RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 922
(31 января 2004 года)



Открывая передачу, Виктор Витальевич Татарский говорит: «Здравствуйте, 31 января 1967 года, тридцать семь лет назад, в эфир вышел первый выпуск “Встречи с песней”. Сегодня девятьсот двадцать вторая “Встреча...”».

  1. Автор письма: Геннадий Кириллович Кулакин, город Мытищи, Московская область, «...поздравляю с 37-летием “Встречи с песней”, поздравляю всех её слушателей, всех, кто помогает ей. Спасибо “Встрече...” за то, что в наш жестокий век чувства добрые лирой пробуждает. Понятно, что имел в виду под жестоким веком Александр Сергеевич, а уж в XX веке и начале XXI, когда звучала и звучит “Встреча...”, эпитет “жестокий” в обосновании тем более не нуждается. Более миллиона бездомных детей у нас сегодня. Мы что, не нужны друг другу? Нас слишком много? Свобода для немногих - экономические цепи на остальных. Преуспевание бесчестных - бесчестие для остальных. Но не хочу брюзжать в этот торжественный для “Встречи...” день. “Времена не выбирают...” * 37 лет - это срок. Я активно участвовал в проектах протяженностью в 10, 14 лет, на собственном опыте знаю, чего это стоит. Говорят, что жизнь человека - это усилие во времени. Спасибо за красоту усилия, которую вы дарите при каждой встрече. Помню, в первые послевоенные годы слишком частыми для детского восприятия были встречи с безногими на самодельных деревянных тележках, иногда - колодках, и безрукими мужчинами. Наш сосед, обожжённый войной фронтовик, часто просил меня петь для него его любимую “Одинокую гармонь”, я пел, он плакал каждый раз...» Фрагменты песен с музыкой композитора Бориса Мокроусова: «Одинокая гармонь» (поэт Михаил Исаковский, исполняет Сергей Лемешев в сопровождении оркестра под управлением Алексея Ковалёва), Üksik Lõõtspill («Одинокая гармонь») (автор текста на эстонском языке Айно Отто (Aino Otto), исполняет Георг Отс (Georg Ots)), Samotna harmonia («Одинокая гармонь») (автор текста на польском языке Роберт Штиллер (Robert Stiller), исполняет Слава Пшибыльска (Sława Przybylska)), «Прекрасный май» (Joli Mai, «Красавец май») (автор аранжировки Мишель Легран (Michel Legrand), автор текста на французском языке Франсис Лемарк (Francis Lemarque), исполняет Ив Монтан (Yves Montand)). Записи 1950-х - 1960-х годов.

    Упоминаемая персона: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист, редактор и издатель; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века, величайший национальный русский поэт; автор письма, Геннадий Кулакин, отсылает слушателей к стихотворению Александра Пушкина 1836 года «Памятник»:
    «И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал»
    ).

  2. Автор письма: Клавдия Ивановна Ежова, город Тверь, «...родилась я в Ленинграде, училась в 165-й школе Смольнинского района. Наш классный руководитель Дора Владимировна водила нас на спектакли в Кировский оперный театр. В 1942 году, когда от голода в блокаду умерла мама, меня взяли в медсанроту ПВО, где я служила до 1945 года. Имею медаль “За оборону Ленинграда”, муж, кадровый военный, тоже ленинградец. В 1975 году, после демобилизации мужа, нам отказали в прописке в Ленинграде**, где я прожила 34 года. И как же обидно вынести войну, блокаду и жить теперь вдали от любимого города! Прошу вас, передайте для нас “Хор узников” из оперы Верди “Набукко”». Хор «Ты прекрасна, о, родина наша!» («Хор узников») из оперы «Набукко» («Навуходоносор»). Композитор Джузеппе Верди. Исполняет хор и оркестр миланского театра «Ла Скала», дирижёр Клаудио Аббадо (Claudio Abbado).

  3. Автор письма: Светлана Сотская, город Омск, «...с днём рождения любимой “Встречи...” всех нас!
    - А что, имеются сведения о самом первом её выпуске

    Виктор Татарский: «Конечно, Светлана. Я храню материалы всех передач, начиная с первой, с 31 января 1967 года».
    - «Какая песня открывала нашу “Встречу...”?»
    Виктор Татарский: «Это был “Солдатский вальс” Никиты Богословского и Владимира Дыховичного».
    - «Откуда слетелись первые письма?»
    Виктор Татарский: «Отовсюду».
    - «Что ещё за все эти годы не было допущено цензурой к эфиру, как это было с “Прощанием с новогодней ёлкой” Окуджавы?»
    Виктор Татарский: «Ну, огромное число запретных тем, песен, авторов и исполнителей. Перечислить невозможно, да и стоит ли?»
    - «Какое произведение оказалось самым востребованным?»
    Виктор Татарский: «Светлана, их много таких произведений, отдать предпочтение чему-либо невозможно».
    - «О чём просил самый юный слушатель?»
    Виктор Татарский: «Миша Воробьёв пяти лет просил песню “Не дразните собак, не гоняйте кошек”. В его письме была фраза: “Я люблю Родину, птиц, и всё на свете”».
    - «И, наконец, кому вы, Виктор Витальевич, могли бы доверить подготовку и ведение “Встречи с песней” в случае, скажем (тьфу-тьфу, конечно) внезапной осиплости вашего неподражаемого голоса?»
    Виктор Татарский: «Никому, Светлана. Это авторская программа, и другой человек - другая передача. Так что стараюсь быть в форме и осиплости, как и вольнодумства, не допускать».
    «Я услышала как-то такие песенные строки:
    “Там, где ветры степные, да кругом ковыли,
    Там гитара с трубою разговор завели.
    Начинала гитара: тара-тара-та-тара,
    Тра-па-па-па-па-пам, - отвечала труба...”

    Гитара там, среди коней, полей сражений и воюющих людей, казалась мне пришельцем из иных миров. Её негромкому голосу надо бы внимать спокойными домашними вечерами у камина, при свечах. Впрочем, мудрый поэт Юрий Левитанский всё это знал, “спор” между гитарой и трубой был устроен им специально. Понимаю и уважаю сегодняшний репертуар Елены Антоновны, и, может быть, мой выбор сама поющая актриса не одобрит, всё же, так как иного шанса прозвучать в наши дни у этой песни, оставленной в прошлом веке, просто нет, прошу о встрече с “Балладой о гитаре и трубе” в исполнении Елены Камбуровой»
    . Песня «Баллада о гитаре и трубе». Композитор Ян Френкель. Поэт Юрий Левитанский. Исполняет Елена Камбурова. Запись 1970 года.

    Упоминаемые персоны: Никита Владимирович Богословский (1913-2004, советский и российский композитор, дирижёр, пианист, литератор-публицист и прозаик; народный артист СССР); Владимир Абрамович Дыховичный (1911-1963, русский советский писатель-сатирик, драматург, поэт и эстрадный чтец-декламатор); Булат Шалвович Окуджава (1924-1997, советский и российский поэт, прозаик, сценарист, певец, бард, композитор; лауреат Государственной премии СССР, член Союза писателей СССР); Миша Воробьёв (один из самых юных слушателей и участников «Встречи с песней», написавший письмо в передачу в возрасте пяти лет).

  4. Виктор Татарский: «Из писем к сегодняшнему дню рождения нашей “Встречи...”» Автор письма: Борис Васильевич Дерябин, Тюменская область, «...однажды, слушая у знакомых вашу передачу, я разговорился с Розой Ибрагимовой, и она рассказала вот что. Это произошло в 1967 году, когда только появилась “Встреча с песней”. У неё тогда скоропостижно умер муж, осталась она одна, с четырьмя малолетними сыновьями. И вот как-то, придя с работы, а работала она на шпалозаводе - работа тяжелейшая для женщины, накормив и уложив спать детей, включила радио и в это время услышала музыку “Одинокой гармони”. Передача её очень взволновала - очевидно, она услышала песни, созвучные её душевному состоянию. После этой передачи она с нетерпением стала ждать очередной. “Бывало, - говорит, - дети спят, а я слушаю. Наревусь вдоволь, а потом как-то успокоюсь, и после окончания передачи засну. А до этого ночами не спала”. Если передача совпадала с её рабочим временем, то её отпускали раньше. И длилось это годами. Так “Встреча с песней” стала для неё любимой. Только она почему-то зовёт эту передачу по музыке заставки - “Одинокая гармонь”, очевидно, такое название созвучно её жизни. Я, бывший солдат, фронтовик, знаю, какое место в человеческой жизни порой занимает песня, но вот чтобы целая передача имела такое значение в жизненной судьбе, это я встретил впервые».

  5. Автор письма: Владимир Иванович Подгайный, город Красноуфимск, Свердловская область, «...мой отец Иван Дмитриевич был кадровым офицером, фронтовиком. Он привёл меня в музыкальную школу, а когда мне было лет девять, взял с собой на фильм “Великий Карузо”. Игра и пение артиста меня потрясли. Помню, что в финале певец умирает на сцене. Отец говорил тогда, что Карузо давно умер, а за него в фильме пел другой артист, но моя мальчишеская душа этого не принимала - вот он, на экране, великий Карузо, и никаких других имён я слышать не желал. Прошли годы, я узнал, что Энрико Карузо умер в 1921 году, и не на сцене - к тому времени он уже не пел из-за болезни. А в фильме, который я видел с отцом в начале 1960-х, пел Марио Ланца, родившийся в год кончины Карузо в Филадельфии». Песня «Прекраснейшая ночь года» (The loveliest night of the year, «Когда ты влюблена») из кинофильма «Великий Карузо» (The Great Caruso) (1951 год, режиссёр Ричард Торп (Richard Thorpe), США) на мелодию вальса «Над волнами» («Sobre las olas»)***. Композитор Хувентино Росас (Juventino Rosas, Ювентино Росас), автор аранжировки Ирвинг Ааронсон (Irving Aaronson). Поэт Пол Фрэнсис Уэбстер (Paul Francis Webster). Исполняет Марио Ланца (Mario Lanza). 31 января 1921 года родился американский певец и актёр итальянского происхождения Марио Ланца. Ко дню рождения Марио Ланца (1921-1959).

    Упоминаемая персона: Иван Дмитриевич Подгайный (отец Владимира Подгайного; очевидно, речь идёт об Иване Подгайном 1920 г.р., участнике Великой Отечественной войны с 1941 года, гвардии старшем лейтенанте, воевавшем в 331 и 350 стрелковых полках 96 стрелковой дивизии, награждённом Орденами Отечественной войны I и II степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги»).

  6. Автор письма: Виктор Михайлович Кахутин, город Долгопрудный, Московская область, «...каждую вашу передачу жду с нетерпением сердца и расцениваю её как весомую добавку к нашей...» - «Ну, тут сказано, к какой...», - В.Т., «...пенсии». - «В таком случае, Виктор Михайлович, я готов выходить в эфир ежедневно», - В.Т., «В каждой вашей передаче есть романс или оперная ария, но очень редко звучит оперетта. Мне кажется, что народ просто мало знаком с этим видом искусства, поэтому и не знает, что ему заявлять. Про себя могу сказать: любые ария, дуэт, танец из оперетты были бы для меня подарком. Надо же как-то решать этот вопрос, Виктор Витальевич, о бедной... оперетте замолвите слово****». Виктор Татарский: «Виктор Михайлович, да нет никакой драмы в этом. Ну, звучит оперетта, тогда, когда есть хорошее письмо, а не заявка: передайте для “тёти Муси”, там... Арию Чаниты*****, и всё. Но вот, к сожалению, когда об оперетте идёт речь, именно такие письма и приходят, а это невыполнение условий нашей передачи. Так вот, это вам, Виктор Михайлович, надо было “замолвить слово”. Что вы и сделали». Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер». Композитор Исаак Дунаевский. Авторы поэтического текста Виктор Винников, Владимир Крахт и Виктор Типот. Исполняет Кира Шеляховская. Оркестр Всесоюзного радио под управлением Исаака Дунаевского. Запись 1950 года.

  7. Автор письма: Ирина Анатольевна Ястребова, город Воронеж, «...услышав во “Встрече...” один из романсов Александра Вертинского, захотелось мне послать вам программу его концерта, который 29 сентября 1945 года, вскоре после своего возвращения на Родину, он дал в Одессе, где я с мамой очутилась после возвращения из эвакуации в Казахстан, куда мама вывозила ребят детского дома. В сентябре 1945-го он дал несколько концертов в Летнем саду в Одессе. Мама продала хлебные талоны на два дня из карточек продовольственных и купила нам входные билеты на концерт. Для неё это была вторая встреча с Вертинским, первая состоялась в 1915 году в Петербурге. Для меня же, советской школьницы, выпускницы 1945 года, концерт Вертинского был событием невероятным...» Песня «Ты успокой меня». Композитор и поэт Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Партия фортепиано Александр Блох. Грампластинка 1930 года.

  8. Автор письма: Эльвира Сергеевна Сафонова, Москва, «...дорогая “Встреча...”, я слушательница твоя с 1967 года. Ты приходишь в дом, как старый долгожданный друг, и особенно дорога тем людям, которые уже не могут сами выходить из дома. В молодости я слушала тебя вместе с мамой. Она мне рассказывала, что отец окончил Академию имени Фрунзе накануне войны, и всему выпуску подарили патефоны и набор пластинок - тогда это была новинка. Все жили в одном доме, на проезде Девичьего поля, и вечерами из раскрытых окон доносились одни и те же мелодии. Набор включал 20 пластинок, среди певцов были Изабелла Юрьева, Вадим Козин и Георгий Виноградов - в его исполнении было знаменитое танго “Люблю”, которое позднее звучало в фильме “Они сражались за Родину”******, как символ мирной жизни. Я знаю, что танго звучало во “Встрече...”, но в память о моих стариках, которые ушли из жизни, не озлобившись, со светлыми душами и помыслами, очень прошу вас повторить его в исполнении Георгия Виноградова - ничто не может сравниться с оригиналом, даже при современных возможностях звукозаписи». Танго «Люблю» («Вам возвращая Ваш портрет...», «Вдыхая розы аромат...»). Композитор Ефим Розенфельд. Поэт Николай Венгерский. Исполняет Георгий Виноградов. Аккордеонный ансамбль под управлением Ефима Розенфельда. Грампластинка 1939 года.

    Упоминаемые персоны: Изабелла Даниловна Юрьева (1899-2000, советская и российская эстрадная певица, исполнительница песен и романсов; народная артистка Российской Федерации); Вадим Алексеевич Козин (1903-1994, эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт).

  9. Автор письма: Галина Афанасьевна Скоропад, Волгоград, «...с 1949 по 1952 годы я училась в Кадиевском горном техникуме Луганской области. Как-то у нас был концерт для студентов, мне запомнилась красивая восточная мелодия, она называлась “Караван”. Силою своего воображения я перенеслась в пески пустыни и даже увидела навьюченных верблюдов. Хотелось бы её вновь услышать и вспомнить своих однокурсников и преподавателей. Многих уже нет, но я их всех люблю». Пьеса «Караван» (Caravan). Композиторы Хуан Тизол (Juan Tizol Martínez) и Дюк Эллингтон (Duke Ellington)*******. Исполняет Эстрадный оркестр радио Болгарии под управлением Вилли Казасяна (Биг Бенд на Българското Национално Радио с диригент Вили Казасян).

  10. Автор письма: Оксана Чистякова, студентка, Москва, «...не знаю, возможно ли будет выполнить мою просьбу: ведь вы в основном отвечаете на письма, связанные с музыкой прошлого». - «Не обязательно прошлого, Оксана, главное, чтобы это была Музыка», - В.Т., «Но я убеждена, что находить глубину мысли, чистоту мелодии можно и в так называемой “молодёжной музыке”, хотя я этого термина не признаю - музыка есть хорошая и плохая». - «И я так считаю, Оксана», - В.Т., «Однажды я увидела по телевидению выступление группы “Аквариум”, звучала песня, из которой чётко помню лишь слова “двигаться дальше”. На экране группа людей посередине белого снежного поля, но надо двигаться дальше, и вот один встаёт и решительными шагами идёт к горизонту, за ним - второй, третий... Очень бы хотелось, чтобы эта композиция нашлась в вашей фонотеке. P.S. (постскриптум - после письма). Может быть, вы и не являетесь поклонником “Аквариума”, но всё-таки я надеюсь и жду». Виктор Татарский: «Оксана, ничьим поклонником я не являюсь, мне само это слово чуждо. Что же касается группы “Аквариум”, и особенно её лидера, Бориса Гребенщикова, мне интересно почти всё, что я у них слышал. Кстати, композиция “Двигаться дальше” во “Встрече...” ни разу не звучала, её название кажется мне вполне уместным для заключительного кадра передачи, которой сегодня 37 лет. Двигаться дальше!» Песня «Двигаться дальше» из альбома «День серебра». Автор музыки и стихов Борис Гребенщиков. Исполняет Борис Гребенщиков и рок-группа «Аквариум». Запись 1984 года.

В завершении передачи её автор и ведущий говорит: «Закончился 922-й выпуск “Встречи с песней”. День его выхода в эфир совпал с днём рождения передачи - с тридцатисемилетием. Благодарю всех друзей “Встречи...”, которые поздравили её с этим событием. <...> Координатор Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан. Расстаёмся до субботы 14 февраля. Ещё раз благодарю всех. Ваш Виктор Татарский».

Примечание: * отсылка автором письма к крылатой фразе «Времена не выбирают, в них живут и умирают» - строкам стихотворения 1978 года «Времена не выбирают...» поэта и эссеиста Александра Семёновича Кушнера:

«Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять».

Примечание: ** известно, что в советское время просто по желанию, а не в связи с работой, переехать в Москву и Ленинград и получить прописку в этих городах было сложно, ведь частного жилья в СССР не имелось. Это касалось и военнослужащих, уволенных в запас. До 1993 года, то есть, до принятия первой редакции Закона о статусе военнослужащих, порядок реализации ими права на обеспечение жильём регулировался нормативными актами от 1960, 1967, 1975 и 1981 годов. Так, например, согласно пункту 12 Приказа Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года №285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильём военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. То есть, учёт граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному месту жительства не входило в компетенцию Министерства обороны, а всецело возлагалось на местные органы власти, куда уволенному в запас военнослужащему необходимо было обратиться. Из контекста письма Клавдии Ежовой неясно, обращался ли её супруг к властям Ленинграда и от них получил отказ, так как утраченная прописка не являлась основанием для её возврата, но от Министерства обороны после увольнения в запас требовать обязательного переселения семьи в желаемый для проживания город, было бессмысленно.

Примечание: *** мелодия песни The Loveliest Night of the Year, прозвучавшей в 1951 году с киноэкрана, впервые была опубликована в 1888 году как вальс под названием Sobre las olas («Над волнами»), который был написан мексиканским композитором и скрипачом Ювентино Росасом (1868-1894), прожившим всего 26 лет, но оставившим заметное музыкальное наследие. В 1950 году мелодия вальса была адаптирована Ирвингом Ааронсоном на слова Пола Фрэнсиса Уэбстера для фильма «Великий Карузо», в котором её исполнила певица и актриса Энн Блайт. Позже песню записал Марио Ланца, сыгравший в фильме роль Энрико Карузо. В его исполнении песня стала одной из самых популярных в 1951 году, достигнув третьей строчки в американском чарте Billboard.

Примечание: **** игра слов от Виктора Кахутина - автор письма перефразировал название телевизионного трагикомедийного фильма 1980 года режиссёра Эльдара Александровича Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».

Примечание: ***** Ария Чаниты (Песенка Чаниты) из оперетты в трёх действиях и четырёх картинах композитора Юрия Сергеевича Милютина (1903-1968) по либретто поэта, сценариста, писателя, драматурга и журналиста Евгения Евгеньевича Шатуновского (1907-1998) «Поцелуй Чаниты», написанной в преддверии VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года в Москве. Действие оперетты происходит в середине 1950-х годов в городе Сан-Лоренто на берегу Тихого океана. Премьера «Поцелуя Чаниты» состоялась 29 декабря 1957 года. В 1974 году на киностудии имени Александра Довженко режиссёром Евгением Шерстобитовым по мотивам оперетты был снят одноимённый художественный широкоформатный фильм в жанре музыкальной комедии.

Примечание: ****** «Они сражались за Родину» - кинофильм по одноимённому роману писателя и журналиста Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), снятый в 1975 году режиссёром Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком (1920-1994).

Примечание: ******* говоря об американском композиторе и пианисте Дюке Эллингтоне, Виктор Татарский отмечает его, как основоположника «стиля джунглей» в джазе. Джангл-стиль возник во второй половине 1920-х годов и характеризовался экзотическими комбинациями тембров, обилием остро диссонирующих звучаний и кластеров, разнообразными сурдинными эффектами, граул-манерой в игре на духовых инструментах, дертитонами, глиссандо, шаут-приёмами, подражанием голосам диких животных и человека.

Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 922 выпуска передачи.

Выпуск 922 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 31 января 2004 года.



Выпуск 921Выпуск 923
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.