Интонация ведущего «Встречи с Песней» говорит нам больше, чем любые слова
Почти 50 лет назад, 31 января 1967 года, в эфире Всесоюзного радио прозвучали позывные новой передачи. Этими позывными стала мелодия песни: «Снова замерло всё до рассвета, // Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь. // Только слышно на улице где-то: // Одинокая бродит гармонь...»
Так началась история «Встречи с Песней», которую придумал и ведёт с тех пор Виктор Татарский. В январе 1967 года ему было 27 лет. Сегодня в это трудно поверить: недавнему выпускнику театрального училища доверили часовую авторскую программу на главной радиостанции СССР.
После первого же выпуска новая передача получила три тысячи писем. Но тогда даже сам автор не мог предполагать, что «Встреча с Песней» станет самой долговременной в истории мирового радио, и в ноябре 2014 года, предваряя очередной эфир, он приветливо и в то же время буднично скажет: «У нас “Встреча с Песней”, выпуск 1225-й...»
Во «Встречу...» присылали письма Василий Белов и Виктор Астафьев. Её слушали Николай Рубцов и Михаил Ульянов. Среди её постоянных слушателей - Новелла Матвеева, Валентин Непомнящий, Александр Сокуров. Кстати, это Сокуров однажды заметил: «Сейчас важнее не содержание слова, а интонация, с которой оно произнесено...»
Всю блокаду, все девятьсот её дней, я находился в детском доме на Петроградской стороне
17 ноября народному артисту России Виктору Татарскому исполняется 75 лет. Сегодня Виктор Витальевич - наш собеседник.
Встречу с каким человеком вы считаете неслучайной, определившей многое в вашей судьбе?
Виктор Татарский: Многое определила встреча с Валерием Михайловичем Бебутовым - режиссёром, соратником Мейерхольда. Он был моим отчимом. После блокады и войны меня, восьмилетнего, перевезли из Ленинграда в Москву. Это был, кажется, 1947-й. И вот тут я застал Валерия Михайловича, и он оставался с нами до конца своих дней, до 1961 года. Мы жили на Собачьей площадке. Помните у Маяковского: «Где живёшь, мальчишка гадкий? - На Собачьевой площадке». На месте нашего деревянного флигеля сейчас кинотеатр «Октябрь».
Вероятно, на выбор профессии повлиял Валерий Михайлович. Хотя повлиять на меня было очень трудно. Я быстро сдружился с арбатскими мальчишками, хулиганил, домой иногда приводила милиция. Валерий Михайлович действовал в таких ситуациях так, что казалось, будто он никак не действует: не ругал, не наказывал. Он влиял одним своим присутствием в доме.
И в театральную студию Дома пионеров вы попали благодаря Бебутову?
Виктор Татарский: Нет, в Дом пионеров меня привела вожатая. Я был «сослан» на три смены в лагерь, и там пионервожатая Маша заметила во мне какие-то способности. Она пришла к нам домой и спросила у матери: «Вы не будете возражать, если я отведу Виктора в Дом пионеров?» Дом пионеров был в переулке Стопани, рядом с метро «Кировская». Замечательное место, где в 1952 году в студии Евгении Васильевны Галкиной я встретился и подружился с Лёней Нечаевым, Серёжей Никоненко, Ваней Бортником, Володей Штейном... Кстати, Наташа Гундарева, Ролан Быков тоже окончили эту студию.
На третий год занятий мы поставили спектакль «Юность отцов», и я пригласил Валерия Михайловича. Он пришёл, посмотрел, ничего не сказал, но по выражению его лица я понял, что театр мне не противопоказан.
Трудно найти другого актёра, который столь явно опровергал бы все расхожие представления о служителе Мельпомены. Вы всегда избегали публичности вне сцены. Радости актёрской профессии - известность, слава, поклонники - это, кажется, для вас скорее досадные издержки ремесла...
Виктор Татарский: Честно говоря, меня эти радости не преследовали. Ну вот разве что по телефону мой голос узнавала диспетчер, когда я вызывал такси. Но было это уже в прошлом веке.
Так в чём же для вас счастье?
Виктор Татарский: Ну, это пафосное понятие. Применительно ко мне, во всяком случае. Моя жизнь началась в ленинградской блокаде, и особого счастья в нашей великой стране я никогда не испытывал. Почти всегда я был один. Сразу после десятого класса отправился в Астрахань...
Как вы туда попали?
Виктор Татарский: Совершенно случайно: астраханский театр приехал в Москву на гастроли, объявил конкурс на замещение вакансий. Я шёл мимо, зашёл, выдержал конкурс - и меня взяли. А через год вернулся из Астрахани - уехал работать в Мурманск, там тогда начиналось телевидение. С шести утра выезжал на сопку Варничная, где находился телецентр, и возвращался к ночи...
Но разве это не счастье - «по прихоти своей скитаться здесь и там...»
Виктор Татарский: У Пушкина акцент всё-таки не на скитаниях и жизни по чужим углам, а на том, чтобы «никому // Отчёта не давать, себе лишь самому // Служить и угождать; для власти, для ливреи // Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...»
Руководство на Всесоюзном радио мне говорило: «Вы же неуправляемый!» Я слышал это в жизни много раз. Возможно, потому, что искал тот материал, который был бы мне интересен. С точки зрения профессии очень важно, чтобы ты делал то, что тебе ближе всего. Прежде всего это касается актёрских работ, когда я выходил один на один с залом и находился на сцене два, а то и два с половиной часа. Иногда это было десять дней подряд, и каждый день я читал новую программу. Невероятное обилие текстов в голове, но всё это было моё, мной выбранное, никем не навязанное.
Вы учились в Щепкинском училище, где тогда преподавали великие актёры...
Виктор Татарский:Игорь Владимирович Ильинский, Николай Иванович Рыжов, Михаил Иванович Царёв. Интереснейшие личности. И очень важно, что тогда в театральном училище имени Щепкина при Малом театре уделялось большое внимание слову, речи.
Мне кажется несправедливым, что ваши актёрские программы известны куда меньше, чем радиопередача «Встреча с Песней».
Виктор Татарский: Но это как посмотреть. У меня всегда были полные залы. И в Москве, и в Ленинграде, и в Киеве, и в Горьком, и в Минске... И залы очень разные - от полуторатысячных до небольших. Очень любил студенческую аудиторию. В Бауманском институте был мой абонемент. Так что ушёл я со сцены на полном зале. Сказал себе: всё, хватит. Если бы я был пианистом, я до конца дней работал бы над техникой исполнения. Но здесь...
И всё-таки: почему вы оставили сцену?
Виктор Татарский: Я увидел: литература, которая ещё вчера была запретной или полузапретной, сегодня всем доступна. Ведь люди приходили на мои концерты, чтобы услышать, к примеру «Мастера и Маргариту» Булгакова - я первый читал этот роман со сцены. Очень многие книги или были запрещены, или их очень трудно было найти. Поэтому я открывал для слушателей terra incognita.
А программа о Ленине? Вы готовили её в то время, когда цитаты из произведений вождя были на каждом углу.
Виктор Татарский: В том и беда, что Ленина превратили в идола. А я хотел показать человека, всю неординарность его натуры. В нём было и чёрное, и белое, и ещё сотня оттенков. Тогда, в 1970 году, я отобрал для своей программы те документы и письма Ленина, которые не цитировали. И тогда ведь мало кто читал 55 томов Ленина. А я прочитал.
Программу запретили. Меня со скандалом сняли с Всероссийского конкурса артистов-чтецов. Помню, меня пришёл поддержать Леонид Осипович Утёсов. А в антракте меня вызвали дамы из министерства: «Эту программу больше не читать. Мы её запрещаем». Но я её читал - только без афиш. А на афишах она появилась лишь в конце восьмидесятых. Тогда пошли мои запрещённые программы, а их накопилось пять-шесть к тому времени. Поэтому когда при мне ругают Горбачёва - я удивляюсь. Неужели люди так быстро всё забывают...
Ваша первая, подготовленная ещё в училище, программа называлась «Берегите людей». Мне кажется, в этих словах главное, с чём вы и сегодня обращаетесь к нам.
Виктор Татарский: Я жил и живу в стране, где жизнь человеческая ничего не стоит. Виной тому и сталинское время, и война, и репрессии и другие кошмары, которые сопровождали жизнь нашего народа. И я это почувствовал очень рано и очень сильно. Я до четырнадцати лет рос при сталинском режиме. Помню, что и Валерий Михайлович Бебутов проходил по делу Мейерхольда.
С 17 ноября на «Радио России» будет звучать ваша новая работа: «Подводя итоги» по книге Сомерсета Моэма. Что главное в этой вещи, в чём её послание?
Виктор Татарский: «Подводя итоги» - это размышления человека, который хочет разобраться в своих мыслях. Моэм пишет о жизни, о любви, о Боге, обо всём на свете. Он честно пишет о своих сомнениях. Для него важна логика, а не эмоции, и это сближает меня с автором: я тоже далеко не лирик.
Не говорю о работе у микрофона, но в жизни ваша эмоциональность иногда зашкаливает.
Виктор Татарский: Моя эмоциональность не лирического свойства, уверяю вас. Она более социального свойства.
Виктор Татарский: Цифра «50» меня самого поражает и, не скрою, радует.
«Встреча...» всегда передавала мироощущение не только отдельных людей...
Виктор Татарский: Да, во «Встрече...» отражаются настроения общества, его лучшей, как мне кажется, части. Но передача, конечно, не зеркало. «Встреча...» должна успокоить, поддержать человека...
...дать ему почувствовать, что он не один.
Виктор Татарский: Конечно. Исходя из этого, я и отбираю письма. Сейчас они стали менее содержательны, менее интересны. И тому есть причины. Почти ушло поколение людей, которым было что сказать и рассказать, - военное поколение. Теперь во многих письмах чувствуются неуверенность, растерянность. Слушатели рассказывают о своих дедушках и бабушках, и это замечательно, но о себе им нечего написать, потому что у них только заботы и тревоги. Те же события на Украине - они коснулись нас всех, каждой семьи...
Вам пишут и совсем молодые люди, которые, наверное, в Интернете могут найти любую песню.
Виктор Татарский: Далеко не всё, что звучит во «Встрече...», можно найти в Интернете, но не в этом дело. Песня во «Встрече...» - это ведь только повод к разговору, к воспоминанию, к вопросу. И не песен молодые ищут, а общения, разговора. Для меня их письма ценны ещё и потому, что есть расхожее мнение, будто «Встреча с Песней» - это ретро, это для стариков. Ничего подобного. От шести до девяноста лет - вот возрастной диапазон тех, кто пишет во «Встречу...».
Многие помнят ваши передачи, посвящённые эстрадной музыке, - «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». Меломаны в Интернете собирают все уцелевшие записи.
Виктор Татарский: Я никогда не был поклонником эстрадной музыки - ни зарубежной, ни нашей. Но мне было интересно давать в эфир ту музыку, которую нигде нельзя было услышать. Ещё мне важно было, чтобы передача имела перспективу во времени. «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах» были закрыты насильно, но лет семь-восемь просуществовали. «Музыкальный глобус» на радио шёл 35 лет. «История одного шедевра» на Первом канале телевидения - семь лет. И вот почти полвека - «Встрече...».
«Встречу...» ни разу не закрывали?
Виктор Татарский: Слава Богу, она ни разу не прерывалась. Но проблемы были всегда.
Я заметил, что почти в каждом выпуске «Встречи...» есть письма из Петербурга. Вы часто бываете в родном городе?
Виктор Татарский: Сейчас - крайне редко. Раньше я привозил в Ленинград-Петербург все свои программы. Выступал в театре Эстрады на улице Желябова, в концертном зале Финляндского вокзала, в музее-квартире Достоевского. Старые петербурженки приносили мне яблоки или груши, если это было осенью, тёплые носки или баночку варенья, если зима. Я, конечно, не нуждался, но от таких знаков внимания было очень тепло.
А бывая в Петербурге, куда вас прежде всего тянет?
Виктор Татарский: Тянет в те два дома, где я жил. Кировский, а теперь вновь Каменноостровский, проспект, дом 26/28. Там я родился. И на 16-ю линию Васильевского острова, к дому номер 25, где я жил первое время после войны. А всю блокаду, все девятьсот её дней, я находился в ленинградском детском доме. Меня мать отдала туда, понимая: самой ей не прокормить сына. Рассказывала, что, когда везла меня на санках по зимнему блокадному Ленинграду и рядом падала бомба, я был в восторге, совсем не пугался.
Вы не раз во «Встрече...» благодарили сотрудников этого детского дома...
Виктор Татарский: Я благодарил сотрудников всех детских домов Петроградской стороны, потому что не знал, в каком именно я находился.
После этого кто-то из них откликнулся?..
Виктор Татарский: Увы, нет.
Это уже другая история, но вот однажды благодаря радио вас нашла Нина Михайловна Чернышевская из Саратова, внучка Николая Гавриловича.
Виктор Татарский: В конце 1960-х годов она услышала «Встречу с Песней» и написала мне большое письмо, из которого я узнал, что являюсь праправнуком Николая Гавриловича по линии моей матери Нины Юрьевны Икорниковой-Свешниковой.
Неужели мама вам об этом не рассказывала, ведь она-то знала...
Виктор Татарский: Знала. Но понимала, в какое время живёт, и боялась, что кто-то мог заинтересоваться нашей родословной.
«Вы же неуправляемый!» Я слышал это в жизни много раз
Чем же могло угрожать родство с Чернышевским в советское время?
Виктор Татарский: На мой вопрос матери, почему же она не рассказывала мне о родстве с Чернышевским, она показала фотографию человека в военном френче. Это был её дядя, царский офицер, оказавшийся в 1919 году в Лондоне и ставший полковником английской армии. Если бы кто-то узнал, что наш предок революционер-демократ, то легко было определить и нашу родственную связь с человеком во френче. Вот чего боялась матушка. Поэтому даже имени Чернышевского я от неё не слышал.
Догадываюсь, как нелегко сегодня оставаться у микрофона доброжелательным, спокойным. Можно подумать, что у вас есть личный психолог...
Виктор Татарский: Психолога у меня нет, но к записи передачи я, конечно, готовлюсь. Придерживаюсь определённого голосового режима. Записываю программы в одиннадцать часов утра. Нельзя подходить к микрофону ни раньше, когда голос ещё спит, ни позже, когда он уже может устать. До этого в день записи не разговариваю ни с кем, не ем. Нет ничего пошлее сытого ведущего у микрофона.
Из писем разных лет «Встрече с Песней»
Я когда слышу позывные передачи и голос Виктора Татарского, то мурашки по телу пробегают. Вспоминаю себя маленьким мальчиком у радиоприёмника, а за окном - огни ночного города. Вспоминаю деда и его друзей, их разговоры о войне...
reider_s
Тридцать лет назад «Встреча с Песней» казалась мне обращённой в прошлое, а теперь - как будто вестник, прилетевший из будущего.
Любовь Александровна, Самара
Однажды мне сделали операцию, я никак не могла после неё оправиться. И вот вечером в пятницу в палате было полутемно и тихо, и вдруг я услышала Ваш голос - шла «Встреча с Песней». У меня внутри что-то встрепенулось, сердце забилось, мне очень захотелось жить. Я быстро пошла на поправку и скоро была уже дома. Хотела об этом сразу написать, но постеснялась. Спасибо Вам.
Станислава Автономовна, Минск
Надо уметь понимать, чтобы, вчитываясь в письма, соприкасаясь с судьбой человека, сказать без всякой сентиментальности то, что приподнимает человека над низменной жизнью, высвечивая лучшее в его душе. Ничего не меняя в передаче по форме, вы сохраняете её тон, её такт, её искренность и культуру.
Галина Николаевна, Москва
Лет в четырнадцать, услышав случайно звуки Вашей передачи из приёмника в коридоре, я застыл столбом. Боже мой, как я ждал тогда каждую передачу, и даже порой не столько песни, сколько истории, связанные с той или иной песней. Прошло столько лет, но как только слышу звуки передачи, Ваш голос, поверьте, сердце ёкает, и я, как в далёком детстве, застываю недвижим.
Сергей
Я выросла на передаче «Встреча с Песней». Я маленькая ещё была, и «Встреча...» была моей колыбельной и колыбелью. Никогда не забуду истории людские и песни наши родные.
Алиса Богарт
Только что затихли последние звуки позывных вашей передачи, а я заметался по квартире, будто что потерял... Детство? ...юность? ...милое прошлое...? Зреет уже давно и всё настойчивее с каждым годом потребность Вам написать. Но тут уместнее бумажное письмо, которое я Вам скоро пришлю.
homo954
Прошу передать что-нибудь божественное в исполнении детского хора - не важно какой страны и национальности, ведь в конечном итоге все мы - дети Божии, хотя иногда забываем об этом.
Вадим Жижин, детский врач, Вологодская область
P.S. Авторская программа Виктора Татарского «Встреча с Песней» выходит на волнах «Радио России» во вторую, четвёртую и пятую субботы каждого месяца в 21.10 по московскому времени.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.