Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Песни, ставшие судьбой

И у радиопередач бывают, как известно, юбилеи. Два года назад популярный цикл «Встреча с песней» перешагнул своё двадцатилетие. В эфир вышло почти шесть сотен передач. Само по себе это ещё ни о чём не говорит. Ведь известно, что прекрасное начинание со временем мельчает, теряет прежнее обаяние и в конце концов все прошлые находки и удачи сводятся на нет стандартностью приёма. Не произошло ли нечто подобное с передачей «Встреча с песней»? Поскольку более чем за два десятилетия своего существования она, на первый взгляд, мало в чём изменилась: как и прежде, в ней звучат строки из писем, а потом, как продолжение начатого в них разговора, и сами песни. Хотя, надо признать, выбор их достаточно разнообразен, да и аудитория значительно расширилась, противоположность вкусов даёт себя знать.
Как же в этой ситуации удаётся автору и ведущему «Встречи с песней» заслуженному артисту РСФСР Виктору Татарскому сохранять то, что живо и полнокровно в передаче?
Виктор Татарский вспоминает, что при подготовке первых выпусков текст писем перепечатывался на машинке, обрабатывался и шёл в эфир в дикторском чтении. Очень скоро стало ясно, что из-за этого нарушается атмосфера доверительности, той самой, без которой разговор со слушателями не может по-настоящему состояться. И от услуг машинописного бюро пришлось отказаться. Правда, теперь ведущего иногда упрекают за то, что во время передачи слышен шелест писем, возникают паузы, а иногда и запинки при чтении... Кому-то подобное кажется чем-то вроде спецэффектов, игры на публику. Но нужно знать Татарского, чтобы понять, как далеко это от истины. Письма, приходящие на радио мешками, он забирает домой, чтобы без суеты познакомиться с ними. Не обходится здесь, конечно, без подчёркивания самых интересных мест красным карандашом и минимальной правки. А потом наиболее интересные послания располагаются перед ведущим на столе в студии. И он на самом деле перебирает их, вглядывается в адреса на конвертах, вчитывается в отмеченные строки. Главное, считает ведущий, чтобы ни в чём не было фальши, суесловия и напыщенности, которыми порою и до сих пор грешат иные радиопередачи...
Это, так сказать, техническая сторона дела. Как, впрочем, и то, что каждая передача состоит из двенадцати пятиминутных сюжетов, которые по воле создателей «Встречи с песней» складываются в прихотливую музыкальную мозаику.
И на радио, и на телевидении существует не одна передача, которая строится на том же принципе. Однако такой повсеместный и постоянный успех, как эта, пожалуй, имеют немногие.
Кстати, Виктору Татарскому предлагали перенести свой цикл на телеэкран, но он отказался. И не только из чувства местного патриотизма, как может показаться со стороны. По его мнению, когда песня сопровождается неким видеорядом, она что-то теряет. Посыл, в ней заложенный, не срабатывает до конца. Не получается того, что бывает после очередных выпусков его передачи. И если послушав и «посмотрев» песни по телевидению, зрители берутся за перо, то зачастую не для того, чтобы излить душу, поделиться самым дорогим, а как раз, чтобы высказать свои претензии к увиденному.
Несомненно, что значительная (но далеко не вся) часть успеха передачи — в том, как ведёт её Виктор Татарский. В тембре его голоса, в великолепной дикции, в той особой задушевности, с которой он общается со своими слушателями: как будто говорит одновременно со всеми и с каждым в отдельности. Конечно, всё это очень важно. Но есть ещё нечто, лежащее не на поверхности. За плечами автора голодное блокадное детство, память о войне, которая жива с юных лет, чувство боли об ушедших. И благодарность, уважение к тем, кого, в общем-то, не так уж и давно стали называть «ветеранами». Для Виктора Татарского, как и для многих людей его поколения, эти люди много значили всегда — с того дня, как закончилась война. И своим первейшим долгом он считал необходимым воздать должное всем, кто начинал в сорок первом и закончил в сорок пятом.
Собственно говоря, именно как передача о фронтовиках и для фронтовиков начиналась когда-то «Встреча с песней». И с тех пор тема войны, тема памяти одна из ведущих в каждом выпуске. И до сих пор звучат в эфире просьбы безутешных близких откликнуться всех, кто что-то знает о погибших. Не обходится без парадоксов: ветераны просят включить в выпуск записи Высоцкого, а молодые люди — архивные записи прежних лет.

Татарский утверждает, что при подготовке каждого выпуска его прежде всего интересует конкретная человеческая судьба и собственный взгляд человека на события и факты. Нередко мнения слушателей не совпадают. Ведущий всегда давал возможность всем высказать свою точку зрения на ту или иную песню. Главное — проявить позицию автора письма, ни в коей мере не подводя её под удобный и привычный стандарт. Исподволь воспитывается культура общения и дискуссии, культура уважения к иному мнению (это всегда было в цене, тем более, сейчас). И как бы уважительно ни относился ведущий к ветеранам, как бы ни хотел, чтобы его передача была интересна молодёжи, он не станет заискивать ни перед теми, ни перед другими. Уместно ли звучание в одной передаче песен в исполнении Петра Лещенко и Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого и Поля Робсона? При тщательном отборе в передаче звучат и такие песни, которые кажутся наивными, прямолинейными, трагикомичными, хотя в своё время волновали сердца. Да, размышляя об этом, Татарский скажет, что, включая порой и не слишком удачные по музыке и тексту произведения, прекрасно понимает с позиций сегодняшнего дня их недостатки. Но они интересны потому, что выражают время, несут в себе его отпечаток, его нерв и ритм.
Многолетняя популярность передачи доказывает, что песне подвластно многое, если воспользоваться её возможностями в полной мере. Ведь послушав рассказ о чьей-то судьбе, обязательно хочется поделиться своими мыслями. Уважительное отношение к авторам писем, к их просьбам и является причиной того, что поток откликов на передачу не оскудевает. Ёмкие, лаконичные, повествования о песнях кому-то, может быть, помогают одолеть и одиночество, отчаяние.
И ещё. Вряд ли случайно, что, выступая с чтецкими программами на эстраде, Виктор Татарский отдаёт предпочтение публицистике, строя свои композиции на основе документов эпохи или литературных произведений, созвучных духу документальности. Являясь автором исполняемых им композиций, он подготовил, например, программы «Ленин и Горький», «Ленин. Письма. Документы. 1918—1923», «Крах плана Барбаросса», читал стихи Евтушенко и последний роман Булгакова, осуществил моноспектакль по трифоновскому «Дому на набережной» и публицистике Михаила Зощенко. Публицистика, обращение к широкой аудитории, разговор на животрепещущие темы определяют достоинства, специфику и «Встречи с песней».
Количество пришедших в адрес передачи писем приближается к двум миллионам. Остаётся только пожалеть, что снова и снова «Встреча с песней» выходит в эфир именно тогда, когда по телевидению начинается выпуск программы «Время». И дело тут совсем не в конкуренции, а в том, что поклонникам передачи приходится ради неё или пропускать злободневную и оперативную телеинформацию или делать выбор в пользу голубого экрана. Уверен, что, хозяйски и продуманно относясь к тому, чем стала для всех нас «Встреча с песней», можно было бы изменить время выхода в эфир этой заслуженно популярной передачи.
Илья Абель. Фото В. Перельмана. Журнал «Музыкальная жизнь», №20, 1990 год.
В номере 17-18 журнала «Музыкальная жизнь» за 1991 год был опубликован ответ на эту статью, озаглавленный «Ещё раз о “Встрече с песней”». Его написали коллекционеры-филофонисты Михаил Мангушев (первый помощник «Встречи с песней») и Борис Котлярчук.
Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит сотрудников Краснодарской краевой универсальной научной библиотекой имени А.С. Пушкина (
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте