этой песне. Дело в том, что её сочинил Евгений Агранович и до конца жизни не мог простить Михаила Ножкина, который тоже не называл автора песни, когда её исполнял. Я написал об этом во «Встречу с песней», о том, что автор «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» фронтовик Евгений Агранович и что надо исправить ошибку, назвать имя автора, когда вновь песня будет звучать в передаче.
- В веб-архиве, расшифровывая выпуски «Встречи с песней», справедливости ради, стараемся указывать дополнительные сведения об авторах и исполнителях песен. Выручают филофонисты, за что им всем большая благодарность. Вот и на странице выпуска, о котором Вы говорите, Евгений Агранович указан автором музыки и стихов песни в исполнении Михаила Ножкина.

Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов родился 4 июня 1937 года в Баку. Родители его были из аристократических семей, давших немало известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов. Отец, Юсиф-бей Гаджикасимов, окончил юридический факультет Московского университета, работал в НКВД. Мать, Махтабан-ханум Гаджикасимова, была учительницей русской литературы. В год рождения сына отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, и сын был назван в честь любимого героя матери - Евгения Онегина. А младший брат Онегина, Низами, родившийся в год 800-летия поэта Низами Гянджеви, был назван его именем.
Онегин Гаджикасимов окончил Литературный институт имени Горького в Москве, став затем одним из самых известных поэтов-песенников в СССР. В числе наиболее популярных песен на его стихи - «Алёшкина любовь», «Ещё вчера», «Восточная песня», «Всё начинается с тебя», «Дельфины», «Дождь и я», «Дорожная», «Золотое танго», «Лунная серенада», «Наш город», «На чём стоит любовь», «Первая весна», «Я буду ждать тебя»... Онегин Гаджикасимов известен также и как переводчик на русский язык многих зарубежных песен.
- Я вырос на песнях Гаджикасимова, как и всё моё поколение, да и те, кто чуть постарше, тоже, конечно, слушали его песни...
- Собирать песни на стихи Онегина Гаджикасимова с какого возраста стало Вашим увлечением?
- Для меня первоначально слово в песне важно, а не музыка. Будут хорошие стихи, будет и хорошая песня. Талантливый композитор просто не сможет плохую песню сочинить на хорошие стихи. Вот потому и люблю стихи Онегина Гаджикасимова и Леонида Дербенёва. А что касается увлечения, то, конечно, серьёзным оно стало с годами. Мне 65, а я, как был в душе 18-летним мальчишкой, так и остался им... Жили мы небогато. Был старый отцовский патефон, но пластинки я особо не слушал, они просто лежали дома. А приёмник был хороший - «Рига-10», отец купил его в 57 году. Вот с той поры, видимо, и осталась привычка слушать радио. У меня дома и мебель-то старая, меняется со временем только аппаратура - хороший усилитель, хорошие колонки покупаю...

- И всё-таки, как Вы открыли для себя Онегина Гаджикасимова?
- Я не знал ни авторов, ни исполнителей. Вот из того, что по радио объявят, запоминал. У кого-то в гостях пластинку слушаешь, помнишь название песни и исполнителя, а кто там музыку и стихи написал, не вчитывался в этикетки пластинок. Потом, когд стал подростать, имя Гаджикасимова было уже на слуху. Я и Виктору Татарскому письмо написал только из-за того, что Гаджикасимов всегда был одним из самых моих любимых поэтов-песенников. Считаю лучшей его песней, которую пел Ободзинский, «Неотправленное письмо». Композитор - Сергей Мелик. «Восточная песня», конечно, тоже хороша, но у Мелика аранжировка просто чумовая...
Песня «Неотправленное письмо». Музыка Сергея Мелика, стихи Онегина Гаджикасимова, поёт Валерий Ободзинский, запись 1970 года:
Считается, что у Юрия Антонова самая красивая песня - «Нет тебя прекрасней», а я так не считаю. Самая лучшая его песня - «Ещё вчера». В народе она называется «Почтовый ящик открываю я с волненьем...». Это стихи Онегина Гаджикасимова. Когда Антонов ушёл из ленинградского ансамбля «Поющие гитары», его пригласили тоже ленинградские музыканты, которые перебрались в Москву - «Добры молодцы». И вот «Добры молодцы» сделали прекрасную аранжировку этой песни и записали на пластику. Сначала выходила такая гибкая пластиночка, а потом уже на твёрдой пластмассе с этой песней, но очень ограниченным тиражом. Эту песню я впервые услышал в передаче Виктора Витальевича «Запишите на ваши магнитофоны».
Песня «Ещё вчера». Музыка Юрия Антонова, стихи Онегина Гаджикасимова, поёт Юрий Антонов и ВИА «Добры молодцы», запись 1975 года:
На всех танцах эта песня играла. Это шедевр был! Я считаю, что это самая лучшая песня Антонова. Жаль, что у него с Гаджикасимовым не сложился тандем, а столько хороших песен могли бы написать вместе...
Первый магнитофон я купил в 1972 году, когда закончил 8 классов и пошёл на стройку к отцу работать. Месяц поработал, заработал 180 рублей, купил магнитофон «Вильма-М1», начал записывать песни. Вот с этого времени и стал интересоваться кто авторы песен, стал интересоваться Гаджикасимовым, стал в тетрадку записывать, какие есть песни на его стихи. Набралось где-то 150 песен. У Леонида Дербенёва, наверное, под тысячу песен, а вот у Гаджикасимова гораздо меньше... А когда уже появился интернет, попросил знакомых найти информацию о самом поэте.

- Почему в год 85-летия со дня рождения поэта-песенника такое всеобщее молчание о нём?
- Потому что, у нас была одна страна, а стала другая, где всё через деньги решается и отвергается всё прошлое, даже очень хорошее, что было. Вот и продвигают везде и всюду лишь то, что коммерчески выгодно. Ну, хотя бы концерт из песен на стихи Гаджикасимова сделайте по радио!.. Вот прекрасная песня «Лунная серенада» в исполнении Муслима Магомаева на стихи Онегина Гаджикасимова есть. Нигде уже давно не звучит...
Песня «Лунная серенада» из кинофильма «Белый рояль». Музыка Александра Зацепина, стихи Онегина Гаджикасимова, поёт Муслим Магомаев, запись 1968 года:
Я с детства люблю музыку, но больше рок. Эстраду практически не люблю.
- Тем не менее, мы с Вами именно об эстрадных песнях говорим... А какую рок-музыку любите: русскую или западный рок?
- Только западный. У нас хорошая эстрада, романсы, оперетта, а рока, я считаю, никакого нет. Люблю рок американский, английский. Одно время мы слушали так называемых демократов - музыку стран соцлагеря, когда практически невозможно было достать пластинок западных исполнителей. Слушали венгерские «Omega», «Illes», «Locomotiv GT», поляков - «Czerwone gitary»... А потом пошли западные пластинки, и всё это мы забросили, стали слушать их. Мои три любимые группы - «The Beatles», «Creedence Clearwater Revival» и «Slade». Это, как говорится, по жизни любимые группы...
- Западная рок-музыка пробивалась в советский радиоэфир, благодаря передаче «Запишите на ваши магнитофоны», которую вёл Виктор Татарский...
- Да, «Запишите на ваши магнитофоны» старался не пропускать. Она буквально минут 25 была в дневное время по «Маяку». Обидно было, если пропустишь выпуск - пропустишь что-нибудь новое. Но я только слушал, не записывал. Когда магнитофон появился, не было входа, чтобы прямо с радиоприёмника записать на магнитофон. Потом «На всех широтах» слушал. Затем передачи Артура Макарьева слушал...
А потом стал ездить «Горбушку», когда этот музыкальный рынок ещё в Филёвском парке был. И там много раз видел Владимира Петровича Преснякова. Разговорился с ним, он мне сказал, что у него пять песен написано на стихи Гаджикасимова есть, но они не были изданы...

- С филофонистом Борисом Щегловым тоже на «Горбушке» познакомились?
- Да, меня наши общие знакомые познакомили, сказали о том, что будет встреча ребят, которые музыкальные передачи Виктора Татарского собирают. Вот так мы с Борей сошлись и уже лет семь общаемся, перезваниваемся.
- Но Вы не примкнули к «поисковой группе из Подмосковья»?..
- Нет. Я же не записывал, не собирал передачи Виктора Татарского, не мог с ребятами поделиться чем-то редким. Я просто слушал радио, что-то записывал, но записи эти не сохранились. В передачах Татарского 70-х годов был серьёзный подбор музыки. Выбиралось, действительно, лучшее, а не всё подряд звучало, как сейчас часто по радио. Сейчас знаю, что в этом была большая заслуга Григория Либергала...
- В финале выпусков «Встречи с песней» иногда звучат фрагменты передач «На всех широтах». Любопытно в наши дни вновь, спустя столько десятилетий, услышать эти записи?
- Слушая фрагменты из тех старых передач, с удовольствием вспоминаю то, что было... Вот сегодня много «музыкального мусора» в эфире. Редко, когда интересные песни звучат в музыкальных передачах, одно и тоже. А вот, чтобы была музыка, которая по-настоящему душу трогает, редко. Как-то сосед по дому дал послушать запись, она мне очень понравилась. Называется песня «Не воюйте с русскими», поёт автор, Андрей Куряев. Песню не по радио услышал, а только от знакомого:
А по радио звучат одни и те же голоса, по телевизору показывают одних и тех же артистов... Чтобы ведущий передачи рассказывал интересно, тоже редко услышишь. Я с удовольствием слушал Олега Чвикова, его программу «Были на виниле», но этой передачи давно уже нет на «Радио России»... Но, я уверен, что есть талантливые люди, которые смогли бы делать интересные передачи, просто им надо позволить пробиться в эфир, позволить себя проявить. Вот таким ведущим был Виктор Татарский, слушать и слушать хотелось. Сейчас многие голоса в эфире, как говорится, «не цепляют»...
- А «Музыкальный глобус» с Виктором Татарским слушали - передачу, которая, как и «Встреча с песней», с 1967 года была в эфире и 30 лет выходила?
- Иногда слушал. Передачи, которые звучали днём, слушал чаще тех, которые были поздним вечером.
- А сколько писем было Вами во «Встречу с песней» написано?
- После письма об Онегине Гаджикасимове, было письмо, которое написал 9 ноября 2021 года ко дню рождения Виктора Татарского. И послал ему два компакт-диска с песнями Виктора Леонидова - автора, которого я очень уважаю и люблю, но песен его во «Встрече с песней» не слышал. Так и написал Виктору Татарскому: «Никогда не звучали песни Виктора Леонидова в передаче».
- Выпуски «Встречи с песней», которые успел заблаговременно записать Виктор Витальевич Татарский, продолжают звучать в эфире. Может быть, мы ещё услышим Ваше письмо о Викторе Леонидове и его песню...
- Может быть.
- А Вы знали о том, что Онегин Гаджикасимов был мужем сводной сестры Виктора Витальевича?
- Узнал об этом из интервью Дианы Берлин с Виктором Татарским, которое было по радио «Спутник». Я эту передачу слушаю по воскресеньям.

В 1985 году Онегин Гаджикасимов принял православие, был крещён с именем Олег. Весной 1989 года Олег Гаджикасимов пришёл паломником в возрождающийся монастырь Оптина пустынь. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимо», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни. Назначен комендантом монастыря.
Петровым постом 1989 года наместником монастыря архимандритом Евлогием (Смирновым) был пострижен в рясофор с именем Афанасий в честь Афанасия Афонского. В 1991 году наместником монастыря архимандритом Венедиктом (Пеньковым) пострижен в монашество (малая схима) с именем Силуан. Позднее был пострижен в великую схиму с именем Симон.
Скончался 30 июня 2002 года от онкологии. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.
- Если Виктор Витальевич спустя почти полтора десятилетия решил вновь включить в выпуск «Встречи с песней» Ваше письмо, значит, обстоятельнее Вас об Онегине Гаджикасимове так никто и не написал в передачу за эти годы...
- Мне хотелось рассказать именно о Гаджикасимове, а что-то о себе писать никогда бы не стал на радио - нет в моей жизни таких ярких историй, которые в письмах другие радиослушатели рассказывают. Я был хулиганом в школе, потому меня и не хотели брать в 9-й класс, пришлось идти в училище. 40 лет отработал слесарем-монтажником на заводе, вышел на пенсию, и сейчас меня радует общение с людьми, с которыми на одной волне, ну и музыка, как и прежде.
Без песен Гаджикасимова разве можно представить нашу эстраду?.. Многие имена давно не на слуху, а молодёжь вообще их не знает. Вот, например, композитор Сергей Дьячков. Кто его знает из молодых?.. Прекрасные песни у него, в том числе, на стихи Онегина Гаджикасимова.
Песня «Не надо». Музыка Сергея Дьячкова, стихи Онегина Гаджикасимова, исполняет ВИА «Цветы», запись 1973 года:
Как-то на «Горбушке» я познакомился с Александром, он из Львова. И он говорит: «А ты знаешь, что Ободзинский поёт песню “Дождь и я”»? Я говорю: «Нет, её же Олег Ухналёв поёт...». И Александр мне рассказал, что когда Валерий Ободзинский был во Львове, то там на радио записал эту песню. И он мне тогда переписал её. Так что, я один из первых, кто в Москве услышал «Дождь и я» в исполнении Ободзинского. Это уже потом песня в интернете появилась. Но на компакт-дисках Валерия Ободзинского я её не встречал.
Песня «Дождь и я». Музыка Романа Майорова, стихи Онегина Гаджикасимова, поёт Валерий Ободзинский, запись 1970 года:
Вот Виктор Витальевич ушёл, но передачу «Встреча с песней» обязательно надо продолжать, потому что, она очень нужна людям.
- Да, письма до сих пор идут в адрес передачи...
- Виктора Татарского видел всего пару раз по телевизору. Я себе его совсем другим представлял по голосу... Голосом из радиоприёмника он для меня и останется. Кстати, Онегина Гаджикасимова я также другим представлял себе, не таким, как на фотографиях...
Беседовал Виталий Гапоненко, 14 июня 2022 года
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте