Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 754
(14 февраля 1998 года)
Открывая 754-й выпуск, Виктор Татарский напоминает радиослушателям о том, что 31 января 1967 года - 31 год назад впервые вышла в эфир «Встреча с песней».
-
Автор письма: Ирина Васильевна Смирнова, художник, Москва, «...недавно, перебирая свои очерки о наших с мужем путешествиях, я перечитала очерк “Гуамское ущелье”. Ущелье это в Краснодарском крае, нам довелось в нём побывать. Яркое впечатление от увиденного связано в душе с одним романсом. Вот отрывок из очерка: “...наконец, мы в ущелье. Картины, одна великолепнее и волшебнее другой предстают перед нами. Склоны ущелья покрыты лесом, но, то вдруг между деревьями мелькнёт скалистый обрыв или земляная осыпь причудливой формы, то отдельно стоящий утёс. Внизу огромные камни, через которые пролагает себе путь прозрачная, зелёная река Курджипс и где-то вверху на фоне неба рисуется вдруг раскидистое деревце, горящее в лучах солнца розовым золотом... Кое-где Курджипс изгибается петлёй, образуя полуостров - зелёные лужайки и вдруг падает с порога через камни, клубится пеной и брызгами и гремит по камням”. “Клубится волною кипучею Кур...” Приходят на память стихи “Персидской песни”. Кстати, и названия рек созвучны: Курджипс, Кур... Что-то гриновское есть во всём этом - и в причудливой прелести природы, и в том, что мы очутились здесь, так и кажется, что сейчас выйдет и чаще зурбаганский стрелок со своей струящейся бородой или выбежит из-за кустов девочка Ассоль... И настолько пронзительно было это гриновское, что муж вдруг начал читать на память из Грина:
“Дай мне руку твою, ребенок тенистых круч:
Воздух кроток, твой голос звонок и день певуч...”
Да, день был певуч, он звучал в наших сердцах и струями волшебной реки, и неясными шорохами лесных чащ... Очень хотелось бы услышать “Персидскую песню” Рубинштейна “Клубится волную”. Может быть, и не совсем точна аналогия с приведённым отрывком, но ведь Курджипс, действительно, клубился волною и было весело сердцу и душе легко...». «Персидская песня №9» («Клубится волною кипучею Кур») из цикла «12 персидских песен». Композитор Антон Рубинштейн. Поэт Мирза Шафи Вазех, перевод на немецкий Фридриха Боденштедта с последующим переводом на русский язык Петра Чайковского. Исполняет Фёдор Шаляпин. Запись 1931 года. 13 февраля 1873 года родился русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики, в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра Фёдор Иванович Шаляпин. К 125-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина (1873-1938).Упоминаемая персона: Александр Степанович Грин (1880-1932, русский писатель, прозаик и поэт, «автор философско-психологических произведений с элементами символической фантастики»; Ирина Смирнова вспоминает героев произведений Александра Грина - меткого зурбаганского стрелка из рассказа «Зурбаганский стрелок» и девочку Ассоль, героиню повести-феерии «Алые паруса». Также письме цитируются стихотворные строки из рассказа «Трагедия плоскогорья Суан» - одного из первых рассказов Александра Грина, действие которого происходит в вымышленной стране, получившей после смерти писателя название Гринландия).
-
Автор письма: Зинаида Львовна Судворг, город Гатчина, Ленинградская область, «...решила написать по поводу замечательной итальянской песни “Не светится оконце”. Услышала впервые эту прекрасную песню много лет назад и впоследствии ещё два-три раза в исполнении выдающихся оперных певиц. Она произвела на меня сильное впечатление. Практически песня не звучит в эфире, да и в вашей передаче ни разу не слышала». - «Нет, была как-то», - В.Т., «В связи с этой песней следует отметить, по моему мнению, интересный момент: несколько лет тому назад по 5-му каналу Петербургского телевидения передавали концерт. Ведущая объявила “Канцонетту” Винченцо Беллини и я в этом произведении узнала знаменитую мелодию песни “Не светится оконце”. Надо полагать, великий композитор положил в основу своего сочинения эту народную песню». Виктор Татарский: «Да, Зинаида Львовна, вероятно, это так и есть. Сейчас мы услышим это прекрасное произведение в исполнении Анатолия Соловьяненко и затем - Анны Герман». Неаполитанская песня «Не светится оконце» («Fenesta che lucive», «Канцона»). Композитор Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). Поэт Джулио Дженоино (Giulio Genoino). Исполняют Анатолий Соловьяненко (запись 1976 года) и Анна Герман (запись 1968 года).
-
Автор письма: Анатолий Васильевич Сербин, Волгоград, «...в 1950-е годы я учился в Кизеловском горном техникуме Пермской области. Мы, студенты, один раз в месяц после стипендии ходили в театр. Денег было, конечно, не в избытке, но хватало жить по студенческой норме и даже на театр. Билеты-то были 1 рубль самые дорогие. В перерывах театрального действия всегда звучала хорошая музыка и танцевальная, в том числе. Мне особенно запомнился вальс “Память цветов”. И раньше, и сейчас он очень редко исполняется, а если и передаётся, то в качестве заполнения каких-то пауз. Это вызывает только горечь... Если у вас есть возможность, передайте полностью музыку вальса “Память цветов”. Этот вальс напоминает мне и моим однокашникам далёкие 1950-е годы...». Вальс «Память цветов» («Recuerdo Florido», «Цветущее воспоминание», «Fior di Sentiero», «Цветок на тропинке», «Воспоминание о цветах», «Вальс цветов»). Композитор Энрико Росси (Enrico Rossi), автор аранжировки Илья Жак. Исполняет ансамбль студии ленинградской артели «Пластмасс» под управлением Анатолия Бадхена*. Грампластинка 1952 года.
-
Виктор Татарский: «Возможно, вы помните письмо во «Встрече...» 14 ноября прошлого года от Евгении Геннадьевны Дмитриевой из города Ломоносова под Петербургом, в котором она просила найти песню, где были такие строки:
“А ну-ка, друг,
Давай на круг!
Матрос матросу - брат”
...и так далее. В этом письме была ещё сомнительного свойства шутка или не шутка о “зелёненьких”, которые, по мнению приятелей Евгения Геннадьевны, надо было вложить в конверт, чтобы автор передачи нашёл эту песню. В сотнях писем слушателей «Встречи...» дана единогласная оценка этому. Я не буду их цитировать, скажу только, что все они восприняли сие как оскорбление, нанесённое лично им. В обществе слушателей и участников этой передачи подобные шутки не приняты. Так вот, о песне. Я говорил уже тогда, что определил её название и имена авторов и исполнителя, но запись песни на радио размагничена, а на пластинках её не было и попросил наших слушателей-филофонистов помочь найти запись памятной для Евгении Геннадьевны песни. Недавно я получил от Валерия Сергеевича Франченко из Пскова эту запись. Благодарю вас сердечно, Валерий Сергеевич! Пожалуйста, Евгения Геннадьевна, вот песня, которую вы искали и мы тоже довольно долго». Песня «У белых скал». Композитор Александр Аверкин. Поэт Игорь Лашков. Исполняет Виктор Селиванов. Запись 1963 года**. -
Автор письма: Луиза Андреевна Шейхулина, Казань, «...мама сказала незадолго до смерти: “Дочь, узнай, кто написал эти стихи?” Я храню этот листочек много лет, автора так и не узнала. С вашей помощью, Виктор Витальевич, надеюсь узнать». - «Луиза Андреевна, из газетной вырезки, пожелтевшей от времени, которую вы прислали, ясно только то, что газета эта вышла в сентябре 1968 года и что автор интересующего вас стихотворения из Новосибирска. Может быть, наши слушатели из Сибири сообщат нам с вами его имя?.. Вот это стихотворение, называется оно “Вертинский”:
“Я слушал этого певца –
Усталого, больного –
За две недели до конца
Его пути земного.
Я помню: в клубный зал пришли
Изящные старушки.
Я помню платья до земли
И на вуалях – мушки.
И был мне бесконечно чужд
И вчуже интересен
Мир тех полузабытых чувств,
Тех жестов, слов и песен.
А зал, как мог, сходил с ума,
Пристойно и старинно,
Когда он пел, старик: «Я ма –
Лень-ка-я балерина»,
И пальцы к сердцу прижимал
Худой, большого роста.
Но я, конечно, понимал,
Что всё не так-то просто,
И навсегда при мне, со мной
Тот зал, рояль и рампа,
На грани пошлости самой
Смертельный риск таланта...” ***»
Песня «Маленькая балерина». Композитор Александр Вертинский. Поэты Наталья Грушко**** и Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский, концертная запись. -
Автор письма: Римма Михайловна Засецкая, город Тула, «...1 апреля 1957 года был первый рабочий день восьми выпускниц Тульского технического училища №1 в научно-исследовательском институте города Химки Московской области. Мы были самые молодые, весёлые и серьёзные. Видя наше прилежание в работе к нам относились благожелательно, помогали. Работали, учились в вечернем институте, ездили в Москву на концерты, спектакли. Летом ходили на байдарках. Нашими инструкторами были парни, старше нас лет на семь-десять. Они относились к нам бережно, покровительственно и великодушно, подтрунивали над нами: “Пить хочешь? Жарко? Достань из рюкзака ложечку и оближи её, жажда и пройдёт. Пить на переходах нельзя, силы потеряешь вместе с потом”... В памяти о наших походах наиболее яркое впечатление оставило одно туманное утро. Мы шли на байдарках по Клязьминскому водохранилищу. Туман был такой густой, что мы не видели из соседних байдарок. И этот полёт на байдарке, взмах вёсел, и ты летишь в туман... Было так прекрасно, что я, стеснительная и лишённая музыкального слуха, запела. Возможно, что я интуитивно выбрала такой вариант ориентирования в тумане. Наша байдарка была первая, а остальные шли на голос... Если вы найдёте одну из тех моих “байдарочных” песен “Не пришла ещё весна”, музыка Людвиковского, слова Регистана, я буду вам очень благодарна». Виктор Татарский: «Пожалуйста, Римма Михайловна». Песня «Не пришла ещё весна». Композитор Вадим Людвиковский. Поэт Гарольд Регистан. Исполняет Капиталина Лазаренко. Эстрадный оркестр под управлением Вадима Людвиковского. Запись 1955 года.
-
Автор письма: Николай Николаевич Потапов, город Тамбов, «...помню, где-то в 1957-м - 1960-м годах была пластинка “Бакинские огни”, исполнял песню женский голос. Там были такие слова:
“Ты ушёл далёко в море,
Вдаль повёл корабль свой.
В голубом морском просторе
Бережёшь страны покой...”
У меня много записей 1930-х - 1960-х годов, а вот этой нет. Если можно, найдите её. Виктор Витальевич, не откажите уж, пожалуйста, не забывайте нас, пенсионеров. Пенсию не платят, задерживают по три-четыре месяца. Ну что ж, будем пить песни...» Виктор Татарский: «Будем петь, Николай Николаевич, что остаётся... Пожалуйста, вот ваши “Бакинские огни”». Танго «Бакинские огни». Композитор Пенчо Стоянов, автор аранжировки Тофик Кулиев. Поэт Вениамин Шварцман. Исполняет Ирина Чмыхова. Грампластинка 1957 года. -
Виктор Татарский: «17 февраля 10 лет со дня ухода от нас поэта Александра Башлачёва - СашБаша, как называли его друзья». Автор письма: Лена Тирбах, 16 лет, посёлок Средняя Ахтуба, Волгоградская область, «...Александр Башлачёв... Я до сих пор удивляюсь, как я узнала этого поэта, ведь по радио я слышала его песни всего два раза, а по телевидению об Александре - ни слуху ни духу. 17 февраля 1988 года Саша выбросился из окна... Александр - человек не меньшего таланта, чем Высоцкий, по словам Артемия Троицкого. Но где же он, где его стихи, песни?.. Это несправедливо. Я полюбила его стихи и хочу, чтобы о Саше знали, как о поэте. Но даже в Питере люди, серьёзно увлекающиеся роком, не знали, где его могила... Неужели у нас появится ещё один забытый поэт?.. Нельзя так!.. Нельзя обеднять себя так!.. Своим друзьям я много рассказывала о Саше, но они никогда не слышали его баллад. Помогите им услышать Александра Башлачёва...» Песня «Всё будет хорошо». Автор музыки и стихов Александр Башлачёв. Исполняет Александр Башлачёв. 17 февраля 1988 года ушёл из жизни поэт, бард, рок-музыкант, певец, художник и журналист, один из наиболее известных представителей советского андеграунда, участник Ленинградского рок-клуба Александр Николаевич Башлачёв. К 10-летию со дня гибели Александра Башлачёва (1960-1988).
Упоминаемые персоны: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев); Артемий Кивович Троицкий (1955 г.р., советский и российский рок-журналист, музыкальный критик, педагог, теле- и радиоведущий, писатель, актёр; один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России; член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей, ведущий этих концертов).
-
Виктор Татарский: «13 февраля***** был день рождения Анны Герман. В этот день ей исполнилось бы всего 62 года... Из множества писем об этой прекрасной певице, замечательной женщине...» Автор письма: Юля Лукина, 17 лет, город Симферополь, Крым, «..она была неповторимой, стала незабываемой! В начале 1960-х пришла на большую эстраду выпускница Вроцлавского геологического института, молодая певица Анна Герман. Любителей музыки покорили её мягкий, доверчивый, хрустально чистый голос, необычайная музыкальность, искренность и глубина исполнения. Успех пришёл очень быстро и многим казалось, что и дальше всё будет просто и легко. В ту пору и сама Анна не могла представить, каким нелёгким, а, подчас, и драматичным будет её путь. Начиналось всё так обнадеживающие - “Танцующие Эвридики” стали событием в музыкальной жизни! Перед ней открылся весь мир, но вскоре осталось совсем немногое - борьба за жизнь и висящая на волоске вера - вера в людей, вера в счастье. И эта упорная борьба продолжалась с момента катастрофы до конца жизни. “По-моему, для человека моей профессии, самое главное - не играть, быть самим собой. И, если говоришь ты о вещах серьёзных, то слушатель поймёт тебя обязательно”, - так некогда сказала Анна Герман. И верный, преданный слушатель всегда понимал, любил спешил на помощь. У неё было очень много настоящих надёжных друзей... “Я считаю себя самым счастливым человеком. Я познала тепло миллионов сердец. Я пела для людей и люди щедро платили мне добром”, - так говорила Анна в одном из последних интервью. Судьба певицы - прекрасная, трудная... Но всё-таки Анна вышла победительницей. Своим мужеством, своим светлым жизнелюбием она доказала, что физическая смерть не властна над подлинным талантом, над нравственной и духовной чистотой, над человеческой порядочностью, над всем тем, что для нас так счастливо соединилось с её обликом и голосом - голосом нашей надежды...» Песня «Мечта о любви» («Non ho l`età», «Дай мне помечтать», «Мне ещё рано любить», «Я вернусь»). Композитор Марио Панцери (Mario Panzeri). Поэт Никола Салерно (Nicola Salerno, Nisa, Ниса). Исполняет Анна Герман (Anna German). Инструментальный ансамбль под управлением Вадима Гамалия. Запись 1965 года. 14 февраля 1936 года родилась польская певица и композитор немецко-голландского происхождения, известная исполнительница песен на разных языках мира, в первую очередь на польском и русском; лауреат многих национальных и международных фестивалей, в том числе в Монте-Карло, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах, Сопоте Анна Виктория Герман (Anna Wiktoria German-Tucholska). Ко дню рождения Анны Герман (1936-1982).
Завершая 754 выпуск «Встречи с песней», Виктор Татарский говорит: «...напоминаю, что “Встреча...” выходит в эфир в 1 и 3 пятницы в 22 часа 5 минут на “Радио 1”, а во 2 и 4 субботы в 21 час 10 минут на “Радио России”. Кстати, вероятно, с мая мы будем занимать и 5 субботу месяца, если она там окажется. Редактор Любовь Кузнецова, режиссёр Максим Осипов, звукооператор Елена Горшкова...»
Примечание: * композитор и дирижёр Илья Семёнович Жак в записи, прозвучавшей в передаче, только автор обработки мелодии «Вальса цветов».
Примечание: ** в передаче прозвучали только два куплета песни Александра Аверкина и Игоря Лашкова «У белых скал». Веб-архив «Встречи с песней» имеет возможность представить вашему вниманию фонограмму Виктора Селиванова 1963 года целиком:
Примечание: *** автор стихотворения «Вертинский» - Илья Олегович Фоняков (1935–2011), поэт, журналист, переводчик, родом из города Бодайбо Восточно-Сибирского края, «из семьи потомственных интеллигентов». Его отец, Олег Антонинович Фоняков (1899–1938), был главным инженером геологоразведочного управления треста «Лензолото», в конце 1930-х был арестован и расстрелян в Читинском лагере. Мать - Наталья Николаевна Фонякова (1912—2002), филолог. Илья Фоняков после окончания отделения журналистики филологического факультета Ленинградского университета много лет жил и трудился в Новосибирске, был сотрудником газеты «Советская Сибирь», собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Сибири, имел большое влияние в творческой среде города как руководитель Литературного объединения. Илья Олегович автор более 40 книг, в том числе, поэтических сборников «Именем любви», «Избранная лирика», «Своими словами», «Островитяне». Строка «мир полузабытых чувств», прочитанная Виктором Татарским, в оригинале - «мир позабытых чувств». Стихотворение Ильи Фонякова «Вертинский» в 1989 году было включено в книгу «Артист Александр Вертинский» учёного и педагога в области филологии, доктора филологических наук, профессора, члена Союза театральных деятелей России и Союза писателей России, ректора Екатеринбургского государственного театрального института Владимира Гавриловича Бабенко.
Примечание: **** по уточнённой информации, соавтор Александра Вертинского стихов песни «Маленькая балерина» - Наталья Васильевна Грушко (1891-1974), поэтесса, литературовед, автор литературно-критических статей и стихотворных сборников, изданных в 1912 и 1922 годах, автор пьесы «Слепая любовь», поставленной в 1914 году в Петрограде, «без “мещанских условностей” писавшая о психологических переживаниях богемной эмансипированной дамы». Стихотворение «Маленькая балерина» было написано в 1938 году и положено на музыку в 1940 году.
Примечание: ***** в некоторых справочниках, действительно, днём рождения Анны Герман указано 13 февраля, однако, согласно
Выпуск 754 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Веб-архив «Встречи с песней» благодарит Сергея Борисовича Рововых за сохранение и оцифровку записи 754 выпуска передачи.
Выпуск 752 | Выпуск 755 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.