Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Валерий Петрович Турундаев
(город Омутнинск, Кировская область)
Валерий Петрович Турундаев в Омутнинске человек известный. Личность творческая, яркая - книголюб, друг и помощник Центральной межпоселенческой
Все четыре письма Валерия Петровича, адресованные «Встрече...», оказались интересными, содержательными и были прочитаны Виктором Витальевичем Татарским в радиоэфире.
Кадр из 879 выпуска «Встречи с песней» от 27 июля 2002 года:
Виктор Татарский: «Письмо подписано так: “С уважением, Валерий Петрович Турундаев, или Валера, или даже Лера”. Валерий Петрович, позвольте заметить, что Лера, это как бы, как сейчас говорят, женское имя, уменьшительное от Валерии. Но, впрочем, ваше право именовать себя, как душе угодно. Итак, что же пишет Валера...» «...значит, “не на все письма поёте”, как сказала вам Мария? Я улыбался вместе с вами, хотя жалко, что не на все. По мере возможности не пропускаю “Встречи...” Конечно, далеко не на всех присутствовал, но за 35 с лишним лет, я думаю, больше ста передач слышал». - «То есть, что же это получается, каждую девятую примерно? Не часто вы нас балуете своим присутствием, Валерий Петрович...», - В.Т., «Все пропуски совершались мною только по уважительным причинам...» (парирует автор - В.Т.) «...работа там, отпуска... пьянки». - «О, последнее, безусловно, причина вполне уважительная! Но можно было бы достойное это занятие совместить с песней... ну, если это занятие не до изумления, конечно, производить», - В.Т., «Ну, это, как вы понимаете, шутка. К делу. В армии я служил с октября 1958-го по декабрь 1961-го. Служба шла отлично. Тогда ведь у всех почти служба шла отлично. Это было хорошее, полезное время для нашего поколения. Был у нас в подразделении замечательный паренёк с Дона, Коля Ефименко, “казак” звали мы его. Он был просто влюблён в певицу Нину Дорду, сейчас сказали бы “был её фанатом”. Когда по радио объявляли “Поёт Нина Дорда”, Коля вскакивал, кричал: “Тише! Нина Дорда!” и приглашал к динамику - мы тоже любили её слушать. Потом как-то реже звучал её голос, а затем и вовсе пропала она из эфира. Послушаем Нину Дорду и вспомним “проклятый” социализм, а уж как казак, то есть Коля Ефименко, если только услышит, рад-то будет на Дону на своём! И Мишка Лаврентьев в Казахстане тоже обрадуется - Михаил Палыч, конечно! Лишь бы спели вы на моё письмо». Виктор Татарский: «Пою, Валера!»
Рассказывает Валерий Турундаев:
«Когда я услышал и чем зацепила меня “Встреча с песней”? Затрудняюсь, конечно, с конкретной датой, но, наверное, где-то в начале 70-х годов. Тогда мы уже все были подсажены на телевидение, но радио на кухне ещё оставалось и, если в это время отвлекались от программы “Время”, то не могли не покориться своеобразному голосу Виктора Витальевича. А, уж попав под обаяние этого голоса, в чётные субботы* начинали ждать встречи с голосом этим. Извините, я что-то за всех говорить начал. Как раз я-то далеко не все выпуски слушал. Во-первых, работая по сменам, “песенные субботы” поневоле пропускал, а во-вторых, ещё и по рассеянности. Бывало даже, что днём в субботу говорил себе: “вечером надо слушать Татарского” и очухивался часов в 11 (в 23 т.е.). Волосы на себе не рвал, конечно, а досадовал очень.
Что заинтересовало меня: песни или письма? Да, то и другое, ещё интонация, с какой Виктор Витальевич письма читал.
Какие песни и какие истории тронули? Истории почти все. Знаете, у Константина Паустовского есть рассказ “Снег”. Там, приехавший с фронта по ранению на побывку офицер, встречает в родном доме поселившуюся в нём женщину. И ему вдруг кажется, что ещё до войны он видел её в Крыму в Ялте. А она там никогда не бывала, но разуверять не стала. Зачем? Ведь он же уезжал обратно на фронт. Очень многие авторы в письмах Татарскому рассказывали не совсем такие, но тоже очень трогательные истории. А песни, что волновали меня, понятно, больше те, которые волновали и раньше, которые пелись в моей молодости. А ещё украинские. Я свою армейскую службу проходил на Украине, на Полтавщине при авиации. Мы не позволяли лётчикам заблудиться в небе. За облаками заблудиться легче, чем в лесу. Казармочка наша на десять человек стояла посреди кукурузного поля и мы в два ближайших села Ульяновку и Высокое ходили вроде как в гости к жителям местным. Встречали нас радушно, приветливо. Великая Отечественная война прошлась по тем местам и закончилась 14 лет назад только. Нас угощали, нас солдат, как ещё отцов наших считали за освободителей. И песни пели. А мы же в самом расцвете молодости. Как можно не полюбить песни такой поры. Да нет, тут, пожалуй, молодость ни при чём - душевная песня трогает сердце в любом возрасте».
Кадр из 1362 выпуска «Встречи с песней» от 14 сентября 2019 года:
«...вроде бы я слышал когда-то, что строчки:
“Любовь такая глупость большая
Влюблённых всех лишает разума любовь
Все это знают и понимают,
Но всё равно влюбляться будут вновь и вновь...”
Будто бы эти строчки из оперы Сергея Прокофьева “Любовь к трём апельсинам”, а, может, не оттуда. <...> Да, ладно. К строчкам этим вернёмся чуть позже, а пока немного о себе. Природа обделила меня цветоощущением, музыкальным слухом и ещё кое-чем по мелочи. То, что дальтоник, я узнал, когда приехал поступать в Пермское речное училище. Медкомиссия не допустила меня до вступительных экзаменов даже. И ещё раз через пять лет, призываясь в армию, мне пообещали, было, тельняшку, а глазки проверили и тельняшку не дали. А я раньше всё удивлялся: почему это мне в лесу грибы красноголовики не попадают? А я их просто не видел... Теперь-то я в лес хожу только с супругой. Она мне пальцем на гриб указывает, а я ещё раза два переспрашиваю: “Где?” А с музыкальным слухом в армии интересная история вышла. Служил я в «наземной авиации» и время службы своей только с теплотой вспоминаю. Товарищи все отличные, командир замечательный. Командир батальона майор Топчий в роту заходит, будто солнце в казарму заглядывает... А служба основная потом на Украине, на Полтавщине, возле города Пирятина. Командир нашей радиочасти майор Удалов, как отец родной! <...> Командир наш, желая порадовать наши души, поехал на пирятинскую швейную фабрику, там одни девушки. Договорился с администрацией организовать, так сказать, взаимное шефство и ещё совместный хор. И вот привезли нас к ним на первую репетицию. Руководительница хора рассадила нас по голосам. Баянист проиграл мелодию, а потом мы запели. И видим, руководительница что-то морщится. Она пошла вдоль нас, прислушиваясь к каждому. Дошла до меня, постояла три секунды, сказала: “Ну-ка, помолчи пока”. Я замолк и она сразу заулыбалась: “Вот, теперь хорошо!” Девушек потом я видел только из зрительного зала... Теперь, наконец, вернулся к началу письма. Зачем мне нужны те строки? После армии я пришёл работать на наш металлургический завод, а там в те годы широко была развита цеховая самодеятельность. И меня втянули. Петь, понятно, я уже не пытался, объявлял номера. Библиотека предложила устроить литературный вечер, почитать из Пушкина и Шукшина о любви. А у Шукшина есть рассказ “Беспалый”. Любовь там короткая, но страстная. И вот перед началом этого рассказа и в середине его я должен был “на фортепьяне” мелодию ту сыграть и строчки те пропеть, отрезвляющие такие... Хорошо, если бы вы нашли их. Для вас, я заметил, ничего невозможного нет. Заранее благодарный и признательный, Валерий Турундаев, город Омутнинск».
Рассказывает Валерий Турундаев:
«Призвался я в октябре 1958 года. Нас с Вятки целый эшелон привезли в Красноярск в учебную школу радиоспециалистов. Наша рота изучала пеленгатор А.Р.П.- 6. Командир роты у нас был старший лейтенант Старокожко, а командир нашего батальона - майор Топчий. И вот командир роты входит в казарму и все солдаты, как мыши прячутся по углам. А входит майор Топчий и все выходят на центральный проход. Он вроде бы воевал ещё и к солдатам с такой отеческой заботой относился, до сих пор приятно вспомнить. А как он учил отдавать честь. Нам поначалу руку к виску вскинуть тяжело, не поднимается она, словно пудовая. А майор Топчий по городку идёт и чуть ли не первый руку к фуражке прикладывает. Тут уж твоя рука невольно взлетает тоже. И так это в кровь въелось, что я, пожалуй до сих пор, приветствую знакомых по-военному.
Десять месяцев нас учили и распределили по всем лётным частям Союза. Меня направили в Киевский военный округ, а там в военную часть 11046 к майору Удалову. Удивительный человек тоже. С Топчим примерно одного возраста и, наверное, одной судьбы.
Я, как положено по уставу, докладываю такой-то, такой-то прибыл для и т.д. Он мне: “Садись”. И спокойно расспрашивает обо всём. Вдруг открывается дверь, входит сержант:
- Вызывали, товарищ майор?
Сапоги не блестят, воротничок расстёгнут, ну, думаю, - порядки.
А на второй день, уже на нашей точке услышал по телефону команду: “Включить матчасть!” - и увидел, как мой начальник пеленгатора Володя Листопад в окно прямо выскочил и убежал. Когда я вслед за ним притрёхал на станцию, он там завёл уже движок, открыл и включил станцию и вышел на связь, а меня встретил словами:
- Так у нас не служат. У нас получил команду, лети пулей и через минуту свяжись с кем надо. А сапоги надраить, когда пойдёшь в увольнение.
Вот такие были у нас командиры. И дедовщины не было».
Как осознал Валерий Петрович ещё в армейские годы, петь ему «противопоказано» и он... пришёл в театр - в народный театр кукол при Дворце культуры «Металлург», ставший для него настоящей творческой отдушиной и прекрасной возможностью обрести актёрский опыт.
Несомненное литературное дарование Валерия Турундаева ощущаем в письмах, адресованных радиопередаче Виктора Татарского «Встреча с песней». Валерий Петрович пишет легко, интересно, с изрядной самоиронией...
Кадр из 1433 выпуска «Встречи с песней» от 26 марта 2022 года:
«...1956 год. Село Макарье, в 30 километрах от фольклорного вятского города Котельнич. Про него до сих пор с улыбкой говорят: “В Котельничи - три мельничи: паровича, водянича и ветрянича. Собрались, вроде, атомичу ладить, да что-то передумали...”. Льнозавод. И мы, двое 18-летних пареньков приехали на практику осваивать профессию машиниста локомобиля, тогда ещё довольно распространённую. Посадили нас в длинном одноэтажном деревянном здании, в котором, кроме нашей комнаты, были ещё три квартиры. В крайней квартире с мамой и братом жила 17-летняя девочка. Звали девочку - Зема Перминова, точнее, Земфира - имя. И кто придумал его ей?! На цыганку она совсем не походила. Но прелесть была, точно! И мы, понятно, в неё влюбились. А я, очарованный её именем, захотел тут же выучить поэму Пушкина “Цыганы”. Не получилось, конечно... Радио с 6 до 12 ночи беспрерывно сопровождало нашу жизнь. Днём - детские программы - “Угадай-ка”, “КОАПП”, “Клуб знаменитых капитанов”, а вечером - “Театр у микрофона” или эстрадный концерт... Какие концерты шли по радио! Парный конферанс - Тарапунька и Штепсель (Тимошенко и Березин), Рудаков и Нечаев, Миров и Новицкий... И вот, вроде бы у Мирова и Новицкого в репертуаре были куплеты про Манечку, которое вновь хотелось бы послушать и которые некоторым образом связаны с нашей знакомой - Земфирочкой Перминовой. <...> Я повторюсь: она была, чудо, как хороша, мы её боготворили. И она, в общем, относилась к нам неплохо. А, получив аттестат зрелости, подала документы в Кировский библиотечный техникум и город её невольно изменил. Когда мы, уезжая из Кирова, зашли к ней в общежитие попрощаться, то, прямо как в тех куплетах про Манечку, не узнали свою милую Земачку: “...нет боровей, исчезли косы, кудри сбиты, цвета просо, рот желтее абрикоса, Манечка!..” Нет, у нашей Земачки брови не исчезли и рот не стал абрикосом, но изменилась она прилично и к нам стала относиться почти как та Манечка. Но мы-то продолжали её любить и такую... Прошу: найдите те куплеты! Хочется опять как-бы вернуться в 1956 год и улыбнуться. Начинаются они, вроде, так: “Наш рассказ вполне серьёзен. Родилась в одном колхозе, расцвела, подобно розе, Манечка...”».
Рассказывает Валерий Турундаев:
«Что сподвигло меня написать на программу? Ну, - подумал, - пишут же люди, дай и я попробую. А уж когда по радио исполнили мою заявку, я почувствовал себя почти как космонавт - сбылась мечта идиота! Ведь лет в двенадцать я уже писал на радио, была такая детская передача “Музыкальная шкатулка” и вот я попросил у неё исполнить песню из кинофильма “Два бойца” про шаланды полные кефали. Смеялись, чай, радиоведущие, получив моё письмо: “дурачок, - подумали, - какой-то, в пятом классе ему уже рыбачку Соню подавай”. А меня-то ведь просто голос Бернеса заворожил.
Сколько писем отправил? Очевидно, три, так и есть.
Сколько слышал своих писем? Письмо про “Манечку” я отправил ещё в 2020 году. Ждал, ждал, ждал и, если, как уже говорил, не ротозейничал в “песенную субботу”, в 21 час садился к приёмнику. И всё-таки пропустил.
Нынче 27 марта утром звонят мне сразу два приятеля, спрашивают, слышал ли я про себя по радио? А я как раз вот и не слышал. Спасибо внуку, нашёл в интернете, дал послушать. И я опять порадовался. Только фамилию девочки Виктор Витальевич произнёс не с нашим ударением. “Перминова” говорят на Вятке, а он - “Перминова”».
Валерий Турундаев, открывая первую встречу литературной студии «Азбука творчества» в «Мастерской чтения», созданной в Омутнинске, выступил в роли чтеца. Младому поколению он поведал «о своей любви к книге, о том, как вместе со старшим братом научился читать, как учит тексты, сначала проникаясь в них душой. Затаив дыхание дети слушали рассказ А. Толстого “Русский характер” и историю русского танкиста Егора Дрёмова».
В 2020 году Валерий Петрович участвовал в заочном конкурсе художественного слова «Моя любовь - моя Россия», став победителем в номинации «Мудрость».
Рассказывает Валерий Турундаев:
«Про голос Татарского я упоминал уже. Моё поколение вообще воспитывалось на радиоспектаклях и голоса таких актёров, как Николай Черкасов, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Рина Зелёная, Мария Бабанова или тех же эстрадников Льва Мирова и Марка Новицкого, Юрия Тимошенко и Ефима Березина узнавались сразу. Популярными были спортивные комментаторы Вадим Синявский и Николай Озеров. Так что Виктор Татарский оказался в этой же плеяде узнаваемых голосов, как нашего поколения, так и предшествующих и последующих поколений.
И значимость его программы для истории радиовещания безусловно огромная. Он и сам, как личность, в истории культуры оставил немалый след. Насколько мне известно, он много читал со сцены. Жаль, я его чтение с эстрады не слышал. Довелось только Сергея Юрского послушать один раз. Был в Ленинграде и попал на его выступление. Да, речь-то не обо мне...»
Кадр из праздничной, 1455-й «Встречи с песней» от 31 декабря 2022 года:
«...наш город Омутнинск, городок точнее, возник 249 лет назад благодаря тому, что Екатерина II разрешила некоему подполковнику Осокину построить на реке Омутной железоделательный завод. Хозяева потом менялись, а завод работал. До войны на заводе работал мой отец, в войну и после - моя мама и я в 1962 году, вернувшись из армии, тоже пришёл на завод. И всегда здесь проводили и, наверное, проводят и сейчас между цехами конкурсы самодеятельности. Все, кто, как говорил Леонид Быков в фильме “В бой идут одни «старики»”, “отличает ноту «фа» от ноты «до», должны принимать в нём участие”, в конкурсе. И, хотя я ничего такого не отличал, в 70-е и 80-е годы тоже толкался между артистами нашего сортопрокатного цеха. И вот, как-то попался мне в журнале монолог Прокопа из пьесы Виктора Славкина “Взрослая дочь молодого человека”. Я монолог этот выучил и на следующий год бабахнул! Монолог называется “Поезд на Чаттанугу” и в нём студенты 1950-х годов на английском языке поют эту американскую песню. Я чего-то своим “козлетоном” тоже пытался изображать, но, если вспомнить, что после того выступления меня ни разу больше не попросили повторить монолог, понятно станет, какой “фурор” я тогда произвёл. А года через три по телевидению я увидел, как этот монолог читает Александр Филиппенко. Как он изображал саксофониста Козлова!.. Не могли ли вы найти эту американскую песню?».
Друзья и коллеги Валерия Турундаева - сотрудники библиотеки имени Александра Алейнова города Омутнинска рассказывают: «Валерий Петрович из тех, к которым тянутся люди. Он позитивен и интересен окружающим. Он вечно в движении. Он творчески одарён и занимается своим любимым делом. Он любит жизнь и призывает любить её в любом возрасте и быть оптимистом!»
Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит за помощь в подготовке страницы Надежду Ивановну Баландину, библиографа сектора информационно-библиографической работы Центральной межпоселенческой библиотеки имени А.Л. Алейнова.
Примечание: * во 2 и 4 субботы месяца «Встреча с песней» стала звучать в эфире «Радио России» с января 1998 года, до этого днями эфира передачи на Всесоюзном радио и радиостанции «Радио 1» были 1 и 3 субботы месяца.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.