RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Валерий Петрович Турундаев
(город Омутнинск, Кировская область)



Валерий Петрович Турундаев

Валерий Петрович Турундаев в Омутнинске человек известный. Личность творческая, яркая - книголюб, друг и помощник Центральной межпоселенческой библиотеки имени Александра Алейнова, с большим вдохновением читает стихи и рассказы. СМИ Кировской области неоднократно рассказывали о Валерии Петровиче, как о мастере художественного слова, о том, что он «наизусть знает “Евгения Онегина” и “Графа Нулина” А.С. Пушкина, “Мцыри” и “Маскарад” М.Ю. Лермонтова, рассказы Н. Тэффи и многие другие произведения», а также о том, что становился лауреатом областных литературных смотров и конкурсов и даже представлял Кировскую область на VIII Всероссийском заочном конкурсе художественного слова «Моя Россия».

Валерий Петрович - постоянный, преданный слушатель «Встречи с песней». Все три его письма оказались интересными, содержательными и были прочитаны Виктором Татарским в радиоэфире.

Рассказывает Валерий Турундаев:

«Когда я услышал и чем зацепила меня “Встреча с песней”? Затрудняюсь, конечно, с конкретной датой, но, наверное, где-то в начале 70-х годов. Тогда мы уже все были подсажены на телевидение, но радио на кухне ещё оставалось и, если в это время отвлекались от программы “Время”, то не могли не покориться своеобразному голосу Виктора Витальевича. А, уж попав под обаяние этого голоса, в чётные субботы* начинали ждать встречи с голосом этим. Извините, я что-то за всех говорить начал. Как раз я-то далеко не все выпуски слушал. Во-первых, работая по сменам, “песенные субботы” поневоле пропускал, а во-вторых, ещё и по рассеянности. Бывало даже, что днём в субботу говорил себе: “вечером надо слушать Татарского” и очухивался часов в 11 (в 23 т.е.). Волосы на себе не рвал, конечно, а досадовал очень.

Что заинтересовало меня: песни или письма? Да, то и другое, ещё интонация, с какой Виктор Витальевич письма читал.

Какие песни и какие истории тронули? Истории почти все. Знаете, у Константина Паустовского есть рассказ “Снег”. Там, приехавший с фронта по ранению на побывку офицер, встречает в родном доме поселившуюся в нём женщину. И ему вдруг кажется, что ещё до войны он видел её в Крыму в Ялте. А она там никогда не бывала, но разуверять не стала. Зачем? Ведь он же уезжал обратно на фронт. Очень многие авторы в письмах Татарскому рассказывали не совсем такие, но тоже очень трогательные истории. А песни, что волновали меня, понятно, больше те, которые волновали и раньше, которые пелись в моей молодости. А ещё украинские. Я свою армейскую службу проходил на Украине, на Полтавщине при авиации. Мы не позволяли лётчикам заблудиться в небе. За облаками заблудиться легче, чем в лесу. Казармочка наша на десять человек стояла посреди кукурузного поля и мы в два ближайших села Ульяновку и Высокое ходили вроде как в гости к жителям местным. Встречали нас радушно, приветливо. Великая Отечественная война прошлась по тем местам и закончилась 14 лет назад только. Нас угощали, нас солдат, как ещё отцов наших считали за освободителей. И песни пели. А мы же в самом расцвете молодости. Как можно не полюбить песни такой поры. Да нет, тут, пожалуй, молодость ни при чём - душевная песня трогает сердце в любом возрасте».

Валерий Турундаев в эфире ГТРК «Вятка», 2010 год

Кадр из 1362 выпуска «Встречи с песней» от 14 сентября 2019 года:

      «...вроде бы я слышал когда-то, что строчки:
      “Любовь такая глупость большая
      Влюблённых всех лишает разума любовь
      Все это знают и понимают,
      Но всё равно влюбляться будут вновь и вновь...”

      Будто бы эти строчки из оперы Сергея Прокофьева “Любовь к трём апельсинам”, а, может, не оттуда. <...> Да, ладно. К строчкам этим вернёмся чуть позже, а пока немного о себе. Природа обделила меня цветоощущением, музыкальным слухом и ещё кое-чем по мелочи. То, что дальтоник, я узнал, когда приехал поступать в Пермское речное училище. Медкомиссия не допустила меня до вступительных экзаменов даже. И ещё раз через пять лет, призываясь в армию, мне пообещали, было, тельняшку, а глазки проверили и тельняшку не дали. А я раньше всё удивлялся: почему это мне в лесу грибы красноголовики не попадают? А я их просто не видел... Теперь-то я в лес хожу только с супругой. Она мне пальцем на гриб указывает, а я ещё раза два переспрашиваю: “Где?” А с музыкальным слухом в армии интересная история вышла. Служил я в «наземной авиации» и время службы своей только с теплотой вспоминаю. Товарищи все отличные, командир замечательный. Командир батальона майор Топчий в роту заходит, будто солнце в казарму заглядывает... А служба основная потом на Украине, на Полтавщине, возле города Пирятина. Командир нашей радиочасти майор Удалов, как отец родной! <...> Командир наш, желая порадовать наши души, поехал на пирятинскую швейную фабрику, там одни девушки. Договорился с администрацией организовать, так сказать, взаимное шефство и ещё совместный хор. И вот привезли нас к ним на первую репетицию. Руководительница хора рассадила нас по голосам. Баянист проиграл мелодию, а потом мы запели. И видим, руководительница что-то морщится. Она пошла вдоль нас, прислушиваясь к каждому. Дошла до меня, постояла три секунды, сказала: “Ну-ка, помолчи пока”. Я замолк и она сразу заулыбалась: “Вот, теперь хорошо!” Девушек потом я видел только из зрительного зала... Теперь, наконец, вернулся к началу письма. Зачем мне нужны те строки? После армии я пришёл работать на наш металлургический завод, а там в те годы широко была развита цеховая самодеятельность. И меня втянули. Петь, понятно, я уже не пытался, объявлял номера. Библиотека предложила устроить литературный вечер, почитать из Пушкина и Шукшина о любви. А у Шукшина есть рассказ “Беспалый”. Любовь там короткая, но страстная. И вот перед началом этого рассказа и в середине его я должен был “на фортепьяне” мелодию ту сыграть и строчки те пропеть, отрезвляющие такие... Хорошо, если бы вы нашли их. Для вас, я заметил, ничего невозможного нет. Заранее благодарный и признательный, Валерий Турундаев, город Омутнинск».

Рассказывает Валерий Турундаев:

«Призвался я в октябре 1958 года. Нас с Вятки целый эшелон привезли в Красноярск в учебную школу радиоспециалистов. Наша рота изучала пеленгатор А.Р.П.- 6. Командир роты у нас был старший лейтенант Старокожко, а командир нашего батальона - майор Топчий. И вот командир роты входит в казарму и все солдаты, как мыши прячутся по углам. А входит майор Топчий и все выходят на центральный проход. Он вроде бы воевал ещё и к солдатам с такой отеческой заботой относился, до сих пор приятно вспомнить. А как он учил отдавать честь. Нам поначалу руку к виску вскинуть тяжело, не поднимается она, словно пудовая. А майор Топчий по городку идёт и чуть ли не первый руку к фуражке прикладывает. Тут уж твоя рука невольно взлетает тоже. И так это в кровь въелось, что я, пожалуй до сих пор, приветствую знакомых по-военному.

Десять месяцев нас учили и распределили по всем лётным частям Союза. Меня направили в Киевский военный округ, а там в военную часть 11046 к майору Удалову. Удивительный человек тоже. С Топчим примерно одного возраста и, наверное, одной судьбы.

Я, как положено по уставу, докладываю такой-то, такой-то прибыл для и т.д. Он мне: “Садись”. И спокойно расспрашивает обо всём. Вдруг открывается дверь, входит сержант:

- Вызывали, товарищ майор?

Сапоги не блестят, воротничок расстёгнут, ну, думаю, - порядки.

А на второй день, уже на нашей точке услышал по телефону команду: “Включить матчасть!” - и увидел, как мой начальник пеленгатора Володя Листопад в окно прямо выскочил и убежал. Когда я вслед за ним притрёхал на станцию, он там завёл уже движок, открыл и включил станцию и вышел на связь, а меня встретил словами:

- Так у нас не служат. У нас получил команду, лети пулей и через минуту свяжись с кем надо. А сапоги надраить, когда пойдёшь в увольнение.

Вот такие были у нас командиры. И дедовщины не было».

Как осознал Валерий Петрович ещё в армейские годы, петь ему «противопоказано» и он... пришёл в театр - в народный театр кукол при Дворце культуры «Металлург», ставший для него настоящей творческой отдушиной и прекрасной возможностью обрести актёрский опыт.

Актёр омутнинского народного театра кукол Валерий Турундаев

Несомненное литературное дарование Валерия Турундаева ощущаем в письмах, адресованных радиопередаче Виктора Татарского «Встреча с песней». Валерий Петрович пишет легко, интересно, с изрядной самоиронией...

Кадр из 1433 выпуска «Встречи с песней» от 26 марта 2022 года:

      «...1956 год. Село Макарье, в 30 километрах от фольклорного вятского города Котельнич. Про него до сих пор с улыбкой говорят: “В Котельничи - три мельничи: паровича, водянича и ветрянича. Собрались, вроде, атомичу ладить, да что-то передумали...”. Льнозавод. И мы, двое 18-летних пареньков приехали на практику осваивать профессию машиниста локомобиля, тогда ещё довольно распространённую. Посадили нас в длинном одноэтажном деревянном здании, в котором, кроме нашей комнаты, были ещё три квартиры. В крайней квартире с мамой и братом жила 17-летняя девочка. Звали девочку - Зема Перминова, точнее, Земфира - имя. И кто придумал его ей?! На цыганку она совсем не походила. Но прелесть была, точно! И мы, понятно, в неё влюбились. А я, очарованный её именем, захотел тут же выучить поэму Пушкина “Цыганы”. Не получилось, конечно... Радио с 6 до 12 ночи беспрерывно сопровождало нашу жизнь. Днём - детские программы - “Угадай-ка”, “КОАПП”, “Клуб знаменитых капитанов”, а вечером - “Театр у микрофона” или эстрадный концерт... Какие концерты шли по радио! Парный конферанс - Тарапунька и Штепсель (Тимошенко и Березин), Рудаков и Нечаев, Миров и Новицкий... И вот, вроде бы у Мирова и Новицкого в репертуаре были куплеты про Манечку, которое вновь хотелось бы послушать и которые некоторым образом связаны с нашей знакомой - Земфирочкой Перминовой. <...> Я повторюсь: она была, чудо, как хороша, мы её боготворили. И она, в общем, относилась к нам неплохо. А, получив аттестат зрелости, подала документы в Кировский библиотечный техникум и город её невольно изменил. Когда мы, уезжая из Кирова, зашли к ней в общежитие попрощаться, то, прямо как в тех куплетах про Манечку, не узнали свою милую Земачку: “...нет боровей, исчезли косы, кудри сбиты, цвета просо, рот желтее абрикоса, Манечка!..” Нет, у нашей Земачки брови не исчезли и рот не стал абрикосом, но изменилась она прилично и к нам стала относиться почти как та Манечка. Но мы-то продолжали её любить и такую... Прошу: найдите те куплеты! Хочется опять как-бы вернуться в 1956 год и улыбнуться. Начинаются они, вроде, так: “Наш рассказ вполне серьёзен. Родилась в одном колхозе, расцвела, подобно розе, Манечка...”».

Рассказывает Валерий Турундаев:

«Что сподвигло меня написать на программу? Ну, - подумал, - пишут же люди, дай и я попробую. А уж когда по радио исполнили мою заявку, я почувствовал себя почти как космонавт - сбылась мечта идиота! Ведь лет в двенадцать я уже писал на радио, была такая детская передача “Музыкальная шкатулка” и вот я попросил у неё исполнить песню из кинофильма “Два бойца” про шаланды полные кефали. Смеялись, чай, радиоведущие, получив моё письмо: “дурачок, - подумали, - какой-то, в пятом классе ему уже рыбачку Соню подавай”. А меня-то ведь просто голос Бернеса заворожил.

Сколько писем отправил? Очевидно, три, так и есть.

Сколько слышал своих писем? Письмо про “Манечку” я отправил ещё в 2020 году. Ждал, ждал, ждал и, если, как уже говорил, не ротозейничал в “песенную субботу”, в 21 час садился к приёмнику. И всё-таки пропустил.

Нынче 27 марта утром звонят мне сразу два приятеля, спрашивают, слышал ли я про себя по радио? А я как раз вот и не слышал. Спасибо внуку, нашёл в интернете, дал послушать. И я опять порадовался. Только фамилию девочки Виктор Витальевич произнёс не с нашим ударением. “Перминова” говорят на Вятке, а он - “Перминова”».

Актёр-чтец Валерий Петрович Турундаев

Валерий Турундаев, открывая первую встречу литературной студии «Азбука творчества» в «Мастерской чтения», созданной в Омутнинске, выступил в роли чтеца. Младому поколению он поведал «о своей любви к книге, о том, как вместе со старшим братом научился читать, как учит тексты, сначала проникаясь в них душой. Затаив дыхание дети слушали рассказ А. Толстого “Русский характер” и историю русского танкиста Егора Дрёмова».

В 2020 году Валерий Петрович участвовал в заочном конкурсе художественного слова «Моя любовь - моя Россия», став победителем в номинации «Мудрость».

Рассказывает Валерий Турундаев:

«Про голос Татарского я упоминал уже. Моё поколение вообще воспитывалось на радиоспектаклях и голоса таких актёров, как Николай Черкасов, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Рина Зелёная, Мария Бабанова или тех же эстрадников Льва Мирова и Марка Новицкого, Юрия Тимошенко и Ефима Березина узнавались сразу. Популярными были спортивные комментаторы Вадим Синявский и Николай Озеров. Так что Виктор Татарский оказался в этой же плеяде узнаваемых голосов, как нашего поколения, так и предшествующих и последующих поколений.

И значимость его программы для истории радиовещания безусловно огромная. Он и сам, как личность, в истории культуры оставил немалый след. Насколько мне известно, он много читал со сцены. Жаль, я его чтение с эстрады не слышал. Довелось только Сергея Юрского послушать один раз. Был в Ленинграде и попал на его выступление. Да, речь-то не обо мне...»

Кадр из праздничной, 1455-й «Встречи с песней» от 31 декабря 2022 года:

      «...наш город Омутнинск, городок точнее, возник 249 лет назад благодаря тому, что Екатерина II разрешила некоему подполковнику Осокину построить на реке Омутной железоделательный завод. Хозяева потом менялись, а завод работал. До войны на заводе работал мой отец, в войну и после - моя мама и я в 1962 году, вернувшись из армии, тоже пришёл на завод. И всегда здесь проводили и, наверное, проводят и сейчас между цехами конкурсы самодеятельности. Все, кто, как говорил Леонид Быков в фильме “В бой идут одни «старики»”, “отличает ноту «фа» от ноты «до», должны принимать в нём участие”, в конкурсе. И, хотя я ничего такого не отличал, в 70-е и 80-е годы тоже толкался между артистами нашего сортопрокатного цеха. И вот, как-то попался мне в журнале монолог Прокопа из пьесы Виктора Славкина “Взрослая дочь молодого человека”. Я монолог этот выучил и на следующий год бабахнул! Монолог называется “Поезд на Чаттанугу” и в нём студенты 1950-х годов на английском языке поют эту американскую песню. Я чего-то своим “козлетоном” тоже пытался изображать, но, если вспомнить, что после того выступления меня ни разу больше не попросили повторить монолог, понятно станет, какой “фурор” я тогда произвёл. А года через три по телевидению я увидел, как этот монолог читает Александр Филиппенко. Как он изображал саксофониста Козлова!.. Не могли ли вы найти эту американскую песню?».

Семья Валерия Петровича Турундаева за новогодним столом, 2021 год

Друзья и коллеги Валерия Турундаева - сотрудники библиотеки имени Александра Алейнова города Омутнинска рассказывают: «Валерий Петрович из тех, к которым тянутся люди. Он позитивен и интересен окружающим. Он вечно в движении. Он творчески одарён и занимается своим любимым делом. Он любит жизнь и призывает любить её в любом возрасте и быть оптимистом!»

Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит за помощь в подготовке страницы Надежду Ивановну Баландину, библиографа сектора информационно-библиографической работы Центральной межпоселенческой библиотеки имени А.Л. Алейнова.

Примечание: * во 2 и 4 субботы месяца «Встреча с песней» стала звучать в эфире «Радио России» с января 1998 года, до этого днями эфира передачи на Всесоюзном радио и радиостанции «Радио 1» были 1 и 3 субботы месяца.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»

Все новости в Telegram:
@RETROportalRU
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.