Есть на российском (ранее - Всесоюзном) радиовещании передача, которую по праву можно назвать старейшей из всех существующих на сегодняшний день в нашей стране радиопрограмм.
Это - «Встреча с песней», автор и ведущий которой Виктор Татарский знаком миллионам радиослушателей. «Встреча с песней» - уже 40 лет в эфире. В сентябре выходит её тысячный выпуск. Корреспондент радиоканала «Воскресение» Виталий Савкин, находясь в творческой командировке в Москве, побывал в гостях у Виктора Витальевича Татарского, в его московской квартире на Старом Арбате.
В беседе Виктор Витальевич рассказал о том, как создавалась передача, о своей работе с письмами слушателей, в числе которых часто встречаются и письма священнослужителей. Виктор Татарский письма священнослужителей очень ценит и всегда старается зачитать их в радиоэфире.
Сам Виктор Витальевич принял таинство Крещения ещё в «застойное» атеистическое время - в 1980-х годах.
Сейчас программа готовится к выходу в эфир.
Подробная беседа с Виктором Татарским прозвучит на радиоканале «Воскресение» 3 и 10 декабря, в 13:30, с повтором в 19:10.
Интервью Виктора Татарского журналисту Виталию Савкину (Часть первая. Эфир радиостанции «Воскресение» от 3 декабря 2006 года)
...звуки курантов часов с кукушкой...
На комоде бабушки Фёклы стоит старый очень потёртый приёмник. Подсев к нему поближе, она крутит ручку громкости, чтобы лучше было слышно. Сейчас будет звучать её любимая передача «Встреча с песней». 40 лет идёт уже программа в эфире, и на протяжение порядка 35-ти она каждый раз включает приёмник...
...звучит мелодия «Одинокая гармонь»...
Её автор и ведущий Виктор Татарский спокойным и размеренным голосом читает письма людей, рассказывающие о жизнях и судьбах, связанных с той или иной песней. Фёкла вытирает чуть влажным и помятым платочком выступившие из глаз слёзы доброго, светлого воспоминания её когда-то ушедшей молодости...
...звучит вальс «Амурские волны»...
А вот преподаватель ВУЗа из соседнего дома, оставив в стороне книги со сложными формулами, слушает звуки чарующего вальса. Смотря из-под очков в окно, он мысленно находится на вечере, когда впервые под эту музыку он пригласил свою будущую супругу на танец...
Много почитателей этой передачи среди слушателей нашего радио, поэтому сегодня мы встретимся с Виктором Татарским не в рамках передачи «Встреча с песней», а побываем у него в гостях на чашечке чая, чтобы побеседовать о жизни, мировоззрении и, конечно, о самой передаче.
Виталий САВКИН - Виктор Витальевич, я Вас приветствую на волнах православного радиоканала «Воскресение»...
Виктор ТАТАРСКИЙ - День добрый!
Виталий САВКИН - Вашу программу, конечно, я знаю слушают и слушали многие слушатели нашего радио и, конечно же, есть у многих большой интерес встретиться с Вами не просто в рамках Вашей передачи, а именно вот так, вот здесь, может быть, в квартире за чашкой чая. А вопрос, который возникает первым о создании вот такой передачи, которая, наверно, одна из немногих... Да, может, даже единственная сейчас среди вот нас, российских радиостанций, которая уже существует, наверное, около 40 лет. Какова её история, как у Вас возникла идея, собственно, её создать?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Передача возникла в январе 1967 года. Значит, стало быть, скоро будет 40 лет ей, и 11 ноября будет 1000 выпуск. Идея была такая: сначала восстановить давние песни, забытые, запрещённые по разным причинам, и вызвать людей на разговор. Для 67-го года это было делом непростым, потому что существовали обычно трафареты на письма. В основном это были заявки. Сразу хочу сказать, что передача никогда не была и не будет заявочной. Поэтому песня здесь не причина, а повод. Повод к тому, чтоб вызвать людей на разговор о том, что с ними было, что было с их родителями, с их родом, что сейчас с ними происходит, о чём они думают, на что надеются... Вот, то есть, диалог со слушателями. Вот основные задачи.
Параллельно шли задачи музыкальные. Вот как я уже сказал, восстановление народных песен, бытовых песен, романсов. Классики, которая, может быть, и не нуждается в восстановлении, но её не слушают так просто, вернее, мало кто слушает, но она заняла вскоре наравне с песнями и романсами своё место в программе «Встреча с песней». Потому что я считаю, люди должны быть... иметь музыкальный... широкий диапазон интересов. Они не должны, конечно, это я не точно сказал, но хотелось бы, чтобы они слушали не только Бабкину, к примеру. Потому что у нас огромное разнообразие музыки, в нашей стране и за рубежом. Многие себя обкрадывают, когда просто не хотят слушать. И это тоже вошло компонентом в передачу. В общем, задач было очень много. Я затрудняюсь даже все их перечислить, но основное, повторяю, диалог, разговор с людьми.
Виталий САВКИН - А как Вы работаете с письмами? Я знаю, что приходило и приходит, наверно, сейчас большое их количество. Сегодня при встрече с Вами Вы тоже читали письма, да?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Да. Я всегда с утра начинаю свой день с работы над письмами. Именно с утра, потому что, пока спокоен, пока ничто не отрывает. Дело в том, что для общения с письмом нужен режим наилучшего, наибольшего благоприятствования. То есть ты не должен быть усталый, раздражённый, отвлечённый чем-то... Это же люди за каждым письмом. Поэтому я работаю всегда, когда у меня есть для этого возможность. Этот процесс бесконечный в течение 40 лет. Вот, потому что письма приходят постоянно. Как я над ними работаю? Плохое слово, конечно, работать над письмами это... Я общаюсь, я открываю конверт... Я читаю его первоначально один раз, я смотрю на сколько оно... Короче говоря, будет оно или не будет в передаче. Может оно быть или не может. Если там голая заявка или вообще, так сказать, ни о чём письмо, то откладывается в архив. Если там есть хотя бы что-то интересное, то оно откладывается в другое место для того, чтобы быть впоследствии в передаче. Делаю надписи, но это уже технология. По названию песни, люди, которых я знаю, которые будут её искать, или просто суть письма, содержание. Так что общение с людьми через письма для меня является ежедневным ритуалом...
Виктор ТАТАРСКИЙ - Иногда лично, когда в этом есть необходимость. Чаще всего отвечаю людями, находящимся в заключении, потому что для них большая проблема написать письмо. Это разрешено им бывает нечасто. Кроме того... кроме писем ко мне, у них есть ещё кому написать, как правило... Вот поэтому я отвечаю им сразу и понимаю, что это письмо просматривается, и очень хорошо, пусть просматривается. Пусть также руководство колонии знает, например, что вот этот их подопечный пишет письма на радио, да. Татарскому. Это уже не может быть самый плохой человек. Значит, это говорит неплохо о его душе. Значит он пишет мне, конечно, для того, чтобы найти для матери песню или ещё что-то, но всё равно... Вот так. Или есть исключительные случаи, я не буду о них сейчас говорить, потому что это вещи такие...
Виталий САВКИН - Сугубо личные?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Да, личные, но на которые, я чувствую, необходимо ответить. Понимаете, если вы 40 лет читаете письма ежедневно почти, то вы сами почувствуете, на какие письма надо ответить лично. Но это бывает, конечно, нечасто, только когда это необходимо.
Виталий САВКИН - А лица какого возраста Вам чаще всего пишут?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Самого разного, самого разного... Начиная лет с 6-7 и до... до... до беспредельного возраста. Пишут, кстати сказать, редко, но пишут священнослужители. Что для меня дорого, потому что эти письма, как правило, очень наполненные интересными мыслями. Вот. Необязательно фактами, но просто понятно, что, если воцерковленный человек, человек, который, как сказать, является нашим посредником между высшими силами и нами грешными, если он считает нужным мне написать, то он достаточно высоко оценивает то, что мы делаем, я делаю в эфире. Вот. О чём они пишут? О разном, но чаще всего о высоком. Но, конечно, и о конкретном чём-то тоже, не моё дело раскрывать суть. Кстати, такие письма, как правило, всегда бывают в передаче. Я их очень ценю. Мне вот предлагали написать книгу о передаче, с цитатами из писем. Я категорически отказываюсь, потому что цитаты ничего не дадут. Здесь очень важно то время, в которое я это письмо получил, как я на него ответил. Это тон, это пауза, это всё вот такие вещи, которые в книге не передашь. Поэтому я не коллекционирую письма, нет. Конечно, бывают какие-то отдельные случаи, которые запоминаются. Например, наш выдающийся кинорежиссёр Александр Николаевич Сокуров, которого я недавно поздравлял уже с 60...55-летием, по-моему. Да. Так он мне писал, будучи ассистентом режиссёра Горьковской студии телевидения. Я имею от него около 40 писем. Такие письма запоминаются. Более того, я эти письма сохранил, на столько они были интересными. Вот. Я помню, что Михаил Александрович Ульянов, наш замечательный артист был долгое время, не знаю, как сейчас, слушателем передачи. И делал кое-какие замечания при встречах. Я знаю, что замечательный поэт Новелла Николаевна Матвеева постоянно слушает передачу и обращалась с просьбой о встрече. Недавно я получил письмо от Василия Ивановича Белова, нашего великолепного русского писателя из Вологды. Такие вещи, конечно, запоминаются, но это не значит, что письмо от человека, без такого громкого имени, оно как-то совсем не оставляет никакого следа. Конечно... Просто есть вещи, которые запоминаются, есть вещи, которые приходят-уходят. Но всё равно, есть очень многие люди, которые пишут постоянно. Сначала писали их деды, родители, теперь пишут они сами, иногда пишут ещё и их дети. Четыре поколения прошло. У меня есть очень хороший друг, который заканчивал в Екатеринбурге факультет журналистики, журналист Дмитрий Шеваров. Так вот, его дед слушал передачу, которому мы недавно в эфире отметили столетие, его отец, Геннадий Николаевич, кинорежиссёр Екатеринбургской студии документальных фильмов, сам Дима и его две уже взрослые дочки. Они все слушают передачу. Вот видите, какое поколение: дед, отец, сам Дмитрий... Правильно, четыре поколения. Вот такие вещи, конечно, не проходят мимо меня, мимо моего внимания, я это помню, знаю об этом и очень ценю...
Виталий САВКИН - Виктор Витальевич, люди обращаются к Вам с просьбой передать песню, но они не помнят её название, буквально несколько строк... Каким образом Вам удаётся найти это произведение? Возможно, это кропотливая работа...
Виктор ТАТАРСКИЙ - Конечно, есть песни или романсы, которые ищутся годами. Особенно, если не сохранилась запись. Поэтому это очень длинный технологический процесс: поисков через фонотеку, через архивы, через филофонистов. У меня есть люди, которые мне помогают: это Юрий Степанович Юшков из Екатеринбурга, из Краснодара Виталий Гапоненко, московские филофонисты, конечно. Я обращаюсь к ним иногда в эфире, иногда лично. В течение порой длительного времени ищем, что это за произведение. Длинный процесс, но процесс интересный. Просто бывает, что на него уходит много времени, потому что пишут иногда два-три слова: ни названия, ни автора, ни каких подступов к поискам нет. Но всё равно, всё это ищется. Если была хоть какая-то запись, она обязательно будет разыскана...
Виталий САВКИН - Я ещё знаю, что на «Радио России» Вы читаете стихи, записываете литературные произведения. С чем связано, что Вы ещё занимаетесь литературой?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Так это моё прямое дело, я ведь актёр по профессии - актёр и режиссёр. Я окончил театральный институт имени Щепкина при Малом театре у мастеров Игоря Владимировича Ильинского и Михаила Ивановича Царёва. И актёрское дело моё прямое. Поэтому я как раз очень обездолен этим своим занятием. Я сам себя обездолил, потому что меня так воспринимают, как радиоведущего и только. А на самом деле я участвовал в конкурсах чтецов, побеждал на этих конкурсах и, в общем, у меня есть 15 сольных программ. С некоторыми из них я приезжал и в Екатеринбург. Выступал в университете и на «Уралмаше», кстати сказать, в новом замечательном Дворце культуры. Так что в течение многих лет я выходил и иногда выхожу на сцену с актёрскими своими сольными программами. Так что вот это как раз моё прямое дело. А то, чем я занимаюсь во «Встрече с песней» это моё увлечение. Просто потому, что я - не журналист, я - актёр, режиссёр. Так что, когда мне предлагают прочитать или записать на диск хорошее художественное произведение, я делаю это с огромным удовольствием. Но, к сожалению, сейчас не время профессионалов, поэтому спрос больше на таких людей, которые могут прийти и с листа взять, допустим, «Анну Каренину» или «Мастера и Маргариту». А я над «Мастером и Маргаритой» работал 25 лет. И 7 или 8 лет над «Собачьим сердцем». Поэтому это всё требует большой профессиональной работы, предварительной. Сейчас это невостребованно, а требуется «числом поболее, ценою подешевле». Вот так. Так что то, что вы слушаете на «Радио России» я очень и ценю.
Виталий САВКИН - Дорогие друзья, закончилась первая часть беседы с автором и ведущим программы «Встреча с песней» Виктором Татарским. О жизненном пути Виктора Витальевича и его взгляде на современное положение России - тема нашей следующей беседы, которая состоится ровно через неделю в это же время. Всего вам самого доброго, до свидания!
Интервью Виктора Татарского журналисту Виталию Савкину (Часть вторая. Эфир радиостанции «Воскресение» от 10 декабря 2006 года)
...звуки курантов часов с кукушкой...
На комоде бабушки Фёклы стоит старый очень потёртый приёмник. Подсев к нему поближе, она крутит ручку громкости, чтобы лучше было слышно. Сейчас будет звучать её любимая передача «Встреча с песней». 40 лет идёт уже программа в эфире, и на протяжение порядка 35-ти она каждый раз включает приёмник...
...звучит мелодия «Одинокая гармонь»...
Её автор и ведущий Виктор Татарский спокойным и размеренным голосом читает письма людей, рассказывающие о жизнях и судьбах, связанных с той или иной песней. Фёкла вытирает чуть влажным и помятым платочком выступившие из глаз слёзы доброго, светлого воспоминания её когда-то ушедшей молодости...
...звучит вальс «Амурские волны»...
А вот преподаватель ВУЗа из соседнего дома, оставив в стороне книги со сложными формулами, слушает звуки чарующего вальса. Смотря из-под очков в окно, он мысленно находится на вечере, когда впервые под эту музыку он пригласил свою будущую супругу на танец...
Много почитателей этой передачи среди слушателей нашего радио, поэтому сегодня мы встретимся с Виктором Татарским не в рамках передачи «Встреча с песней», а побываем у него в гостях на чашечке чая, чтобы побеседовать о жизни, мировоззрении и, конечно, о самой передаче.
Вашему вниманию предлагается вторая, заключительная часть программы.
Виталий САВКИН - Виктор Витальевич, что Вы предпочитаете читать в свободные часы?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Читаю в первую очередь то, что мне нужно сейчас по работе, по той же «Встрече...» или то, к чему я должен вернуться и перечитать. Гоголя, например. Я его перечитываю время от времени. Сейчас у меня лежит Гарин-Михайловский - автор, которого я почти не знаю. Вот я решил его почитать, наконец. Всё не могу подступиться к Священному писанию. Это требует определённого состояния души и какого-то особого сосредоточения, которое я сейчас в себе не чувствую. Но подступаюсь. Конечно, я читал временами, но это были отрывки, фрагменты, а надо прочитать Библию целиком.
Виталий САВКИН - А в семье вы получали в какой-то степени воспитание религиозное? Или в зрелом возрасте возникает уже у Вас мысль, что нужно как-то приблизиться к вере?
Виктор ТАТАРСКИЙ - В семье я в каком-то конкретном смысле религиозного воспитания не получал. Не забывайте время, в котором я жил. Я родился в Ленинграде перед блокадой, перед войной, был там всю блокаду, потом был перевезён в Москву. Родителям было невозможно просто, это было небезопасно. А крестился я позднее, уже человеком зрелым. Корни религиозные какие-то у меня могут быть от Николая Гавриловича Чернышевского, праправнуком которого я являюсь, а там, в общем, его родители были духовного звания. Но, конечно... честно говоря, к этому, опять-таки, человек пришёл сам. Вот я пришёл сам в 80-х годах и окрестился уже вполне сознательно и по внутренней потребности.
Виталий САВКИН - Если это возможно узнать, что всё-таки Вас привело к вере, к осознанию принять Таинство крещения?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Это внутренние процессы, которые происходят порой незаметно для человека. Ты просто чувствуешь потребность. Я могу рассказать, что я думал несколько раз в критических ситуациях. Допустим, висел высоко на горе, не мог спуститься, тонул подо льдом ледяного озера, ещё был ряд случаев. Но кто-то меня оттуда спас, положение было совершенно безвыходное, и я уже практически складывал руки. А кто-то меня из этой ситуации вызволил. Значит, я уже тогда понял, что этот кто-то есть, и какие-то Высшие силы безусловно существуют.
Это было не сразу после этого. Но вот какой-то процесс накопления, видимо, шёл, который привёл к тому, что я сознательно крестился во взрослом уже виде. Так что это всё не поддаётся словесному описанию. И когда я слышу всякие разговоры, особенно наших господ артистов об их, так сказать, религиозных воззрениях, я грустно улыбаюсь. Не надо болтать публично, это не тема, понимаете? Если у тебя что-то есть, оно должно быть внутри тебя. Мне так кажется, по крайней мере.
Виталий САВКИН - Какое на Ваш взгляд имеет значение православие для преображения, преобразования России?
Виктор ТАТАРСКИЙ - Ой, грустный очень... рождается ответ, очень грустный. Беда в том, что искренние православные люди, от них мало что, к сожалению, зависит. А те, кто мог бы что-то сделать - это во многом позёры, это подсвечники, как их назвал народ, которые с конца 80-х - начала 90-х транслируют себя по телевидению во время церковных праздников, держащими свечки в руках. Я убеждён, что там внутри у них ничего нет, это поза. А вот они могли бы повлиять, конечно, на будущее, на настоящее России, а они не делают этого. И, к сожалению, вот здесь получается, что у нас нет настоящего православного общества, сообщества. Люди вместе только в храме, у нас нет единения людей, и вера, к сожалению, сплачивает очень немногих. Это, если говорить честно. Это мои наблюдения в течение длительного времени. И жалко, что получается так, что какие-то миссионеры с Запада, которые приезжают в Россию, вдруг у них оказывается огромное количество последователей. Понятно: деньги там работают... А наша православная церковь заключена в самой себе и редко выходит за церковную ограду. Не знаю, что тут следовало бы, наверное, делать. Надо подумать над тем, как прийти к людям, не ожидая, пока они придут во храм.
Надо, просто чтобы каждый занимался по возможности честно и искренне своим делом. Ведь, если я 40 лет читаю письма и 40 лет делаю передачу, я же... у меня подсознательная одна из задач это поддержать людей. Совсем не рассказать о том, как было хорошо вчера и как плохо сегодня. Нет, вчера то же там бывало всякое. Я застал товарища Сталина, здесь на Арбате, проезжающим в Кунцево, я застал периоды массовых репрессий, истребление миллионов ни в чём неповинных людей, лучших людей общества и до войны, и после войны. И ещё прибавились миллионы в войне. Можете себе представить вообще, где мы живём? Мы живём в государстве, которое являет собой просто в течение десятилетий уже, будем говорить в прошедшем времени, я так надеюсь, мне так хочется думать, геноцид по отношению к собственному народу. Мы какие-то последователи Полпота. И поэтому я в передаче стараюсь поддержать людей, и, кажется, это получается, судя по их откликам. И вот, мне кажется, что и учитель, и врач, и человек, занимающийся искусством, да и просто любой человек, если он будет делать своё дело, то уже, дай Бог, чтобы это уже так было бы. Понимаете? Тогда будет вот эта взаимопомощь человеческая, которой, к сожалению, у нас в обществе нет. И когда были тяжёлые дни 90-х годов и начали возрождаться какие-то фирмочки, каждый старался, первое, что он хотел сделать это совсем не помочь стране и людям, а загнать цены поднебесно! Вместо того, чтобы всем собраться и договориться: господа-товарищи, давайте мы вот вам сейчас больше дадим транспорта, но вот вы - нефтяники и газовики, снизьте цены на топливо. Давайте договоримся! Чтобы всем было выгодно, всем будет выгодно, это в интересах людей. Ни разу такой договорённости не было. И я сейчас наблюдаю порой дебаты в нашем правительстве и вижу там определённые противостояния одного другому. Но куда же это годиться! Вместо совершенно ясной задачи договориться, для того чтобы людям жилось легче. Этого нет и сейчас. Вот это всё, между прочим, черты того, о чём мы говорили с вами. Вот здесь нет проявления истинного православия, истинной помощи ближнему. Нет этого и в помине! Вот это, мне кажется, должно быть обязательно. Я не знаю, может быть, это в природе русского характера. Не хотелось бы так думать, потому что бывали же у нас единения людей и не только во время войны. Что же нам ждать, действительно, не дай Бог, войны, чтобы общество опять почувствовало себя обществом, чтобы возникло понятие народ, как народ, а не как понятие весьма отвлечённое. Не народ, а народонаселение. Это очень бы не хотелось проверять на таких вот крайних событиях.
Я почему обо всём этом говорю с болью такой, потому что я читаю письма, это в письмах всё есть. Если это не впрямую говориться, как я сейчас это говорю, то всё равно ты чувствуешь это из письма. Что человек - один, и ему никто не хочет помочь. И не может, и не хочет, главное! С другой стороны, когда я даю адрес этого несчастного человека в эфире, он получает денежные переводы, посылки, приходят соседи, значит могут, значит хотят помочь. Но почему же для этого нужно, чтобы имя и адрес этого человека прозвучал в эфире?! Вот это внимание к ближнему, оно, к сожалению, и раньше-то не было, а сейчас тем более. Понимаете? К сожалению, общество воспитано тем режимом ещё, в неприязни друг друга, так удобней управлять. Трудно управлять обществом, которое солидаризировано. Это вот всё оттуда.
...звучит мелодия «Одинокая гармонь»...
Виталий САВКИН - Дорогие друзья, я напоминаю, что сегодня в нашей программе принимает участие автор и ведущий передачи «Встреча с песней» Виктор Татарский.
Виктор ТАТАРСКИЙ - Меня с жизнью столкнула сама жизнь и весьма круто. По всем параметрам. И, кроме того, 40 лет я читаю человеческие письма и имею некоторое представление о том, что делается в стране. Что касается средств массовой информации, то мне после чтения иной газеты хочется, я это и делаю, пойти и вымыть руки. Мне неприятно, что я прикасался к этому изданию. Здесь есть определённого рода должностное преступление, как я полагаю. Журналисты и те, кто ими управляет, а сейчас, к сожалению, ими управляют. И совсем не Ясен Николаевич Засурский, который их воспитывал. Я не знаю, как, но надеюсь, что он не так их воспитывал, чтобы они обслуживали интересы либо толпы, либо каких-то кланов. Но, к сожалению, видно и с одной, и с другой... Ведь сами журналисты понимают, что они плохо делают, но они работают, они говорят: «Нам надо обеспечивать свои семьи». А вот за это платят! Тоже самое делают господа на телевидении, когда вываливают на нас ушаты пошлости на центральных каналах, юмористического свойства. Тебе стыдно на это смотреть, просто потому что тебе стыдно за себя, что ты это видишь. А посмотрите на эти оболваненные рыла в зале, они уже оболванены. На это потребовалось 15 лет. Я очень давно, лет двадцать назад ещё говорил в передаче, что если люди будут ходить на подобные концерты, то их в итоге оболванят. То и случилось! Дело в том, что тому же шоу-бизнесу нужно планку опустить как можно ниже, тогда больше зал, больше аудитория, больше денег. Вот и всё! Потому что для настоящего профессионального искусства требуется уровень и культура не только со стороны актёров, музыкантов, но и со стороны зрителей. Но мы уже имеем оболваненные миллионы, массы. Телевидение это наглядно демонстрирует, говоря всё время, что это рейтинг. Раз, значит, это рейтинг, значит, это смотрят. И раз это смотрят, то дело совсем плохо. Какая-то женщина мне написала, что она была на концерте одной поп-звезды, и ей хотелось встать и выйти. Я ей ответил, так надо было встать и выйти. И не только Вам, но и другим, кто ещё так почувствовал. Но Вы же остались! И слушали это до конца. Вот в чём беда! Мы не противостоим этому безобразию.
А должностное преступление я полагаю в том, что, когда люди, если бы они не знали, если бы у них был дурной вкус, понимаете, что это плохо, а это хорошо, тогда можно было бы сказать: ну ладно, что с них возьмёшь. Но это не так! И журналисты, и люди телевидения прекрасно знают и отдают себе отчёт в том, что они делают! И они знают, что писатель, например, Белов, Распутин, Астафьев - это хорошая литература, а вот эта вся дребедень, котолрой сейчас завалены книжные лотки, это деребедень! Также и с телевидением. Они прекрасно знают, что такое высокое искусство, а что такое ширпотреб, дешёвка и пошлость. И они это делают! Вот тут я считаю, что они совершают должностное преступление! И это очень грустно, потому что, если это, так называемое, соль, интеллигенция... Как её можно назвать, интеллигенцией?! Но, если это люди, которые профессионально обязаны заботиться о духовном состоянии нации, народа, людей, и они поступают таким образом в угоду золотому тельцу, ну что ж, всё продано, к чёртовой матери, прости Господи! И у меня уже на них никакой надежды нет. Вот поэтому, возвращаясь к тому, что надо... Надо спокойно, уверенно, искренно делать своё дело. Пусть за это почти не платят. Но что ж теперь поделаешь... Не только материальными средствами живёт человек.
Виталий САВКИН - Благодарю Вас за сегодняшнюю нашу беседу. Конечно, мало сейчас таких добрых, хороших передач. И хотелось пожелать, чтобы эта передача ещё продолжала своё существование, как можно дольше. И чтобы она как-то приостанавливала человека вот в этом темпе, ритме жизни, и они начинали задумываться о жизненных вещах, о важных вещах. Божьей Вам помощи!
Виктор ТАТАРСКИЙ - Спаси Господи! Я хотел бы ещё сказать, что из Екатеринбурга, вообще с Урала... И Челябинск, и другие города Урала, они приносят большую почту в передачу. И письма эти, как правило, очень интересны, содержательны, и, если вы включите в нашу субботу «Встречу с песней» на «Радио России», вы услышите, что в каждом выпуске есть письмо или из Екатеринбурга, или из Челябинска, или из Тюмени. Из области, конечно, этих городов. Так что я очень благодарен уральцам, за то, что они ещё не..., как писал Паустовский, «не разменяли последние отребья своей души на жалкие червонцы». Раз пишут люди о песне, всё не так плохо!
Виталий САВКИН - Дорогой слушатель, сегодня мы с вами побывали в гостях у Виктора Татарского - автора хорошо известной передачи на «Радио России» «Встреча с песней», которую, напоминаю, можно слушать в 19:10 каждую вторую, четвёртую и пятую субботу месяца на волнах «Радио России». А я с вами прощаюсь до следующей нашей программы встреч по просьбам слушателей и желаю вам мира в душе, и радости в Господи нашем Иисусе Христе.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.