Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 959
(28 мая 2005 года)
-
Виктор Татарский: «Во “Встрече...” прозвучало уже несколько песен, посвящённых драматическим для России событиям Русско-японской войны*, столетие которой отмечалось в прошлом году и отмечается в эти дни. В частности, сегодня 100 лет со дня поражения российского флота у островов Цусима. 28 мая по новому стилю 1905 года японский флот под командованием адмирала Хэйхатиро Того разгромил 2-ю Российскую тихоокеанскую эскадру, которой командовал вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. После Цусимы Россия была вынуждена начать мирные переговоры с Японией. Владимир Семёнович Волога из города Губкина Белгородской области вспоминает о песне, посвящённой горькому для русских моряков Цусимскому сражению...» Автор письма: Владимир Семёнович Волога, город Губкин, Белгородская область, “...мне пришлось длительное время служить на подводной лодке «Щ-134» - «Щуки»**. Эта дизельная подлодка выдержала нелёгкое испытание в годы войны на всех наших флотах. В 1943 - 1945 годах нам приходилось находиться в длительном автономном плавании по охране дальневосточных рубежей от возможной агрессии Японии. И моряки-подводники в свободное время от вахты любили петь. Больше всего была нам по душе песня о Цусиме, где есть слова:
«В Цусимском проливе далёком,
Вдали от родимой земли
На дне океана глубоком
Забытые есть корабли...»
К сожалению, эту песню мне так и не довелось больше слышать...”» «Песня о Цусиме» («В Цусимском проливе далёком...»). Автор музыкальной обработки Юрий Милютин. Автор литературного первоисточника Владимир Тан-Богораз, автор переработки 1939 года Василий Лебедев-Кумач. Исполняет ансамбль Тихоокеанского флота. Запись 1946 года. Стихотворение «В Цусимском проливе далёком...» («Цусима») было написано Владимиром Германовичем Тан-Богоразом в 1905 году. К 100-летию драматических событий Русско-японской войны - поражения Российского флота у островов Цусима.Упоминаемые персоны: Маркиз Того Хэйхатиро (1848-1934, японский военно-морской деятель, маршал флота Японской империи, командующий Объединённым флотом Японии в русско-японской войне 1904-1905 годов); Зиновий Петрович Рожественский (1848-1909, русский флотоводец, вице-адмирал, генерал-адъютант, потерпевший сокрушительное поражение при командовании Российским флотом в Цусимском сражении).
-
Автор письма: Рудольф Александрович Зернин, постоянный слушатель и участник «Встречи с песней», город Пермь, «...пишу о Николае Фёдоровиче Щеголькове, чей голос звучал недавно во “Встрече...” Этот прекрасный певец - один из ярких представителей плеяды басов земли русской и советского вокального искусства, 100-летие которого в мае этого года. Он был солистом Большого театра с 1944-го по 1960-й годы. До этого пел в Ташкентском, Горьковском, Свердловском оперных театрах. Современники высоко ценили разностороннее вокально-сценическое дарование артиста, проявившееся и в ролях русских и советских опер, и в партиях западноевропейского репертуара». - «И далее, постскриптум», - В.Т., «Виктор Витальевич, ваш сюжет с прекрасной джазовой композицией Сачмо в недавней “Встрече...” был беспардонно прерван операторами “Радио России”. Такая же бестактность случалась и прежде». Виктор Татарский: «Рудольф Александрович, операторы “Радио России” здесь ни при чём. Мы специально начинаем “Встречу...” на две-три минуты раньше, чем прежде, то есть, в 21 час 8 минут, а не в 10, чтобы вы смогли дослушать её до конца. Так что все вопросы к вашему областному радио. Да и не только к вашему: к сожалению, обрывают на полуслове нашу “Встречу...” не только в Перми. Я просил уже не раз найти какой-то выход, но... всё бесполезно, видимо. Рудольф Александрович, возвращаюсь к Николаю Фёдоровичу Щеголькову, о котором вы пишите. Предлагаю вам послушать в его исполнении “Песню ямщика” Александра Гурилёва на стихотворение Константина Бахтурина, пожалуйста...» «Песня ямщика». Композитор Александр Гурилёв. Поэт Константин Бахтурин. Исполняет Николай Щегольков. Государственный русский народный оркестр под управлением Дмитрия Осипова. Запись 1948 года***. 29 мая (11 июня) 1905 года родился советский оперный певец (бас), заслуженный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий Николай Фёдорович Щегольков. К 100-летию со дня рождения Николая Щеголькова (1905-1981).
Упоминаемая персона: Луи Армстронг (Louis Daniel Armstrong, 1901-1971, американский джазовый музыкант, трубач и вокалист, оказавший одно из наибольших влияний на развитие джаза и внёсший значительный вклад в его популяризацию во всём мире; прозвище Сачмо закрепилось за Луи Армстронгом в самом начале музыкальной карьеры, имеется множество версий происхождения этого слова, но все они сходятся к тому, это сокращение от английского Satchel Mouth (рот-кошёлка, рот-рюкзак), сам Армстронг в автобиографии писал, что это прозвище дали ему в детстве мальчишки, дразнившие его за большой рот, по другой версии, слово Satchel здесь означает меха - именно с ними ассоциировалась мимика Армстронга, играющего на трубе).
-
Виктор Татарский: «Это письма из Саратова от поэта Николая Егоровича Палькина, песни которого звучат во “Встрече...” Недавно, например, была его песня с музыкой Октября Васильевича Гришина в исполнении Пензенского хора “Не ругай меня, мама” - очень красивая, подлинная современная русская лирическая песня, что сегодня редкость. В основном слышатся вульгарные подделки и имитации. Итак, вот что пишет Николай Егорович...» Автор письма: Николай Егорович Палькин, поэт, заслуженный работник культуры РСФСР, город Саратов, «...в этом году моей первой песне исполнилось 50 лет. Это “Последнее письмо”, музыка Александра Ивановича Живцова, царство ему небесное. В ночь под новый, 1955 год по Всесоюзному радио её впервые спела Александра Яковенко. Ни нот у меня нет, ни пластинки с голосом талантливой певицы. Не смог, дурак, сохранить “Последнее письмо”, как и другую с музыкой Живцова мою песню “Не зови меня спать, перепёлка” ****». - «Николай Егорович, обе песни были во “Встрече...”, да и не только они», - В.Т., «Не могу не напомнить, что “Перепёлку” пела в те годы, что меня особенно радовало, Надежда Андреевна Обухова. Здесь, в Саратове, затевается издание моих песен с нотами*****. Спрос большой, потому я на эту тему так и разговорился. Безумно рад слышать ваш такой знакомый, можно сказать, родной голос. Дай вам бог всего хорошего. Ваш Николай Палькин». Виктор Татарский: «Благодарю вас, Николай Егорович! Здоровья и вам, и новых стихов. Вашу книгу, присланную мне, прочитал. Много интересного. Во “Встрече...” всегда есть письма о той или иной вашей песне. Ну, то есть, не в каждом выпуске звучат эти песни, но письма есть. Вы пишите о юбилее “Последнего письма” - пожалуйста, вот письмо Алексея Трофимовича Афанасьева из Белгорода...» Автор письма: Алексей Трофимович Афанасьев, Белгород, «...я служил на Тихоокеанском флоте с 1956-го по 1960-й годы. И все эти годы моя невеста начинала ко мне письма словами:
“Здравствуй, милый ты мой Алёша,
Как живёшь, как твои дела?
Нынче вечер такой хороший,
А вот я никуда не пошла”.
Это песня “Последнее письмо”, если мне не изменяет память. С той, кто посылал мне эти строки, мы уже 45 лет вместе. Пожалуйста, найдите эту песню и сообщите, кто её автор». Виктор Татарский: «Ещё раз повторю: поэт Николай Палькин, композитор Александр Живцов, пела её Александра Яковенко. В этом году песне 50 лет». Песня «Последнее письмо». Композитор Александр Живцов. Поэт Николай Палькин. Исполняет Александра Яковенко. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Юрий Силантьев. К 50-летию создания песни «Последнее письмо».Упоминаемые персоны: Октябрь Васильевич Гришин (1927-1981, советский композитор, автор фольклорной музыки к фильмам; организатор Пензенского русского народного хора профсоюзов; народный артист РСФСР); Надежда Андреевна Обухова (1886-1961 российская, советская оперная певица (меццо-сопрано); лауреат Сталинской премии I степени; народная артистка СССР).
-
Автор письма: Александр Николаевич Юзефович, профессор Пермского государственного технического университета, заслуженный строитель России, город Пермь, «...уважаемый Виктор Витальевич, для выпускников-строителей Уральского политехнического института 1955 года нынешний год - год золотых юбилеев. Прежде всего, это полвека со дня расставания со студенческой жизнью, но это ещё полвека наши студенческим свадьбам и 50 нашим первенцам. Мы каждые 5 лет собираемся нашей группой, и, представьте себе, за эти полвека не было ни одной сорванной встречи. Одна песня стала гимном нашей группы, привезли мы её когда-то с военных сборов:
“Чьё-то сердце оборвалось,
Так любить оно хотело,
Чьё-то сердце загрустило
И за войском полетело.
Шёл солдат своей дорогой,
Сердце бедное приметил,
Взял его в походный ранец
И пошёл сквозь дождь и ветер”.
В конце мая мы соберёмся на свою “золотую” встречу, и было бы здорово, если б вы сделали для нас подарок, передав по “Радио России” во “Встрече с песней” наш гимн. Постскриптум (после письма, - В.Т.). А группа у нас очень дружная. Если б вы знали, сколько мы напроектировали и построили на огромной территории Союза за полвека! Среди нас и академик, и заслуженные строители и архитекторы России. Мы гордимся и тем, что нашим однокашником является первый президент России, который не пропустил ни одной нашей студенческой встречи и теперь вместе с нами». Песня «Второе сердце». Первоначальные музыка и слова Михала Зелиньского (Michal Zielinski)******. Композитор Никита Богословский. Поэт Евгений Долматовский. Исполняет Леонид Утёсов. Государственный джаз-оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1945 года.Упоминаемая персона: Борис Николаевич Ельцин (1931 г.р., советский и российский партийный, государственный и политический деятель, первый Президент Российской Федерации с 1991 по 1999 годы; с ноября 1991 по июнь 1992 года одновременно возглавлял правительство России, с марта по май 1992 года исполнял обязанности министра обороны Российской Федерации; в 1955 году Борис Ельцин окончил строительный факультет Уральского политехнического института с квалификацией «инженер-строитель» по специальности «Промышленное и гражданское строительство», освоил несколько рабочих профессий (каменщика, бетонщика, столяра, стекольщика, штукатура, маляра, плотника, машиниста крана), затем работал на строительстве разных объектов мастером, начальником участка; пройдя все этапы карьерного роста, в 1966 году в возрасте 35 лет стал директором Свердловского домостроительного комбината - крупнейшего в области; в 1976 году в возрасте 45 лет по рекомендации Политбюро ЦК КПСС Борис Николаевич был избран первым секретарем Свердловского обкома КПСС (фактическим руководителем Свердловской области), и занимал эту должность до 1985 года; «свердловский» период биографии первого президента России отмечен оживлением хозяйственно-экономической и общественной жизни края, он сделал очень много для развития жилищного строительства, инженерных сетей, улучшения благосостояния жителей столицы Урала и всей Свердловской области).
-
Виктор Татарский: «Сегодня День пограничника». Автор письма: Зинаида Васильевна Пономарёва, город Медынь, Калужская область, «...встречали мы 1950 год в клубе Пограничного училища, что в городе Бабушкине под Москвой. На этом вечере и познакомилась я с Петей Пономарёвым. И звучала на этом вечере песня “Далеко-далеко, где кочуют туманы...” Осенью того же года, окончив училище, Пётр уехал на службу, на границу в Таджикистан, а мне предстояло заканчивать последний курс библиотечного института. И песня эта помогала нам в разлуке, она как будто для нас была написана, звучала как пароль... Муж мой, полковник Пётр Константинович Пономарёв, прослужил в погранвойсках 43 года. Совсем немножко не дожил он до золотой нашей свадьбы. Очень прошу вас о песне “Далеко-далеко” в знак памяти об этом замечательном человеке. Последние 10 лет мы с Петей жили в родительском домике в Калужской области. Я и сейчас здесь живу, одиноко и тихо, как в песне той поётся...» Песня «Далеко, далеко». Композитор Георгий Носов, автор аранжировки Борис Александров. Поэт Александр Чуркин. Исполняет Георгий Виноградов. Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии. Дирижёр Борис Александров. Запись 1950 года. 28 мая День пограничника - профессиональный праздник личного состава пограничных войск КГБ СССР и пограничной службы ФСБ России.
-
Виктор Татарский: «27 мая российскому поэту Александру Николаевичу Башлачёву исполнилось бы 45 лет. Он прожил всего 28... 17 лет его уже нет с нами...» Автор письма: Наталья Буровцева, город Ярославль, «...Артемий Троицкий вспоминал: “Зимней ночью мы шли к платформе Переделкино в надежде на последнюю электричку, и Саша Башлачёв рассказывал мне о переселении душ. Он сказал, что точно знает, кем был в прошлой жизни, и что это было очень страшно. «Давно? - полюбопытствовал я. - В средневековье?» - «Нет, - ответил он. - Недавно». - «Интересно, - я стал рассуждать о делах, в которые, строго говоря, не очень-то верил, - почему, по какой команде душа вселяется в очередное тело?» - «Я знаю, как это происходит, - сказал Башлачёв. - Душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит на небесах энергия памяти”. Вскоре Саша Башлачёв выбросился из окна. Вероятно, самоубийство считается смертным, то есть, неотпускаемым грехом ещё и потому, что до последнего мгновения пока человек живёт, ему открыт путь духовного возрождения. Есть надежда на спасительный луч света, который прорежет тьму отчаявшейся человеческой души. “Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться”, - произносит Катерина в “Грозе” Островского, стоя над волжским обрывом.
“- Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.
Если хочешь - стихами грехи замолю,
Но объясни - я люблю оттого, что болит,
Или это болит оттого, что люблю?”
Это из башлачёвского “Посошка”. О чём же спел, что прокричал нутром Саша Башлачёв? Да всё о том же, о чём Блок, Есенин, Высоцкий - о загадочной русской душе, об этом невообразимом сплаве святости и низости, смирения и разгула, предельной отзывчивости - и глухоты. Тот же Артемий Троицкий справедливо замечает: “К сожалению, когда говоришь, о чём песни Башлачёва, часто приходится прибегать к «пафосным», девальвированным едва ли не до уровня кича словам, вроде «русская душа», «вера и надежда», «любовь и смерть», «духовная сила». Конечно, это не Сашина вина. Напротив, он один из немногих, кто взял на себя смелость и сказал истинное слово об этих вечных, но затёртых ценностях”. Почему-то в эти дни об Александре Башлачёве я думаю строчками из стихотворения Иосифа Бродского:
“Через гордый язык,
хоронясь от забвения с тщанием,
от небесных музык
Пробираются память с молчанием
В мой последний пенат
- то ль слезинка, то ль веточка вербная, -
и тебе не понять,
да и мне не расслышать, наверное,
То ли вправду скрипят паруса,
Как на Стиксе уключины.
То ли песня навзрыд сложена
и посмертно заучена” .
“Души держатся на небесах энергией памяти ... Наверное, наши молитвы - это и есть живая память об ушедших». Песня «Все от винта!» Автор музыки и стихов Александр Башлачёв. Исполняет Александр Башлачёв. 27 мая 1960 года родился рок-музыкант, поэт, бард, автор-исполнитель Александр Николаевич Башлачёв. К 45-летию со дня рождения Александра Башлачёва (1960-1988).Упоминаемые персоны: Артемий Кивович Троицкий (1955 г.р., советский и российский рок-журналист, музыкальный критик, педагог, теле- и радиоведущий, писатель, актёр; один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России; член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей, ведущий этих концертов; Наталья Буровцева приводит цитаты из воспоминаний Артемия Троицкого об Александре Башлачёве, впервые опубликованных в журнале «Огонёк», №20 за 1989 год); Александр Николаевич Островский (1823-1886, русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра; драма «Гроза» была написана Александром Островским в 1859 году, её главная героиня - Катерина Кабанова, «молодая женщина, которая в силу жизненных обстоятельств оказалась жертвой лицемерного, прогнившего изнутри общества»); Александр Александрович Блок (1880-1921, русский поэт Серебряного века, а также писатель, публицист, драматург, переводчик и литературный критик; классик русской литературы XX столетия; один из крупнейших представителей русского символизма); Сергей Александрович Есенин (1895-1925, русский и советский поэт, писатель; одна из крупнейших личностей Серебряного века, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма); Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард)); Иосиф Александрович Бродский (1940-1996, русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, педагог; стихи писал преимущественно на русском языке, эссе - на английском; лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью»; Почётный гражданин Санкт-Петербурга; Наталья Буровцева почти точно цитирует строки стихотворения Иосифа Бродского 1964 года «Как тюремный засов...»).
-
Виктор Татарский: «26 мая исполнилось 95 лет со дня рождения известного музыканта, руководителя джаз-оркестра, Эдди Игнатьевича Рознера. Письмо из Польши, из города Скерневице, от Георгия Сухно». Автор письма: Георгий Сухно, город Скерневице, Польша (Skierniewice, Polska), «...Эдди Рознер родился 26 мая 1910 года в Берлине. У него были четыре сестры: Эрна, Регина, Дора, Марта и брат Зигфрид. Их отец был сапожником, мать - уборщицей. Музыкальные способности мальчика проявились уже в четырёхлетнем возрасте, и в шесть лет Эдди поступил в одну из Берлинских музыкальных школ по классу скрипки, закончил её с отличием, но позже по совету дяди стал трубачом. В 1928 году Рознер играл уже в одном из лучших в Берлине джаз-оркестров. На международном конкурсе трубачей, организованном в Соединенных Штатах, первым трубачом мира назван был Луи Армстронг, Рознер занял второе место. После прихода Гитлера к власти он иммигрировал в Польшу, но вскоре вынужден был бежать оттуда в Советский Союз. Покровителем Эдди Рознера стал первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, который поручил ему организовать Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР. Премьера состоялась весной 1940 года в Большом театре Минска. После этого оркестр пригласили в Москву и Ленинград. В Сочи был концерт для Сталина. Когда началась война, Рознер остался без артистов и музыкантов: почти все ушли из Советского Союза с польской армией генерала Андерса. В новом составе в течение 1942-го - 1943-го годов оркестр совершал турне от Армении до Сибири. В 1944 году перешёл в ведение Министерства обороны с постоянным местом пребывания в Москве. По случаю победы над фашизмом Эдди Рознер приготовил новую программу “Вот мы и празднуем”. Но вскоре партийная инквизиция объявила кампанию борьбы с космополитизмом. Эдди Рознер, “пришелец с гнилого Запада”, был самой подходящей жертвой. В 1946 году в газете “Известия” появилась статья Елены Грошевой “Пошлость на эстраде”, в которой Эдди Рознер был назван “распространителем развращающей молодёжь западной музыки”. Это был донос. 28 ноября 1946 года Эдди Игнатьевич Рознер был арестован, а 7 июля 1947 года постановлением Особого совещания при МГБ******* осуждён на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. В лагере его уже ожидали и сразу же поручили создать лагерный эстрадный оркестр. И он создал его, хотя здесь было совсем немного профессиональных музыкантов. В лагере Эдди Игнатьевича очень любили. Говорят, что когда он играл на трубе “Тонкую рябину”, зэки плакали. 22 мая 1954 года Рознер был амнистирован, вернулся в Москву и вновь создал оркестр. Дочь Рознера, Эрика, жившая в Нью-Йорке, обратилась к президенту Никсону, и после 33 лет скитаний, в 1973 году Эдди Рознер вместе с женой возвращается на Родину, в Берлин. Через три года он писал немецким властям: “Я живу с женой в Германии в очень трудных условиях, в нищете. Никто здесь не хочет моей музыки. Я должен обращаться за помощью, помогите мне”. Эдди Игнатьевич умер 8 августа 1976 года от инфаркта. Ответ немецких властей пришёл с опозданием - государство выдало ему пособие, как жертве фашизма. Остался чёрный камень на Берлинском кладбище, остались песни, запечатлённые на старых шипящих пластинках». Шуточная песенка «Ковбойская». Композитор Альберт Гаррис, автор аранжировки Эдди Рознер. Поэт Юрий Цейтлин. Исполняют Павел Гофман, Юрий Благов, Луи Маркович и Джаз-оркестр Белорусской ССР под управлением Эдди Рознера. Грампластинка 1944 года. 26 мая 1910 года родился джазовый трубач, скрипач, дирижёр, композитор и аранжировщик, живший и работавший в Германии, Польше и СССР, заслуженный артист Белорусской ССР Эдди Игнатьевич Рознер. К 95-летию со дня рождения Эдди Рознера (1910-1976).
Упоминаемые персоны: Луи Армстронг (Louis Daniel Armstrong, 1901-1971, американский джазовый музыкант, трубач и вокалист, оказавший одно из наибольших влияний на развитие джаза и внёсший значительный вклад в его популяризацию во всём мире); Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко (1902-1984, советский партийный и государственный деятель; с 1938 по 1947 годы первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии, с 1944 по 1948 годы глава правительства Белорусской ССР); Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза; инициатор перевода страны на курс индустриализации, коллективизации, построения плановой экономики и активизации культурной революции в СССР, в то же время с именем Сталина также связывают голод 1932-1933 и 1946-1947 годов, депортацию народов, религиозное преследование, раскулачивание и массовые политические репрессии; мнения и оценки исторической роли Иосифа Сталина отличаются крайней полярностью); Владислав Альберт Андерс (Władysław Albert Anders, Владислав Альбертович Андерс, 1892-1970, дивизионный генерал (генерал-лейтенант) польской армии, польский военный и политический деятель, командовал отдельными польскими формированиями во время Второй мировой войны, в 1945 году главнокомандующий польскими силами на Западе); Елена Андреевна Грошева (1908-2002, музыковед, редактор, журналист, музыкальный лектор Всесоюзного радиокомитета; редактор-составитель сборников; сотрудник газет и журналов «Музыка», «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советское искусство», «Театр», «Смена»; с 1943 по 1948 годы - старший инспектор Главного управления музыкальных учреждений Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, с 1948 по 1952 годы - заместитель председателя комиссии по музыкальной критике Cоюза композиторов СССР, в дальнейшем - главный редактор журнала «Советская музыка»; Елена Грошева автор более ста статей по различным вопросам советской музыкальной культуры, советскому исполнительскому творчеству, в том числе статьи в газете «Известия» от 18 августа 1946 года «Пошлость на эстраде», критиковавшей репертуар джаз-оркестра под управлением Эдди Рознера); Ричард Милхауз Никсон (Richard Milhous Nixon, 1913-1994, американский политический и государственный деятель, 37-й президент (с 1969 по 1974 годы); единственный президент США, ушедший в отставку до окончания срока); Эрика Рознер (1941 г.р., дочь Эдди Рознера и Рут Каминской; имя Эрика образовано от инициалов бабушки - Эстер-Рохл Каминской; после 1954 года (после развода родителей) Рут с Эрикой перебрались из СССР в Варшаву, затем в Нью-Йорк).
Примечание: * песни, посвящённые драматическим событиям Русско-японской войны, о которых говорит автор передачи, можно услышать, например, в 846 (от 26 мая 2001 года), 923 (от 14 февраля 2004 года), 924 (от 28 февраля 2004 года), 940 (от 25 сентября 2004 года) и 948 (от 8 января 2005 года) выпусках «Встречи с песней».
Примечание: ** «Щ-134» - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежащая к серии X проекта Щ - «Щука». Лодка была заложена 23 июля 1934 года на заводе №194 «имени Марти» в Ленинграде, в 1935 году в виде секций перевезена по железной дороге на завод № 202 «Дальзавод» во Владивостоке и 4 сентября 1935 года спущена на воду, а 27 декабря 1936 года вошла в состав 34 дивизиона 3 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.
Примечание: *** по сведениям филофонистов, «Песню ямщика» Николай Щегольков записал не в 1953 году, а в 1948-м и в том же году вышла грампластинка певца с этой записью.
Примечание: **** песня Александра Живцова на стихи Николая Палькина «Не зови ты меня, перепёлка», записанная Надеждой Обуховой в 1962 году с пианистом Матвеем Сахаровым:
Примечание: ***** в 2005 году в Саратове, в Приволжском книжном издательстве вышел сборник произведений Николая Егоровича Палькина с нотами «Не шуми, моя берёза...», в аннотации к которому говорится: «В книге российского поэта Николая Палькина собраны песни и романсы на его стихи, выдержавшие в основном испытание временем. Это своеобразный итог многолетней работы поэта в одном из любимых жанров».
Примечание: ****** песня «Второе сердце» («Твоё сердце со мной», Serce w plecaku, что в дословном переводе с польского - «Сердце в ранце») была написана в 1933 году офицером Войска Польского Михалом Зелиньским. Лирический герой песни - солдат, нашедший вырвавшееся из груди сердце (аллегория грусти, тоски), и положивший его в свой ранец, после чего перестал испытывать страх перед врагами. Песня приобрела большую известность во время Второй мировой войны и была переведена на русский язык Евгением Долматовским, новую музыку к ней написал Никита Богословский. В СССР изначально песня называлась по первой её строке - «Чьё-то сердце загрустило...», но, войдя в репертуар Леонида Утёсова, стала именоваться «Второе сердце».
Примечание: ******* МГБ - Министерство Государственной Безопасности СССР, созданное 15 марта 1946 года в результате реорганизации Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 959 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 958 | Выпуск 960 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.