Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Первую и третью пятницу каждого месяца
Привыкнув к нынешней быстротечности, трудно поверить, что все тридцать лет передача Виктора Татарского «Встреча с песней» выходит в одно и то же время - в первую и третью пятницы каждого месяца в 21 час по московскому времени на бывших волнах первой общесоюзной* программы, сейчас - общероссийской станции «Радио-1».
А ещё в семидесятые годы в 14 часов 5 минут вся страна ходила по воскресным дням со смешными транзисторами, которые сейчас увидишь разве только в старых кинофильмах. По «Маяку» в это время шла передача «Запишите на магнитофон»**.
Голос Виктора Татарского знала и знает вся страна.
- Эта передача жила лет восемь. Её закрывали, но потом она открывалась под другими названиями - «На всех широтах», «Мелодии современной эстрады»... Здесь впервые на территории Советского Союза по радио звучали «The Beatles», «Bee Gees» и «Led Zeppelin».
- Эту заслугу вы относите на свой счёт?
- Я не о каких заслугах вообще не говорю. Просто мне было интересно. А почему передачу не сразу запретили, а через год с лишним - вот это вопрос. Я думаю, что наша гигантская идеологическая машина иногда давала сбои. Не замечали, не знали, что эту музыку слушает и пишет с эфира вся молодёжь.
- А были ли у вас конфликты с теми. Кто продавал на чёрном рынке пластинки зарубежных групп по безумным ценам? Ведь вы эти цены сбивали.
- Были, но, возможно, и там понимали значимость того, что мы делали. Цену мы, конечно, сбивали, но факт подобного мужества не мог не удивлять. Я трижды восстанавливал передачу. У меня менялись редакторы. Они говорили: «Извините, мы больше не будем работать, это опасно, у нас семьи...» Люди боялись потерять работу. Редактор - ну чем ещё он может заняться? А я-то актёр. У меня уже тогда были сольные концерты. Так что скандалов с Лапиным, председателем Гостелерадио, я не боялся.
- Для вас передача «Запишите на магнитофон» была настолько важна?
- Страна была вынуждена слушать песни через «Голос Америки», через «Би-би-си». А это жуткие помехи. Мы же давали чистую музыку и без всякой политики, кстати, в отличие от тех же радиостанций, которые, вещая на страны Восточной Европы, занимались идеологическими проповедями.
- А где вы доставали записи?
- У нас сформировалась группа авторов, которые часто ездили за рубеж. Среди них были и Игорь Фесуненко, и Владимир Познер, и Владимир Цветов. Мы работали с этими журналистами и в «Музыкальном глобусе», которому, кстати, тоже скоро тридцать лет. В 1967 году эту передачу создала Екатерина Павловна Тарханова. Я был только ведущим. Но когда Екатерина Павловна скончалась, я был вынужден отвечать за судьбу этой придачи, потому что уже никто, кроме меня, настолько хорошо её стиля не знал. Вот эти три разные передачи сопровождали меня на протяжении всей жизни.
- Вы не жалеете, что ощущение своей значимости, которое было тогда, когда вы делали музыкальную политику в стране, осталось в прошлом?
- Конечно, уже нет того почти спортивного ощущения победы в борьбе с цензурой, но я ни о чём не жалею в жизни вообще, а об этом - тем более. Я мог делать подобную передачу, ничего не боясь, потому что я не был в комсомоле, не был в партии, меня не могли вынудить положить партбилет на стол, что по тем временам было самым страшным для всех людей... Но были и другие методы усмирения.
Хотя лично меня эта музыка никогда особенно не увлекала. Я никогда не был поклонником западных ансамблей, просто наблюдал за всем со стороны.
- А ради чего надо было идти на риск?
- Я всегда любил делать то, что запрещено. Я и «Встречу с песней» начал с тех песен, которые долгое время были на радио запрещены, которые считались кабацкими и вульгарными.

- Вам по-прежнему интересны письма слушателей?
- Это было бы неинтересно, если бы в обществе ничего не менялось, если бы не было новых старых песен... Мы ведь до сих пор обнаруживаем новые песни, а поиск не может быть скучным. Я всегда находил песни, о которых просили в письмах, если эта запись в принципе была. Я не фанат, вы зря так иронично улыбаетесь.
- Иронии никакой нет.
- Значит, мне так показалось. Просто говорят, что надо концентрироваться на чём-то одном и только тогда можно добиться успеха. А мне скучно на чём-то одном. Я сделал 15 сольных «чтецких» программ, которые я читал и читаю по стране. Первым в Советском Союзе я читал «Мастера и Маргариту» со сцены. Ещё до появления фильма я сделал «Собачье сердце». Раньше я был вынужден читать письма каждый день, потому что ежемесячная почта состояла из 3 тысяч писем. А этим летом в июле пришло всего 100 писем. Но уже не пишут случайные люди. Все, наконец, поняли. Что это не передача по заявкам.
- А как изменились письма?
- Они стали глубже. Правда. Почти ушли письма фронтовиков, и это понятно. Но зато пишут их дети и говорят, что эта передача перешла к ним как бы по наследству от отца, который когда-то писал на адрес «Встречи с песней», слушал свои письма и песни, которые просил найти.
- Какие письма вам особенно интересны?
- Как говорил Константин Симонов: «Письма пишут разные, слёзные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные...» Конечно, я не могу обижать слушателей и говорить, что какие-то послания неинтересны. Я привожу письма домой, и там, когда голова больше ничем не занята, читаю.
- Есть ли письма, которые вы храните много лет?
- Обязательно. Среди них больше тех, которые не могли быть в передаче. Раньше по идеологическим соображениям, а теперь потому, что они слишком личные. Да они не преследовали цели быть в эфире. Ведь очень много писем написано в состоянии аффекта. Одинокий человек (которых в нашей стране масса) услышал передачу и под этим впечатлением написал. Очень часто уточняют: «Я пишу только вам».
- Вы знакомы с кем-то из адресатов, может быть, кто-то благодаря этой переписке стал вашим другом?
- Их немного, но они есть. От многих людей идут письма на протяжении 30 лет. Часто бывает, что женщинам мой голос напоминает голос близкого человека. У меня есть большая подборка писем замечательного кинорежиссёра Александра Сокурова. Мы переписывались с Сашей, когда он ещё мальчишкой работал ассистентом режиссёра на телестудии города Горького. Ему понравилась передача, но потом письма стали носить всё более частный характер, и переписка стала личной. Это были очень интересные письма. Уже тогда было видно, что он талантливый юноша.
- За время нашей беседы у меня сложилось, может быть, ошибочное впечатление, что для вас письма стали чуть ли не основным способом общения с миром.
- Не основным, но, в общем-то, одним из самых главных. Вы правы в том, что информацию о состоянии общества, о чувствах и мыслях людей я получаю из писем. И чаще всего эта информация объективнее любой другой.
- Вы располагаете богатым материалом и даже можете вести статистику, отслеживать некоторые процессы в обществе...
- Это мне уже предлагали делать. Предлагали также снять документальный фильм на телевидении и в кино. Но я считаю, что эти письма адресованы мне, и я не имею права их тиражировать и отдавать социологам для каких-то исследований. Это дело интимное.
- Согласитесь вы со мной или нет, но мне кажется, для того, чтобы работать с письмами целых 30 лет, надо иметь какой-то особый склад характера... Какая из ваших передач была в своё время популярнее?
- Когда я был на озере Селигер или в каком-то из московских парков, то наблюдал, как весь пляж ходит с транзисторами. Я не говорю о тех, кто оставался дома. Каждое воскресенье, 14.05, «Маяк». Все! Это было для ребят святое время. Везде, где бы я ни был, меня сопровождал мой голос именно с этой передачей. В электричках, в поездах, на пароходах. Но мне гораздо дороже случаи, когда начальник радиоузла в поезде во время эфира «Встречи с песней» переключал радио на эту передачу с любого другого канала. Он сам слушал и хотел, чтобы пассажиры слушали. Вот это мне было дорого по-настоящему. А к ситуации с передачей «Запишите на магнитофон» я быстро привык, и она меня н удивляла. Действительно, на радио не было ничего подобного.
- Сейчас рейтинг вашей передачи заметно упал...
- Не люблю я этого слова - рейтинг, шмейтинг...
- Появились новые передачи и волны, появилась конкуренция...
- Да. Ну и что? У меня есть постоянные слушатели, и никакой конкуренции здесь быть не может. Другое дело, что захватили наши мощные передатчики и по сути дела лишили нас первого канала и радиоточек. Вот это обидно. Это было сделано на волне политических событий августа 1991 года. От нас отрезали тех слушателей, которые не имеют ни трёхпрограммников, ни приёмников, а только один динамик, по которому сейчас идёт «Радио России».
- Как вы считаете, радио по-прежнему популярно?
- Если появился самолёт, это совершенно не исключает необходимости автобусов. «Встреча с песней» занимается утешением души человеческой, а в этой сфере сегодня конкуренции вообще нет. Все развлекают.
- Какие песни были найдены благодаря вашей передаче «Встреча с песней»?
- Это и Лидия Русланова, и Утёсов, из репертуара которого были известны только 2-3 песни. Я уже не говорю о Лещенко, Козине, Вертинском, об Алле Баяновой, Изабелле Юрьевой... Это огромная систематическая работа. Сейчас этим никого не удивишь, а ведь раньше Баянову запрещали. Многие, даже фронтовые песни, пропадали из эфира в периоды полного идиотизма властей, когда вырпубали виноградники и забывали романсы «Пью за здравие Мэри». «Налей, дружок, по маленькой, по нашей фронтовой» уже нельзя было слушать, в эфире нельзя было прочитать Пушкина: «Подымем стаканы, содвинем их разом...» И так страну лихорадило постоянно: в конце 60-х, в 70-х, после 1985...
- А в те времена вы эти песни ставили в эфир?
- Я-то ставил. Но цензура вырезала. Ведь любая смелость и самостоятельность - до определённого предела. Радио - это ведь государственная организация.
- Но сейчас всё можно...
- Даже чересчур всё. но я не ставлю пошлятину. Это всё дешевка, дурной кабак, притом не русский, а брайтонбичевский, и этого у меня в эфире никогда не будет. Я вам обещаю.
- Вы упрямый человек?
- Я всегда делал то, что мне запрещали. Но больше, чем запреты, я ненавижу деньги.
- ???
- Я презираю деньги. Я считаю, без них ничего не делается. Именно за это... За их мощь, которая сейчас так проявилась. И стараюсь по возможности быть независимым от денег в первую очередь.
- Это тяжело.
- Да. Я и получаю раз в десять меньше, чем мог бы получать. Мой голос, как говорят, идеально подходит для озвучивания рекламных роликов. На протяжении многих лет мне звонили рекламщики, пока я через прессу не заявил, что не буду этим заниматься. Я себя достаточно хорошо ценю, чтобы подписываться под рекламой. Вы мне можете привести в качестве примера Леонова и Смоктуновского, царство им небесное... Да, на них наседали две семьи, они несчастные люди, они сократили себе жизнь этим. Мне рассказывали свидетели этих записей, как им было неудобно, и как они злились на окружающих...
- А на какие предложения вы соглашаетесь?
- Сейчас я занимаюсь озвучением фильмов на телевидении об Эрмитаже, об Историческом музее. Готовится новый цикл познавательных фильмов о Третьяковской галерее, там я буду работать уже в кадре рядом с картинами. Собираемся запустить проект передачи вместе с «Радио-1». Возможно, она будет называться «Час Виктора Татарского»***. Там будет та музыка и те люди, которых я люблю. Но я не тороплюсь. Всегда надо иметь программу, чтобы тебя хватило надолго.
Ольга Улевич, газета «Имя» (Беларусь), 20 сентября 1996 года.
Примечание: * в советский период радиостанция, в эфире которой с 31 января 1967 года зазвучала «Встреча с песней», называлась Первой программой Всесоюзного радио.
Примечание: ** музыкальная передача радиостанции «Маяк», автором которой был Григорий Либергал, редактором - Галина Гордеева, а ведущим - Виктор Татарский, называлась «Запишите на ваши магнитофоны», она выходила в эфир с 20 декабря 1970 года по 5 марта 1972 года. Её сменила передача «На всех широтах», звучавшая на волнах «Маяка» с июня 1972 года по август 1976 года, ведущим которой также был Виктор Татарский.
Примечание: *** 22 января 1997 года на «Радио-1» состоялась премьера программы «Вечер с Виктором Татарским и Дмитрием Кувшинчиковым», которая выходила в эфир в четвёртую среду месяца в рамках радиопроекта Дмитрия Кувшинчикова «Молодёжный проспект».
Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит сотрудников Национальной библиотеки Беларуси (
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте