Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
«Запишите на ваши магнитофоны»
Выпуск 4
Запись эфира радиостанции «Радио 1» из архива Сергея Рововых (г. Нижний Тагил), 25 января 1998 года, 20 часов 10 минут:
Заставка передачи «Запишите на ваши магнитофоны»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Добрый вечер!
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Добрый вечер! Вы слушайте «Радио 1», передачу «Запишите на ваши магнитофоны».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Выпуск 4-й.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Который ведут для вас авторы этой передачи Виктор Татарский...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и Дмитрий Кувшинчиков. Я хотел бы предложить начать нашу программу с замечательного произведения Александра Александровича Алябьева на стихотворение Антона Антоновича Дельвига, друга Пушкина, «Соловей».
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Кстати, вы знаете, Виктор Витальевич, что это произведение было написано для мужского голоса?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Совершенно верно! И сам Александр Александрович, может быть, и Антон Антонович, напевали под гитару или рояль эту песню. Так с этого начиналось. Но потом женщины её стали исполнять. И там вот уже появились все эти, вот...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – «Финтифлюшки»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...ну, фьоритуры, будем так говорить, соловьиные трели, которые, действительно, подвластны только женщинам. В частности, я бы хотел, чтобы вы записали, уважаемые наши слушатели, «Соловья» в лучшем, не только на наш взгляд, исполнении, но и на взгляд многих современников и музыковедов, допустим, XX века - в исполнении Деборы Яковлевны Пантофель-Нечецкой. Аккомпанирует ей великолепный музыкант, я не могу даже назвать его аккомпаниатором, это прекрасный пианист 1940-х - 1950-х годов Семён Климентьевич Стучевский. Слушаем и, кого это интересует, пишем.
Звучит романс «Соловей» (музыка Александра Алябьева, стихи Антона Дельвига) в исполнении Деборы Пантофель-Нечецкой. Партия фортепиано - Семён Стучевский. Грампластинка 1940 года.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Александр Алябьев, стихи Антона Дельвига, «Соловей». Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая, партия рояля Семён Климентьевич Стучевский, 1940-е годы записи.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – И, как считает Виктор Витальевич Татарский, это исполнение даже переплюнуло исполнение Неждановой.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ой, да, батенька, да что ж за «плюнула», никто никуда не плевал. Вообще говоря, я читал во многих письмах и в разных книгах, что это так, но я не сторонник сравнивать кого бы то ни было. А сейчас давайте вспомним о том, что за день сегодня, Дима?
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Сегодня день Святой великомученицы Татьяны...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Татианы, через «а», да.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Татианы.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – 25 января - это ещё и праздник всех студентов.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Это день начала каникул в Московском государственном университете...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и не только в Московском...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – ...я все 6 лет очень любил этот день, когда учился в этом самом университете.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Хороший день! Ну и так, наши поздравления всем Татьянам...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Да, и ещё и день рождения Высоцкого...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это... мы обратимся к этой дате в самом конце нашей передачи. Конечно, мы об этом помним. Так вот, Татьянин день... Вы, Дима, знаете, как Пушкин относился к имени Татьяна? Ну конечно, Ольга и Татьяна, его любимые героини...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Да!
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...особенно, Татьяна.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Таня Ларина. Всё, всё так. И он её нежно любил, свою героиню, но к имени, как он относился? Нет?
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Честно говоря, нет.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, вы, конечно, знаете ту часть поэмы «Евгений Онегин», которая начинается со слов «Итак, она звалась Татьяной...»* Да, часто цитируется.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Ну, ещё «Татьяна (русская душою...)»**
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну да. Но перед этим вот такие строки: здесь, вот, видно, как Александр Сергеевич относится к имени Татьяна - «её сестра...», значит, сестра Ольги Лариной:
“Её сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего...” *
Вот так Александр Сергеевич довольно иронически отнёсся к имени Татьяны. И вот так вспомним 25 января... Татьянин день...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Вспомним оперу «Евгений Онегин»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да... Да не оперу, а сначала всё-таки Александра Сергеевича и бал у Лариных, всё-таки, в поэме Пушкина сначала, а потом непосредственно перейдём к опере. Итак, именины Татьяны у Лариных:
“Освободясь от пробки влажной,
Бутылка хлопнула; вино
Шипит; и вот с осанкой важной,
Куплетом мучимый давно,
Трике встаёт; пред ним собранье
Хранит глубокое молчанье.
Татьяна чуть жива; Трике,
К ней обратясь с листком в руке,
Запел, фальшивя. Плески, клики
Его приветствуют. Она
Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Её здоровье первый пьёт
И ей куплет передаёт...” **
Звучат «Куплеты Трике» из оперы «Евгений Онегин» (музыка Петра Чайковского, либретто Константина Шиловского по роману в стихах Александра Пушкина) в исполнении Михаила Егорова, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Юрия Темирканова.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Чайковский, «Куплеты Трике» из оперы «Евгений Онегин».
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Тем самым, мы поздравляем всех Татьян с их именинами.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, только пел эти куплеты Михаил Егоров, а играл оркестр Мариинского театра под управлением Юрия Темирканова, запись по трансляции оперы в 1985 году. Продолжайте, пожалуйста, славить Татьян, Дима.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Татьянин день - не только сегодняшний день, но и под таким названием было создано много шедевров, один из которых мы вам предлагаем послушать, поздравить всех Татьян, я думаю, что сегодня...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Не круто насчёт шедевров, нет? Ничего?..
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Круто. А что делать?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Но, ничего... но во всяком случае, я думаю, что Татьянам нравится эта песня, а если ещё Татьяна и Сергей вместе...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Да, да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Правда?..
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Конечно. Кстати, именно эту песню, которую мы предложим записать вам, в своё время пели Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Но я бы всё-таки предложил записать эту песню в исполнении первого её исполнителя - Льва Лещенко и оркестра под управлением Юрия Силантьева, 1978 год.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Юрий Саульский, стихи Наума Олева, «Татьянин день».
Звучит песня «Татьянин день» (музыка Юрия Саульского, стихи Наума Олева) в исполнении Льва Лещенко.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Юрий Саульский, стихи Наума Олева, «Татьянин день». Пел Лев Лещенко. Оркестр Юлия Силантьева, 1978 год.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Ну а мы движемся дальше и переходим к следующей песне.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Дима никак не может уйти с «Молодёжного проспекта»... «движемся дальше...» - это от «Молодёжного проспекта». Очень хорошо, двигаться надо всегда. Итак, кто наш следующий герой?
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Поль Робсон?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Поль Робсон. Актёр, певец, выдающийся общественный деятель.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Бас?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Бас. Настоящий негритянский фолк он пел.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Играл даже Отелло?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Играл Отелло. Потому что, актёр был настоящий, помимо всего прочего. У нас долгий роман был с Полем Робсоном, Международная премия Мира была ему вручена...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Вы имеете в виду у Советского Союза с США?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну... идеологии... нет, не с США. Робсон тогда был... как раз находился в некоторой конфронтации к США и поэтому наши его и поддерживали, я имею в виду идеологию. Международная премия Мира - в 1950-м году, Международная Ленинская премия - в 1952 году, но когда он приехал сюда и встретился... я помню его концерт в Зелёном театре Парка Горького, где он пел и с Иваном Семёновичем Козловским, вместе они пели «Ноченьку», премьеру. И сам он пел «Спи, мой бэби». Боже, какая красота, совершенно потрясающая!
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Но сегодня мы хотим предложить вашему вниманию другую песню, не «Спи, мой бэби», как мы вначале предполагали...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – А блюз, потому что, всё-таки, люди с чёрным цветом кожи удивительно поют эту самую... этот самый блюз - песни грусти.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, кстати, Дима, я вот хочу объяснить нашим слушателям, почему мы предполагали «Спи, мой бэби» и даём другую вещь, потому что, когда мы выписали плёнки, мы услышали, что нам из фонотеки дали другую запись этой песни. То есть, тот же Робсон, да, но, как выяснилось, он поёт с оркестром и там...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Там хор, по-моему, ещё есть...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Там хор и какая-то там джазовая обработка, не очень удачная для этой народной негритянской колыбельной, действительно, потому что, как ни странно, но в записи, которая была, мы её обязательно разыщем, где он поёт с Ерохиным - с аккомпаниатором, просто под рояль, гораздо лучше и интереснее***. Поэтому мы со «Спи, мой бэби» подождём, вернёмся к ней, а сейчас у нас Уильям Гэнди «Сен-Луи Блюз», 1951 год.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Блюз святого Луи...
Звучит «Сент-Луис Блюз» («The Saint Louis Blues», «St. Louis Blues», «Блюз святого Луи»). Музыка и стихи Уильяма Кристофера Хэнди (William Christopher Handy) в исполнении Поля Робсона (Paul Robeson).
Виктор ТАТАРСКИЙ – Уильям Гэнди, «Сен-Луи Блюз», 1951 год.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – А мы снова возвращаемся к поздравлениям всем Татьянам.
Виктор ТАТАРСКИЙ – У нас сегодня одна треть музыкальной части программы посвящена Татьянам.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – И сейчас поздравление только Татьянам, которые слушают нас, но и Татьяне Васильевне Дорониной, замечательной актрисе, народной артистке Советского Союза. Пусть это будет этот маленький подарок ей, может быть, немного уже забытый?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, никакой он не забытый...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Я имею в виду её исполнение...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Её исполнение песни, может быть, да, но саму Татьяну Васильевну никто не думает забывать, да она никогда и не позволит никому себя забыть...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Конечно же, о песне я говорю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это мощная, яркая женщина, да, с 1959 года в БДТ Товстоногова в Питере, с 1972-го по 1983-й в Театре Маяковского у Гончарова, с 1983-го во МХАТе, после этого печального разделения, стало быть, «доронинский МХАТ» «ефремовский МХАТ», мы не будем сейчас вдаваться во все эти вещи. Хочу просто напомнить...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Кино...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Кино. «Ещё раз про любовь», я, например, очень любил её работу...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – «Три тополя на Плющихе»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Три тополя...», помните, как она поёт, кстати...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Ох...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну-ка, как там: «...опустела без тебя Земля, ой...», да?.. Хорошо. Ну, а сегодня мы услышим... мы тут с Димой спорили, что дать в исполнении Татьяны Васильевны и он настоял на песне «Не исчезай» из телевизионного фильма «Ольга Сергеевна». Песня Микаэла Таривердиева на стихотворение Андрея Вознесенского. Кстати, сейчас может возникнуть вопрос, а что же я предлагал, да?
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – А что же вы предлагали?
Виктор ТАТАРСКИЙ – А я думаю, как будто вы не знаете. Я предлагал песню Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни»:
“Моей любви ты боялся зря, -
Не так уж я страшно люблю!..”
Ну, мы это дадим, конечно.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Мы дадим и я думаю, что всё-таки лучше дать её в исполнении самой Новеллы Матвеевой в нашей номинации авторской песни.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Может быть...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Да?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...может быть.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – А вот это исполнение Татьяной Дорониной песни «Не исчезай» мне показалось очень душевным и хотя, где-то она была не в голосе, где-то появилась хрипотца...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну и ничего!..
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – ...но это актриса, конечно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да!
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – ...не певица, поэтому...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ей очень хочется петь. Это не значит, что она поёт, она напевает...
Звучит песня «Не исчезай» из телевизионного фильма «Ольга Сергеевна» (1975 год, режиссёр Александр Прошкин), музыка Микаэла Таривердиева, стихи Андрея Вознесенского, в исполнении Татьяны Дорониной.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Микаэл Таривердиев, стихи Андрея Вознесенского, «Не исчезай» из телевизионного фильма «Ольга Сергеевна». Пела Татьяна Доронина.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – А мы же продолжаем чествовать всех Татиан в их День именин.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Следующая песня так и называется, даже не «Татьянин день», а просто «Татьяна» и исполняет её Пётр Лещенко.
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Первый» Лещенко.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Сегодня уже пел Лев Лещенко, который «второй»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А, да, второй пел, сейчас первый будет петь. Мы как-нибудь о Петре Константиновиче, конечно, расскажем подробнее...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Но сегодня главенствует Татьяна...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...сегодня у нас Татьяна и танго: «Встретились мы в баре ресторана...» - танго «Татьяна», танго Марка Марьяновского. Пётр Лещенко.
Звучит танго «Татьяна» (музыка и стихи Марка Марьяновского) в исполнении Петра Лещенко и оркестра Эрнста Гёнигсберга-Геккера. Грампластинка 1936 года.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Марк Марьяновский, его песня «Татьяна», пел Пётр Лещенко, 1930-е годы.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – А следующая песня, которую мы предлагаем записать на ваши магнитофоны, называется «Дорогой длинною». Наверное, многие из вас помнят её в исполнении Александра Николаевича Вертинского.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А некоторые даже думают, что это его песня, но это не так.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Я чья же это песня?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это песня замечательного композитора 1920-х - 1930-х годов Бориса Фомина. Масса у него прекрасных песен!
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Стихи?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Стихи Константина Подревского. Александр Николаевич просто первый исполнял эту песню.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – И исполнял её чудно, замечательно. Но вот это исполнение, мне кажется, звучит даже более...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ой, не надо сравнивать, ради Бога! Никого ни с кем не надо сравнивать.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Хорошо. По крайней мере, это звучит оригинально.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я думаю, что Александр Николаевич для своего времени спел не хуже, чем Мэри Хопкинс для наших дней.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Да. И можно сказать, что она вернула чуть забытую песню на новом этапе, правда, на английском языке. Если я не ошибаюсь спродюсировал этот проект Мэри Хопкинс Пол Маккартни.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Знаменитый Пол Маккартни...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Каким образом спродюсировал?
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Он выбрал эту песню, решил её сделать вот в этом варианте на английском языке. Мне очень нравится, когда там поётся про русские «russian bayans» - «русские гармони» и когда... там такие слова есть: «once upon a time, there was a tabor» - «цыганский табор», фактически сделано...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, да, от стихов, там, конечно, мало что осталось...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Да, мало, что осталось, но исполнение замечательное. И вот, что странно: по каким-то причинам не сложился этот союз Мэри Хопкинс и Пола Маккартни и, фактически, это была певица одной песни...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нереализованная идея была...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Певица одной песни. Но она осталась в памяти именно с этой песней «Those were the days, my friend!»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вообще, хрустально как-то, изящно очень всё это сделано и поэтому, в данном случае... вот, ремейк это, да? Вот он меня не смущает никаким образом. Слушаем, а кто не знает это произведение, пишем. Очень вам советую.
Звучит песня «В былые времена» («Those were the days», «Дорогой длинною»). Музыка Бориса Фомина, аранжировка Ричарда Хьюсона (Richard Hewson), стихи Джина Раскина (Gene Raskin, Eugene Raskin). Исполняет Мэри Хопкин (Mary Hopkin). Запись 1968 года.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – «Those were the days, my friend!».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Образованность свою всё хочет показать! И говорят всё по непонятному... Переведите, пожалуйста!
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – «Дорогой длинною». Исполняла Мэри Хопкинс. Музыка Бориса Фомина, стихи Константина Подревского.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Браво! Ну что же, и позвольте напомнить, да что там напомнить! Все, конечно, знают, помнят, что сегодня 60 лет великолепному поэту, актёру, автору и исполнителю своих песен Владимиру Семёновичу Высоцкому. С 1964 года Владимир Семёнович на Таганке - Хлопуша, Гамлет, Лопахин... В фильмах - это «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя», ещё масса других картин, но всё-таки, конечно, нереализованный до конца он остался, как актёр... Я недавно обратил внимание на то, что... прочитал где-то, что в 1987 году, стало быть, через 7 лет после смерти Высоцкого, ему была присуждена Государственная премия СССР. Большего издевательства, по-моему, по отношению к памяти гениального человека придумать просто трудно. Можете себе представить? Как это, премию... премия присуждается человеку, которого 7 лет нет на свете!.. Действительно, вспоминается гениальный Пушкин:
“Они любить умеют только мёртвых...” ****
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Отечество не выбирают, как говорится, что делать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Так уж, это да... Ну и в связи со всем этим тогда уж «Тюремно-театральный этюд на таганские темы». Мы предлагаем вам записать эту вещь в исполнении Высоцкого, потому что это уникальная совершенно запись, её, кажется, нет на дисках и не знаю, может быть, в домашних записях у кого-то есть. Это трансляционный запись... да не трансляционная, а просто была записана на Вечере в...
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Своего рода, капустник, да, посвящённый 10-летию театра...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, 10-летию Театра на Таганке в 1974 году.
Звучит песня «Тюремно-театральный этюд на таганские темы» в исполнении автора, Владимира Высоцкого.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Владимир Высоцкий. «Тюремно-театральный этюд на таганские темы», к 10-летию Театра на Таганке. С юбилейного вечера запись, 1974 год.
Звучит мелодия заставки передачи «Запишите на ваши магнитофоны»
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Ну что же, на сегодня, пожалуй, всё.
Виктор ТАТАРСКИЙ – 4-й выпуск передачи «Запишите на ваши магнитофоны» закончен.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Его, как обычно, готовили для вас авторы Виктор Татарский...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и Дмитрий Кувшинчиков. А помогала нам в аппаратной оператор Лена Садовая.
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Ну и, если вам есть, что написать нам, авторам этой программы, пишите. Мы с радостью прочтём ваши письма: 121812, Москва, Малая Никитская, 24, «Радио 1», передача «Запишите на ваши магнитофоны».
Виктор ТАТАРСКИЙ – До следующей встречи в воскресенье... это какое будет число у нас, первое?
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – 1 февраля.
Виктор ТАТАРСКИЙ – 1 февраля в 20 часов 10 минут. Счастливо!
Дмитрий КУВШИНЧИКОВ – Всего вам дорого!
Примечание: * строки из второй главы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Примечание: ** строки из пятой главы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Примечание: *** речь идёт о записи 1949 года, сделанной Полем Робсоном в Москве и в том же году изданной на грампластинке под названием «Негритянская колыбельная “Спи, мой бэби”» (авторы музыки Джордж Говард Клутсам, Вига, Уинстон, автор стихов Джордж Говард Клутсам). Полю Робсону аккомпанировал пианист Александр Павлович Ерохин.
Примечание: **** строка из исторической драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Радиопередача «Запишите на ваши магнитофоны» (автор - Григорий Либергал, редактор - Галина Гордеева, ведущий - Виктор Татарский) звучала в по «Маяку» с 20 декабря 1970 года по 5 марта 1972 года дважды в месяц по воскресеньям (с повторами по понедельникам). С лета 1972 года по май 1973 года в эфир радиостанции «Маяк» выходили как новые выпуски, так и «По страницам передачи “Запишите на ваши магнитофоны”» (музыкальные подборки без ведущего). Музыкальная палитра выпусков этого периода стала включать и джазовую музыку, и записи лауреатов песенных фестивалей в Сан-Ремо, «Братиславская лира», «Ополе», «Сопот», «Евровидение». С октября 1973 года по август 1976 года передача с ведущим Виктором Татарским была возобновлена под названием «На всех широтах», а затем, вплоть до начала 1980-х годов, - «Мелодии зарубежной эстрады». Редакторами этих циклов, помимо Галины Гордеевой, в разное время были Татьяна Коломийцева и Вера Карпеченко. Музыкальные записи из своих коллекций предоставляли, помимо Григория Либергала, Вячеслав Осокин, Артур Макарьев, Дмитрий Ухов, Артемий Троицкий и журналисты-международники Владимир Познер, Игорь Фесуненко, Владимир Цветов. Эти журналисты сотрудничали и с передачей «Музыкальный глобус», выходившей в эфир с 1967 по 1997 годы, редакторами которой были Екатерина Тарханова и Виктор Татарский, а ведущими - Мария Ключникова и Виктор Татарский. Подробную информацию о циклах передач «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах» 1970-х годов читайте
Радиостанция «Радио 1», 25 января 1998 года
Другие выпуски возрождённого цикла передач «Запишите на ваши магнитофоны»:
Передача восстановлена полностью. Магнитозаписи из личного архива Виктора Татарского и фонотеки радиослушателя из Нижнего Тагила Сергея Рововых. Веб-архив «Встречи с песней» благодарит Сергея Борисовича Рововых за сохранение и оцифровку записи эфира радиостанции «Радио 1».
О совместных с Виктором Витальевичем Татарским прямых эфирах на общероссийской радиостанции «Радио 1» вспоминает журналист Дмитрий Николаевич Кувшинчиков. Предлагаем вашему вниманию записи выпусков программы «Вечер с Виктором Татарским и Дмитрием Кувшинчиковым» от 22 января, 5 марта, 26 марта и фрагмент выпуска от 27 августа 1997 года, а также запись передачи «Песни Победы на старый лад» от 9 мая 1997 года, вели которую также В.В. Татарский и Д.Н. Кувшинчиков.
Уважаемые читатели! Будем признательны, если с вашей помощью сможем разыскать другие записи радиопередач с участием Виктора Татарского, интервью Виктора Витальевича, выпуски 1960-х - 1990-х годов «Встречи с песней», «Музыкального глобуса», архивы передач 1970-х годов радиостанции «Маяк» - циклы «Запишите на ваши магнитофоны», «На всех широтах», «Мелодии зарубежной эстрады». Поделитесь, пожалуйста, магнитофонными лентами из домашних фонотек, которые мы поможем оцифровать. Пишите нам по электронной почте:
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте