Виктор Татарский: «В 1765 году, то есть 240 лет назад, родился польский композитор, политический деятель, генерал, граф Михал Клеофас Огиньский - именно вот так, через мягкий знак. В 1794 году он принимает участие в польском восстании под руководством Тадеуша Костюшко, затем иммигрирует в Италию. С 1802 года граф Огиньский в Петербурге, с 1810-го он сенатор, в 1815-м уезжает во Флоренцию. Автор опер, фортепианных пьес, романсов, Огиньский известен нам, конечно, в первую очередь своим элегическим полонезом, как почему-то в течение многих лет называли у нас его знаменитый полонез “Прощание с Родиной”. Этому произведению 211 лет, но оно остаётся памятным и дорогим многим участникам нашей “Встречи...”». Автор письма: Валентин Леонтьевич Седлецкий, Украина, «...прошло более полувека, а я отчётливо помню тот воскресный летний день, когда впервые услышал прекрасное музыкальное произведение “Прощание с Родиной”. Было это в парке, играл духовой оркестр. Через несколько лет я написал на украинское радио просьбу передать этот полонез. Просьбу мою выполнили, а вскоре я получил письмо от жителя Киева, к сожалению, забыл его фамилию, он писал, что работал с моим отцом на КВЖД – Китайской восточной железной дороге. Помню строки из его письма: “Это был такой человек, что вот уже 30 лет я его ищу и до конца жизни буду искать”. Он писал о том, что после нескольких лет работы в Китае советское правительство отозвало их на Родину. “Нас встречали в Москве, как челюскинцев, - писал он, - а через несколько месяцев всех арестовали”... Ещё не был опубликован “Один день Ивана Денисовича” Солженицына, а уже правду о советских лагерях я знал из писем этого человека. В 1980-х годах работа забросила меня в Тюменскую область, в маленький посёлок на трассе газопровода Уренгой – Челябинск. И вот однажды зимой, в сильный мороз, я с товарищами заночевал в охотничьем домике. Уставшие и продрогшие, мы развели огонь в буржуйке, я включил транзисторный ВЭФ* – и зазвучал мой любимый полонез, но в совершенно неожиданном для меня исполнении: его пел детский хор. Я знаю, что полонез любят музыканты, так как слышал его в исполнении духового, эстрадного, симфонического оркестров. Его играют баянисты, аккордеонисты, гитаристы, но в исполнении детского хора слышал его лишь однажды – тогда, в глухой тайге, среди величественных сосен и кедров, в маленькой охотничьей избушке».
Элегический полонез ля минор №13 «Прощание с Родиной» («Полонез Огинского»), сочинение 1794 года.
Композитор Михаил Огинский (Михал Клеофас Огиньский). Поэт Евгений Долматовский. Исполняют Хор Института художественного воспитания детей, оркестр. Художественный руководитель Владислав Соколов, дирижёр Василий Ширинский. Запись 1955 года.
25 сентября 1765 года родился польский композитор, дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, член Правительствующего Сената, автор цикла из 24 полонезов для фортепиано, в числе которых и всемирно знаменитый «Полонез Огинского» - полонез «Прощание с Родиной» Михаил Клеофас Огинский. К 240-летию со дня рождения Михала Огиньского (1765-1833).
Упоминаемые персоны:
Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко (Andrzej Tadeusz Bonawentura Kościuszko, Andrew Thaddeus Bonaventure Kosciuszko, 1746-1817, военный и политический деятель Речи Посполитой и США, участник Войны за независимость США, руководитель польского восстания 1794 года, национальный герой Беларуси, Польши и США, почётный гражданин Франции; Генералиссимус армии Речи Посполитой, носил это звание на протяжении восстания 1794 года — вплоть до пленения русскими войсками в битве под Мацеёвицами);
Александр Исаевич Солженицын (1918 г.р., русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель; участник Великой Отечественной войны; с 1945 по 1953 годы заключённый ГУЛАГа; лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года, Государственной премии РСФСР имени Максима Горького 1990 года; академик Российской академии наук по отделению историко-филологических наук; помимо художественных сочинений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, Александр Солженицын получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX-XX веков; повесть «Один день Ивана Денисовича» (первоначальное авторское название — «Щ-854. Один день одного зэка») — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР).
Автор письма: Валентина Константиновна Бусовикова, город Мыски, Кемеровская область, «...это был 1951 год. Уехала в бухту Иннокентьевку. Летом к нам заходили военные корабли, и когда мы с девчатами шли на работу, а идти надо было через сопку, то в соседней воинской части каждое утро крутили пластинку – это нас так приветствовали:
“Ой ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Моё сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь...”» Тамбовские частушки «Белая берёза».
Исполняет солистка Государственного академического русского народного хора имени Митрофана Пятницкого Клавдия Коток. Аккомпанемент на баяне Фёдор Филин. Запись 1952 года.
Автор письма: Анатолий Григорьевич Архипов, город Тырныауз, Кабардино-Балкария, «...обращается к вам пилот 1-го класса Гражданской авиации. Обслуживал геологов, буровиков, золотодобытчиков, алмазников в Якутии, нефтяников Тюмени, Сургута, Ноябрьска, работал на БАМе. Я хочу поздравить всех выпускников Кременчугского лётного училища с 40-летием выпуска. Прошу о песне, которая звучит в кинофильме “В бой идут одни «старики»” – “Клён кудрявый, лист резной” **. Всем здоровья, счастья, благополучия! Будем жить, ребята!».
Песня «Смуглянка».
Композитор Анатолий Новиков. Поэт Яков Шведов. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова. Художественный руководитель Борис Александров. Солисты Николай Абрамов и Иван Савчук. Запись 1953 года.
Автор письма: Ида Александровна Воронова, деревня Уезжа, Новгородская область, «...прошу вас вспомнить Александра Евгеньевича Бовина – международного публициста, дипломата, писателя. 9 августа ему исполнилось бы 75 лет. Не стало его внезапно. 25 апреля прошлого года он не пришёл на свою очередную передачу “Мир за неделю” ***. Я решилась позвонить ему домой – Александр Евгеньевич сказал, что простудился, но каникулы на всё лето делать не собирается. А 29 апреля в новостях “Радио России” – сообщение о его кончине. Как обухом по голове. А потом до вечера горестные голоса его многочисленных друзей и сослуживцев... Я же всего-навсего его давняя случайная знакомая. В декабре 1962 года мы оказались за одним обеденным столом в доме отдыха. Он уже пытался худеть, заказывал себе капустные котлеты, хотя смотрел на них с тоской, и избегал мужских компаний, где часто путают еду с закуской. Поэтому он выбрал женское общество. Со мной он катался на лыжах и присвоил мне почётное звание “лыжный бандит”. В 1994 году наше знакомство возобновилось благодаря “Гербалайфу” **** и моей наглости. Сегодня, читая его книгу*****, я понимаю, что пытаться поучать его было верхом глупости. Он всегда поступал так, как считал нужным. Он сам сделал себя трудоголиком. Его жена говорила мне, что он сразу заболевает, если начинает меньше работать. Но, при всей своей занятости, Александр Евгеньевич Бовин не оставил без ответа ни одного моего письма, в разговорах со мной был весьма вежлив (а я этому всё ещё не научилась). Он считал, что человек жив, пока его помнят, и надеялся, что книги позволят помнить о нём дольше. Мне хочется думать, что доброе слово приятно и душе ушедшего. Хотя лучше успевать говорить добрые слова живым. В память Александра Евгеньевича Бовина, учитывая его характер, прошу вас дать нам послушать в исполнении Владимира Сергеевича Ильюшина, лётчика-испытателя, -
“Если я заболею,
К врачам обращаться не стану,
Обращаюсь я к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
Постелите мне степь,
Занавесьте мне окна туманом,
В изголовье повесьте
Упавшую с неба звезду...”»Песня «Если я заболею».
Поэт Ярослав Смеляков. Напевает заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Ильюшин под собственный аккомпанемент на гитаре******.
К 75-летию со дня рождения Александра Бовина.
Упоминаемая персона:
Александр Евгеньевич Бовин (1930-2004, советский и российский журналист, политолог и дипломат, юрист, публицист, телеведущий; кандидат философских наук; лауреат Государственной премии СССР; с 1970 по 1982 годы - спичрайтер генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева; с 1972 по 1991 годы Александр Бовин - политический обозреватель газеты «Известия»; вёл еженедельную телевизионную программу «Международная панорама», заведовал кафедрой журналистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), публиковался в журнале «Итоги»; с декабря 1997 года - автор и ведущий публицистической программы «Разговор по существу» телеканала «ТВ Центр»; в 2002 году на канале REN-TV вёл еженедельную 10-минутную рубрику «24 с Александром Бовиным», последней авторской передачей стал радиоцикл «Мир за неделю»; в течение многих лет Александр Евгеньевич оставался одним из ведущих российских экспертов по ближневосточным вопросам и, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем (операция на коленных суставах и проблемы с сосудами головного мозга), продолжал работать и выступать, но 29 апреля 2004 года на 74-м году жизни Александр Бовин скончался от кровоизлияния в мозг).
Виктор Татарский: «9 августа исполнилось 75 лет со дня рождения популярного в 1960-е - 1980-е годы певца Юрия Александровича Гуляева – солиста Большого театра в последние 10 лет жизни, с 1975 по 1986 годы, первого исполнителя лучших песен Александры Пахмутовой, Микаэла Таривердиева, Яна Френкеля, Вениамина Баснера... Юрий Гуляев пел и свои песни, их у него несколько десятков, ну и, конечно, народные песни, романсы – репертуар его был весьма разнообразен и обширен. Прожил он 56 лет и до последних дней не только композиторы, поэты, коллеги, но и слушатели называли певца просто по имени – Юра, Юра Гуляев. В этом не было амикошонства, это было проявлением любви и симпатии к хорошему доброму человеку, лишённому напрочь малейших черт “звёздности”, хотя он и являлся Народным артистом всего Советского Союза, лауреатом... Из письма Венеты Клавдиевны Пономарёвой...» Автор письма: Венета Клавдиевна Пономарёва, город Губкин, Белгородская область, «...с 1957 по 1960 годы я училась в Донецком политехническом институте, а Юрий Гуляев был солистом Донецкого оперного театра в то время. В эти же годы Анатолий Соловьяненко работал преподавателем в нашем институте. Нет, я не была его ученицей, я была слушательницей его репетиций, которые проходили в актовом зале института. И что можно было понять в ТММ (Теории машин и механизмов), если за дверью аудитории на весь учебный корпус звенело: “Нич така мисячна” *******! А на одном из студенческих вечеров при переполненном зале пел Юра Гуляев, он очень любил русские народные песни, но в тот вечер почему-то забыл слова, наговорил какую-то околесицу, но не смутился, и так хитро улыбаясь, допел до конца. Зал хохотал и громко аплодировал. Недавно вы поминали Анатолия Соловьяненко, а сегодня вспомним Юру Гуляева в связи с его 75-летием».
Танго «Звёздное счастье».
Композитор Оскар Строк. Поэт Анатолий Горохов. Исполняет Юрий Гуляев.
9 августа 1930 года родился эстрадный и оперный певец (баритон), композитор; солист Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко, а с 1975 по 1986 годы – солист Большого театра СССР, народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев. К 75-летию со дня рождения Юрия Александровича Гуляева (1930-1986).
Упоминаемые персоны:
Александра Николаевна Пахмутова (1929 г.р., композитор, пианистка, автор песен, общественный деятель; народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Труда Российской Федерации; лауреат двух Государственных премий СССР, премии Ленинского комсомола; кавалер двух орденов Ленина);
Микаэл Леонович Таривердиев (1931-1996, композитор; автор симфонических произведений, концертов, опер, балетов, а также более 100 песен и романсов, музыки к 132 кинофильмам и ряду спектаклей; народный артист РСФСР; лауреат Государственной премии СССР);
Ян Абрамович Френкель (1920-1989, композитор-песенник, выступавший также как певец, скрипач, гитарист, пианист и актёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР; участник Великой Отечественной войны);
Вениамин Ефимович Баснер (1925-1996, композитор; автор оперетт, песен и музыки более чем к 100 кинофильмам; народный артист РСФСР);
Анатолий Борисович Соловьяненко (1932-1999, советский и украинский оперный певец (лирико-драматический тенор), с 1965 по 1995 годы - солист Киевского театра оперы и балета; выступал в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк); народный артист Украинской ССР, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»).
Автор письма: Дмитрий Геннадьевич Шеваров, российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик, давний слушатель и участник «Встречи с песней», Москва, «...более 10 лет назад мы с моим другом Димой Королёвым на вечере нашего любимого поэта Новеллы Матвеевой. Познакомились там с Мишей Ноделем. Это был удивительно добрый и талантливый человек. Самый юный сотрудник “Литературной газеты” - поэт, филолог, издатель. Он в начале 1990-х годов буквально спасал от забвения и нищеты многих наших поэтов, бардов – тех, кого тогда в одночасье забыли, перестали издавать. Михаил Нодель издавал книги, записывал кассеты, организовывал концерты. Для Новеллы Николаевны Матвеевой, по её словам, Миша стал самым отзывчивым другом - другом чутким и деятельным********. К горькому сожалению, прожил Миша всего 24 года. 6 августа было 10 лет со дня его ухода. Пожалуйста, пусть в память Миши Ноделя прозвучит во “Встрече...” его “Песенка о далёком плавании”».
«Песенка о далёком плавании».
Автор стихов и музыки Михаил Нодель. Исполнение, идея аккомпанемента и сопровождающего звукового оформления Михаил Нодель.
6 августа 1995 года во время поездки в Грузию трагически погиб (утонул в горном озере под Тбилиси - не выдержало сердце) поэт, журналист, издатель, филолог, собиратель и исследователь авторской песни, публикации которого выходили в газетах «Век», «Литературная газета», «Солидарность», «Литературный базар», журналах «Фаэтон», «Вагант»; сотрудник музея Пушкина и музея Высоцкого; составитель поэтических сборников поэта и барда Н.Н. Матвеевой и поэта и переводчика И.С. Киуру Михаил Феликсович Нодель. К 10-летию гибели Михаила Ноделя (1972-1995).
Упоминаемые персоны:
Дмитрий Владимирович Королёв (1965-1996, поэт, журналист; о своём друге Дмитрии Королёве Дмитрием Шеваровым написано несколько материалов, два из которых, ещё при жизни их героя, опубликовала «Комсомольская правда» (на сайте газеты этих статей нет, они представлены в веб-архиве «Встречи с песней» на персональной странице Д.Г. Шеварова), ещё одну публикацию Дмитрия Шеварова о друге - «Дмитрий Королёв не был поэтом, но сам был поэзией» можно прочитать на сайте «Российской газеты»).
Новелла Николаевна Матвеева (1934 г.р., советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед; лауреат Пушкинской премии за достижения в области литературы и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства; в программу одного из CD Новеллы Матвеевой - «Песня свободы» включены запись воспоминаний******** Новеллы Николаевны о Михаиле Ноделе и «Песенка о далёком плавании» в исполнении Михаила Феликсовича, прозвучавшая в передаче).
Виктор Татарский: «15 лет назад, 15 августа 1990 года, погиб Виктор Робертович Цой – композитор, поэт, певец, художник... А точнее, просто – Цой. Кумир молодёжи 1980-х – 1990-х годов, да и сегодня для многих молодых он – культовая личность, символ. Гибель Виктора Цоя в автокатастрофе в Юрмале под Ригой 15 лет назад вызвала волну самоубийств молодых людей...» Автор письма: Сергей К., город Ульяновск, «...17 августа 1990 года не стало моего лучшего друга Стаса. Он был фанатичным поклонником Виктора Цоя. Узнав о его смерти 15-го, Стас зашёл за мной и сказал, что я должен идти с ним. Он привёл меня на крышу двенадцатиэтажного дома и объяснил мне, что не хочет жить без Цоя. Он пожал мне руку, он смотрел на меня печальными глазами и медлил. Он, видимо, ждал, что я остановлю его. Но я не остановил. Я чувствовал, что сейчас произойдёт что-то страшное, но не мог вымолвить ни слова. Стас разбежался и прыгнул. У него нашли записку:
“«И снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза,
Весь мир идёт на меня войной»*********.
Так пел Виктор Цой. Я хочу к нему”, - писал Стас. Его похоронили 19 августа, в один день с Виктором Цоем». Виктор Татарский: «И ещё, Наташа. Она, как и Сергей, автор предыдущего письма, из Ульяновска». Автор письма: Наташа, город Ульяновск, «...каждый человек одинок, его душа закрыта оболочкой внешнего налёта. Он суетится, стремясь обеспечить будущее своих детей и внуков. Он пишет курсовые, ходит в библиотеку читать Платона и Ницше, зная, что его ждёт в конце пути. Невесёлые мысли, правда? Но от безысходности этой тоски никуда не денешься. Помните, у Блока:
“О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полёт всех планет,
Громовые раскаты в тиши...
А пока — в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнём,
Обижаем себя и других...”» -
«Наташа, у Блока – обжигаем: “И, как дети, играя с огнём,
Обжигаем себя и других...”
Хотя, и обижаем – тоже», В.Т. «Я – весёлый и общительный человек, в последнее время всё чаще стала задумываться над всем этим. Однажды я услышала, как Витя Цой пел: “Цветы роняют лепестки на песок...” – то есть, Арию Мистера Икса – неожиданно и удивительно! Прошу тебя, “Встреча...”, передай эту арию в его исполнении. Я закрою глаза, буду слушать, и, надеюсь, у меня опять появится всё время ускользающая воля к жизни. С уважением, Наталья, Ульяновск. Пойду спать, скоро рассвет». Виктор Татарский: «Спокойной ночи, Наташа».
Выходная ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка»(фрагмент).
Композитор Имре Кальман (Imre Kálmán, Emmerich Kalman). Автор русского текста Ольга Фадеева (Ольга Клейнер). Исполняет Виктор Цой. Борис Гребенщиков (драм-машина), Сергей Курёхин (клавишные), Игорь Бутман (саксофон). Запись 1984 года.
15 августа 1990 года трагически погиб рок-музыкант, автор песен, поэт, художник и актёр корейско-русского происхождения, основатель и лидер рок-группы «Кино», один из самых влиятельных и известных советских рок-музыкантов Виктор Робертович Цой. К 15-летию со дня гибели Виктора Цоя (1962-1990).
Упоминаемые персоны:
Платон (428/427 или 424/423 — 348/347 до н. э., афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии, первого высшего учебного заведения в западном мире; считается одним из самых важных и влиятельных людей в истории человечества, ключевой фигурой в истории древнегреческой и западной философии; Платона также называют одним из основателей западной религии и духовности);
Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche, 1844-1900, немецкий философ, композитор, культурный критик и филолог, чьи работы оказали глубокое влияние на философию XX - начала XXI веков, а также на искусство, литературу, поэзию, политику и популярную культуру);
Александр Александрович Блок (1880-1921, русский поэт Серебряного века, писатель, публицист, драматург, переводчик и литературный критик; классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма; в веб-архиве «Встречи с песней» опубликована литературная композиция Виктора Татарского 1984 года «Русская поэзия начала ХХ века», в которой стихотворение Александра Блока 1913 года «Есть игра», прозвучавшее в передаче фрагментарно, Виктор Витальевич читает целиком).
Автор письма: Лев Антонович Моисеев, город Казань, «...в те субботы, когда в эфире “Встреча...”, отменяю все дела и свидания и записываю её на кассеты. “Встреча...” познакомила меня с хорошими ребятами. В апреле 1988 года в 515-м выпуске было письмо Александра Карелина из Саратова. Я написал ему - он откликнулся. Саша в своей школе с помощью местного радиоузла пропагандировал нашу “Встречу...”. А в апреле 1990 года в 563-м выпуске меня задело за живое печальное письмо Юры Юрченко из станицы Павловской Краснодарского края. Там речь шла об одиночестве, которое Юра сравнил с двенадцатиголовым змеем с тремя хвостами и тысячью лапами. На моё послание он ответил сразу же. Действительно, его одолевали тёмные мысли в связи с призывом в армию - в то время шли дурные вести об ужаснейшем положении в наших вооружённых силах: о дедовщине, об издевательствах, о гибели солдат. Юра пошёл служить со страхом в душе. За саратовского Сашу я спокоен - он связал свою судьбу с радио, иногда его репортажи звучат по “Радио России”. А вот о Юре Юрченко из станицы Павловской ничего не знаю. Виктор Витальевич, хочется попросить вас передать для ребят песню “Гринфилдс” в исполнении Сезарии Эворы. Нас подружила “Встреча с песней”, поэтому, если можно, сообщите им в эфире мой новый адрес (далее Виктор Татарский называет почтовый адрес Льва Моисеева)».
Песня «Земля Обетованная» (Jardim Prometido, «Ты обещал мне сад»), на оригинальную мелодию песни Greenfields («Зелёные поля»).
Авторы оригинального произведения Терри Гилкисон (Terry Gilkyson), Ричард Дер (Richard Dehr) и Фрэнк Миллер (Frank Miller). Автор текста на португальском креольском языке Теофило Шантрэ (Teófilo Chantre). Исполняет Сезария Эвора (Cesária Évora). Композиция вошла в альбом певицы 2003 года «Голос любви» (Voz D'Amor), записанный в Париже.
Виктор Татарский: «Сезария Эвора - певица из страны Кабо-Верде, Острова Зелёного Мыса. <...> Российский стихотворный вариант этой песни – “Билет в детство” ********** Роберта Рождественского, который пела Эдита Пьеха».
Упоминаемые персоны:
Роберт Иванович Рождественский (1932-1994, русский советский и российский поэт, переводчик, автор песен; лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Ленина; член Союза писателей СССР; один из ярких представителей эпохи «шестидесятников»);
Эдита Станиславовна Пьеха (1937 г.р., советская и российская эстрадная певица и актриса польского происхождения; народная артистка СССР).
Примечание: * ВЭФ (VEF, Valsts Elektrotehniskā Fabrika) — крупнейший электротехнический завод Латвии, производитель товаров электротехники и электроники. В СССР популярны были переносные транзисторные радиоприёмники завода ВЭФ, которые шли и на экспорт.
Примечание: ** в памяти многих песня «Смуглянка» неразрывно связана с кинофильмом 1973 года режиссёра Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», повествующего о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. Действительно, эта песня является лейтмотивом фильма. Леонид Быков рассказывал актёру Владимиру Талашко, игравшему роль старшего лейтенанта Сергея Скворцова, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели “Смуглянку”: «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать». В первых кадрах картины «Смуглянку» исполняет туркменский музыкант, вокалист, поэт, основатель и художественный руководитель популярного вокально-инструментального ансамбля «Гунеш» Мурад Садыков. По сюжету фильма один из главных героев, младший лейтенант Виктор Щедронов, сыграл которого украинский актёр Сергей Подгорный, знакомит с песней свою эскадрилью, за что и получает соответствующее прозвище - «Смуглянка». Но сама песня была написана не в 1943-м, как отметил в передаче Виктор Татарский, а в 1940 году - была включена композитором Анатолием Новиковым в сюиту из семи произведений «на злободневную тему присоединения к Союзу Бессарабии/Молдавии», которое произошло по пакту Молотова-Риббентропа. Сюита создавалась по «госзаказу» для ансамбля Киевского особого военного округа и воспевала прежние попытки присоединения этих областей к Советской Республике в годы Гражданской войны и подвиги Григория Котовского, с ними связанные. Но тогда из всей сюиты именно «Смуглянка», как говорится, не пришлась ко двору и не исполнялась. Клавир песни был утерян, у авторов остались только черновики. Имеются сведения о том, что в 1942 году песня была воссоздана с обновлённым текстом, но не звучала вплоть до 1944-го - опять же, за «неуместную» лиричность. Первый раз «Смуглянку» исполнил Краснознамённый ансамбль (солировал Николай Устинов) в 1944 году в Концертном зале имени Чайковского. Этот концерт транслировался по радио и песню услышала вся страна, её запели и на фронте, и в тылу, а весной 1945 года Краснознамённый ансамбль (солисты Николай Устинов и Виктор Никитин) впервые записал «Смуглянку» на грампластинку.
Примечание: *** передача «Мир за неделю», автором и ведущим которой был Александр Бовин, звучала по «Радио России» с осени 2000 года, в ней обсуждались важнейшие международные события и актуальные вопросы мировой политики.
Примечание: **** «Гербалайф» - обобщающее название продукции американской международной компании специализированного питания Herbalife Nutrition, Ltd, предназначенной для контроля массы тела, включая спортивное питание, биологически-активные добавки к пище и косметические средства.
Примечание: ***** Александром Бовиным написано полтора десятка книг о знаковых событиях XX столетия в мировой истории и политике. По всей видимости, Ида Воронова упоминает в письме о последней, автобиографической книге Александра Евгеньевича - «XX век как жизнь» (Москва, издательство «Захаров», 2003), в предисловии к которой автор отмечает: «Я долго колебался: писать ли эту книгу. Книгу о собственной жизни. Не был уверен, что смогу увлечь современного читателя путешествием по своей биографии. Смущало неизбежное для литературы такого рода обилие местоимения “я” в тексте, превращение самого себя в этакий центр мемуарной Вселенной. Но поскольку мемуарный червь меня всё-таки грыз, стал себя успокаивать: ведь биография — это время, в которое она погружена, интереснейшее время. Это — события и люди, с которыми приходилось соприкасаться. Это — суждения и оценки, впитавшие самосознание эпохи. Это, как писал Герцен, “отражение истории в человеке, случайно попавшемся на её дороге”. Успокоил и уговорил».
Примечание: ****** запись песни «Если я заболею» в исполнении заслуженного лётчика-испытателя СССР, заслуженного мастера спорта СССР, генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Владимира Сергеевича Ильюшина (1927-2010) была сделана Виктором Татарским в 1960-е годы, во время интервью с Владимиром Ильюшиным для радиопередачи о нём и сохранилась в личном архиве Виктора Витальевича. Известно, что музыку к стихотворению Ярослава Смелякова «Если я заболею» в разное время писали Юрий Визбор и Давид Тухманов, но в данной записи Владимир Ильюшин представляет своё, личностное музыкальное видение песни.
Примечание: ******* верно: «Нич яка мисячна» («Ніч яка місячна», в переводе с украинского языка «Ночь какая лунная») – украинская песня, в основе которой стихотворение Михаила Старицкого (Михайло Старицький) «Виклик» («Вызов», «Зов»). Авторство музыки приписывается нескольким украинским композиторам: Николаю Лысенко (Микола Віталійович Лисенко), а также Андрею Волощенко и Василию Овчинникову. Музыка этих двух композиторов была опубликована в 3-й части «Школы игры на бандуре» В. Шевченко (типография В. Гроссе, 1914 год).
Примечание: ******** архивная аудиозапись, в которой Новелла Матвеева говорит о Михаиле Ноделе, была издана в 2010 году, а два года спустя текст этих воспоминаний вошёл в сборник «Книга жизни» - мемориальное издание, целиком посвящённое памяти Михаила Феликсовича Ноделя. Рассказывает Новелла Николаевна Матвеева:
Примечание: ********* в письме Сергея К. приводятся строки припева «Песни без слов» Виктора Цоя, открывающей альбом рок-группы «Кино» 1989 года «Звезда по имени Солнце».
Примечание: ********** в исполнении Эдиты Пьехи песня на мелодию Greenfields в аранжировке Александра Броневицкого и со стихами Роберта Рождественского в официальной дискографии певицы называется «Город детства». В веб-архиве «Встречи с песней» послушать эту запись можно, например, на странице 1415 выпуска передачи от 31 июля 2021 года.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за расшифровку 965-го выпуска передачи.
Выпуск 965 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 13 августа 2005 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.